Научная статья на тему 'Договорное родительское правоотношение: общее и частное'

Договорное родительское правоотношение: общее и частное Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1038
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ / СЕМЕЙНО-ПРАВОВОЙ ДОГОВОР / СЕМЕЙНО-ПРАВОВАЯ СДЕЛКА / ДОГОВОРНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ / AGREEMENT ON CHILD REARING / FAMILY-LAW CONTRACT / FAMILY LAW TRANSACTIONS / CONTRACTUAL PARENT LEGAL RELATIONSHIP / THE LEGAL FACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звенигородская Наталья Федоровна

Проводится анализ родительского правоотношения и основанного на нем договорного правоотношения. Выявляются предпосылки их возникновения, определяются их общие и особенные черты. Договор о воспитании детей определяется как сделка, как правоотношение, как форма правоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACT PARENTAL RELATIONS: GENERAL AND PARTICULAR

The article analyzes the parental relationship and based on its contractual relationship. Identifies the preconditions of their occurrence, are defined by their common and particular features. Treaty on the education of children is defined as a transaction, as a legal relationship as a form of relationship.

Текст научной работы на тему «Договорное родительское правоотношение: общее и частное»

УДК 347.6

ДОГОВОРНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ: ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ

CONTRACT PARENTAL RELATIONS: GENERAL AND PARTICULAR

Н. Ф. ЗВЕНИГОРОДСКАЯ (N. F. ZVENIGORODSKAYA)

Проводится анализ родительского правоотношения и основанного на нем договорного правоотношения. Выявляются предпосылки их возникновения, определяются их общие и особенные черты. Договор о воспитании детей определяется как сделка, как правоотношение, как форма правоотношения.

Ключевые слова: договор о воспитании детей, семейно-правовой договор, семейно-правовая сделка, договорное родительское правоотношение, юридический факт.

The article analyzes the parental relationship and based on its contractual relationship. Identifies the preconditions of their occurrence, are defined by their common and particular features. Treaty on the education of children is defined as a transaction, as a legal relationship as a form of relationship.

Key words: agreement on child rearing, family-law contract, family law transactions, contractual parent legal relationship, the legal fact.

Возникновению договорного родительского правоотношения «предшествует издание норм, регулирующих данные общественные отношения (нормативные предпосылки); наделение субъектов правоспособностью, позволяющей им быть носителями прав и обязанностей, предусмотренных в правовых нормах (правосубъектные предпосылки); наличие соответствующих юридических фактов, с которыми нормы связывают возникновение данных правоотношений

(юридико-фактические предпосылки)» [1].

Нормативными предпосылками являются нормы семейного законодательства и договорные нормы, в т. ч. предоставляющие ребёнку и родителям как субъектам родительского правоотношения определённый объём правоспособности, что даёт возможность им иметь предусмотренные в семейном законодательстве и в договоре права и обязанности. Юридико-технические предпосылки договорного правоотношения выделяются тем, что в сложный юридический состав, с которым связывают возникновение этого правоотношения, включают также юридический факт, являющийся семейно-правовой сдел-

кой - соглашение родителей о воспитании или содержании детей. В основе возникновения договорных родительских правоотношений лежит, во-первых, происхождение ребёнка от определённых лиц, удостоверенное в установленном законом порядке (ст. 47 Семейного кодекса РФ - далее СК) [2]. Поэтому рождение ребёнка определяется как юридический факт, классифицируемый по волевому признаку как событие. Также в данном случае имеют место и правомерные действия как юридические факты, зависящие от воли людей, поскольку совершаются ими. К таким действиям относится удостоверение происхождения ребёнка от определённого лица, которое производится в органах записи актов гражданского состояния, и заключение участниками семейных отношений - родителями семейно-правовой сделки - договора о детях. По характеру последствий такие юридические факты, как рождение ребёнка и удостоверение происхождения ребёнка от определённого лица, в родительском правоотношении являются правообразующими, так как порождают родительское правоотношение как между родителями, так и между

© Звенигородская Н. Ф., 2012

родителями и ребёнком. Заключение родителями несовершеннолетнего ребёнка (детей) договора о воспитании детей является правоизменяющим юридическим фактом.

Таким образом, договор о воспитании детей не является самостоятельным основанием возникновения договорного родительского правоотношения. Специфика договора о воспитании детей как юридического факта проявляется в том, что договор изменяет, наполняет юридическим содержанием права и обязанности сторон, уже являющихся субъектами родительского правоотношения, обладающими установленными семейным законодательством родительскими правами и обязанностями.

Предметом правового и договорного регулирования является родительское правоотношение. Родительскими, по мнению

А. П. Сергеева, М. В. Антокольской, являются отношения, складывающиеся между родителями и детьми, а также между самими родителями ребёнка [3]. Но есть более узкое понимание родительского правоотношения. Так, О. А. Федорова определяет его как «совокупность личных и имущественных правоотношений между ребёнком и каждым из его родителей». Аналогичную позицию занимает С. А. Муратова [4]. Более правильной представляется первая позиция, поскольку родительские права также реализуются в правоотношении между родителями по осуществлению ими родительских прав.

Первая позиция допускает рассмотрение родительского правоотношения не только как двухсубъектного, но и как трёхсубъектного правоотношения, что, например, в правоотношении по осуществлению родительских прав полностью себя оправдывает. В таком правоотношении участвуют оба родителя и ребёнок, а порядок участия родителей в воспитании ребёнка реализуется не только встречными действиями самих родителей, но и ребёнка. Двухсубъектных родительских правоотношений, конечно же, больше, что обусловлено их строго индивидуальной личной природой. Более того, некоторые родительские правоотношения, например, по предоставлению содержания ребёнку могут быть только двухсубъектные, так как ребёнок находится с каждым из родителей в правовой личной связи. Они возникают, изме-

няются, прекращаются вне зависимости от развития правоотношения с другим родителем, хотя «осуществление родительских прав каждым из них соприкасается и в определённой степени ограничивается существованием второго родительского правоотношения» [5]. Однако полагаем, что существу семейных правоотношений вовсе не противоречит конструкция трёхсубъектного правоотношения, поскольку личный характер отношений субъектов не исчезает, даже если родители ребёнка - не супруги и не составляют между собой семьи, однако их общая привязанность к ребёнку и порождает те уникальные отношения, в которых их устремления должны быть направлены на благо их общего ребёнка. В решении вопроса о месте жительства ребёнка, об участии родителей в воспитании ребёнка принимают участие оба родителя, и подлежит учёту мнение ребёнка. Порядок осуществления родительских прав реализуется встречными действиями родителей и действиями самого ребёнка.

Вместе с тем теоретически вполне допустимо разложить трёхсубъектное родительское правоотношение на два простых, в которых будут участвовать ребёнок и каждый из его родителей.

Как родительское можно и нужно определять правоотношение между родителями ребёнка, так как родители действительно обладают корреспондирующими по отношению друг к другу родительскими правами и обязанностями. Так, отдельно проживающий родитель имеет право на общение с ребёнком, при этом другой родитель обязан не чинить ему препятствий в общении. Особенностью родительских правоотношений является «более ощутимое присутствие в них публичноправового начала. Они складываются между наиболее близкими друг другу людьми - родителями и детьми. Это предполагает глубокую внутреннюю связь, основанную на взаимной привязанности. Как правило, эти отношения не требуют и не допускают вмешательства государства. Внутреннее содержание данных прав плохо поддаётся регулированию правом, право может только устанавливать границы их осуществления. Эти общие границы очерчены в ст. 65 СК» [6].

Устанавливая в этой норме права, что при осуществлении родительских прав роди-

тели не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, законодатель, с одной стороны, не может указывать родителям, как воспитывать ребёнка, но с другой стороны, он в общей форме запрещает злоупотребление этим правом и преследует, устанавливая ответственность за осуществление родителями своих родительских прав в ущерб правам и интересам детей. Первая сторона указывает на частноправовой характер родительских правоотношений, а вторая сторона свидетельствует о публично-правовом элементе родительского правоотношения, который защищает интересы несовершеннолетних детей. Поэтому метод семейного права по характеру воздействия на данные родительские правоотношения является преимущественно дозволительным, а по форме предписаний - преимущественно императивным. «Своеобразие дозволительно-императивного метода в данном случае заключается в том, что право наделяет ребёнка правовыми средствами удовлетворения его потребностей и интересов не только в сфере семейных отношений, но и в других сферах общественных отношений, обязывая другую сторону указанных отношений исходить, прежде всего, из интересов детей» [7].

Договорное родительское правоотношение возникает на базе уже имеющегося родительского правоотношения, содержанием которого являются установленные семейным законом права и обязанности ребёнка и родителей. Родительское правоотношение, однажды возникнув, прекращается лишь в строго определённых в законодательстве случаях, это: а) смерть родителя или

б) смерть ребёнка и в) усыновление ребёнка. Даже в случае лишения родительских прав виновный родитель утрачивает лишь неимущественные права и освобождается от несения неимущественных обязанностей, тогда как имущественная обязанность по содержанию ребёнка за ним сохраняется. Так, он утрачивает право быть законным представителем ребёнка, которое ему было предоставлено законом (п. 1 ст. 64 СК). Основанием возникновения представительства и полномочия следует рассматривать не закон, наделяющий родителей таким правом, а иные юридические факты - рождение и удостоверение про-

исхождения ребёнка в установленном законом порядке. Поэтому принятое в науке деление представительства на законное и договорное имеет лишь условный характер, позволяющий отличать эти виды представительства. Е. Л. Невзгодина правильно отмечает, что «полномочие возникает одновременно (в силу одного и того же юридического факта) с правоотношением, содержащим обязанность представительствовать; особого делегирующего правоотношения, реализация которого необходима для наделения полномочием, не требуется» [8]. Поэтому родительское правоотношение следует рассматривать как сложное, состоящее из имущественного и неимущественного правоотношения, которое при лишении родительских прав родителя сокращается за счёт исключения из него неимущественного, в связи с чем такой родитель утрачивает своё право на законное представительство своего ребёнка. Законное представительство родителей не может возникать в связи с договором об осуществлении родительских прав (п. 2 ст. 66 СК), но оно может изменяться им, когда родители условием договора определяют, что юридическую опеку будет осуществлять один из родителей, например, имеющий правовые навыки и опыт представительства. При этом следует помнить, что СК наделяет равными правами по представительству обоих родителей, поэтому договор не может лишать этого права одного из родителей, но может изменять его содержание, переложив это родительское право на плечи одного, а осуществление фактической опеки на плечи другого.

Исполнением договорных обязательств сторонами договора, окончанием срока действия договора родительское правоотношение себя не исчерпывает, так как остаются права и обязанности у сторон договора, установленные семейным законом (так называемые законные), поскольку они не перестают быть субъектами родительского правоотношения. Это подтверждает длящийся характер родительского правоотношения, который обусловливается тем, что родители и дети находятся в отношениях родства.

В отличие от гражданско-правовых договоров, где согласованные волеизъявления граждан противоположно направлены, в семейно-правовых договорах о воспитании де-

тей соглашения субъектов семейных правоотношений устремлены к одной цели - обеспечить наилучшие интересы ребёнка. Поэтому, если мы применяем в семейном праве такие категории, как «сделка», «договор», то следует учитывать, что они имеют в семейно-правовой сфере самостоятельное значение, отличающее их от категорий «сделка», «договор» в гражданском праве.

А. П. Сергеев, занимая позицию десуверенизации семейного права, всё же считает, что семейно-правовые акты по своей юридической сущности являются сделками, так как направлены на возникновение, изменение и прекращение семейных правоотношений, и ничего не мешает распространить на них общие положения о сделках, закреплённые в ГК. Тем не менее он отмечает, что «в семейном праве сделки обладают спецификой, которую накладывают на них регулируемые отношения. В семейном праве договоры также встречаются, причём некоторые из них выступают в чистом виде и совпадают во всех основных чертах и по форме с иными гражданско-правовыми договорами (брачный договор, соглашение об уплате алиментов), а другие, будучи гражданско-правовыми договорами по существу, не выражены в столь очевидной гражданско-правовой форме (заключение брака, соглашение об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей и др.)». Не соглашаясь с мнением автора относительно правовой природы названных договоров, мы считаем, что он совершенно прав в том, что «как бы то ни было, во всех случаях, когда для решения того или иного семейноправового вопроса (чаще всего семейноправового спора) требуется согласованное волеизъявление двух или большего числа участников семейных отношений, есть все основания говорить о договоре. Такие договоры он называет семейно-правовыми [9].

Тем самым, независимо от признания или непризнания семейного права самостоятельной отраслью права, в правовой науке всё чаще признаётся необходимость использования в семейном праве универсальной правовой конструкции - договора. Но договор в семейном праве существенным образом отличается от договора в гражданском праве. Обращает на себя внимание следующая осо-

бенность семейных сделок, выраженных в форме соглашений (договоров). Если гражданско-правовые сделки преимущественно порождают имущественные правоотношения, то в семейном праве хоть и возникают договорные имущественные отношения, но они непременным образом обязательно связаны с личными неимущественными правоотношениями сторон семейно-правовой сделки, зависят от них.

Существующие в обществе отношения условно можно разделить на две группы. В одних отношениях субъекты не оказывают воздействия на какие-либо внешние для них материальные или нематериальные объекты. В такие общественные отношения субъекты вступают ради удовлетворения интересов, не связанных с таким воздействием. Это отношения, которые опосредуют передвижение человека, родственные, супружеские и родительские отношения [10]. К этой группе следует отнести и многие другие общественные отношения, которые традиционно в правовой науке именуют неимущественными [11]. Признавая существование таких отношений, учёные отмечают, что в ряде общественных отношений объекта, понимаемого в качестве внешнего для субъектов предмета, вообще может и не быть [12]. По мнению Н. Г. Александрова, внешний объект поведения людей существует лишь в имущественных отношениях, а в неимущественных правоотношениях его вообще нет [13]. Но мы признаем это как общее правило, из которого есть исключения.

В составе родительского правоотношения выделяют личные неимущественные и имущественные правоотношения, которые имеют своим объектом, соответственно, нематериальные и материальные блага. Под объектами личных семейных правоотношений Н. А. Темникова предлагает понимать то, на что направлена деятельность его участников. Поскольку активные действия должны совершаться лицами обязанными, т. е. родителями, то объектами личных неимущественных правоотношений по реализации семейных прав ребёнка являются такие нематериальные блага, как семейное окружение, забота о физическом, психическом благополучии, развитии ребёнка, приобщение его к культуре, религии, привитие необходимых социальных качеств и т. п. [14].

В соглашении, опосредующем неимущественные отношения в семье, - договоре о приёмной семье, объектом правоотношения можно рассматривать приёмного ребёнка, которого передают на воспитание приёмным родителям в приёмную семью. Приёмного ребёнка, естественно, нельзя отнести ни к материальным, ни к нематериальным объектам. Приёмные родители, осуществляя воспитание приёмного ребёнка в семье, в процессе воспитания активно воздействуют на него как на объект общественных отношений. При этом приёмный ребёнок одновременно является и субъектом правоотношения, возникающего из договора о приёмной семье. В этом особенность указанного семейно-правового договора. Приёмный ребёнок является живым объектом. Это можно отметить как его общий признак с такими объектами гражданского права, как животные (ст. 137 ГК РФ). Но животные являются объектом договоров купли-продажи, мены и пр. в гражданском обороте. В отличие от них, приёмный ребёнок, как и любой другой человек, не может быть объектом гражданско-правовых сделок. Приёмный ребёнок -это специфический объект в семейном праве, который передаётся приёмным родителям и на который в приёмной семье воздействуют приёмные родители, заключившие договор о его воспитании в приёмной семье. По договорам о воспитании детей ребёнок уже не может рассматриваться как объект, его как приёмного ребёнка не передают стороне договора - приёмным родителям, так как сторонами договора выступают его кровные родители, с которыми он в силу п. 2 ст. 54 СК имеет право проживать. В этих договорах объекта нет, что соответствует общему правилу о неимущественных отношениях. А общим предметом договоров о воспитании детей и договора о приёмной семье является воспитание ребёнка в семье.

Возникающие в семейной сфере неимущественные отношения обладают особой спецификой, и в отличие от личных неимущественных отношений семейные отношения носят не абсолютный, а относительный характер. Н. Д. Егоров предлагает в целях более чёткого размежевания неимущественных отношений между членами семьи и личных неимущественных отношений, входя-

щих в предмет гражданского права, именовать лично-семейными отношениями [15]. Предметом гражданского регулирования являются неимущественные отношения лишь при условии, что они связаны с имущественными отношениями, а неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (п. 1, 2 ст. 2 ГК). Семейное законодательство регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2 СК). Следовательно, неимущественные отношения в семье по поводу воспитания детей, регулируемые семейным законодательством, являются предметом договоров о воспитании детей, что подтверждает вывод о самостоятельной семейно-правовой природе договоров о воспитании детей.

Целью соглашений о детях является определение порядка реализации родителем соответствующей семейно-правовой обязанности по отношению к своему несовершеннолетнему ребёнку. В отличие от этих семейно-правовых договоров гражданско-правовые договоры согласно ст. 420 ГК направлены на установление, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей. Основное назначение семейно-правовых договоров о воспитании детей состоит в регулировании в рамках семейного законодательства поведения субъектов родительского правоотношения путём указания на пределы их возможного и должного поведения, а также последствия нарушения соответствующих требований, установленных законом и договором. Так как соглашения о детях опосредуют родительские правоотношения, то именно родители и их несовершеннолетние дети и будут субъектами правоотношения, возникающего из договора о воспитании детей. Ребёнок рассматривается нами как субъект правоотношения, в то время как стороной договора он не является.

В литературе по семейному праву сложилось мнение о невозможности использования в семейном праве категорий договора и сделки. Мы придерживаемся более широкого подхода к определению сделки. Так, сделка понимается нами как действие, направленное на возникновение, изменение и прекращение правоотношений в различных отраслях права. Учёные, занявшие позицию узкого определения сделки, обосновывают её тем, что в нашей стране это понятие имеет определённый сложившийся смысл, подчёркивающий связь сделок с товарно-денежными отношениями, поэтому оно неприменимо к семейно-правовым актам [16]. Мы не находим в самом понятии сделки ничего такого, что не позволяло бы его использовать в семейном праве. Г. Ф. Шершеневич под юридической сделкой понимал «такое юридическое действие, которое обнаруживает волю вызвать юридические последствия, соединенные по закону с этим действием» [17]. Правовая литература советского периода также определяет сделку как волевое действие, направленное на достижение правовых последствий. Семейно-правовой акт определялся как юридический акт, направленный на возникновение, изменение и прекращение брачно-семейных правоотношений [18].

В семейном праве до принятия нового Семейного кодекса РФ (1995г.) не использовалось даже само понятие «договор», вместо него речь шла о двусторонних актах участников семейных отношений. В. И. Данилин и С. И. Реутов определяют семейное соглашение как «согласованное волеизъявление двух участников семейных правоотношений, направленное на достижение определённых юридических последствий». Изъявления воли должны быть при этом одинаковыми и взаимными. Также они отмечают, что законодатель называет такие акты «взаимным согласием» или «соглашением» [19].

Таким образом, договор о воспитании детей (о месте жительства и порядке осуществления родительских прав) является также семейно-правовой сделкой, отличающейся волевым признаком от других юридических фактов в семейном праве. Гражданско-правовые договоры направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а договоры о воспита-

нии детей - на изменение семейных прав и обязанностей. Договор о воспитании детей -это сделка с ограниченным субъектным составом, из которого, во-первых, исключены юридические лица, а во-вторых, действия не всех субъектов семейного права, а именно родителей несовершеннолетнего ребёнка могут быть направлены на изменение их семейных прав и обязанностей. Кроме того, в третьем своём значении этот семейно-правовой договор представляет форму договорного родительского правоотношения.

1. Алексеев С. С. Проблемы теории и права. -Т. 1. - Свердловск, 1972. - С. 342.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от

29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от

30 июня 200S г.) ^ СЗ РФ. - 1996. - № 1. -Ст. 16 ; 1997. - № 46. - Ст. 5243 ; 199S. -№ 26. - Ст. 3014 ; 2000. - № 2. - Ст. 153 ; 2004. - № 35. - Ст. 3607 ; 2005. - № 1 (ч. 1). -Ст. 11 ; 2006. - № 23. - Ст. 23S0 ; 200S. -№ 27. - Ст. 3124.

3. Гражданское право : учебник. - Т. 3 У под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М., 2001. -С. 2SS ; Антокольская М. В. Семейное право : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.,

2003. - С. 196.

4. Гражданское право : учебник. - Т. 3. - С. 393 ; Муратова С. А. Семейное право в схемах с комментариями : учебное пособие. - М. : Экс-мо, 2010. - С. S3.

5. Антокольская М. В. Указ. соч. - С. 95.

6. Там же.

7. Борисова Н. Е. Конституционные предпосылки защиты прав ребёнка ^ Защита прав ребёнка в современной России : материалы научно-практической конференции У отв. ред. д-р юрид. наук, проф. А. М. Нечаева. - М.,

2004. - С. 21.

S. Невзгодина Е. Л. Представительство и доверенность по гражданскому праву России. -Омск : Изд-во ОмГУ, 2005. - С. 44.

9. Гражданское право : учебник. - Т. 3. -С. 291-292.

10. Иоффе О. С. Советское гражданское право. -М., 1967. - С. 219.

11. Александров Н. Г. Законность правоотношения в советском обществе. - М., 1955. -С. 117-11S ; Тархов В. А. Гражданское право.

- Чебоксары, 1997. - С. 41.

12. Иоффе О. С. Об основных вопросах советского гражданского права ^ Вопросы советского права. Уч. зап. ЛГУ. Серия: «Юридические науки». - Вып. 4. - 1953. - № 151. -С. 50 ; Алексеев С. С. Проблемы теории права : курс лекций. - Т. 1. - Свердловск, 1972. -С. 329-340 ; Кечекьян С. Ф. Правоотношения

в социалистическом обществе. - М., 1958. -С. 147 ; Толстой Ю. К. К теории правоотношения. - Л., 1959. - С. 65.

13. Александров Н. Г. Указ. соч. - С. 117-118.

14. Темникова Н. А. Защита личных прав ребёнка по семейному праву России : учебное пособие. - Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2010. - С. 76.

15. Егоров Н. Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений: единство и дифференциация. - Л., 1988. - С. 22.

16. Веберс Я. Р. Правосубъектность граждан в гражданском и семейном праве. - Рига, 1976.

- С. 186.

17. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. -Т. 1. - Вып. 3. - М., 1912. - С. 624.

18. Данилин В. И., Реутов С. И. Юридические факты в семейном праве. - Свердловск, 1989.

- С. 62.

19. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.