Научная статья на тему 'ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
310
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / СВОБОДА ДОГОВОРА / УСЛОВИЯ ДОГОВОРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беликов В.Г.

В настоящей статье автор рассматривает проблематику соотношения договоров перевозки груза и транспортной экспедиции. Обращается внимание на действие принципа свободы договора при заключении соглашения о транспортной экспедиции. Анализируется судебная практика по спорным вопросам данных видов сделок. Рассматривается проблема возможности удержания груза экспедитором до исполнения заказчиком обязательств по договору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACT FOR CARRIAGE OF GOODS AND TRANSPORT EXPEDITION: ACTUAL APPLICATION PROBLEMS

In this article, the author examines the problems of the correlation of contracts for the carriage of goods and transport expeditions. Attention is drawn to the operation of the principle of freedom of contract when concluding an agreement on a transport expedition. The judicial practice on disputable issues of these types of transactions is analyzed. The problem of the possibility of keeping the goods by the freight forwarder before the fulfillment by the customer of the obligations under the contract is considered.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИКИ И ПРАВА

УДК 347

Беликов В.Г. студент магистратуры 2 курса юридический факультет ФГБОУВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"

Россия, г. Рязань

Belikov V.G.

Ryazan State University named after S.A. Esenin faculty of law, graduate student Russia, Ryazan

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗА И ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ:

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация: В настоящей статье автор рассматривает проблематику соотношения договоров перевозки груза и транспортной экспедиции. Обращается внимание на действие принципа свободы договора при заключении соглашения о транспортной экспедиции. Анализируется судебная практика по спорным вопросам данных видов сделок. Рассматривается проблема возможности удержания груза экспедитором до исполнения заказчиком обязательств по договору.

Ключевые слова: перевозка грузов, транспортная экспедиция, удержание груза, свобода договора, условия договора.

CONTRACT FOR CARRIAGE OF GOODS AND TRANSPORT EXPEDITION: ACTUAL APPLICATION PROBLEMS

Abstract: In this article, the author examines the problems of the correlation of contracts for the carriage of goods and transport expeditions. Attention is drawn to the operation of the principle of freedom of contract when concluding an agreement on a transport expedition. The judicial practice on disputable issues of these types of transactions is analyzed. The problem of the possibility of keeping the goods by the freight forwarder before the fulfillment by the customer of the obligations under the contract is considered.

Keywords: cargo transportation, transport expedition, cargo withholding, freedom of contract, terms of contract.

Если сравнить суть и формы заявки на перевозку груза и поручение экспедитору, то прослеживаются существенные отличия. Поручение экспедитору, как и другие экспедиторские документы, являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции. Для поручения экспедитору предусмотрена обязательная письменная форма (п.7 Правил

ТЭД)191, а вот Заказ (заявка) на перевозку груза подается в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, допускается предоставление перевозчику заказа (заявки) с использованием сети Интернет, электронных, факсимильных и иных средств связи. Обусловлено это тем, что транспортная накладная подписывается теми сторонами, кто непосредственно заключает договор на перевозку груза (грузоотправитель и перевозчик), и в ней обязательно указываются все необходимые условия договора в т.ч. стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы. А экспедиторская расписка лишь подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя (т.е. не обязательно являющегося стороной договора). Ну и, кроме того, в экспедиторской расписке не содержится необходимых сведений по всем существенным условиям договора, например, в ней нет цены, по которой оплачивается исполнение договора.

Итого обязательным письменным подтверждением договора перевозки является Транспортная накладная (п. 1 ст.8 УАТиГНЭТ)192, а неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции является весь комплект Экспедиторских документов (п.7 Правил ТЭД).

Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора193. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Но при этом согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Применительно к договору перевозки груза обязательные для сторон правила закреплены в Главе 40. "Перевозка" Гражданского кодекса РФ и в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Применительно к договору транспортной экспедиции обязательные для сторон правила закреплены в Главе 41. "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса РФ, Федеральном законе от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и Правилах транспортно-экспедиционной деятельности утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

Сторонами договора транспортной экспедиции является клиент и экспедитор. Сторонами договора перевозки является грузоотправитель и перевозчик. Следовательно, экспедитор, который должен заключить договор

191 Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" // СПС КонсультантПлюс

192 Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ (с изменениями от 3 июля 2016 г.) // СПС КонсультантПлюс

193 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС КонсультантПлюс

перевозки выступает грузоотправителем по данной перевозке, т.е. обязан лично принять груз у клиента и лично вручить его перевозчику.

Действительно, согласно положениям ранее действовавшего УАТ РСФСР от 69-го194 года допускалось заключении перевозчиком договора на перевозку грузов, как с грузоотправителями, так и с грузополучателями или иными лицами. Но с вступлением в силу Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" данные возможности утратили законные основания.

При этом свобода договора вовсе не означает вседозволенности. Зачастую в договоре транспортной экспедиции устанавливается норма, согласно которой экспедитор может удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. При этом в договоре предусмотрено также право экспедитора обратить взыскание на удерживаемый груз без обращения в суд. Норма представляется весьма неоднозначной, и в связи с этим возникает резонный вопрос: насколько такое условие законно? Юристы полагают данное условие формально законным, отмечая при этом, что при его реализации на практике могут возникнуть проблемы.195 Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 30.06.03 № 87-ФЗ «О транспортно-

196

экспедиционной деятельности»196 экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения указанных обязательств. В соответствии со статьей 360 Гражданского кодекса требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом. Порядок обращения взыскания на заложенное имущество установлен в статье 349 Гражданского кодекса. Удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества без обращения в суд допускается, если иное не предусмотрено законом, на основании соглашения залогодателя с залогодержателем (п. 2 ст. 349 ГК РФ). Условие о внесудебном порядке обращения взыскания на правомерно удерживаемое экспедитором имущество клиента как раз является таким соглашением. При этом экспедитор обязан направить клиенту уведомление о начале обращения взыскания на удерживаемое имущество, содержащее указание о названии

194 "Устав автомобильного транспорта РСФСР" (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12) (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995) // СПС КонсультантПлюс

195 Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг // Юрист компании [Электронный ресурс] URL: https://www.lawyercom.ru/article/1788-ekspeditor-vprave-uderjivat-gruz-klienta-do-oplaty-svoih-uslug (дата обращения: 02.06.2017)

196 Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортно-экспедиционной деятельности" // СПС КонсультантПлюс

данного имущества, сумме долга, способе и начальной цене реализации вышеуказанного имущества. Закон позволяет обращать взыскание на заложенное имущество как путем проведения торгов, передачи на реализацию комиссионеру, так и путем поступления имущества в собственность непосредственно залогодержателю без проведения торгов (если это предусмотрено соглашением между залогодержателем и залогодателем).

Но на практике любой из способов обращения взыскания на заложенное имущество может не сработать в отношении имущества, удерживаемого экспедитором. Статья 360 Гражданского кодекса в части удовлетворения требований за счет удерживаемого имущества отсылает к нормам о залоге. Однако залогодателем может быть только собственник вещи (п. 2 ст. 335 ГК РФ), тогда как клиентом экспедитора (заказчиком перевозки) чаще всего являются не собственники груза. Причем, такое основание прекращения права собственности, как обращение взыскания на имущество, допускается только по обязательствам самого собственника (ст. 236 ГК РФ). Следовательно, собственник, лишившийся своего имущества, может требовать его возврата либо возмещения убытков от экспедитора. Суды расценивают эту коллизию по-разному. Одни суды при рассмотрении требований кредитора о реализации удерживаемой вещи обычно предлагают кредитору представить доказательства того, что данная вещь принадлежит на праве собственности именно должнику и при отсутствии таких доказательств отказывают в иске (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.04.08 по делу № А40-33955/07-89-211). Другие суды, напротив, полагают, что отсутствие титула права собственности на удерживаемое имущество у должника не препятствует возможности удовлетворения требований кредитора за счет предмета удержания (постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.12.05 по делу № А53-22384/2004-15, Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.10 по делу № А29-6150/2009).

В силу противоречивой судебной практики экспедитор вправе удерживать груз, переданный клиентом, до исполнения последним своих обязательств, однако реализовать этот груз с полной уверенностью в том, что для него не наступит неблагоприятных последствий, он не может.

Вообще наибольшее количество рисков у сторон возникает из-за неправильного оформления документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции. Эти документы являются неотъемлемой частью договора. По общему правилу экспедиторскими документами являются поручение экспедитору, а также экспедиторская и складская расписки. Но в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг стороны могут договориться о других возможностях использования экспедиторских документов. В связи с этим экспедиторские компании при оформлении приемки груза к перевозке оформляют достаточно

«разнокалиберные» документы. У кого-то это транспортная накладная, у кого-то - курьерская расписка и т. д. Клиенту нужно быть очень внимательным при оформлении этого документа: правильно указывать реквизиты и адрес получателя, краткое описание содержимого отправления, количество мест, вес и т. д., иначе впоследствии невозможно будет доказать причинение ущерба экспедитором. В связи с большим многообразием документов, которые экспедиторы используют в своей деятельности, иногда возникают разногласия по поводу того, был ли вообще заключен договор экспедиции. Например, арбитражные суды различных инстанций выносили прямо противоположные решения по поводу того, можно ли считать доказательством заключения договора экспедиции заявку компании, которая является постоянным клиентом экспедитора. В конце концов, Федеральный арбитражный суд Московского округа решил, что эта заявка не содержала существенных условий договора (постановление от 03.07.08 № КГ-А41/4355-08). Документы должны быть составлены таким образом, чтобы можно было установить вид оказываемых услуг и предмет договора (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.07 № Ф04-6662/2007(38570-А27-10)). Особенно важную роль играет точное определение имущества, которое передается экспедитору для перевозки. Так, определением Высшего арбитражного суда от 20.02.08 № 1321/08 установлено, что указание в накладной на наименование груза -«оборудование» не позволило сделать однозначный вывод о том, что к перевозке была предъявлена именно видеокамера. Из-за этого суд не принял представленные истцом документы, подтверждающие стоимость видеокамеры, в качестве доказательств стоимости переданного к перевозке груза.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что еще на этапе составления текста договора транспортной экспедиции, сторонам необходимо максимально обезопасить себя от наступления рисковых случаев, что имеет особое значение при разрешении споров, вытекающих из отношений транспортной экспедиции.

Использованные источники:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СПС КонсультантПлюс

2. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 "Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности" // СПС КонсультантПлюс

3. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

4. Устав автомобильного транспорта РСФСР" (утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12) (ред. от 18.02.1991, с изм. от 28.04.1995) // СПС КонсультантПлюс

5. Федеральный закон от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О транспортно-экспедиционной деятельности" // СПС КонсультантПлюс

6. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ (с изменениями от 3 июля 2016 г.) // СПС КонсультантПлюс

7. Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг // Юрист компании [Электронный ресурс] URL:

https://www.lawyercom.ru/article/1788-ekspeditor-vprave-uderjivat-gruz-klienta-do-oplaty-svoih-uslug (дата обращения: 02.06.2017)

УДК 347

Беликов В.Г. студент магистратуры 2 курса юридический факультет ФГБОУВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"

Россия, г. Рязань

Belikov V.G.

Ryazan State University named after S.A. Esenin faculty of law, graduate student Russia, Ryazan

СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности элементов договора транспортной экспедиции. Анализируются требования к форме договора. Сопоставляются примеры практики применения судами норм, регулирующих отношения транспортной экспедиции.

Ключвые слова: перевозка грузов, транспортная экспедиция, содержание договора, стороны договора, судебные споры.

CONTENTS OF THE TRANSPORT EXPEDITION AGREEMENT

Abstract: In this article, the features of the elements of the transport expedition contract are considered. The requirements for the form of the contract are analyzed. Examples of the practice of the courts applying the norms governing the relations of the transport expedition are compared.

Key words: cargo transportation, transport expedition, contract contents, parties to the contract, litigation.

Перевозка грузов и связанные с ней отношения представляют большой научный интерес ввиду широкого распространения и большого значения данного вида отношений в современных условиях, а также реформирования гражданского законодательства. Договор транспортной

экспедиции представляет собой соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.