Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ'

СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
454
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ / ТРАНСПОРТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / СТОРОНЫ ДОГОВОРА / СУДЕБНЫЕ СПОРЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беликов В.Г.

В статье рассматриваются особенности элементов договора транспортной экспедиции. Анализируются требования к форме договора. Сопоставляются примеры практики применения судами норм, регулирующих отношения транспортной экспедиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF THE TRANSPORT EXPEDITION AGREEMENT

In this article, the features of the elements of the transport expedition contract are considered. The requirements for the form of the contract are analyzed. Examples of the practice of the courts applying the norms governing the relations of the transport expedition are compared.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ»

6. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ (с изменениями от 3 июля 2016 г.) // СПС КонсультантПлюс

7. Экспедитор вправе удерживать груз клиента до оплаты своих услуг // Юрист компании [Электронный ресурс] URL:

https://www.lawyercom.ru/article/1788-ekspeditor-vprave-uderjivat-gruz-klienta-do-oplaty-svoih-uslug (дата обращения: 02.06.2017)

УДК 347

Беликов В.Г. студент магистратуры 2 курса юридический факультет ФГБОУВО "Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина"

Россия, г. Рязань

Belikov V.G.

Ryazan State University named after S.A. Esenin faculty of law, graduate student Russia, Ryazan

СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности элементов договора транспортной экспедиции. Анализируются требования к форме договора. Сопоставляются примеры практики применения судами норм, регулирующих отношения транспортной экспедиции.

Ключвые слова: перевозка грузов, транспортная экспедиция, содержание договора, стороны договора, судебные споры.

CONTENTS OF THE TRANSPORT EXPEDITION AGREEMENT

Abstract: In this article, the features of the elements of the transport expedition contract are considered. The requirements for the form of the contract are analyzed. Examples of the practice of the courts applying the norms governing the relations of the transport expedition are compared.

Key words: cargo transportation, transport expedition, contract contents, parties to the contract, litigation.

Перевозка грузов и связанные с ней отношения представляют большой научный интерес ввиду широкого распространения и большого значения данного вида отношений в современных условиях, а также реформирования гражданского законодательства. Договор транспортной

экспедиции представляет собой соглашение, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза

транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отпра-вку и получение груза-, а та-кже другие обяза-нности, связа-нные с перевозкой.

Содержание большинства гражданских правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности их участников. Содержание же гражданско-правового договора несколько отличается от указанных положений. Содержание договора определяет именно права и обязанности сторон, его заключивших. Данные положения договора устанавливаются по соглашению сторон за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Традиционно в цивилистике выделяют существенные, обычные,

" 197

случайные, отсылочные условия договора и еще ряд других.197

Применительно к договору транспортной экспедиции по общему правилу требования к содержанию стандартные. Так, в предмет договора входят: услуги, связанные с перевозкой груза; услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Это определяется договором транспортной экспедиции, заключаемым между экспедитором и клиентом.

К примеру, в ка-честве дополнительных услуг договором тра-нспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление та-ких необходимых для доста-вки груза опера-ций, ка-к получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение та-моженных и иных форма-льностей, проверка количества и состояния груза-, его погрузка и выгрузка-, упла-та пошлин, сборов и других ра-сходов, возла-га-емых на клиента-, хра-нение груза-, его получение в пункте на-зна-чения, а та-кже выполнение иных опера-ций и услуг, предусмотренных договором.

Ценой договора тра-нспортной экспедиции является возна-гра-ждение экспедитора (та-рифы, та-кса-) по согла-шению сторон в да-нном договоре. В договоре экспедиции могут быть оговорены сроки: разовая (однократная) транспортная экспедиция, длительные или долгосрочные отношения по транспортной экспедиции.

Говоря о сторонах договора, отметим, что заказчиком по договору тра-нспортной экспедиции может быть отпра-витель, получа-тель груза-, перевозчик и другие субъекты, интересы которых связа-ны с перевозкой вследствие на-личия договорных отношений с отпра-вителем или получа-телем груза-. Экспедитор по договору тра-нспортной экспедицииможет быть любое юридическое лицо, а та-кже индивидуальный предприниматель. Отметим, что для осуществления экспедиционной деятельности необходимо получение лицензии.198

197 См. Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014 - 255с.

198 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Основное содержание договора транспортной экспедиции - права и обязанности сторон. В обяза-нности экспедитора входит-: орга-низа-ция перевозки груза определенным видом тра-нспорта по ма-ршруту, выбра-нному клиентом или экспедитором; а-ключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;- обеспечение отпра-вки груза и его получения в согла-сова-нном месте; а также осуществление иных опера-ций, непосредственно связа-нных с перевозкой.199

Обязанностям экспедитора корреспондируют права и обязанности заказчика. Последний обязан: передать груз(ы) для осуществления экспедирова-ния; получить грузы у экспедиторов; уплатить предусмотренное договором вознаграждение (цену); возместить понесенные экспедитором при исполнении его обязательств по договору расходов (если эти расходы не включены в сумму вознаграждения по соглашению сторон заранее).

Ответственность сторонуста-на-влива-ется по пра-вила-м гла-вы 25 ГКРФ, Ответственность является полной и на-ступа-ет не за-висимо от вины (если обе стороны - предпринима-тели.) В любом случа-е экспедитор несет ответственность вне вины, за исключением форс-ма-жорных действий , путем возмещения убытков. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реа-льного ущерба за утра-ту, недоста-чу или повреждение груза-, если не дока-жет иное. Ра-змер да-нного вида ответственности огра-ничива-ется объявленной или действительной ценностью груза-. Особенности и порядок возмещения убытков определяется ФЗ «О тра-нспортно - экспедиционной деятельности».

Заказчик несет ответственность за несвоевременную упла-ту возна-гра-ждения экспедитору в виде упла-ты неустойки в ра-змере одной десятой процента возна-гра-ждения и понесенных ра-сходов за ка-ждый день просрочки, но не более, чем в ра-змере та-кого возна-гра-ждения и ра-сходов. Люба-я из сторон тра-нспортной экспедиции впра-ве отка-за-ться от исполнения договора-, предупредив об этом другую сторону в ра-зумный срок и возместив этим вызва-нные убытки.200

Договор тра-нспортной экспедиции заключается в простой письменной форме. Заказчик при необходимости обязуется выдать экспедитору доверенность, если без этого невозможно выполнение его обяза-нностей.

Далеко не всегда договор транспортной экспедиции исполняется в точном соответствии с его условиями. Споры по такому соглашению могут происходить по различным причинам:

• Отступление экспедитора от условий о сроке погрузки/выгрузке груза, что влечет убытки для клиента;

• Односторонний отказ от исполнения соглашения;

199 Иванов С. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»: аналитический обзор // Международный экспедитор. 2013. №2.

200 Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2015.

• Неуплата всех полагающихся пошлин, платежей, необходимых для законного перемещения груза и его таможенного оформления;

• Утрата или повреждение груза в процессе перевозки;

• Неуплата полагающихся по договору денежных сумм;

• Другие причины.

Разумеется, иногда эти и другие вопросы по договору транспортной экспедиции, приводят контрагентов к решению спора в судебном порядке.

Арбитражные суды рассматривают споры, вытекающие из договора транспортной экспедиции, очень часто. Наиболее распространенными поводами к обращению в суд одной из сторон такого договора и их целью являются: взыскание неустойки в связи с отступлением от сроков погрузки/выгрузки груза; взыскание суммы убытков в связи с утратой груза экспедитором; взыскание штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договора транспортной экспедиции; обязание контрагента исполнить договор надлежащим образом; взыскание задолженности по договору транспортной экспедиции; признание одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции не соответствующим его условиям; удовлетворение исковых требований о предупреждении стороной контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора в разумный срок; взыскание убытков в связи с повреждением груза; взыскание упущенной выгоды в связи с задержкой груза; изменение договора транспортной экспедиции в части; расторжение договора транспортной экспедиции.

Примером дела о взыскании задолженности по оплате договора транспортной экспедиции может служить спор перевозчика ООО «АЯМТранссервис» и заказчика ООО «Магнат» о взыскании 359 945,75 рублей задолженности по договору транспортной экспедиции №1 от 04.02.2016, согласно пункту 1.1 которого клиент поручает, а экспедитор за счет клиента принимает на себя организацию приема, отправления и переадресовки грузов клиента, перевозимых по железной дороге в контейнерах и вагонах различных типов, на автомобильном транспорте, их ответственное хранение на складе без поддержания температурного режима, а также выполнение иных услуг, определяемых настоящим договором, связанных с перевозками грузов, а клиент обязуется оплатить вышеуказанные услуги в порядке и в сроки, установленные настоящим договором. Ответчиком оплата задолженности произведена не в полном объеме, в связи с чем истец в порядке досудебного урегулирования спора направил в адрес ответчика претензию от 08.02.2017 об исполнении обязательств по договору с требованием в течение трех банковских дней оплатить образовавшуюся задолженность в размере 288 600 рублей. Оставленная без ответа и оплаты претензия послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском. Суд, рассмотрев заявленные требования, дав оценку доводам, изложенным в исковом заявлении, изучив

представленные документы и оценив доказательства в совокупности, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного иска (Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2017 года по делу № А58-1439/2017).201

Часто рассматриваются споры о возмещении ущерба в связи с полной или частичной утраты груза. Так, как следует из материалов дела №, Индивидуальный предприниматель 06.09.2016 оформил заказ на доставку груза (хозяйственные товары) в количестве 32-х картонных коробок через транспортную компанию ООО «ОБЪЕМ-КАРГО», что подтверждается товарно-транспортной накладной от 06.09.2016. Стоимость услуги - 9 612 руб. 43 коп. Обязательства но оплате услуг транспортной компании ООО «ОБЪЕМ-КАРГО» предприниматель выполнил в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 14.09.2016. 14.09.2016 груз в количестве 29 картонных коробок с центрального склада ООО «ОБЪЕМ-КАРГО» поступил к экспедитору ООО «КОНТРАКТ СЕРВИС» по экспедиторской расписке. Этот же груз в количестве 29 коробок и был доставлен 19.09.2016 в пункт назначения. Таким образом, часть груза в виде 3-х картонных коробок была утеряна при перевозке со склада ООО «ОБЪЕМ-КАРГО» до склада ООО «КОНТРАКТ СЕРВИС». На момент выставления счёта транспортная компания ООО «ОБЪЕМ-КАРГО» передала экспедитору ООО «КОНТРАКТ СЕРВИС» для отправки в адрес Истца 29 коробок (3 коробки уже утеряны), а перевозчиком счёт выставлен за доставку 32 коробок. Акт по частичной утере груза со стороны Ответчика 14.09.2016 г. не составлен, грузополучателю о пропаже не сообщили. Всё это послужило поводом к обращению истца в суд. Однако отметим, что истец в своем заявлении не требовал возмещения стоимости трех недоставленных коробок, а просил суд взыскать с ответчика упущенную в связи с недоставкой выгоду в размере 58 тысяч рублей, о чем и указал в суд в мотивировке своего решения об отказе в удовлетворении требований истца (Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2017 по делу № А40-20206/17-131-214).202

Конечно, трудно осветить всё разнообразие судебной практики по вопросам договора транспортной экспедиции и его содержания. Общий подход к определению объема и размера ответственности экспедитора может быть реализован посредством обращения к отраслевым транспортным правилам, а при выполнении международных перевозок, в зависимости от используемого вида транспорта, к содержанию различных международных конвенций. Вместе с тем, не все случаи можно разрешить указанным

201 Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2017 года по делу № А58-1439/2017. Решения арбитражных судов [электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/a8f0c09c-486a-4bc0-8d2d-b98da92f030a/%D0%9058-1439-2017_20170515.pdf (дата обращения 16.05.2017)

202 Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2017 по делу № А40-20206/17-131-214. Решения арбитражных судов [электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/1ec50b01-bc72-4c44-a47b-b521f5f6cfb9/%D0%9040-20206-2017_20170512.pdf (дата обращения 16.05.2017)

способом, поскольку ответственность экспедитора напрямую зависит от его роли в перевозочном процессе, которая на сегодняшний день недостаточно четко закреплена в системе транспортного российского законодательства.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

2. Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 15 мая 2017 года по делу № А58-1439/2017. Решения арбитражных судов [электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/a8f0c09c-486a-4bc0-8d2d-

b98da92f030a/%D0%9058-1439-2017_20170515.pdf (дата обращения

16.05.2017)

3. Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.05.2017 по делу № А40-20206/17-131-214. Решения арбитражных судов [электронный ресурс] URL: http://kad.arbitr.ru/PdfDocument/1ec50b01-bc72-4c44-a47b-

b521f5f6cfb9/%D0%9040-20206-2017_20170512.pdf (дата обращения

16.05.2017)

4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2015.

5. Иванов С. Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности»: аналитический обзор // Международный экспедитор. 2013. №2.

6. Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2014 - 255с.

УДК 347

Дорджи-Горяева А. С. студент 5 курса факультет «Юридический» Российский университет дружбы народов

Россия, г. Москва

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРА МЕЖДУНАРОДНОЙ

КУПЛИ-ПРОДАЖИ Аннотация: Данная статья посвящена исследованию договора международной купли-продажи. В статье рассматриваются регулирование договора международной купли-продажи в рамках принятой Венской Конвенции о договорах международной купли-продажи 1980г., также затрагиваются вопросы существенных условиях данного вида договора, его сущность, порядок его заключения. Осуществляется попытка выявить область вопросов, которая осталась неурегулированной Венской конвенцией.

Ключевые слова: договор международной купли-продажи, Венская конвенция, унификация норм, международный коммерческий контракт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.