Научная статья на тему 'ДОГОВОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ДОГОВОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ / НЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ / ЭНЕРГОСЕРВИСНЫЙ ДОГОВОР (КОНТРАКТ) / ENERGY SAVING / ENERGY SECURITY / STATE AND MUNICIPAL NEEDS / ENERGY SERVICE AGREEMENT (CONTRACT)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Любовь Васильевна

В статье рассмотрена нормативная правовая основа обеспечения энергосбережения. Анализируется новая модель договора - энергосервисный договор как правовое средство обеспечения поставленных государством задач по экономии энергетических ресурсов. Рассмотрены существенные и иные условия энергосервисного договора, права и обязанности сторон договора. Особое внимание в статье уделено вопросам особенностям формирования договорных условий, включая цену, и заключению государственных и муниципальных энергосервисных контрактов. Рассмотрена проблема квалификации данного договора, позиции судебных органов по этой проблеме, сделан вывод об отнесении энергосервисного договора к типу договора по возмездному оказанию услуг, хотя и обладающему некоторыми особенностями, не позволяющими в полной мере применять к нему правила главы 39 Гражданского кодекса РФ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY SAVING CONTRACTUAL MECHANISM IN THE CONTEXT OF ENSURING ENERGY SECURITY

The article considers the regulatory legal framework for energy saving. A new model of the contract is analyzed - the energy service contract as a legal means of ensuring the tasks set by the state to save energy resources. The essential and other terms of the energy service agreement, the rights and obligations of the parties to the agreement are considered. Special attention is paid to the peculiarities of forming contractual terms, including the price, and the conclusion of state and municipal energy service contracts. The problem of qualification of this Treaty, the position of the judiciary on this issue, concluded that the assignment of an energy service contract to the contract on rendering of services though which has some peculiarities that do not allow to fully apply the rules of Chapter 39 of the Civil code of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «ДОГОВОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Договорный механизм энергосбережения в контексте обеспечения энергетической безопасности

ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬЕВНА АНДРЕЕВА,

доктор юридических наук, руководитель Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции ИПБ СНГ, профессор МГЮА имени О.Е. Кутафина

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрена нормативная правовая основа обеспечения энергосбережения. Анализируется новая модель договора - энергосервисный договор как правовое средство обеспечения поставленных государством задач по экономии энергетических ресурсов. Рассмотрены существенные и иные условия энергосервисного договора, права и обязанности сторон договора. Особое внимание в статье уделено вопросам особенностям формирования договорных условий, включая цену, и заключению государственных и муниципальных энергосервисных контрактов. Рассмотрена проблема квалификации данного договора, позиции судебных органов по этой проблеме, сделан вывод об отнесении энергосервисного договора к типу договора по возмездному оказанию услуг, хотя и обладающему некоторыми особенностями, не позволяющими в полной мере применять к нему правила главы 39 Гражданского кодекса РФ.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: энергосбережение; энергетическая безопасность; государственные и муниципальные нужды; энергосервисный договор (контракт)

Energy saving contractual mechanism in the context of ensuring energy security

LYUBOV VASILIEVNA ANDREEVA,

head of the Center of economic and legal problems of Eurasian integration CIS IPB, Professor, Moscow state law Academy named after O. E. Kutafin, doctor of law

ANNOTATION

The article considers the regulatory legal framework for energy saving. A new model of the contract is analyzed - the energy service contract as a legal means of ensuring the tasks set by the state to save energy resources. The essential and other terms of the energy service agreement, the rights and obligations of the parties to the agreement are considered. Special attention is paid to the peculiarities of forming contractual terms, including the price, and the conclusion of state and municipal energy service contracts. The problem of qualification of this Treaty, the position of the judiciary on this issue, concluded that the assignment of an energy service contract to the contract on rendering of services though which has some peculiarities that do not allow to fully apply the rules of Chapter 39 of the Civil code of the Russian Federation.

KEYWORDS: energy saving; energy security; state and municipal needs; energy service agreement (contract)

Обеспечение энергетической безопасности неразрывно связано с повышением уровня энергоэффективности. Низкая энергоэффективность является одной из самых острых проблем российской экономики. Энергоемкость валового внутреннего продукта России в 2,5 раза выше среднемирового уровня и в 2,5-3 раза выше, чем в развитых странах1. Без формирования энергоэффективной российской экономики достичь поставленных в программных документах целей перехода к инновационному пути развития, к новому технологическому укладу невозможно.

Нормативной правовой основой, обеспечивающей принятие мер по повышению энергетической эффективности и энергосбережению, является Федеральный закон от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, который можно рассматривать в качестве основного или базового законодательного акта в области энергосбережения.

Принятие данного Закона стимулировало процесс разработки и создания системы экономических, правовых и организационных мер по энергосбережению.

Нормы Закона об энергосбережении основываются на положениях документов по стратегическому развитию Российской Федерации, в том числе Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от

13.11.2009 г. №1715-р3, государственной программы «Развитие энергетики», включающей подпрограмму «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»4. В качестве целевых индикаторов энергосбережения в подпрограмме предусмотрены следующие: доля разработанных государственных отраслевых федеральных программ, программ субъектов Российской Федерации5, программ компаний с государственным участием крупных потребителей энергетических ресурсов в ТЭКе, содержащих показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; доля субъектов Российской Федерации, использующих в своей текущей деятельности по управлению энергосбережением и повышением энергетической эффективности государственную информационную систему в области энергосбережения и др. При этом Правительством РФ установлены требования к разрабатываемым программам по энергосбережению, которые должны включать целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых должно обеспечиваться организацией в результате реализации программы, а также перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и сроки их проведения6. В соответствии с установленными требованиями ФАС России Приказом от 20.03.2019 г. № 336/19 установила целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности и их значения,

1 Лахно П.Г. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие. М.: Изд-во МГУ, 2014. С..168.

2 СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5711; далее - Закон об энергосбережении.

3 СЗ РФ. 2009. № 48. Ст. 5836.

4 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 321 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие энергетики"» // СЗ РФ. 2014. № 18 (часть III). Ст. 2167.

5 Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» // СЗ РФ. 2010. № 6. Ст. 645.

6 Постановление Правительства РФ от 15.05.2010 г. № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» // СЗ РФ. 2010. № 21. Ст. 2606.

достижение которых должно быть достигнуто в ходе реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2019-2023 гг. для субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на данный период7.

Системность и комплексность проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности провозглашены в качестве одного из принципов правового регулирования отношений в области энергосбережения (п. 3 ст. 4 Закона об энергосбережении).

Энергосбережение определяется в Законе как реализация организационных,правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг) (п. 3 ст. 2).

Содержащиеся в Законе об энергосбережении правила распространяются практически на все виды деятельности, связанные с использованием энергетических ресурсов (атомной, тепловой, электрической, электромагнитной энергии или другого вида энергии), в том числе с учетом норм специального законодательства, и на деятельность в области обороны страны и безопасности государства, оборонного производства, ядерной

энергетики, производства расщепляющихся материалов.

В целях предоставления организациям, гражданам, органам государственной власти и местного самоуправления актуальной информации о требованиях законодательства об энергосбережении, а также получения объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности создана государственная информационная система, оператором которой является Минэкономразвития России8.

В информационной системе сосредоточен широкий круг сведений, предоставляемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

• данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении жилищных фондов;

• данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;

• показатели энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;

• установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;

7 Документ не опубликован // СПС «КонсультантПлюс».

8 Постановление Правительства РФ от 01.06.2010 г. № 391 «О порядке создания государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и условий для ее функционирования» // СЗ РФ. 2010. № 23. Ст. 2851.70.

• перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности и др.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона об энергосбережении органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения обязаны ежегодно представлять в государственную информационную систему декларации о потреблении энергетических ресурсов - документ, содержащий информацию об объеме используемых потребителями энергоресурсов и об энергоэффективности потребления. Порядок предоставления декларации и ее форма утверждена Минэкономразвития России9. При этом непредставление декларации, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления влечет административную ответственность (ч. 8 ст. 9.16 КоАП). Административная ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., на юридических лиц - 10 тыс. руб. установлена и за непредоставление в государственную информационную систему информации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 8 (ч. 9 ст. 9.16 КоАП).

Минэкономразвития России в качестве оператора информационной системы осуществляет обработку поступающей информации, включая сведения о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и информацию о сложившейся практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации таких договоров (контрактов).

На официальном сайте оператора государственной информационной системы размещается информация, обобщенная по Российской Федерации, по ее субъектам, муниципальным образованиям, отраслям экономики и по иным параметрам, определяемым оператором государственной информационной системы.

Следует отметить, что в системе правовых актов, регулирующих вопросы энергопотребления и энергосбережения, большое значение имеют документы технического регулирования, такие как ГОСТ Р 52106-2003. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Общие положения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 03.07.2003 г. №236-ст, предусматривающий перечень национальных стандартов по энергосбережению10, а также наднациональные документы по техническому регулированию Евразийского экономического союза, в котором развивается сотрудничество в сфере энергетики11.

9 Приказ Минэкономразвития России от 28.10.2019 г. № 707 «Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.03.2020.

10 М., ИПК Издательство стандартов, 2003.

11 Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 08.08.2019 г. № 114 «О техническом регламенте Евразийского экономического союза „О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств"». (вместе с ТР ЕАЭС 048/2019. Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств») // Официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 24.12.2019.

Как отмечает Л.И. Шевченко, наряду с нормативными правовыми актами «...важнейшее значение для получения полезного энергосберегающего эффекта в связи с использованием энергетических ресурсов приобретает договорное регулирование, использование субъектами энергетических рынков регулятивных возможностей договоров, направленных на рациональное использование энергетических ресурсов»12.

Таким образом, государственная политика направлена на снижение объема потребляемых энергоресурсов и их экономию путем применения различных мер и мероприятий, в том числе установления соответствующих требований к государственным и муниципальным учреждениям13. При этом основными мерами снижения потребления ресурсов является разработка мероприятий программ энергосбережения, которые реализуются путем заключения энергосервисных договоров (контрактов) (п. 9 Постановления Правительства РФ № 1289).

Предусмотренный в Законе об энергосбережении энергосервисный договор можно рассматривать в качестве договорной формы реализации мероприятий по энергосбережению, проводимых в организациях ТЭК, иных юридических лицах. Исследователи отмечают использование энергосервисных контрактов в военно-бюджетной сфере как одного из перспективных инструментов обеспечения энергосбережения14.

С введением в законодательство правил об энергосервисном договоре стал развиваться рынок энергосервисных услуг, появился новый вид экономической деятельности, именуемый энергосервисом15. Энергосервисные договоры стали заключаться и в «обычной» хозяйственной деятельности, и с государственными и муниципальными заказчиками для обеспечения публичных нужд.

Как отмечается в литературе, значительный сегмент рынка энергосберегающих услуг сложился в таких странах как Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Франция, США, Швеция, Япония16.

В главе 5 Закона об энергосбережении, содержащей правила об энергосервисном договоре (контракте), предусмотрено два варианта договорного оформления оказания услуг по энергосбережению - заключение отдельного энергосервисного договора и включение услуг по энергосбережению в договоры по реализации энергетических ресурсов -купли-продажи, поставки, передаче энергетических ресурсов. При втором варианте построении договорных связей, как отмечает И.А. Игнатьева, фактически поставщики или продавцы энергетических ресурсов выступают «.как заинтересованные в сокращении потребления энергетических ресурсов лица», что затрудняет широкое использование энергосервисных услуг17.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона об энергосбережении предметом энергосервисного договора

12 Шевченко Л.И. Энергосервисные контракты, их правовая сущность и особенности формирования по законодательству о закупках // Современное право. 2017. № 2. С. 51

13 См.: Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 г. № 1289 «О требованиях к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды» // СЗ РФ. 2019. № 41. Ст. 57.

14 Янсон С.Ю. Обеспечение энергосбережения в военно-бюджетной сфере на основе развития института энергосервисных контрактов // Право в Вооруженных Силах. 2015. № 8. С. 100-105.

15 Антонычев С.В. Энергосервис: проблемы и позитивные примеры // Энергосбережение. 2012. № 7. С 30-39.

16 Шаблова Е.Г. Правовое обеспечение политики в области энергосбережения: отечественный и зарубежный опыт // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. № 2. С. 78-83.

17 Игнатьева И.А. Энергосервисный договор: правовое обеспечение рынка услуг и проблемы //Энергетическое право. 2015. № 2 (25). С. 34.

(контракта) является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком. Таким образом, по данному договору исполнителем совершаются определенные действия (мероприятия), которые должны привести к рациональному и более экономичному расходованию заказчиком энергетических ресурсов.

Заключение энергосервисных договоров представляет значительный интерес для заказчиков, поскольку посредством заключения договора позволяет выполнить установленные Законом об энергосбережении требования.

Значительный потенциал энергосервисных договоров для крупных потребителей энергетических ресурсов, бюджетных организаций состоит в том, что заключение таких договоров позволяет весь комплекс мероприятий по энергосбережению возложить на энергосервисную компанию. До введения в законодательство правил об энергосервисном договоре данная деятельность, как непрофильная для заказчиков, представляла для них значительные трудности и передавалась, как правило, на аутсорсинг18.

В литературе отмечается, что преимущества заказчиков при заключении таких договоров заключаются в том, что энергосервисная компания берет на себя риски по мероприятиям и обязательства по достижению экономии ресурсов; оплата исполнителю по договору производится только при достижении энергосберегающего эффекта и др.19

В главе 5 Закона не конкретизируется вид энергетического ресурса, на экономию ко-

торого направлены действия исполнителя, но из предусмотренного Законом определения энергетического ресурса следует, что в качестве объекта договора выступает один из указанных законом видов энергетического ресурса. Однако следует отметить, что в утвержденных Минэкономразвития России от 11.05.2010 г. № 174 Примерных условиях энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов в качестве исключения вида энергетического ресурса, на который не распространяется действие Примерных условий, указан природный газ20.

В ст. 19 Закона об энергосбережении установлены условия энергосервисного договора, которые должны быть включены в него в обязательном порядке, т.е. объективно существенные условия, к которым относятся:

• условие о величине экономии энергетических ресурсов (в том числе в стоимостном выражении), которая должна быть обеспечена исполнителем в результате исполнения энергосервисного договора (контракта);

• условие о сроке действия энергосервисного договора (контракта), который должен быть не менее срока, необходимого для достижения установленной энергосервисным договором величины экономии энергетических ресурсов;

• иные обязательные условия энергосервисных договоров,установленные законодательством Российской Федерации (п. 1-3 ч. 2 ст. 19).

Закон об энергосбережении устанавливает, что договор может содержать и другие условия:

18 См.: Янсон С.Ю. Указ. соч. С. 103.

19 Пратура О.С. Заключение энергосервисного контракта для государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы // СПС КонсультантПлюс. 2017.

20 Приказ Минэкономразвития РФ от 11.05.2010 г. № 174 «Об утверждении примерных условий энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа)» // Российская газета. № 141. 30.06.2010.

• об обязанности исполнителя обеспечивать при исполнении договора согласованные сторонами режимы, условия использования энергетических ресурсов (включая температурный режим, уровень освещенности, другие характеристики, соответствующие требованиям в области организации труда, содержания зданий, строений, сооружений) и иные согласованные при заключении энергосервисного договора (контракта) условия;

• об обязанности исполнителя по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов;

• об определении цены в энергосервисном договоре (контракте) исходя из показателей, достигнутых или планируемых для достижения в результате реализации энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов и иные условия (п. 1-4 ч. 3 ст. 19).

Данные условия являются характерными условиями для энергосервисного договора.

Следует обратить внимание на одно из специфичных условий рассматриваемого договора - о цене договора. В отличие от других договоров цена по энергосервисному договору может исчисляться исходя из стоимости сэкономленных ресурсов.

В Законе об энергосбережении (ст. 20) предусмотрена возможность не заключать энергосервисный договор, а по согласованию сторон включать его условия, предусмотренные ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Закона в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, за исключением природного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива. В таких случаях цена в отношении энергосервисных условий определяется сторонами в основном договоре.

Учитывая, что энергосервисный договор является поименованным договором, поскольку предусмотрен в Законе об энергосбережении, в таких случаях можно считать, что

стороны заключают смешанный договор. Помимо существенных условий, установленных ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Закона об энергосбережении, стороны могут включать по согласованию перечисленные в ч. 2 ст. 20 Закона следующие условия:

• о количественном значении энергетических ресурсов, которое применяется сторонами при определении обязательств по договору и может быть определено, в частности, исходя из объема потребления соответствующих энергетических ресурсов, зафиксированного на момент начала исполнения такого договора, или другим способом, в том числе расчетным способом, и отличаться от фактического объема потребления энергетических ресурсов;

• о проведении расчетов по такому договору исходя из показателей, достигнутых или запланированных для достижения в результате реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе исходя из стоимости сэкономленных энергетических ресурсов;

• о предоставлении отсрочки по уплате платежей по такому договору полностью или частично до момента получения результатов реализации условий энергосервисного договора (контракта), в том числе до фиксации экономии энергетических ресурсов.

В статье уже отмечалось, что включение энергосберегающих условий в договор на реализацию энергетических ресурсов не в полной мере соответствует интересам исполнителя, к этому следует добавить, что отсрочка платежа за поставленные ресурсы до получения результатов по энергообеспечению является еще одним аргументом сделанного вывода.

Как было отмечено, Приказом Минэкономразвития России от 11.05.2010 г. № 174 утверждены Примерные условия энергосервисного договора (контракта), которые могут быть включены в договор купли-продажи,

поставки, передачи энергетических ресурсов (за исключением природного газа), которые исходя из сущности Примерных условий договора (ст. 427 ГК РФ) могут быть применены полностью или частично исходя из интересов контрагентов при заключении конкретного договора.

В ст. 21 Закона об энергосбережении предусмотрены отсылочные нормы о государственных и муниципальных энергосервисных контрактах, которые заключаются в соответствии с бюджетным законодательством и Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»21.

В Бюджетном кодексе РФ, согласно ст. 2 Закона о контрактной системе, входящем в систему законодательства о государственных и муниципальных закупках, предусмотрены особенности определения цены энергосервисного контракта, которая может быть определена заказчиками как процент стоимости сэкономленных энергетических ресурсов, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств. Расходы на оплату таких договоров (контрактов) планируются и осуществляются в составе расходов на оплату соответствующих энергетических ресурсов (услуг на их доставку) (ч. 3 ст. 72). Закон о контрактной системе носит специальный по отношению к Закону об энергосбережении характер, поэтому содержащиеся в нем правила об энергосервисном контракте применяются в приоритетном порядке.

Закон о контрактной системе в ст. 108 устанавливает особенности заключения энергосервисных контрактов и регулирует отдель-

ные вопросы по формированию содержания таких контрактов, следовательно, к неурегулированным отношениям применяются нормы Закона об энергосбережении, в котором содержатся основные правила по содержанию рассматриваемых договоров, и положения гражданского законодательства.

Кроме того, в соответствии с ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе Правительство РФ установило требования к условиям энергосервисного контракта и правила по определению его начальной (максимальной) цены22.

Таким образом, формирование условий проекта энергосервисного контракта заказчиком должно осуществляться путем соблюдения правил, установленных в специальных нормативных правовых актах о контрактной системе, законодательства об энергосбережении и общих правил гражданского законодательства.

Как уже было отмечено, в отличие от Закона об энергосбережении, Закон о контрактной системе не допускает включение условий об экономии энергетических ресурсов в договоры на поставки энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 108).

В ч. 1 ст. 108 Закона о контрактной системе перечислены виды энергетических ресурсов, действия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности использования которых являются предметом энергосервисного контракта (при закупке: услуг по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме сжиженного газа, не используемого в качестве моторного топлива), услуг по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения, поставке электроэнергии, мазута, угля, поставка топлива для выработки энергии.

21 СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652; далее - Закон о контрактной системе.

22 См.: Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 636 «О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)» // СЗ РФ. 2010. № 34. Ст. 4488.

С учетом требований к условиям энергосервисного контракта, установленных Правительством РФ, в проекте контракта перечисляются:

• мероприятия, которые обязан провести исполнитель и сроки их выполнения;

• размер экономии энергетического ресурса в целом и доли размера экономии за определенные периоды;

• начальный и конечный сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии, а также периоды достижения ее долей;

• сроки оплаты заказчиком долей размера экономии;

• механизм распределения дополнительной экономии между заказчиком и исполнителем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• неустойку (штраф, пени) за недостижение исполнителем размера экономии или ее доли и неустойку (штраф, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательства по оплате контракта;

• условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, которое будет установлено в ходе исполнения контракта и пр.

Кроме того, в Постановлении Правительства РФ № 636 перечислены обязанности исполнителя и заказчика, которые следует предусмотреть в договоре. Так, исполнитель обязан соблюдать требования технических регламентов, государственных стандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, обеспечить согласованные сторонами режимы и условия использования энергетических ресурсов (п. 15).

Заказчик, в свою очередь, обязан:

• предоставлять актуальные сведения об объекте, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого

энергетического ресурса, в отношении которого планируется осуществлять мероприятия, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, включенные в перечень мероприятий;

• обеспечивать надлежащее содержание и обслуживание объекта, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя;

• осуществлять допуск представителей исполнителя на объект, на котором проводятся мероприятия по энергосбережению;

• предоставлять исполнителю информацию об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергетического ресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта (п. 16).

Заключение энергосервисных контрактов осуществляется путем проведения конкурентных закупок следующими способами:

• электронный аукцион;

• конкурс в электронной форме;

• запрос котировок в электронной форме в соответствии с правилами,установленными Законом о контрактной системе.

В ст. 108 Закона о контрактной системе предусмотрены и иные особенности, связанные с подготовкой проекта энергосервисного контракта. Одними из основных являются условия о видах и порядке оплаты услуг исполнителю.

В мировой практике выделяют различные основные модели энергосервисного договора:

• разделение дохода от экономии (shared savings);

• гарантированная экономия (guaranteed savings);

• быстрая окупаемость (first-out);

• контракты полного обслуживания (chauffage);

• консалтинг с вознаграждением за экономию (success fee)23.

Согласно Закону о контрактной системе начальная (максимальна) цена такого контракта определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошедший год. В документации о закупке указывается также одно из условий:

• фиксированный размер экономии заказчика (в денежном выражении) и ее максимальный процент, который может быть уплачен исполнителю;

• минимальный размер экономии заказчика и ее фиксированный процент, подлежащий уплате исполнителю;

• минимальный размер экономии заказчика и ее максимальный процент, который будет выплачен исполнителю (ч. 3 ст. 108).

Практика показывает, что заказчики в основном выбирают первый вариант, по которому в документации устанавливаются фиксированный размер экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки энергоресурсов и максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисного контрактом24.

Условие об оплате услуг исполнителя за счет достигнутой в результате деятельности исполнителя экономии является одной из существенных особенностей энергосервисного договора.

Заключение энергосервисного контракта осуществляется в общем порядке после вклю-

чения в его проект информации о победителе закупки, выбранном путем проведения соответствующей процедуры (конкурса, аукциона или запроса котировок).

С учетом значительных особенностей энергосервисных контрактов, заключаемых для обеспечения публичных нужд, в литературе верно сделан вывод, что государственные и муниципальные энергосервисные контракты относятся к разновидностям энергосервисного договора, целевой направленностью которых является обеспечение государственных и муниципальных нужд25.

Складывающаяся судебная практика по спорам, связанным с энергосервисными контрактами, рассматривает их в качестве договора возмездного оказания услуг26. Судебные споры по энергосервисным контрактам касаются преимущественно ненадлежащего исполнения обязательств по оплате оказанных исполнителем услуг27.

Определяя правовую природу энергосервисного договора, необходимо отметить, что в нем в качестве результата деятельности исполнителя должна быть указана величина достигнутой экономии энергетических ресурсов, что не характерно для договоров оказания услуг исходя из ч. 1 ст. 779 ГК РФ. Кроме того, обязанности, возлагаемые по договору на исполнителя, могут включать и установку определенного оборудования, т.е. осуществление подрядных работ, но проведение таких работ будет вспомогательным, не основным элементом. Указанные положения, как пред-

23 Шевченко Л.И. Указ. соч. С. 53.

24 Лобанова О.Л. Ценообразование и экономические показатели для выбора исполнителя энергосервисного контракта //Руководитель бюджетной организации. 2019. № 11. С. 15-21.

25 Шевченко Л.И. Указ. соч. С. 54.

26 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2019 г.№ Ф02-6835/2018 по делу № А33-33790/2017.

27 См.: Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.02.2019 г. № Ф02-6835/2018 по делу № А33-33790/2017; Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31.01.2019 г.№ Ф02-6841/2018 по делу № А33-34696/2017; Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.06.2016 г. № Ф01-1469/2016 по делу № А28-2830/2015; Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.10.2018 г. № Ф03-4197/2018 по делу № А80-348/2017 // СПС «КонсультантПлюс».

ставляется, не позволяют квалифицировать энергосервисный договор в качестве договора подряда, поскольку его основная цель -достижение экономии потребления энергетических ресурсов, не имеет овеществленного характера. Следует признать, что определенные правила, содержащиеся в главе 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», не соответствуют характеру взаимоотношений сторон энергосервисного договора (например, право од-

ностороннего отказа от исполнения договора (ст. 782)). Вместе с тем, следует отметить, что формулируя правила о энергосервисном договоре в Законе об энергосбережении, законодатель не признал необходимым предусмотреть в Законе об энергосбережении ссылку на главу 39 ГК РФ, из чего можно сделать вывод о значительных особенностях энергосервисного договора как договора по оказанию возмездных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.