Scientist
Scientist, 2024, 3(29), 64-66._
ДОКАЗАТЕЛЬНАЯ МЕДИЦИНА В ПРАКТИКЕ ВРАЧА-СТОМАТОЛОГА
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Логачева Анна Родионовна, Луницына Юлия Васильевна
Статья посвящена исследованию информированности студентов 5 курса института стоматологии (АГМУ) о принципах доказательной медицины и их применению в практике врача-стоматолога. Проведено социологическое исследование, получено 102 ответа, проведена статистическая обработка. В ходе анализа полученных результатов определено наличие у студентов желания знать принципы доказательной медицины и применять их в своей будущей практической деятельности. Вместе с тем выявлены низкие знания терминологии и отсутствие навыков поиска доказательной информации. Ключевые слова: социологическое исследование, студенты, стоматологи, доказательная медицина.
The article is devoted to the study of awareness of 5th year students of the Institute of Dentistry about the principles of evidence-based medicine and their application in the practice of a dentist. A sociological study was conducted, 102 responses were received, and statistical processing was carried out. During the analysis of the results obtained, it was determined that students have a desire to know the principles of evidence-based medicine and apply them in their future practical activities. However, at the same time, low knowledge of terminology and lack of skills in searching for evidence-based information were revealed.
Keywords: sociological research, students, dentists, evidence-based medicine.
Актуальность. Доказательная медицина уделяет особое внимание оценке качества доказательств из разных источников, таких как медицинские исследования, систематические обзоры литературы и клинические рекомендации [1, 2]. Цель этого подхода - повышение точности диагностики и выбора наиболее эффективных методов лечения,
65
Доказательная медицина в практике врача-стоматолога
улучшение результатов лечения и снижение риска неправильных решений
[3].
Цель: определить знания студентов института стоматологии в отношении доказательной медицины (ДМ).
Материал и методы. Нами разработана анкета, состоящая из вопросов, позволяющих определить уровень знаний студентов института стоматологии принципов ДМ и применения их на практике в своей клинической деятельности. Проведено анонимное анкетирование 102 студентов 5 курса института стоматологии Алтайского государственного медицинского университета г. Барнаула, средний возраст которых составил 22,7±2,5 лет. Статистическую обработку проводили при помощи программного обеспечения Windows 10 с использованием Google-формы.
Результаты. Лишь каждый второй студент (51%) считает важным работать в соответствии с принципами ДМ. 57% студентов почти всегда применяет принципы доказательной медицины в своей практике. В ходе принятия клинических решений 81% респондентов опираются на систематические обзоры и современные исследования, но при этом такое же количество учитывают мнение коллег, что противоречит ДМ. Многие студенты (67%) считают важным быть в курсе последних достижений доказательной медицины, это часто является важной темой для обсуждения. Студентов спросили также о том, используют ли они рекламу и рекомендации производителей в своем лечении. 74% респондентов положительно ответили на данный вопрос.
При выборе исследований, на которые опирается ДМ, студенты отмечали важность размера исследуемой выборки (31%), репутацию авторов и журналов (31%), следование протоколу исследования (22%).
Следующий вопрос был посвящен влиянию доказательной медицины на практику с точки зрения юридических аспектов. 75% студентов ответили, что соблюдение врачами принципов ДМ помогает снизить риски судебных исков и увеличить количество положительных исходов.
Scientist
66
Студентам был задан вопрос о ресурсах поиска доказательной информации. Студенты очень хорошо знакомы с такими агрегаторами научной информации, как Elibrary, CyberLeninka, и GoogleScholar. В то же время респонденты редко в своих ответах указывали кокрановскую библиотеку Medscape и UpToDate, где в первую очередь необходимо искать доказательную информацию.
Большинство респондентов подтвердили использование клинических рекомендаций на практических занятиях (59%). Это говорит о том, что большинство студентов владеют актуальными протоколам ведения пациентов, что позволит оказать своевременную диагностику и качественное эффективное лечение.
Выводы. Таким образом, анализируя результаты анкетирования, приходим к выводу, что студенты 5 курса слышали о доказательной медицине, имеют желание применять принципы в будущей клинической практике, но при этом не в полной мере владеют терминологией и поисковыми ресурсами доказательной информации.
Список литературы:
1. Казаков А.С., Зырянов С.К., Ушкалова Е.А. Клинические рекомендации в свете нового законодательства. РМЖ. 2020; 6: 15-19. - EDN CVWYKF. https://elibrary.ru/item.asp?id=42841483.
2. Миронова А.В. История развития доказательной медицины. Молодой ученый. 2020; 18(308): 196-198. - EDN YLPLPB. https://elibrary.ru/item.asp?id=42805710.
3. Фелькер Е.В., Бароян М.А., Наумова Я.Л., Дударь Е.В. Внедрение принципов доказательной медицины в образование врачей-стоматологов. Международный журнал экспериментального образования. 2016; 6(2): 266-267. - EDN WAPEIP. https://s.expeducation.ru/pdf/2016/6-2/10246.pdf.
Как цитировать:
Логачева А. Р., Луницына Ю. В. Доказательная медицина в практике врача-стоматолога. Материалы VI научной конференции с международным участием: «По итогам НИР: наука и практика в стоматологии», 26 апреля 2024 г., Барнаул. Scientist (Russia). 2024; 3 (29): 6466.