Научная статья на тему 'Доказывание характера и размера вреда, причиненного психическому здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего, по делам об экологических преступлениях'

Доказывание характера и размера вреда, причиненного психическому здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего, по делам об экологических преступлениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
324
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / ДОКАЗЫВАНИЕ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКИЙ ВРЕД / ХАРАКТЕР И РАЗМЕР ВРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / МАЛОЛЕТНИЙ ПОТЕРПЕВШИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПОТЕРПЕВШИЙ / CRIMINAL TRIAL / PROOF / MENTAL HEALTH / PHYSICAL HARM / NATURE AND EXTENT OF HARM / ENVIRONMENTAL CRIME / YOUNG VICTIM / MINOR VICTIM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукомская А.С.

В статье исследуются отдельные вопросы установления характера и размера вреда, причиненного малолетнему или несовершеннолетнему потерпевшему, как обстоятельств подлежащих доказыванию по делам об экологических преступлениях. Отмечается разнообразие психических расстройств, возникающих у малолетних или несовершеннолетних потерпевших жертв экологических преступлений. Выделены возрастные группы малолетних и несовершеннолетних потерпевших по этой категории дел. Автором акцентируется внимание на том, что в связи с неразвитостью отраслевого (экологического, уголовного и др.) законодательства в уголовном процессе вопрос об установлении характера и размера вреда, причиненного малолетнему или несовершеннолетнему потерпевшему, как обстоятельств, подлежащих доказыванию, по делам об экологических преступлениях не ставится, а на практике отсутствует единая концепция определения вреда здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего от повреждений, повлекших психические расстройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукомская А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Proof of the character and the dimension of the harm threatened to the mental health of the multi-year or incomplete june, by the affairs on environmental crimes

The article explores some issues of establishing the nature and extent of harm caused to a minor or minor by the victim as circumstances subject to proof in cases of environmental crimes. There is a variety of mental disorders that occur in juvenile or underage victims victims of environmental crimes. Age groups of juvenile and minor victims in this category of cases are singled out. The author draws attention to the fact that in connection with the underdevelopment of the sectoral (environmental, criminal, etc.) legislation in the criminal process, the question of establishing the nature and extent of harm caused to a minor or minor injured as circumstances to be proved in cases of environmental crimes is not raised, but in practice there is no single concept of determining the harm to the health of a minor or a minor injured from damage resulting in mental disorders.

Текст научной работы на тему «Доказывание характера и размера вреда, причиненного психическому здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего, по делам об экологических преступлениях»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Юридические науки. - 2018. - Т. 3 (69). № 3. - С. 150-158.

УДК 34.343.1.

ДОКАЗЫВАНИЕ ХАРАКТЕРА И РАЗМЕРА ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО

ПСИХИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ МАЛОЛЕТНЕГО ИЛИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО, ПО ДЕЛАМ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ

Лукомская А. С.

ФГБОУ ВО « Удмуртский государственный университет»

В статье исследуются отдельные вопросы установления характера и размера вреда, причиненного малолетнему или несовершеннолетнему потерпевшему, как обстоятельств подлежащих доказыванию по делам об экологических преступлениях. Отмечается разнообразие психических расстройств, возникающих у малолетних или несовершеннолетних потерпевших - жертв экологических преступлений. Выделены возрастные группы малолетних и несовершеннолетних потерпевших по этой категории дел. Автором акцентируется внимание на том, что в связи с неразвитостью отраслевого (экологического, уголовного и др.) законодательства в уголовном процессе вопрос об установлении характера и размера вреда, причиненного малолетнему или несовершеннолетнему потерпевшему, как обстоятельств, подлежащих доказыванию, по делам об экологических преступлениях не ставится, а на практике отсутствует единая концепция определения вреда здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего от повреждений, повлекших психические расстройства.

Ключевые слова: уголовный процесс, доказывание, психическое здоровье, физический вред, характер и размер вреда, экологическое преступление, малолетний потерпевший, несовершеннолетний потерпевший.

Человек - существо биосоциальное, которое в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием сил, обстоятельств, моментов ее характеризующих.

Здоровье является базовой потребностью человека. В числе глобальных проблем человечества особенно остро проявляется проблема психического благополучия человека. Взаимосвязь физического и психического здоровья неоспорима. Низкий уровень качества жизни, негативное воздействие на окружающую среду прямо отражается на здоровье человека. Природно-техногенные катастрофы приводят к существенным изменениям в окружающей среде, качественно изменяя ее состояние, опосредованно оказывают влияние на формирующееся психическое здоровье наиболее уязвимых и незащищенных в этих процессах детей.

Негативные явления начали проявляться не в последнее время, а начиная со второй половины прошлого столетия. Так, например, сброс отходов, содержащих ртутные соединения, в водоемы за период 1955-1959 гг. привел к тому, что каждый третий ребенок в японском городе Минимато рождался с психическими аномалиями. Из-за смога в Лондоне в 1952 г. в течение двух недель погибло 4000 человек. Выбросы окислов серы европейскими электростанциями за период 1950-1970 гг. привели к гибели экосистем озер Скандинавии. Таких примеров можно приводить тысячами [1].

В связи с реально существующими угрозами здоровью детей в мире, естественно, появлялись многосторонние договоренности государств, осознающих их глобальные последствия. Устав Всемирной организации здравоохранения (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946, а для СССР - 07.04.1948) определяет здоровое развитие ребенка как фактор первостепенной важности, а способность жить гармонично в меняющихся условиях среды - как основное условие такого развития. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948), Декларация прав ребенка (принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) провозглашают, что ребенку законом и другими средствами должны быть обеспечены благоприятные условия для всестороннего развития, в том числе физического и психического. Ратифицируя Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, для СССР - в 1976 г.) признала право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья, согласилась на принятие мер, необходимых для обеспечения здорового развития ребенка.

Стокгольмская декларация (принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды), а вслед за ней Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992) обязывают государства разрабатывать национальные законы, касающиеся ответственности за ущерб, наносимый жертвам загрязнения и других видов экологически вредной деятельности, и компенсации такого ущерба.

Проблемы сохранения психического здоровья нации актуальны и для России.

С учетом международных норм и соглашений Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) провозглашает право каждого на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41), на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), а также определяет основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17).

Положения Основного Закона о гарантиях защиты прав детей на здоровье раскрываются в отраслевом законодательстве. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» от 21.11.2011 № 323-ф3 (ред. от 07.03.2018) предусматривает принцип приоритета охраны здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Согласно ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) одной из целей государственной политики по защите детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое и психическое развитие.

Одним из таких факторов являются негативные изменения в окружающей среде, вызванные экологическими преступлениями. Физическое и психическое здоровье граждан России не может рассматриваться в отрыве от экологической обстановки в стране в целом и в отдельных ее субъектах в частности. Наряду с конституционально-наследственными, экзогенно-органическими, психологическими факторами, микро- и макросоциальными условиями жизни, состояние окружающей среды прямо влияет на возникновение и развитие психических расстройств у детей.

151

Психические расстройства, возникающие у малолетних или несовершеннолетних потерпевших - жертв экологических преступлений, разнообразны. Наиболее уязвимыми оказываются дети в возрасте до одного года, адаптирующиеся к среде обитания. До 60 % беременностей протекают с осложнениями (в наших наблюдениях их число составило 74 %). Кроме того, по данным официальной статистики, 85 % детей к году имеют отклонения морфологических структур мозга в виде резидуаль-ной перинатальной энцефалопатии (ПЭП), что сопровождается теми или иными отклонениями в психическом здоровье ребенка [2]. Детская смертность в возрасте до 1 года наступает с наибольшим числом от врождённых аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений (Официальный сайт Росстат. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.gks.ru.). В ходе проведения Всероссийской диспансеризации детей в 2002 году обследовано 30 млн 400 тыс. детей до 18 лет. При этом отмечено, что 51,7 % из них имеют функциональные отклонения, 16,1 % - хронические заболевания [3]. С 2011 по 2015 гг. количество самоубийств в стране стабильно снижалось на 10 % в год, но в 2016 г. произошел их рост на 57 % [4]. Растет умственная отсталость детей [5].

Реальные показатели психического нездоровья детей от негативных экологических факторов, истинная распространенность нервно-психической патологии среди малолетних или несовершеннолетних не охвачены официальной статистикой.

В науке выделилось направление - детская экологическая психиатрия - которое включает значительное число научных исследований, посвященных влиянию повышенного уровня радиации в зоне Чернобыльской аварии, исследованию влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие и др.

При этом нельзя не отметить, что динамика ухудшения психического здоровья детей и подростков, вызванного неблагоприятными факторами окружающей среды, отмечена в каждом из таких работ ученых [6-13].

З. Х. Мажитова справедливо указывает, что, начиная с последних десятилетий XX в., остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. В последнее время вызывает беспокойство высокая частота диагностируемых психических расстройств и более низкая успеваемость в школе у детей, проживающих на территориях с высоким содержанием токсических веществ в окружающей среде. К психическим нарушениям и расстройствам ведет воздействие неблагоприятных экологических факторов. В результате воздействия неблагоприятных экологических факторов, с одной стороны, нарушаются центральные регуляторные процессы (например, в результате воздействия электромагнитного поля в диапазоне УВЧ и СВЧ). С другой стороны, при воздействии неблагоприятных экологических факторов наблюдаются органические (в том числе микроорганические) поражения и/или недоразвитие ЦНС. Это сопровождается, в свою очередь, психическими нарушениями. Примерами негативного воздействия окружающей среды на развитие и нормальную структуру клеток ЦНС являются избыток тяжелых металлов (свинцовая энцефалопатия) и других ксенобиотиков (например, нейротоксичность дисульфида углерода). В настоящее время известно около 850 химических токсичных веществ, о которых имеется достаточное количество информации как о веществах, оказывающих негативное влияние на ЦНС и ментальные функции [14].

О. В. Темнова также в своем исследовании отмечает, что в наибольшей степени неблагополучная экологическая обстановка сказывается на нервно-психическом здоровье детей, которые подвергаются воздействию различных экопатогенов [15] уже в антенатальном периоде развития. Экопатоген - совокупность факторов природного и техногенного происхождения, наносящих ущерб объектам окружающей среды.

В условиях техногенного загрязнения окружающей среды у детей гораздо чаще, чем у взрослых, регистрируются функциональные и морфологические нарушения, что объясняется повышенной чувствительностью развивающегося организма к воздействию неблагоприятных экзогенных факторов. В частности, было показано, что воздействие ксенобиотиков на развивающийся мозг ведет к нарушению процессов миелинизации нервной ткани, возникновению минимальных мозговых дисфункций, задержке психического развития, увеличению частоты случаев умственной отсталости [16].

Таким образом, обоснованно существуют все предпосылки для разработки правового механизма защиты прав несовершеннолетних потерпевших, которым негативными последствиями экологических преступлений причинен вред психическому здоровью.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) охраняет здоровье человека, в том числе и детей, от воздействий негативных изменений окружающей среды, образованных вследствие совершенного экологического преступления, предусматривая составы: ст.ст. 246, 247, 248, 250, 251, 252, 254 УК РФ.

Не ясно, что понимать под причинением психического вреда здоровью ребенка, негативными последствиями, опосредованно вызванными экологическим преступлением. В нормативном регулировании отсутствует ясность и терминологическое единообразие регламентации понятий «физический вред», «психический вред», «вред, причиненный здоровью».

Постановление Пленума ВС Суда РФ от 18.10.2012 № 21 (ред. от 30.11.2017) «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» определяет, что под причинением вреда здоровью человека при совершении преступлений, предусмотренных статьей 246, частью 2 статьи 247, частью 1 статьи 248, частью 2 статьи 250, частью 2 статьи 251, частями 1 и 2 статьи 254 УК РФ, следует понимать причинение вреда здоровью любой степени тяжести одному или нескольким лицам. При этом указанное положение не предусматривает ч. 2 ст. 252 УК РФ, что вызывает вопросы.

Обоснованно, признавая высокую ценность для каждого человека здоровья вообще и психического здоровья в особенности, Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» выделены в отдельную категорию несовершеннолетние в возрасте до пятнадцати лет, чьи права и законные интересы нуждаются в защите при психиатрическом обследовании, психиатрическом освидетельствовании, профилактике и диагностике психических расстройств, лечении и медицинской реабилитации.

Возрастные разграничения в области психического здоровья обоснованы условными специфическими этапами физиологического и личностного развития, социализации ребенка, например, формирования осознанной саморегуляции и др. И если

153

имеются отдельные научные разработки о возрастной специфике психогенных расстройств у малолетних или несовершеннолетних потерпевших, особенностях влияния на их психику факторов химической, физической (радиационные изменения окружающей среды) или иной «непсихологической» природы, например загрязнение отдельных компонентов природной среды, то вопросы доказывания характера и размера вреда, опосредованно причиненного психическому здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего экологическим преступлением в науке уголовного процесса отсутствуют, хотя имеют важное значение для защиты прав и законных интересов этой категории лиц.

По общему правилу, согласно ч. 4 ст. 195 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 19.02.2018) судебная экспертиза в отношении несовершеннолетнего потерпевшего производится с согласия законных представителей, которые даются ими в письменном виде.

Исключение, когда не требуется согласие законных представителей, составляют ситуации, когда назначение и производство судебной экспертизы обязательно, если необходимо установить:

- характер и степень вреда, причиненного здоровью;

- психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

- возраст потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.

Судебная экспертиза может быть назначена и произведена до возбуждения уголовного дела. Выделяют виды судебно-психиатрической экспертизы потерпевших, методология которых разработана Ю. Л. Метелицей (1990) [17], к их числу относят экспертизу по определению степени тяжести вреда здоровью, повлекшего психическое расстройство. Особенностью экспертиз по определению степени тяжести вреда здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего, повлекшего психическое расстройство, будет являться в сформулированных вопросах. Один из таких вопросов касается установления тяжести психического расстройства.

Уголовный закон в нормах об ответственности за причинение вреда здоровью человека предусматривает психическое здоровье как последствие нарушения физического здоровья. Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 № 522 (ред. от 17 ноября 2011) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» определено, что под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических факторов внешней среды.

Психическое расстройство вышеуказанным постановлением рассматривается как квалифицирующий признак тяжести вреда, причиненного здоровью человека, при этом самого понятия «психическое расстройство» ни один национальный отраслевой нормативно-правовой акт не содержит, хотя относится к современным психиатрическим понятиям, соответствующим международным медицинским стандартам, установленным Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10).

На уровне подзаконных актов можно встретить дифференциацию психических расстройств и расстройств поведения, к которым относят:

- органические, включая симптоматические, психические расстройства;

- психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;

- шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

- аффективные расстройства;

- невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства;

- умственная отсталость;

- расстройства психологического развития (Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 518 (ред. от 24.12.2014) «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа»).

Для установления характера и размера вреда, опосредованно причиненного здоровью несовершеннолетнего потерпевшего, важным, актуальным и одновременно открытым остается вопрос о дифференциации психических расстройств по степени тяжести. Например, С. Н. Шишковым [18] справедливо поднимается вопрос нелогичности отнесения любого психического расстройства потерпевшего к категории тяжкого вреда, даже если реально оно выражается в непродолжительном и неглубоком нарушении психики.

В настоящее время не существует единой концепции определения вреда здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего от повреждений, повлекших психические расстройства.

Не оспаривая целесообразность проведения в отношении малолетних или несовершеннолетних потерпевших от экологических преступлений комплексных психолого-психиатрических экспертиз, отметим, что объективно при определении степени тяжести вреда, причиненного их здоровью, повлекшего за собой психическое расстройство, судебно-медицинская экспертиза должна проводиться комиссией экспертов с участием врача-психиатра и с обязательным участием врача-токсиколога (Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 № 522 (ред. от 17 ноября 2011) «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»), в ситуации, когда необходимо диагностирование отравления вредными веществами с целью достоверного, наиболее полного и всестороннего общего (единого) ответа на вопросы, составляющие предмет комплексного исследования по данной категории дел.

Разнообразие психических расстройств, возникновение которых имеет причинно-следственную связь с негативными изменениями окружающей среды, обоснованно требует создать методологию судебно-психиатрической экспертизы малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего от экологического преступления по определению тяжести вреда здоровью, повлекшего за собой психическое расстройство, с разработкой определенных стандартов.

Заключение о тяжести опосредованно причиненного экологическим преступлением вреда здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего, повлекшего за собой психическое расстройство, следует выносить с учетом специфики криминальной ситуации на основе получения данных о психическом здоровье ребенка до совершения преступления и спустя время.

155

Доказывание характера и размера вреда, опосредованно причиненного малолетнему или несовершеннолетнему потерпевшему негативными изменениями окружающей среды, последствиями экологического преступления, связано со следующими аспектами:

- внешние негативные изменения окружающей среды, последствия экологического преступления влияют на организм ребенка на физико-химическом (биологическом) уровне, нарушая анатомическую целостность и физиологические функции органов и тканей человека, а изменения на уровне психики имеют второстепенный, побочный характер;

- негативное воздействие внешних факторов окружающей среды (например, радиации), дозы которых превышают допустимую норму, изменяющих соматическое (физиологическое) и, как следствие, психическое здоровье ребенка. В этой ситуации необходимо принимать во внимание индивидуальные и возрастные особенности организма и психики малолетнего или несовершеннолетнего;

- время негативного вредного воздействия, имеющего накопительный характер. Например, малые дозы радиационного облучения длительный промежуток времени образует эффект, сравнимый с разовым влиянием превышающей норму дозы;

- невозможность понимания ребенком того, что он подвержен вредному воздействию негативных изменений окружающей среды, поскольку оно не является ярко симптоматически выраженным;

- психические факторы внешней среды по делам о причинении вреда здоровью малолетнего или несовершеннолетнего потерпевшего от экологического преступления необходимо исключать и отграничивать от негативных физических, химических, биологических, т. е. «непсихологических» факторов.

Список литературы:

1. Клапцов В. М. Экологические проблемы устойчивого развития // Доклад ведущего научного сотрудника сектора биоэкономики и устойчивого развития ЦЭИ РИСИ В.М. Клапцова на заседании расширенного ученого совета Института // Официальный сайт Российского института стратегических исследований: [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://riss.ru (дата обращения: 08.06.2018).

2. Кремнева Л.Ф., Козловская Г.В., Иванов М.В. К вопросу об антенатальной и ранней постнатальной психопрофилактике (основные положения) Научный центр психического здоровья (Москва) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017 (17), № 2 (Приложение). С. 128. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://acpp.ru/sbornik.pdf. (дата обращения: 08.06.2018).

3. Ефимцева М. В. Роль экологических факторов среды обитания в обуславливании здоровья школьников. Автореферат дисс. канд. биолог. наук., 03.00.16, Орел., 2007. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

4. Жидкова Е. В., Долгая В. О. О некоторых правовых аспектах защиты детей от суицидов. Владивостокский филиал Дальневосточного юридического института МВД России (Владивосток) // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2017 (17), № 2 (приложение). С. 91. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://acpp.ru/sbornik.pdf. (дата обращения: 08.06.2018).

5. Муравьев А. И. Динамика распространенности умственной отсталости и органических психических расстройств среди жителей брянской области, родившихся после аварии на ЧАЭС. Автореферат, дисс. канд. медиц. наук., 14.01.06., М. 2012// [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

6. Екимова В. И. Особенности психического развития школьников в условиях экологического неблагополучия. Автореферат дисс. доктора. мед. наук., 19.00.13, Тула, 1998 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

7. Абашкина Е. В. Эпидемиология нервно-психических расстройств у детей в зоне экологического неблагополучия Забайкалья (г. Балей). Автореферат дисс. канд. мед. наук., 14.00.18, М., 2003 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

8. Зимина И. А. Состояние психического здоровья подростков в зоне экологического неблагополучия Забайкалья. Автореферат дисс. канд. мед. наук., 14.00.18, Москва, 2004 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

9. Суханов А. А. Влияния экологически неблагоприятной среды на интеллектуальное развитие детей. Автореферат дисс. канд. мед. наук., 19.00.01, М., 2005 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

10. Ефимцева М. В. Роль экологических факторов среды обитания в обуславливании здоровья школьников. Автореферат дисс. канд. биолог. наук., 03.00.16, Орел., 2007 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

11. Морозова И. Л. Нейропсихологическая структура задержки психического развития дошкольников, проживающих на территории экологического неблагополучия. Автореферат дисс. канд. психолог. наук., 19.00.04, М. 2007 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

12. Темникова О. В. Психические функции у детей дошкольного возраста, проживающих в экологически неблагополучных районах Среднего Урала. Автореферат дисс. психол. наук., 19.00.04, Екатеринбург. 2010 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com. (дата обращения: 08.06.2018).

13. Толстов В.Г. Медико-экологические детерминанты психического здоровья детского населения Республики Коми. Автореферат дисс. доктора. медиц. наук., 03.00.16, 14.00.33. Архангельск, 2005 и др.

14. Мажитова, 3. Х. Нейропсихологические исследования в оценке функциональных отклонений ЦНС, индуцированных токсикантами окружающей среды / 3.Х. Мажитова, Л.Б. Куатова // Педиатрия. 1999. №1.

15. Экопатоген - совокупность факторов природного и техногенного происхождения, наносящие ущерб объектам окружающей среды // Е. И. Евстигнеев. Тезисы лекции, прочитанной 25 марта и 8 апреля 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса «Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/viye30325a.htm (дата обращения: 08.06.2018).

16. Темнова О. В. Психические функции у детей дошкольного возраста, проживающих в экологически неблагополучных районах Среднего Урала: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук, 19.00.04. Екатеринбург, 2010 г. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com.

17. Метелица Ю. Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших / Ю. Л. Метелица. - М. :Юрид. лит., 1990. - 204, [2] с.

18. Шишков С. Н. Психическое расстройство как разновидность вреда, причиненного здоровью потерпевшего // Законность. 2010. № 8. С. 26-30.

Lukomskaya A. S. Proof of the character and the dimension of the harm threatened to the mental health of the multi-year or incomplete june, by the affairs on environmental crimes // Scientific notes of V. I. Vernadsky crimean federal university. Juridical science. - 2018. - Т. 3 (69). № 3. - Р. 152-160.

The article explores some issues of establishing the nature and extent of harm caused to a minor or minor by the victim as circumstances subject to proof in cases of environmental crimes. There is a variety of mental disorders that occur in juvenile or underage victims - victims of environmental crimes. Age groups of juvenile and minor victims in this category of cases are singled out. The author draws attention to the fact that in connection with the underdevelopment of the sectoral (environmental, criminal, etc.) legislation in the criminal process, the question of establishing the nature and extent of harm caused to a minor or minor injured as circumstances to be proved in cases of environmental crimes is not raised, but in practice there is no single concept of determining the harm to the health of a minor or a minor injured from damage resulting in mental disorders.

Keywords: criminal trial, proof, mental health, physical harm, nature and extent of harm, environmental crime, young victim, minor victim.

Spisok literaturyi:

157

1. Klaptsov V. M. Ekologicheskie problemyi ustoychivogo razvitiya // Doklad veduschego nauchnogo sotrudnika sektora bioekonomiki i ustoychivogo razvitiya TsEI RISI V.M. Klaptsova na zasedanii rasshirennogo uchenogo soveta Instituía // Ofitsialnyiy sayt Rossiyskogo instituía strategicheskih issledovaniy: [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: https://riss.ru (data obrascheniya: 08.06.2018).

2. Kremneva L.F., Kozlovskaya G.V., Ivanov M.V. K voprosu ob antenatalnoy i ranney postnatalnoy psihoprofilaktike (osnovnyie polozheniya) Nauchnyiy tsentr psihicheskogo zdorovya (Moskva) // Voprosyi psihicheskogo zdorovya detey i podrostkov. - 2017 (17), № 2 (Prilozhenie). S. 128. [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://acpp.ru/sbornik.pdf. (data obrascheniya: 08.06.2018).

3. Efimtseva M. V. Rol ekologicheskih faktorov sredyi obitaniya v obuslavlivanii zdorovya shkolnikov. Avtoreferat diss. kand. biolog. nauk., 03.00.16, Orel., 2007. // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

4. Zhidkova E. V., Dolgaya V. O. O nekotoryih pravovyih aspektah zaschityi detey ot suitsidov. Vladivostokskiy filial Dalnevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii (Vladivostok) // Voprosyi psihicheskogo zdorovya detey i podrostkov. - 2017 (17), № 2 (prilozhenie). S. 91. [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://acpp.ru/sbornik.pdf. (data obrascheniya: 08.06.2018).

5. Muravev A. I. Dinamika rasprostranennosti umstvennoy otstalosti i organicheskih psihicheskih rasstroystv sredi zhiteley bryanskoy oblasti, rodivshihsya posle avarii na ChAES. Avtoreferat, diss. kand. medits. nauk., 14.01.06., M. 2012// [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

6. Ekimova V. I. Osobennosti psihicheskogo razvitiya shkolnikov v usloviyah ekologicheskogo neblagopoluchiya. Avtoreferat diss. doktora. med. nauk., 19.00.13, Tula, 1998 // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

7. Abashkina E. V. Epidemiologiya nervno-psihicheskih rasstroystv u detey v zone ekologicheskogo neblagopoluchiya Zabaykalya (g. Baley). Avtoreferat diss. kand. med. nauk., 14.00.18, M., 2003 // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

8. Zimina I. A. Sostoyanie psihicheskogo zdorovya podrostkov v zone ekologicheskogo neblagopoluchiya Zabaykalya. Avtoreferat diss. kand. med. nauk., 14.00.18, Moskva, 2004 // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

9. Suhanov A. A. Vliyaniya ekologicheski neblagopriyatnoy sredyi na intellektualnoe razvitie detey. Avtoreferat diss. kand. med. nauk., 19.00.01, M., 2005 // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

10. Efimtseva M. V. Rol ekologicheskih faktorov sredyi obitaniya v obuslavlivanii zdorovya shkolnikov. Avtoreferat diss. kand. biolog. nauk., 03.00.16, Orel., 2007 // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

11. Morozova I. L. Neyropsihologicheskaya struktura zaderzhki psihicheskogo razvitiya doshkolnikov, prozhivayuschih na territorii ekologicheskogo neblagopoluchiya. Avtoreferat diss. kand. psiholog. nauk., 19.00.04, M. 2007 // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

12. Temnikova O. V. Psihicheskie funktsii u detey doshkolnogo vozrasta, prozhivayuschih v ekologicheski neblagopoluchnyih rayonah Srednego Urala. Avtoreferat diss. psihol. nauk., 19.00.04, Ekaterinburg. 2010 // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com. (data obrascheniya: 08.06.2018).

13. Tolstov V.G. Mediko-ekologicheskie determinantyi psihicheskogo zdorovya detskogo naseleniya Respubliki Komi. Avtoreferat diss. doktora. medits. nauk., 03.00.16, 14.00.33. Arhangelsk, 2005 i dr.

14. Mazhitova, 3. H. Neyropsihologicheskie issledovaniya v otsenke funktsionalnyih otkloneniy TsNS, indutsirovannyih toksikantami okruzhayuschey sredyi / 3.H. Mazhitova, L.B. Kuatova // Pediatriya. 1999. #1.

15. Ekopatogen - sovokupnost faktorov prirodnogo i tehnogennogo proishozhdeniya, nanosyaschie uscherb ob'ektam okruzhayuschey sredyi // E. I. Evstigneev. Tezisyi lektsii, prochitannoy 25 marta i 8 aprelya 2003g. v Moskovskom fiziko-tehnicheskom institute dlya slushateley kursa «Rezhim nerasprostraneniya i sokrascheniya oruzhiya massovogo unichtozheniya i natsionalnaya bezopasnost» [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.armscontrol.ru/course/lectures03a/viye30325a.htm (data obrascheniya: 08.06.2018).

16. Temnova O. V. Psihicheskie funktsii u detey doshkolnogo vozrasta, prozhivayuschih v ekologicheski neblagopoluchnyih rayonah Srednego Urala: avtoreferat dissertatsii na soiskanie stepeni kandidata psihologicheskih nauk, 19.00.04. Ekaterinburg, 2010 g. // [Elektronnyiy resurs]. Rezhim dostupa: URL: http://www.dissercat.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Metelitsa Yu. L. Sudebno-psihiatricheskaya ekspertiza poterpevshih / Yu. L. Metelitsa. - M. :Yurid. lit., 1990. - 204, [2] s.

18. Shishkov S. N. Psihicheskoe rasstroystvo kak raznovidnost vreda, prichinennogo zdorovyu poterpevshego // Zakonnost. 2010. № 8. S. 26-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.