Научная статья на тему 'ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТИ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ'

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТИ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО / ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ГРУЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Деревцова Дарья Андреевна, Коваленко Алина Витальевна

В настоящей статье рассматривается один из дискуссионных вопросов гражданского права, заключающийся в необходимости законодательного урегулирования дополнительного перечня существенных условий договора транспортной экспедиции, ввиду выявляющихся в практической среде спорных ситуаций, в частности, приводящих к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств сторонами по договору. Авторами предлагается утвердить на законодательном уровне в качестве существенных условий договора транспортно-экспедиционной деятельности также срок, цену договора и оценку стоимости груза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FULFILLMENT OF OBLIGATIONS IN CASE OF UNSETTLED ESSENTIAL CONDITIONS OF THE FREIGHT FORWARDING CONTRACT

This article discusses one of the debatable issues of civil law, which consists in the need for legislative regulation of the list of essential conditions of the transport expedition contract, due to controversial situations emerging in the practical environment, in particular, leading to non-fulfillment or improper fulfillment of obligations by the parties. The authors propose to fix at the legislative level the term, the price of the contract and the assessment of the value of the cargo as essential conditions of the contract of forwarding activities.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТИ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

УДК 347.656

Деревцова Дарья Андреевна Коваленко Алина Витальевна Российский государственный университет правосудия

(Восточно-Сибирский филиал) Институт юридического и экономического профиля

Россия, Иркутск dar-96-ru@yandex.ru alina1236@list.ru Derevtsova Darya Andreevna Kovalenko Alina Vitalievna Russian State University of Justice (East Siberian Branch) Institute of Legal and Economic Profile

Russia, Irkutsk

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ НЕУРЕГУЛИРОВАННОСТИ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ

ЭКСПЕДИЦИИ

Аннотация. в настоящей статье рассматривается один из дискуссионных вопросов гражданского права, заключающийся в необходимости законодательного урегулирования дополнительного перечня существенных условий договора транспортной экспедиции, ввиду выявляющихся в практической среде спорных ситуаций, в частности, приводящих к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязательств сторонами по договору. Авторами предлагается утвердить на законодательном уровне в качестве существенных условий договора транспортно-экспедиционной деятельности также срок, цену договора и оценку стоимости груза. Ключевые слова: обязательство, исполнение обязательств, договор транспортной экспедиции, существенные условия, оценка стоимости груза.

FULFILLMENT OF OBLIGATIONS IN CASE OF UNSETTLED ESSENTIAL CONDITIONS OF THE FREIGHT FORWARDING

CONTRACT

Annotation. this article discusses one of the debatable issues of civil law, which consists in the need for legislative regulation of the list of essential conditions of the transport expedition contract, due to controversial situations emerging in the practical environment, in particular, leading to non-fulfillment or improper fulfillment of obligations by the parties. The authors propose to fix at the legislative level the term, the price of the contract and the assessment of the value of the cargo as essential conditions of the contract of forwarding activities.

Key words: obligation, performance of obligation, freight forwarding contract, essential conditions, cargo valuation.

Исполнение обязательств является одним из древнейших институтов гражданского права, имеющим важное практическое значение для возможности расширения гражданско-правового оборота и развития современных рыночных отношений.

По своей природе, исполнение обязательств представляет собой реализационный правовой акт, состоящий в признании того субъективного гражданского права, которому корреспондирует исполняемое бремя обязательственного характера [1].

В силу пункта 1 статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательство - относительное гражданско-правовое отношение, в силу которого одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п.), либо воздержаться от определенного

ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 20

действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности [2].

Исполнению обязательств посвящен I подраздел III раздела ГК РФ, включающий: понятие обязательства, положения об их исполнении и о способах их обеспечения, нормы, регулирующие перемену лиц в обязательстве, ответственность за нарушение обязательств и их прекращение.

Принимая во внимание давность существования рассматриваемого института, модернизацию и деформацию норм гражданского законодательства, регламентирующих его применение, он продолжает подвергаться изменениям вследствие выявляемых в практической среде пробелов.

Отсутствие правовых дефиниций в российском праве - частое явление (выступающее одной из причин совершенствования отечественного законодательства), сопровождаемое дискуссиями со стороны научного сообщества и представителей общественности.

Одним из активно обсуждаемых вопросов на сегодняшний день является ненадлежащее исполнение обязательств, связанное с неурегулированностью существенных условий договора транспортной экспедиции (сущность которого наделена не менее дискутабельным характером).

Значимый аспект при данных обстоятельствах - именно договор, согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ, является одним из оснований возникновения обязательства.

Договор транспортной экспедиции предусматривает обязательство одного лица (экспедитора) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, за вознаграждение или за счет другого лица (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) (пункт 1 статьи 801 ГК РФ).

На данный договор обращено особое нормативно-правовое обеспечение в

РФ - в целях установления наиболее полного порядка ее организации,

предусмотрены как общие (глава 41 ГК РФ [3], содержащая общие положения -

120

основу), так и специальные комплексные нормы: Закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» [4] (один из основных регуляторов разрешения спорных вопросов, возникающих в рамках договора по оказанию транспортно-экспедиционных услуг), Правила транспортно-экспедиционной деятельности [5], Порядок оформления и формы экспедиторских документов (стандартизировал требования к экспедиторским документам) [6] и иные).

С учетом быстротечности экономических процессов, происходящих в мире, увеличения товарооборота между внешнеторговыми и внутригосударственными субъектами рыночных отношений, политических и социальных факторов (как ускоряющих, так и притормаживающих коммуникацию государств), удлинения логистических цепочек доставки товаров, применение этой самостоятельной договорной конструкции получило широкое распространение - транспортно-экспедиторская деятельность стала неотъемлемым элементом эффективного осуществления перевозок грузов [6].

В результате его популяризации все чаще стали обращать на себя внимание незаполненные законодателем пространства правового поля - ввиду отсутствия закрепленного перечня существенных условий договора транспортной экспедиции, что является определенным противоречием по отношению к пункту 1 статьи 432 ГК РФ: договор считается заключенным, если сторонами достигнуто согласие по всем существенным условиям договора.

Единственным существенным условием договора транспортной экспедиции является его предмет (до момента, пока стороны в условиях действия принципа свободы договора не разработали и не включили в договор субъективно существенные условия) [7].

Практика ведения транспортно-экспедиторского бизнеса, действующая

нормативно-правовая база и современная научная литература позволяют

сделать вывод о том, что предметом договора транспортной экспедиции

является совокупность оказываемых экспедитором услуг, связанных с

121

перевозкой грузов. Так, например, В. Т. Смирнов и Д. А. Медведев пишут: «Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Они делятся на основные (по организации перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание» [8].

Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции составляют основные транспортно-экспедиционные услуги, предусмотренные главой 41 ГК РФ: обязанность экспедитора организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранными экспедитором или клиентом; обязанность заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза и другие, связанные с перевозкой.

К числу «других» (дополнительных) услуг, вытекающих из специальных нормативно-правовых актов, перечисленных ранее, могут быть отнесены: получение требующихся для экспорта или импорта документов; выполнение таможенных и иных формальностей; проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка; уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента; хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором (перечень услуг остаётся открытым).

Вместе с тем законодательно не определен круг обязанностей клиента. Думается, что это не менее важный аспект, который подлежит проявлению в нормативно-правовых актах, регламентирующих рассматриваемый договор.

Необходимо отметить, что в силу пункта 1 статьи 329 ГК РФ, способами,

обеспечивающими исполнение обязательств, выступают: неустойка, залог,

удержание вещи должника, поручительство, независимая гарантия и другие,

предусмотренные законом или вытекающие из договоров. Главой 41 ГК РФ

также установлена ответственность сторон за неисполнение и ненадлежащее

122

исполнение обязательств, отсылающая к применению правил главы 25 ГК РФ. Кроме того, в отношениях с физическими лицами применимы положения Закона РФ «О защите прав потребителей» [9].

Пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснено, что если отношения с потребителем урегулированы специальным законом, то Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется только в неурегулированной специальными законами части [10].

Однако на практике суды при определении неустойки за нарушение сроков предоставления услуг ссылаются не на Закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а на закон, посвященный регулированию отношений, возникающих между потребителями и исполнителями (например, решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 10.06.2020 по делу № 2-1096/2020) [11].

С учетом изложенного, несмотря на наличие способов обеспечения исполнения обязательств в гражданском праве, в действительности при заключении и исполнении договора транспортной экспедиции проявляются «неприятные» ситуации, указывающие на необходимость дополнения, помимо предмета договора, его существенных условий.

Исходя из положения пункта 1 статьи 801 ГК РФ, вознаграждение экспедитора за выполненные им услуги - это цена договора, определяемая соглашением сторон. К ней можно отнести и компенсацию расходов экспедитора, которые он несет в процессе осуществления действий, предусмотренных договором транспортной экспедиции [12].

Часть 3 статьи 7 Закона РФ «О транспортно-экспедиционной

деятельности» ставит возврат уплаченного ранее вознаграждения (а оно входит

в стоимость услуг, то есть в цену договора) в зависимость от установления

данного обязательства в договоре транспортной экспедиции. В этой связи

кажется, что цена договора объективно не существенна для договорных

123

обязательств. Но в статье 9 данного закона указано на важный способ обеспечения обязательств - неустойку, которую экспедитор обязан выплатить клиенту за нарушение срока исполнения обязательств в размере 3 %, но не более 80 % от суммы вознаграждения. На клиента так же налагается ответственность, связанная с вознаграждением экспедитора, а именно: в случае неоплаты стоимости услуг экспедитора клиент обязан возместить транспортной компании неустойку в размере 1/10 % вознаграждения экспедитора и расходов, которые понёс экспедитор в целях оказания услуг клиенту, за каждый день просрочки, пределом неустойки является размер вознаграждения и расходов (статья 10 Закона РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

В части 5 статьи 28 Закон РФ «О защите прав потребителей» размер неустойки за нарушение сроков оказания услуг связан именно со стоимостью услуг, а не с вознаграждением, что ещё раз доказывает необходимость включения цены договора транспортной экспедиции в перечень его существенных условий.

Следующим элементом многих договоров является срок. Сроки договора транспортной экспедиции определяются по соглашению сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений заключается краткосрочный договор. Долгосрочный договор транспортной экспедиции заключается при наличии постоянной потребности в транспортно-экспедиционном обслуживании. Содержание договора, как важнейший его элемент, предусматривает собой совокупность прав и обязанностей сторон, которые устанавливаются гражданским законодательством РФ и соглашением самих сторон данного договора [13].

Поскольку срок рассматриваемого договора не является его

существенным условием, то его могут намерено не включать в договор, а

объявлять устно, в связи с чем на правоотношения будет распространяться

требование статьи 314 ГК РФ, согласно которой срок исполнения составляет 7

дней с момента востребования исполнения. В случае развития событий таким

124

образом, клиенту придется обратиться в суд с вопросом о том, в каком виде надлежит представить доказательство о востребовании исполнения экспедиторских услуг.

Считаем, что срок исполнения обязательств должен быть существенным условием, потому что его отсутствие ведет к неопределенности применения способов обеспечения обязательств, так как они напрямую связаны со сроком исполнения, так же как с ценой договора.

Не менее важным условием договора, по нашему мнению, является и оценка стоимости груза, ввиду того, что возмещение убытков по договору транспортно-экспедиторской деятельности связано именно с ней.

Закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности» в статье 2 определяет основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом. Данная норма предусматривает два вида оснований привлечения транспортной компании к ответственности: утрата груза (полностью или частично) и повреждение (подлежащее восстановлению или полная гибель) груза.

Размер ответственности экспедитора зависит от того, в каком размере объявлена ценность груза или ценность не объявлялась. В случае отсутствия ценности груза экспедитор обязан брать в расчет действительную стоимость груза определенную в товарных документах.

Интерес вызывает следующий случай из судебной практики.

Из материалов дела следует, что ООО «Эталонмаркет» обратилось в суд с исковыми требовании к ООО «Деловые Линии» о взыскании действительной стоимости утраченного груза в размере 1 1443 750 рублей, решением первой инстанции требования истца удовлетворены в размере 117 232, 50 рублей.

Апелляционная инстанция пришла к выводу, что нарушений

материального права судом первой инстанции не допущено, поскольку клиент

при заключении договора транспортно-экспедиционной деятельности не

объявил груз ценным и не предоставил экспедитору универсальный документ

первичного учета, на который ссылался как на доказательство стоимости груза,

125

соответственно доказать действительную стоимость груза на основании каких-либо товарных документов не получиться, если на ней нет пометки экспедитора о принятии данной информации о грузе. В подтверждение убытков истца в меньшем размере, транспортная компания предоставила договор, который размещается на их официальном сайте, и является офертой, которую клиент акцептовал путем подписания экспедиторской расписки. Из договора следует, что в случае, когда клиент не объявил ценность груза, стоимость такого груза не может быть дороже 50 рублей на один килограмм его веса. Апелляционная жалоба ООО «Эталонмаркет» оставлена без удовлетворения [14].

Таким образом, в связи с тем, что оценка стоимости груза не является существенным условием договора транспортно-экспедиционной деятельности согласно законодательству, экспедитор может прибегнуть к ухищрениям и составить договор, выгодный только для себя, и указанные в договоре и законе обязательства исполнения не будут выполнять своей функции по стимулированию должника к выполнению возложенных на него обязательств.

Резюмируя, хотелось бы отметить, что отсутствие в регламентационной базе транспортно-экспедиционной деятельности рассматриваемых нами условий договора ведет к тому, что способы обеспечения обязательств и применение ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств становятся не эффективными.

Ввиду вышеизложенного, мы видим необходимым закрепить в главе 41

ГК РФ следующие существенные условия договора транспортно-

экспедиционной деятельности: срок, цена договора, оценка стоимости груза. А

именно - предлагаем дополнить статью 801 ГК РФ пунктом 4, изложить его

содержание в редакции: «В договоре транспортной экспедиции должны быть

указаны срок исполнения обязательств по перевозке груза экспедитором, цена

договора (вознаграждение экспедитора), а также данные, позволяющие

определенно установить действительную стоимость имущества, подлежащего

перевозке в качестве объекта услуг транспортной экспедиции. При отсутствии

126

этих данных в договоре, условия считаются не согласованными сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным».

Существенные условия договора как один из его элементов имеют свои особенности, определяющие специфику его заключения и последующего исполнения.

Названный вид транспортных обязательств регулируется достаточно обширным комплексом нормативных правовых актов, которые, тем не менее, не разрешают всех насущных проблем, связанных с реализацией договора транспортной экспедиции.

В этой связи актуальность темы исследования обусловлена также и тем, что законодательство в данной области требует совершенствования, а выявленные в настоящей работе проблемы - дальнейшего осмысления и разрешения.

1. Родионова О.М. К вопросу о правовой природе исполнения обязательств / О.М. Родионова. - Текст : непосредственный// Право и экономика. - 2011. - № 4. - С. 65-67.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. -

4. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 27 (ч. 1). - Ст. 2701.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ст. 410.

5. Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 37. - Ст. 3890.

6. Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.02.2008 № 11239) «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2008. - № 15.

7. Голубчик А.М. Договор транспортной экспедиции: порядок заключения и роль во внешнеэкономической деятельности предприятий / А.М. Голубчик. - Текст : электронный. - URL: https: //www.gubkin.ru/faculty/meb/books/Dogovor_tE.pdf. (дата обращения: 25.06.2022).

8. Гражданское право: учебник (часть 2) / под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. - М.: Проспект,1998 - 676 с. - Текст : непосредственный.

9. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2012. - № 9.

11. Решение Усть-Илимского городского суда Иркутской области от 10.06.2020 по делу № 2-1096/2020 - Текст: электронный. - URL: https://ust-ilimsky--

irk. sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1 &name_op=case&case_id=24 3976861&case_uid=91406145-56ea-45c2-ae8e-cb69722da225&delo_id=1540005 (дата обращения: 24.06.2022).

12. Договорное право / Ю.Ф. Беспалов, О.А. Егорова, П.А. Якушев; под ред. Беспалова Ю.Ф. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 551 с. -Текст : непосредственный.

вопросы российской юстиции выпуск № 20

13. Кулешов В.В. Заключение договора транспортной экспедиции и экспедиторские документы / В.В. Кулешов. - Текст : непосредственный // Транспортное право. - 2014. - № 2. - С. 5-12.

14. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 № 13АП-33338/2021 по делу № А56-24247/2021. - Текст : электронный. - Доступ из справ. правовой системы «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.