Научная статья на тему 'Договор подряда в деятельности УИС России'

Договор подряда в деятельности УИС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
356
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПОДРЯДА / СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ / ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фроловская Ю.И.

В статье рассматривается договор строительного подряда, его существенные условия. Разбирая институт ответственности за нарушение обязательств по выполнению строительных работ, автор предлагает внести в гражданское законодательство изменения, предусматривающие введение имущественной ответственности подрядчика за нарушение сроков строительно-монтажных работ с целью защиты всех форм собственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Договор подряда в деятельности УИС России»

Ю. И. ФРОЛОВСКАЯ Майор внутренней службы,

доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России, кандидат юридических наук

Договор подряда в деятельности УИС России

Аннотация. В статье рассматривается договор строительного подряда, его существенные условия. Разбирая институт ответственности за нарушение обязательств по выполнению строительных работ, автор предлагает внести в гражданское законодательство изменения, предусматривающие введение имущественной ответственности подрядчика за нарушение сроков строительно-монтажных работ с целью защиты всех форм собственности.

Ключевые слова: договор подряда, срок выполнения строительно-монтажных работ, имущественная ответственность.

В момент заключения договора подряда между заказчиком и подрядчиком заканчивается формирование юридического состава, который необходим для возникновения гражданско-правового обязательства по выполнению работ.

Законодательство и иные правовые акты, содержащие гражданско-правовые нормы, должны фиксировать систему неблагоприятных имущественных последствий как для заказчика, так и для подрядчика на случай нарушения существенных условий договора строительного подряда.

Существенными условиями договора строительного подряда являются предмет, цена и срок.

Необходимо отметить, что степень государственного и административного воздействия на определение существенных условий договора подряда различна. Так, предмет договора подряда должен соответствовать требованиям безопасности, охраны здоровья населения и окружающей среды, планировки и застройки различных территорий.

Требования по безопасности и охране здоровья населения сформулированы в гл. II Федерального закона от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1]. В случае если сторона заключает договор строительного подряда с нарушением действующих санитарно-эпидемиологических требований, такой договор должен быть

признан недействительным в соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), так как такой элемент сделки, как предмет договора не соответствует правам человека и требованиям законодательства Российской Федерации.

Экологические требования к размещению, проектированию и строительству недвижимости предусматриваются гл. VII Федерального закона от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» [2].

Требования по территориальному планированию излагаются в Градостроительном кодексе Российской Федерации. Если заказчик и подрядчик заключают договор строительного подряда с нарушением территориального планирования, то такого рода договор будет недействителен по правилам ст. 168 ГК РФ.

Цена договора подряда по выполнению строительно-монтажных работ представляет собой стоимость строительно-монтажных работ и определяется в соответствии с российским законодательством по общему правилу на основе соглашения заказчика и подрядчика. З. Циммерман вносит предложение об установлении лимитных цен на строительную продукцию [3]. На наш взгляд, проблема установления лимитных цен заключается в том, что эти действия малоэффективны в условиях национальной экономики. Это может привести к развалу той отрасли, где будут установлены лимитные цены. К тому же обозначить лимит цен лишь на продукцию строительства малореально.

Цена в договоре строительного подряда определяется твердой или приблизительной сметой.

В ходе заключения договора строительного подряда между сторонами могут возникнуть разногласия, которые имеют преддоговорный характер.

В настоящее время в ст. 446 ГК РФ говорится о том, что на рассмотрение суда передаются разногласия, возникшие при заключении договора в обязательном порядке либо по соглашению сторон. Разногласия по заключаемому договору строительного подряда могут быть предметом рассмотрения как в арбитражном суде, так и суде общей юрисдикции.

Срок выполнения строительно-монтажных работ также является существенным условием договора строительного подряда, за нарушение которого подрядчик несет ответственность только при строительстве объектов для государственных федеральных нужд в РФ [4]. По всем другим видам строительства никаких нормативных неустоек за несвоевременное окончание строительства законодательством и иными правовыми актами не предусмотрено. На наш взгляд, такая постановка вопроса абсолютно необоснованна. Считаем, что это является выражением социалистического подхода к собственности, когда гражданское право отражало интересы преимущественно государственной собственности, а интересы отдельно взятой личности оставались без должного внимания [5].

Таким образом, предлагаем внести соответствующую поправку в гражданское законодательство с целью защиты всех форм собственности. Считаем необходимым придать правилам об имущественной ответственности подрядчика за нарушение сроков строительно-монтажных работ общий характер. Но в то же время позволим себе не согласиться с высказываниями в печати об ответственности подрядчика за невыполнение месячных и квартальных планов по объему работ [6]. Тем самым мы рискуем сковать инициативу строительных организаций и предпринимательскую самостоятельность, поскольку строительные организации обычно возводят одновременно несколько объектов и у них возникает необходимость в маневрировании ресурсами. В связи с этим считаем необходимым привлекать подрядчика к имущественной ответственности только за нарушение окончательного срока по выполнению строительно-монтажных работ.

Определяя требования к подрядчику, важно помнить, что государственный или муниципальный контракт - это разновидность договора строительного подряда либо договора на выполнение проектных, изыскательских работ. Следовательно, он должен соответствовать общим требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, выполняющим соответствующие работы. Учитывая сказан-

ное, подрядчиком по государственному или муниципальному контракту на выполнение строительных работ вправе выступать лишь предприниматель: юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы (в том числе, в частности, учреждение уголовно-исполнительной системы) или гражданин, имеющие к тому же лицензию или сертификат на осуществление соответствующего вида деятельности (ст. 6 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»). Подрядчиками по государственному или муниципальному контракту на выполнение проектных и изыскательских работ вправе выступать юридические лица - специализированные изыскательские, проектные, проектно-изыс-кательские организации (проектировщик, изыскатель). Иногда в качестве исполнителя выступает физическое лицо, в частности, временный творческий коллектив (не обладающий статусом юридического лица), как одна сторона в договоре со множественностью лиц. Исполнитель по данному договору в случаях, предусмотренных законом, должен иметь лицензию на соответствующую проект-но-изыскательскую деятельность [7].

Подрядчик должен также отвечать специальным требованиям к участникам размещения государственного или муниципального заказа, определяемым законодательством [8]. Подобные требования (как основные, так и дополнительные) установлены, в частности, Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -Закон о размещении заказов): ненахождение в стадии ликвидации или банкротства, обладание исключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, отсутствие задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные государственные фонды, наличие производственных мощностей, технологического оборудования и др.

Государственный или муниципальный заказчик - лицо, наделенное финансовыми ресурсами из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета или бюджета государствен-

ного внебюджетного фонда. Распределение бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств предоставляют полученные ими бюджетные средства непосредственным получателям, которые определяются в соответствии с направлениями социально-экономического развития в составе бюджетной росписи на соответствующий год.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации - по государственному контракту; органы местного самоуправления - по муниципальному контракту.

Уполномоченные вышеуказанными органами государственной власти на размещение заказов на выполнение подрядных работ для государственных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств - по государственному контракту; уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ -по муниципальному контракту.

Государственные заказчики могут на договорной основе передавать соответствующим организациям (исполнителям государственного заказа, заказчикам-застройщикам) выполнение части своих функций на условиях, предусмотренных Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков.

Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд называет в числе возможных заказчиков-застройщиков дирекции строящихся объектов, образованные в форме государственных и муниципальных учреждений либо казенных государственных и муниципальных предприятий, а также негосударственные коммерческие организации, получающие государственные капитальные вложения на условиях передачи в собственность Российской Федерации акций (долей) этих орга-

низаций стоимостью, эквивалентной размеру бюджетных инвестиций.

Подписанный заказчиком и исполнителем государственный контракт является согласием обеих сторон с условиями такого контракта, в том числе и с условиями взыскания неустойки с поставщика в случае нарушения условий контракта. При этом заказчик вправе включить в контракт условие о подписании акта приемки выполненных работ только в случае указания в таком акте суммы по контракту за вычетом неустойки, возникшей в связи с ненадлежащим исполнением контракта.

В соответствии с письмом ФАС России о разъяснении Закона о размещении заказов от 23.05.2011 № ИА/19716 оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту.

Данные положения в случае просрочки исполнения обязательств по контракту могут быть внесены в акт приемки подрядчиком на основании сведений, представленных заказчиком.

При этом в случае отсутствия таких сведений в представленном заказчику акте приемки выполненных работ заказчик вправе не подписывать такой акт приемки до внесения соответствующих изменений.

Вместе с тем ч. 11 ст. 9 Закона о размещении заказов предусмотрено, что поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы или по вине заказчика.

Следовательно, подписанный акт приемки выполненных работ является согласием обеих сторон по контракту, и внесение односторонних изменений в акт не допускается без уведомления другой стороны.

При этом под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходов участника конкурса, с которым заключается государственный (муниципальный) контракт, осуществляемых в случае наступления гарантийных обязательств.

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Максимальное время простоя оборудования относится к иным показателям, связанным с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика, устанавливаемым в документации как обязательное условие исполнения контракта.

Учитывая изложенное, главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, выступая заказчиком, вправе принимать бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для нужд подведомственных учреждений при доведении соответствующих лимитов бюджетов подведомственных учреждений до главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации как получателя бюджетных средств.

В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случае, если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях,

предусмотренных Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» установлено, что в случае, если производство товаров (работ, услуг) осуществляется учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы и информация об указанных учреждениях и предприятиях, а также о производимых ими товарах (работах, услугах) размещена на официальном сайте, Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, вправе размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг) в учреждениях и на предприятиях уголовно-исполнительной системы без проведения торгов (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)).

Таким образом, Федеральная служба исполнения наказаний, ее территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, вправе заключать государственные контракты с учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной

системы (далее - учреждения УИС) как с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в случае если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки, осуществляются исключительно учреждениями УИС и информация об этих организациях, а также о номенклатуре производимых ими товаров (работ, услуг) размещена на официальном сайте. ^

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.

2. Российская газета. - 2002. - 12 января.

3. Циммерман З. Правовое обеспечение либерализации цен на строительную продукцию // Хозяйство и право. - 2011. № 5. - С. 94-95.

4. Некоторые аспекты развития института ответственности за нарушение обязательств по выполнению строительных работ // Научные Труды. Вып. 5: В 3 т. Т. 2 / Рос. акад. юрид. наук. - М.: Издат. группа «Юрист», 2005.

5. Запад, Восток, Россия в новое и новейшее время: политика, международные отношения, право: Сб. ст. аспирантов и молодых ученых. Вып. 1 / Науч. ред. Д. А. Макеев и др. - Владимир: ВГПУ, 2005.

6. Блинов В. Дисциплина предпринимательского договора // Известия. - 2006. - 6 января.

7. Уруков В. Н. Понятие формы и виды гражданско-правовой ответственности // Проблемы становления правового государства и гражданского общества в России / Материалы межвузовской научно-практической конференции. Чебоксары: Чувашский университет. - 2012. - С. 141-145.

8. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. - М.: Статут, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.