Научная статья на тему 'Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на отдельных стадиях закупок'

Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на отдельных стадиях закупок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК / ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА / КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROCURATOR'S SUPERVISION / CONTROL OF EXECUTION OF THE STATE (MUNICIPAL) CONTRACT / SYSTEM OF THE STATE AND MUNICIPAL PURCHASES / AN EFFECTIVE USAGE OF MEANS OF THE BUDGET / INCREASE OF EFFICIENCY OF FUNCTION OF SYSTEM OF THE STATE PURCHASING ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артамонов Георгий Васильевич, Погоняйлова Наталья Николаевна

в статье на основе анализа материалов прокурорских проверок приводятся факты многочисленных нарушений законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, предлагаются меры, направленные на повышение эффективности функционирования системы государственной закупочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Артамонов Георгий Васильевич, Погоняйлова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF PROCURATORS SUPERVISION BY LEGAL EXECUTION ON PLACING OF ORDERS FOR DELIVERIES OF GOODS, FULFILMENT OF WORK, SERVICES PROVIDING FOR THE STATE AND MUNICIPAL NEEDS AT SEPARATE STAGES OF PURCHASES

In the article on the basis of the analysis of materials of procurators checks the facts of numerous infringements of the legislation on purchases for the state and municipal needs are mentioned, the measures directed on increase of efficiency of functioning of system of the state purchasing activity are offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы прокурорского надзора за исполнением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на отдельных стадиях закупок»

Управление

УДК347.963 G.V. ARTAMONOV*, N.N. POGONAJLOVA**

ББК 67.721-91 А86

PROBLEMS OF PROCURATOR’S SUPERVISION BY LEGAL EXECUTION ON PLACING OF ORDERS FOR DELIVERIES OF GOODS, FULFILMENT OF WORK, SERVICES PROVIDING FOR THE STATE AND MUNICIPAL NEEDS AT

SEPARATE STAGES OF PURCHASES

Аннотация: в статье на основе анализа материалов прокурорских проверок приводятся факты многочисленных нарушений законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, предлагаются меры, направленные на повышение эффективности функционирования системы государственной закупочнойдеятельности

Ключевые слова: прокурорский надзор, система государственным муниципальных закупок, эффективное использование средств бюджета, контроль за исполнением государственного (муниципального) контракта, повышение эффективности функционирования системы государственнойзакупочной деятельности.

ГЕОРГИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ АРТАМОНОВ*, НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ПОГОНЯЙЛОВА**

ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕУСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД НА ОТДЕЛЬНЫХ СТАДИЯХ

ЗАКУПОК

* Кандидат юридических наук доцент.

** Соискатель

(Псковскийюридический институт ФСИН России). E-mail: smimova [email protected].

Abstract: In the article on the basis of the analysis of materials of procurator’s checks the facts of numerous infringements of the legislation on purchases for the state and municipal needs are mentioned, the measures directed on increase of efficiency of functioning of system of the state purchasing activity are offered.

Keywords: procurator’s supervision, system of the state and municipal purchases, an effective usage of means of the budget, control of execution of the state (municipal) contract, increase of efficiency of function of system of the state purchasing activity

Система государственныхи муниципальных закупок зарекомендовала себя как инструмент, позволяющий обеспечивать выполнение органами государственной власти и местного самоуправления своих функций во взаимодействии с предпринимателями. Она направлена на эффективное использование средств бюджетов, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечениегласностии прозрачности, предотвращение коррупции1.

Рынок государственныхи муниципальных закупок постоянно развивается, объем бюджетных ассигнований на закупку товаров (работ, услуг) является значительным. В размещении заказов участвуют несколько сотен тысяч заказчиков на федеральном, региональном и местном уровнях.

В условиях финансовой нестабильности выиграть конкурс на заключение государственного контракта, гарантирующего объемы работ и оплату за их выполнение, крайне выгодно для представителей бизнеса, вследствие чего возникают соблазны любым путем, далеко не всегда законным, стать исполнителем контрактных обязательств. В связи с этим исполнению законодательства о закупках товаров, работ и

услуг для государственных и муниципальных нужд уделяется особое внимание со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, контролирующих органов2.

Многоступенчатость закупочного механизма, сложность процедур размещения государственных и муниципальных заказов требуют надлежащей организации прокурорскогонадзо-ра за исполнением законодательства о закупках товаров (работ, услуг) для государственных, муниципальных нужд.

Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о многочисленных нарушениях законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, в том числе Федерального закона от 21 июля 2005 г. N° 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Одной из наиболее важных проблем является реальное исполнение подрядчиком принятых на себя обязательств по государственному или муниципальному контракту.

Контроль за исполнением государственного (муниципального) контракта занимает одно из важнейших мест в системе заказа, так как цель этой системы должна состоять в своевременном выявлении обстоятельств, ведущих к срыву выполнения заказа, и устранении их. В нормативных правовых актах должны быть четко регламентированы порядок взаимодействия и обязанности каждого из участников контроля3.

Повышение эффективности функционирования системы государственной закупочной деятельности может быть реализовано путем повышения контроля за деятельностью и проверкой исполнения поставщиком, подрядчиком качества выполняемых работ, услуг и предоставляемых товаров и документов.

Заказчиком производятся выезд с проверкой, испытания, лабораторные изучения, обмеры и т. д., которые позволяют проверить фактическое исполнение контрагентом обязательств по контракту, по результатам которых подписываются соответствующие документы.

Рассмотрим их применительно к выполнению работ.

Акт сдачи-приема работ (услуг) - основной первичный документ, в котором прежде всего фиксируется выполнение закрепленных в договоре обязательств той стороной по договору, которая является подрядчиком( исполнителем). Необходимостьоформления акта сдачи-приема работ (услуг) связана с тем, что им обосновываются расходы у заказчика, который должен

вести учет объемов услуг (работ), времени их оказания. Акт о приемке выполненных работ применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Он подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи подрядчика и заказчика (генподрядчика). Количество экземпляров акта и комплектность составленных документов определяется в каждом конкретном случае.

На основании данных акта о приемке выполненных работ заполняется справка о стоимости выполненных работ и затрат, которая применяется для расчетов с заказчиком за выполненные работы. Выполненные работы и затраты в справке отражаются исходя из договорной стоимости (с учетом понижающего коэффициента, определенного как частное от цены контракта и начальной (максимальной) цены). Справка о стоимости выполненных работ и затрат составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчикомгенподрядчику, генподрядчиком - заказчику (застройщику).

Одним из важнейших контрактных обязательств как для исполнителя, так и для государственного (муниципального) заказчика является исполнение государственного (муниципального) контракта.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства при заключении государственных и муниципальных контрактов имеет особо важное значение, поскольку определяет приоритетные вопросы надлежащего исполнения обязательств по контракту, правомерного и целевого использования бюджетных средств, направленных на оплату контрактных обязательств.

Как правило, приемка товаров (работ, услуг) осуществляется по исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту.

Основной обязанностью заказчика при осуществлении строительных и ремонтных работ является оценка качества проделанных работ, их соответствие требованиям государственного(муници-пального) контракта на каждом этапе работы.

Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что нередки факты, когда представители заказчика не присутствуют при проведении работ, специальных исследований, экспертиз качества не проводят, свое участие оформляют на завершающем этапе исполнения обязательств

Управление

Управление

при подготовке акта приема-передачи работ. При этом заказчиками далеко не всегда принимаются необходимые меры к исполнителям контрактов в случае ненадлежащего исполнения ими их условий. Практически не применяются к исполнителям по государственным, муниципальным контрактам штрафные санкции, неустойка за нарушение сроков выполнения работ.

Частью 10 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрена ответственность подрядчика в виде неустойки (штрафа, пени) в случае просрочки исполнения обязательства по контракту. Согласно ч. 11 ст. 9 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом. В целях реализации указанных мер ответственности контракт должен содержать указание на основания применения ответственности и порядок определения размера неустойки (штрафа, пени). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренногоконтрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени).

Оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг), в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащий взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту.

Можно сделать вывод о том, что в современный период принятие Закона о размещении заказов, безусловно, позитивное явление. Вместе с тем детальный анализ его правовых норм и практики их реализации позволяет сделать вывод о необходимости совершенствования ряда его положений, а также иных законодательных актов.

В частности, целесообразно:

- наделить орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов,

контрольными функциями, в том числе за действиями поставщика и заказчика при исполнении государственного(муниципального) контракта, а также полномочиями по привлечению к ответственности поставщиков, подрядчиков, исполнителей, не исполнивших свои обязательства по контракту, нарушивших сроки их исполнения;

- установить запрет на расторжение государственного (муниципального) контракта по соглашению сторон в случае неисполнения подрядчиком (при выполнении строительных, ремонтных и иных работ) своих обязательств по контракту, нарушения сроков их исполнения, установленных календарным планом или графиком производства работ;

- ввести административную ответственность заказчика, расторгнувшего контракт с подрядчиком в упомянутом выше случае, а также ответственность поставщиков, подрядчиков, исполнителей за нарушение сроков исполнения контракта, поставку товара, выполнение работ, оказание услуг ненадлежащего качества.

В заключение отметим, что Минэкономразвития России подготовило концепцию федеральной контрактной системы, совершенствующую сферу госзаказа. По задумке ее создателей система должна осуществлять работу полного технологическогоцикла обеспечения государственных нужд. Иначе говоря, сейчас государство с помощью Федерального закона № 94-ФЗ контролируеттолько размещение заказа. При этом ограничение конкуренции действительно исключено, однако трудности начинаются после завершения торгов и подведения их результатов! Острый дефицит регулирования ощущается при исполнении государственного контракта, мониторинге, приемке и использовании результатов работ, управлении созданными активами.

Предполагается, что данная система должна быть сформирована постепенно, до 2015 года. Она позволит свести все данные о государственных закупках воедино. В связи с этим можно смело утверждать, что трудности, с которыми мы сталкиваемся сегодня, носят временный характер и подлежат разрешению в ближайшем будущем.

1 См.: иКЬ: http://prokrf.ru/2964.

2 См., напр.: За искажение информации по госзаказу чиновников будутувольнять с работы // Рос. газ. 2009. 6 авг.

3 См., напр.: БеловВ.Е. Правовое регулированиеразмещения государственныхзаказов // Право и экономика 2005. № 2. С. 44-52; Долее Д.З. Сложные вопросы при размещении заказа и возможные пути их решения // Госзакупкиру. 2010. № 3. С. 14-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.