Научная статья на тему 'Договорные источники конституционного права РФ'

Договорные источники конституционного права РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1874
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОГОВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОГОВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ДОГОВОРНЫЕ ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ РФ / ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА / CONTRACTUAL SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW / INTERNATIONAL CONTRACTUAL SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW / DOMESTIC CONTRACTUAL SOURCES / REGIONAL CONTRACTUAL SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW / THE CONSTI-TUTION / FEDERAL LAWS / INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION / GENERALLY RECOGNIZED PRINCIPLES AND NORMS OF INTERNATIONAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочев В.А.

В статье дается понятие договорных источников права, обосновывается широкий подход к понимаю договорных источников конституционного права, определяются их основные формы, осуществляется классификация по видам (международные, внутригосударственные и региональные), предложен авторский подход решения вопроса о соотношении Конституции федерального законодательства, с одной стороны, и международных правовых актов, в том числе решения ЕСПЧ, с другой стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TREATY SOURCES OF CONSTITUTIONAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article gives the concept of contractual sources of law, a broad approach to understanding the contractual sources of constitutional law is given, their basic forms are defined, classification by types (international, domestic and regional) is carried out. An author’s approach is proposed to address the issue of the correlation between the Constitution of federal legislation, on the one side, and international legal acts, including the decision of the European Court of Human Rights, on the other side.

Текст научной работы на тему «Договорные источники конституционного права РФ»

УДК 342(094)

В.А. Кочев,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и финансового права ФГБОУВО «Пермскийгосударственный национальный исследовательский университет»,

г. Пермь

Договорные источники конституционного права Рф

В статье дается понятие договорных источников права, обосновывается широкий подход к понимаю договорных источников конституционного права, определяются их основные формы, осуществляется классификация по видам (международные, внутригосударственные и региональные), предложен авторский подход решения вопроса о соотношении Конституции федерального законодательства, с одной стороны, и международных правовых актов, в том числе решения ЕСПЧ, с другой стороны.

Ключевые слова: договорные источники конституционного права, международные договорные источники конституционного права, внутригосударственные договорные источники, региональные договорные источники конституционного права, Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права.

V.A. Kochev,

Perm State University Perm

Treaty sources of constitutional law of the Russian Federation

The article gives the concept of contractual sources of law, a broad approach to understanding the contractual sources of constitutional law is given, their basic forms are defined, classification by types (international, domestic and regional) is carried out. An author's approach is proposed to address the issue of the correlation between the Constitution of federal legislation, on the one side, and international legal acts, including the decision of the European Court of Human Rights, on the other side.

Keywords: Contractual sources of constitutional law, international contractual sources of constitutional law, domestic contractual sources, regional contractual sources of constitutional law, the Constitution, federal laws, international treaties of the Russian Federation, generally recognized principles and norms of international law.

Под договорными источниками конституционного права (КП) следует понимать правовые акты с нормативным содержанием, которые утверждаются общим соглашением сторон. В отличие от законодательных договорные акты обладают повышенной легитимностью, так как исходят от двух и более уполномоченных субъектов конституционного права. В юридической литературе дается их различная классификация (9; 10; 11), которая имеет свои достоинства и недостатки. Как представляется договорные источники права могут быть разделены на 3 группы.

I Международные договоры: 1) двухсторонние и многосторонние международные договоры между РФ и иностранными государствами (межгосударственные договоры РФ); 2) договоры между РФ и международными организациями; 3) межправительственные соглашения.

II Внутригосударственные договоры: 1) Федеративный договор 1992 года (учредительный договор); 2) договоры между РФ и субъектами РФ; 3) соглашения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

III Региональные договоры: 1) договоры между субъектами РФ; 2) соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ; 3) договоры (соглашения) между субъектами РФ и субъектами международных и внешнеэкономических связей зарубежных государств.

В юридической литературе не все из вышеназванных договоров (соглашений) рассматриваются в качестве источников КП. В тоже время, как самостоятельный источник КП рассматриваются общепризнанные принципы и нормы международного права1. Действительно, таковые являются в соответствии с ч. 4 ст.15 Конституции составной частью правовой системы РФ2.

Конституция не определяет, в каких формах выражаются общепризнанные принципы и нормы международного права. Не решен од-

1 См. о них, напр.: Кузнецова О.А. Юридическая сила общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 3(9). С. 4-10.

2 Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные принципы и нормы международного права - часть правовой системы, права или законодательства? // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 2 (20). С. 42-46.

нозначно этот вопрос и в юридической науке1. При этом не снят вопрос о том, всегда ли следует связывать названные нормы и принципы с определенными правовыми формами их выражения. Нет единства взглядов и на предмет того, что понимать под общепризнанными принципами и нормами международного права2.

В международном праве в качестве общепризнанных принципов рассматриваются императивные принципы, облекаемые в правовую форму общим соглашением государств. Считается, что основным источником таких принципов является Устав ООН как многосторонний международный договор.

Согласно ст. 38 Статута Международного Суда ООН допустимо в качестве источников права рассматривать: 1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, признанные спорящими государствами; 2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы; 3) общие принципы права, признанные цивилизованными народами; 4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.

На основе международных правовых актов сформулировано одно из ключевых положений Постановления Пленума Верховного Суда от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ».

Так, согласно абз. 4 п. 1 данного постановления под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом в целом, отклонение от которых недопустимо.

В рассматриваемом постановлении дается также определение понятия «общепризнанные нормы международного права». Под ними имеются в виду правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом как юридически обязательные (абз. 6 п. 1).

В качестве источников указанных принципов и норм Постановлением Пленума 2003 г. определяются документы ООН и ее специализированных учреждений (абз. 7 п. 1). В их числе: Всеобщая декла-

1 Капустин А.Я. Понятие и виды источников права Европейского союза // Проблемы права. 2004. № 2. С. 115-125.

2 Авакьян С.А. Конституционное право России в 2 т. М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. Т. 1. 864 с.; Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные нормы международного права: теоретико-правовые проблемы // Академический юридический журнал. 2-10. № 2 (40). С. 32-36.

рация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Следовательно, согласно судебной практике общепризнанные принципы и нормы международного права всегда связаны с юридически определенной формой их выражения.

Кроме того, следует иметь ввиду, что составной частью правовой системы РФ являются ряд ратифицированных РФ решений Европейского Союза (например, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.) и решения (прецеденты) Европейского Суда по правам человека. Решения этого Суда по конкретным делам нередко основываются на общих принципах права. Такие решения непосредственно воздействуют на структуру права, в том числе КП. Поэтому они справедливо рассматриваются в числе форм источников КП (8, страница 117).

Правовое обоснование возможности применения Европейским Судом общих принципов права содержится в ст. 288 договора о Европейском сообществе. В силу этого как представляется международный акт, определивший статус Европейского Суда, действительно следует рассматривать в качестве формы источника КП;

Наряду с этим, к числу источников конституционного права относятся многие международные договоры РФ, которые являются согласно ч. 4 ст. 15 Конституции составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данные положения конкретизируются ФЗ № 101 от 15.07.1995 «О международных договорах».

На страницах отечественных изданий нередко возникает дискуссия о том, что имеет большую юридическую силу — Конституция или международный договор РФ. Думается, что спор возник из ничего.

Во-первых, в Конституции четко определено, что верховенством обладает Конституция. Это не точка зрения, а юридическое требование (ч. 4 ст. 15). Другое дело, ч. 1 ст. 17 Конституции, ее буквальный смысл позволяет вывести общепризнанные принципы и нормы международного права на один уровень с Конституцией, если речь идет о правах человека. В Конституции прямо устанавливается: в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Отсюда следует, что не все международные договоры РФ, а только договоры, включающие название нормы (принципы) и Конституция — равновеликие институты.

Во-вторых, право Европейского союза часто отождествляется с международным правом. В тоже время это совпадающие, но не тождественные понятия. «Международной» составляющей права ЕС являются международные акты, к которым ЕС присоединился. А акты, принятые непосредственно Европейским союзом, не являются международными, у них другой статус. Поэтому последние точно под Конституцией. Акты Европейского союза не обязывают Конституцию. Вместе с тем акты ЕС обязывают законодателя постольку, поскольку РФ является членом Совета Европы и признала согласно ФЗ его юрисдикцию, в том числе — юрисдикцию ЕСПЧ. Поэтому законодатель (не Конституция) должен руководствоваться и правом ЕС, и решениями ЕСПЧ.

В-третьих, четко не определено, что выше по юридической силе — акты органов конституционного контроля (надзора) или решения ЕСПЧ. Сторонники одной точки зрения в РФ исходят из того, что если Конституционный Суд принял решение, то оно возводится по юридической силе на уровень Конституции. Любые акты ЕСПЧ, как впрочем и других межгосударственных органов на защите прав человека, противоречащие этому решению, не признаются действующими на территории РФ. Именно такую позицию избрал Конституционный Суд. Такого же подхода придерживаются органы конституционного судебного контроля ряда Европейских государств (Австрия, Германия, Италия).

Но есть и другая точка зрения. Ее сторонники рассматривают решения органов конституционного судебного контроля как акты, которые стоят рядом с конституцией, но имеют с ней различную (по нисходящей) юридическую силу1. С этой позиции органы судебного конституционного контроля должны согласовывать свои решения с решениями ЕСПЧ, иных межгосударственных органов. Если эти решения диаметрально противоположны, то необходимо искать компромиссный вариант. Как представляется, в таком подходе больше права, чем в первом. Право по сути есть согласие. И если государство именуется правовым, то оно обязано находить согласованные позиции. Именно на таком согласии строится международный и внутригосударственный порядок, как впрочем, и порядок в любом сообществе — в коллективе, группе людей, семье.

В числе внутригосударственных договорных источников КП в литературе чаще всего рассматриваются:

Федеративный договор от 31.03.1992 (учредительный договор). Согласно ч. 4 п. 1 Заключительных и переходных положений Конс-

1 Кочев В.А. Конституционное право: учеб. пособие: в 3 ч. / В.А. Кочев: Перм. гос. нац. ислед. ун-т. Пермь, 2017. Ч. 1. 136—138 с.

титуции составными частями Федеративного договора является договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ;

договоры между РФ и конкретным субъектом РФ. Заключаются и оформляются в порядке, установленном ФЗ № 184 от 06.10.1999 О законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ (ст. 26.7). Данные договоры утверждаются ФЗ. В настоящее время заключено два таких договора: договор между РФ и Республикой Татарстан от 15.02.1994 О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Республикой Татарстан и б) договор между РФ и Республикой Башкортостан от 03.08.1994 О разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Республикой Башкортостан;

соглашения между органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти конкретного субъекта РФ. Заключаются и оформляются в порядке, установленном ФЗ № 184 (ст. 26.8). Эти соглашения утверждаются постановлением Правительства.

На наш взгляд источниками конституционного права являются также многие региональные договоры:

— договоры между субъектами РФ. Подписываются высшими должностными лицами субъектов РФ и утверждаются законами субъектов РФ. В ФЗ № 184 определяется такой вид договоров, как договоры между областью и автономным округом в составе области (ст. 26.6). Для этих договоров законодатель устанавливает особые условия заключения;

— соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ. Оформляются как указы высших должностных лиц.

— договоры (соглашения) между субъектами РФ и субъектами международных и внешнеэкономических связей зарубежных государств.

Субъекты РФ является участниками международных и внешнеэкономических связей (п. «о» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ), в том числе в торгово-экономической, научно-технической, экологической,

гуманитарной, культурной и иных сферах общественной жизни (ч. 2 ст. 1 ФЗ №4 от 04.12.1999 О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ).

При осуществлении этой деятельности субъекты РФ в праве заключать договоры (соглашения) с субъектами иностранных государств, административно-территориальными образованиями и органами государственной власти этих государств, а так же с органами международных организации (п. 1 ч. 1 ст. 8 ФЗ № 164 от 08.12.2003 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности).

Все вышеназванные формы, безусловно, относятся к формам источников КП. В то же время в их числе следует рассматривать так же акты международных организаций, в которых содержатся общепризнанные принципы и нормы международного права, а так же межправительственное соглашение, конкретизирующее декларативное положение международных договоров. Последние можно рассматривать в качестве гарантийных актов в том случае, если вопрос касается реализации прав и свобод человека и гражданина согласно ст. 17 Конституции РФ.

Библиографический список

1. Авакьян С.А. Конституционное право России в 2 т. М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. Т. 1. 864 с.

2. Капустин А.Я. Понятие и виды источников права Европейского союза // Проблемы права. 2004. № 2. С. 115—125.

3. Кочев В.А. Конституционное право: учеб. пособие: в 3 ч. / В.А. Кочев: Перм. гос. нац. ислед. ун-т. Пермь, 2017. Ч. 1. 136—138 с

4. Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные нормы международного права: теоретико-правовые проблемы // Академический юридический журнал. 2-10. № 2 (40). С. 32—36.

5. Кузнецова О.А. Юридическая сила общепризнанных принципов и норм международного права в российской правовой системе // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2009. № 3(9). С. 4—10.

6. Кузнецова О.А., Марино И. Общепризнанные принципы и нормы международного права — часть правовой системы, права или законодательства? // Правовое государство: теория и практика. 2010. № 2 (20). С. 42—46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.