6. http: //m.wikipedia.org/wiki/Конетитуция_России
7. http: //federacia.ru/encyclopaedia/law/
8. http://www.ipolitics.ru/lnk/228.htm
9. http: //ru.wikipedia.org/wiki/Конституция_России
10. С.А. Авакьян Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//"Журнал российского права", 2003, N 11.
11. Кравец И.А. Верховенство конституции - принцип конституционализма // Журнал российского права. - 2002. - № 7.
ДОГОВОРНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Шамшетов Шарафатдин Сарсенович
Кандидат юридических наук, доцент кафедры Правоведения Каракалпакского государственного университета. Адрес вуза: Республика Узбекистан,
г. Нукус, ул. академика Ч.Абдирова, 1. Индекс: 230112
Аннотация
В данной статье раскрывается сущность договорного представительства как одного из видов судебного представительства. По результатам исследования данного вопроса автор приводит свои идеи и предложения.
Abstract
This article discloses the essence of the contractual representation as one of the types of judicial representation. Based on the results of the study of this issue, the author gives his ideas and suggestions
Ключевые слова: судебное представительство, договорное (добровольное) представительство, договор поручения, доверенность
Keywords: judicial representation, contractual (voluntary) representation, contract of commission, power of attorney
В научной литературе существуют классификации судебного представительства по различным основаниям. В самом общем виде представительство подразделяется на договорное (добровольное) и обязательное. Данная классификация проводится по характеру отношений представителя и представляемого [14, c. 141].
В договорном представительстве, отношения между представителем и представляемым в основном строятся на основании гражданско-правового договора поручения. Согласно ч.1. ст 52 ГПК РУз[3] по договорному (добровольному) представительству доверитель поручает представителю вести дело в суде в защиту его прав и охраняемых законом интересов.
Основанием к договорному представительству служит воля гражданина, организации и при наличии согласия у представителя защищать их
интересы в суде. Подобное представительство носит название договорного, потому что в его основе лежит договор между конкретным лицом и представителем, на основании которого представитель получает полномочия на ведение дела в суде. Однако, одной только свободной воли недостаточно для возникновения отношения договорного представительства. Необходима ее внешняя легитимация (акт реализации свободной воли сторонами правоотношения). Это и есть юридическое основание возникновения отношения договорного представительства.
Ряд авторов в качестве основания возникновения договорного представительства называют доверенность [4,с.22; 10,с.20-24; 11,с.25]. Однако, по мнению Д.Б. Короткова, основанием возникновения отношения договорного представительства является договор. Доверенность при этом выступает лишь средством внешней легитимации представителя перед третьими лицами, фиксирует полномочия представителя на совершение юридически значимых действий от имени представляемого и делает полномочие представителя очевидным для соответствующего третьего ли-ца[9].
По мнению А.С. Гордона, «выдача доверенности зависит лишь от воли представляемого, который и после ее составления может воздержаться от передачи ее поверенному. Отсюда следует, что наличие надлежаще оформленной, но не переданной представителю доверенности еще не дает возможности представителю осуществить представительство. Считая же основанием полномочия доверенность, пришлось бы признать, что уже в момент подписания доверенности, независимо от передачи ее поверенному, последний вправе действовать от имени представляемого, что означало бы представительство вопреки желанию составителя доверенности в тех случаях, когда он воздерживается от ее выдачи»[1, с.84].
В соответствии с ч.1 ст. 817 ГК РУз[2] по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. По сделке, совершенной поверенным, права и обязанности возникают непосредственно у доверителя. Согласно ч.1. ст. 53 ГПК РУз полномочия представителя должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом. Но, тем не менее, сама доверенность без договора не выражает согласия поверенного, а только лишь дает ему такое право. Поэтому мы считаем, что основанием возникновения правоотношения договорного представительства является договор.
Полномочия договорных представителей, как правило, должны быть выражены в письменной форме. Однако, полномочия представителя граждан на ведение дела в суде могут быть подтверждены также устным заявлением доверителя с занесением его в протокол судебного заседания (ч.3. ст. 53 ГПК РУз).
Среди договорных представителей особую роль играют адвокаты (п.1 ч.2 ст.52 ГПК РУз). Это обусловлено тем, что как по количественным, так
и по качественным показателям адвокаты занимают ведущее место среди представителей в деле охраны прав и законных интересов граждан. Кроме того, профессиональной деятельностью по ведению дел в суде в качестве представителя могут заниматься только адвокаты (ч.3 ст.52 ГПК РУз).
Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения (договора) об оказании юридической помощи, заключаемого между адвокатом и доверителем (подзащитным). Соглашение (договор) об оказании юридической помощи представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем (подзащитным) и адвокатом, на оказание юридической помощи самому доверителю (подзащитному) или назначенному им лицу (чч.1 и 2 ст.91 Закона РУз «Об Адвокатуре»[5]).
Договорными представителями в суде могут участвовать родственники по прямой восходящей и нисходящей или боковой линии, а также супруг (супруга) либо его (ее) родственники (п.2 ч.2 ст.52 ГПК РУз). При определении круга лиц, относящихся к родственникам доверителя, необходимо руководствоваться статьями 57, 58 Семейного кодекса Республики Узбекистан[13], согласно которым родственниками являются родители, дети, внуки, дедушка, бабушка, правнуки, прадедушка, прабабушка (по прямой линии), братья, сестры, их дети, братья, сестры отца, матери, их дети, братья, сестры дедушки, бабушки, их дети и так далее (по боковой линии).
Договорными представителями могут быть и работники юридических лиц — по делам этих юридических лиц (п.3 ч.2 ст.52 ГПК РУз). Согласно п.7 постановления Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2010 года № 05 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства о представительстве»[12,с.596] под работником юридического лица понимается лицо, работающее в данной организации на основании трудового договора (контракта). Трудовой договор часто служит основанием для осуществления представительства от имени юридических лиц. Например, поступая на работу, юрисконсульт заключает трудовой договор с организацией, в содержание которого вместе с другими обязанностями включено и выполнение представительских функций. Представлять юридические лица в суде имеют право и другие работники. Руководители организаций дают им поручения на участие в судебном разбирательстве и представление интересов этих организаций. Такие поручения носят договорный характер.
В качестве договорных представителей выступают также уполномоченные представители некоммерческих организаций - по делам членов этих организаций (п.4 ч.2 ст.52 ГПК РУз). Так, в соответствии со ст.7 Закона РУз «О негосударственных некоммерческих организациях»[6] негосударственная некоммерческая организация имеет право представлять и защищать права и законные интересы своих членов и участников.
Договорными представителями могут выступать и уполномоченные представители некоммерческих организаций, которым законом предоставлено право защищать права и интересы других лиц (п.5 ч.2 ст.52 ГПК РУз). Например, в соответствии со ст. 11 Закона РУз «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности»[7] профессиональные союзы вправе обращаться в суд с исковым заявлением, а также с заявлением о вынесении судебного приказа в защиту трудовых прав работников.
Разновидностью добровольного представительства является представительство одного из участников по поручению других соучастников (п.6 ч.2 ст.52 ГПК РУз). Оно заключается в том, что лицо, представляющее интересы соучастников, одновременно занимает процессуальное положение стороны и представителя. Такое представительство возможно лишь в том случае, когда интересы соучастников в конкретном деле полностью совместимы.
Как мы видим перечень лиц, которые могут быть представителями в суде, довольно широкий. Однако, многие представители юридической науки полагают, что участие в гражданском процессе неквалифицированных лиц, представляющих интересы сторон в суде на основе доверенности, создают неравные условия для лиц, оказывающих процессуальную юридическую помощь[8, с.25-27]. Тем не менее, как мы уже отмечали выше, основанием к договорному представительству служит воля гражданина. Исходя из этого, мы полагаем, что представителем может быть любое лицо по воле гражданина. Согласно п.7 ч.2 ст.52 ГПК РУз представлять интересы стороны в суде могут и лица, допущенные судом, рассматривающим дело, в качестве представителей физических лиц. Согласно данному пункту, на первый взгляд, и выражается воля гражданина. Однако, исходя из логики этой статьи, суд может и не допустить выбранного гражданином лица в качестве представителя, если он не соответствует первым шести пунктам данной статьи. Как поступить в том случае, если сторона не доверяет ни адвокату, ни родственникам, ни профсоюзам? Поэтому, было бы целесообразно, на наш взгляд, внести изменения именно в пункт 7 ст.52 ГПК РУз, установив безусловное право выбора представителя.
Литература:
1. Гордон А.С. Представительство в гражданском праве. - СПб., 1879.
2. Гражданский кодекс Республики Узбекистан. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., приложение к № 2
3. Гражданский процессуальный кодекс Республики Узбекистан. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 9
4. Дурнева П.Н. Добровольное представительство по гражданскому праву России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
5. Закон Республики Узбекистан «Об Адвокатуре» от 27 декабря 1996 г. N 349-I. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997, N 2, ст. 48.
6. Закон Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях» от 14 апреля 1999 г. N 763-I. // Ведомости Олий Маж-лиса Республики Узбекистан,1999, N 5, ст. 115
7. Закон Республики Узбекистан «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности» от 02 июля 1992 г. N 638-XII. // «Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан», 1992 г., N 9, ст. 344.
8. Князь Ю.Ю. Договорное представительство в Республике Беларусь. // Право Беларуси: история и современность: сб. материалов Междунар. науч. -теорет. конф. студентов, магистрантов и аспирантов «Развитие институтов гражданского права в законодательстве Беларуси от Статута BKJI 1529 г. до Гражданского кодекса Республики Беларусь 1998 г.» (Минск, 24 нояб. 2009 г.) и Респ. науч.-теорет. конф. студентов, магистрантов и аспирантов «Декларация о государственном суверенитете Белорусской ССР от 27 июля 1990 г. и ее место в развитии конституционного процесса в Республике Беларусь» (Минск, 16 нояб. 2010 г.) / Белорус. гос. экон. ун-т.-Минск, 2010.
9. Коротков Д.Б. Основания возникновения и прекращения договорного представительства. // Вестник пермского университета. Юридические
науки. Выпуск_4 (10),_2010. URL
http://www.jurvestnik.psu.ru/index.php/ru/vypusk-4-10-2010/7-2010-12-01-13-31 -58/-4-10-2010/185-osnovaniya-vozniknoveniya-i-prekrasfrheniya-dogovornogo-predstavitelstva
10. Орлова М.М. Доверенность как письменное уполномочие. // Бюллетень нотариальной практики. 2003. №4.
11. Петриченко О. Доверенность на будущее. // ЭЖ-Юрист. 2009.
№14.
12. Постановление Пленума Верховного суда Республики Узбекистан от 14 мая 2010 года № 05 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства о представительстве». // Сборник постановлений Пленума Верховного суда Республики Узбекистан (2006-2014 гг.).
13. Семейный кодекса Республики Узбекистан. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1998 г., приложение к № 5-6.
14. Сидоров, Р.А. Представительство в гражданском процессе. -Тверь, 2003.