матки и трофобластическая болезнь. Ооперация и дистанционная лучевая терапия в суммарной дозе 36 Гр были приоритетным методом комбинированного лечения больных первичными и метастатическими злокачественными новообразованиями вагины, при этом наблюдалась экзофитно-инфильтративная форма роста у 9 больных, у 8 - экзофитная (в 4 случаях - с изъязвлением). У 7 больных в анамнезе была выполнена экстирпация матки по поводу злокачественной опухоли.
Результаты. При эхографии визуализировались образования размером < 2 см - 2 наблюдения; 2-4 см - 11; > 4 см - 7 случаев. Киста и лейомиома влагалища были одиночными однородными образованиями с ровными четкими контурами, имели подслизистое расположение и тугоэластичную или плотную консистенцию. ограниченную подвижность и локализацию в нижней трети влагалища на боковой или передней стенке, характеризовались слабой васкуля-ризацией. Первичные злокачественные опухоли визуализировались как гипоэхогенные узловые
образования с неровными четкими контурами, имели периферический или смешанный тип васкуляризации. Признаки инвазии в стенку влагалища имелись у 3 больных, т.е. между опухолью и стенкой влагалища граница не прослеживалась или была «размыта», при этом имелся интенсивный характер распределения цветовых точек, локусов при трансвагинальной энергетической допплерометрии. Метастатические опухоли характеризовались следующими ультразвуковыми признаками: одиночный узел у 8 больных, опухолевый инфильтрат у 4, четкие границы - 7 наблюдений, неоднородная гипоэ-хогенная структура - 8 больных, изоэхогенная - 4 случая. Хорошая периферическая васкуля-ризация отмечена у 4 пациенток, умеренная - у 8 больных.
Выводы. Сопоставление ультразвуковых топограмм с данными морфологического исследования помогло нам выявить наиболее характерные ультразвуковые характеристики опухолей влагалища и их распространенность.
доклинические исследования фотонзахватной терапии
в.н. кулаков1 , и.н. шейно1 , п.в. ижевский1, а.н. липенгольц1, ю.а. федотов1, в.ф. хохлов1, т.а. насонова1, о.а. Добрынина1, м.с. Некрасов2
Федеральный медицинский биофизический центр им. А.И. Бурназяна ФМБА России, г. Москва1
НИИ фотонной лучевой терапии, г. Москва2
Цель работы - доклинические исследования эффективности фотонзахватной терапии (ФЗТ) с препаратом Фонетраст на основе Gd.
Материал и методы. Источник излучения -рентгеновский микрофокусный аппарат (ООО «Диагностика-М»), с прострельной трубкой жидкостного охлаждения анода, с максимальным напряжением 150 кВ и максимальным током трубки 100 мкА. Результаты измерений глубинного распределения мощности дозы в воде на расстоянии более 40 мм на оси пучка излучения показали её существенное уменьшение (до 50%) на глубинах 5-10 мм по сравнению с мощностью дозы на поверхности.
Экспериментальная модель. Для перевивки мышам-самцам (СВАхС57В1^, массой тела 18-20 г, использовали культуру клеток мышиной меланомы В16F10. Проведено облучение 18 мышей, по 6 в 3 группах облученных рентгеновским излучением в дозе: 1) 10 Гр, 2) 20 Гр и 3) 20 Гр с интратуморальным введением препарата Фонетраст (концентрация Gd 78,6 мг/мл) перед облучением. Размер перевитой опухоли не превышал 15 мм по наибольшему измерению. Размер поля облучения - 20 мм. Для обеспечения локального облучения опухолей использовали коллиматор диаметром 20 мм из нержавеющей стали, покрытой свинцом толщиной 1 мм.
Результаты. Время задержки роста опухоли для ФЗТ с препаратом Фонетраст увеличилось в два раза по сравнению с облучением без препарата. Время дорастания опухоли до двойного объема для ФЗТ увеличилось приблизительно в 1,5 раза по сравнению с облучением в той же дозе без препарата. Индекс роста опухоли для ФЗТ в два раза меньше, чем при рентгеновском облучении.
Выводы. Показана большая, приблизительно в два раза, эффективность ФЗТ с препаратом Фонетраст по сравнению с традиционной дистанционной терапией меланомы В16F10. Полученные данные хорошо согласуются с результатами экспериментальных исследований по терапии асцитной карциномы Эрлиха.
регуляторные т-клетки у больных колоректальным раком и раком желудка
е.в. Курганова1, м.а.тихонова1, и.ю. лубкина.3, р.в. шорохов2, и.м. перфильева2, а.а. останин1, е.р. черных1
Учреждение Российской академии медицинских наук НИИ клинической иммунологии СО РАМН,
г. Новосибирск1
Городская муниципальная клиническая больница № 1, г. Новосибирск2 Новосибирский государственный университет3
Развитие и прогрессирование опухолевого процесса связаны с формированием иммунологической толерантности к опухолевым антигенам. Одним из возможных участников в формировании толерантности к антигенам опухоли могут быть регуляторные Т-клетки (Трег). Так, на экспериментальных моделях опухолей показано возрастание естественных Трег (CD4+CD25+), а элиминация этих клеток ведет к уменьшению и отторжению опухоли. У человека увеличение CD4+CD25+ клеток в периферической крови и среди опухольин-фильтрирующих лимфоцитов выявлено при многих солидных опухолях, включая колоректальный рак (КРР) и рак желудка (РЖ). Однако субпопуляции cD4+CD25hlgh, CD4+FOXP3+ и CD8+FOXP3+ регуляторных Т-клеток при данных патологиях до сих пор не оценивались. Тем более отсутствуют данные о численности этих клеток в регионарных лимфатических узлах и взаимосвязи Трег с распространенностью опухолевого процесса.
Цель исследования - оценить количественное содержание различных субпопуляций регуляторных Т-клеток в периферической крови и лимфатических узлах у больных с различными стадиями рака желудка и колоректального рака.
Материал и методы. Объектом исследования стали 13 пациентов с КРР и 13 пациентов с диагнозом РЖ. Контрольную группу составили 30 здоровых доноров. Содержание CD4+CD25+. CD4+CD25hlgh, CD4+FOXP3+ и CD8+FOXP3+Т-клеток в периферической крови (ПК) и лимфатических узлах (ЛУ) определяли методом проточной цитофлюориметрии на лазерном клеточном сортере-анализаторе FACSCallbur с использованием меченых моноклональных антител. Пролиферативный ответ мононукле-арных клеток на антиСD3 антитела (1мкг/мл) оценивали по включению Н3-тимидина.
Результаты. Пациенты с РЖ характеризовались тенденцией к увеличению содержания CD4+CD25+, CD4+FOXP3+ и CD8+FOXP3+ клеток и значимому возрастанию CD4+CD25hlgh клеток в ПК (1,6±0,2% vs 1,1±0,1%, р=0,02). В ЛУ этих больных уровень исследуемых клеток был таким же, как в периферической крови. Больные КРР, наоборот, характеризовались значимым снижением популяций CD4+CD25+ и CD4+CD25hlgh клеток в ПК крови, тогда как количество этих клеток в ЛУ было высоким и значимо превышало таковое в периферической крови. Причем при утяжелении процесса данные изменения проявлялись более выраженно. Несмотря на снижение CD4+CD25+ клеток со-