Научная статья на тему 'ДОГОВОР О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ'

ДОГОВОР О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
туризм / туристский продукт / туристская деятельность / турагент / возмездное оказание услуг / туроператор / стороны договора / tourism / tourist product / tourist activity / travel agent / paid services / tour operator / parties to the contract

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королев Павел Евгеньевич

В статье исследован вопрос правового статуса участников договора о реализации туристского продукта. Публичность хозяйственных отношений диктует немалый перечень требований к деятельности турагента и туроператора, предлагающих услуги на едином туристском рынке в нашей стране. С другой стороны, политика в сфере туризма остается направленной на защиту прав и законных интересов слабой стороны в обязательстве — заказчика туристского продукта. Автором затрагиваются проблемы законодательства, регулирующего туристскую деятельность и правоприменительной практики. Сделан вывод о том, что детализация порядка заключения договора, а также внедрение в этот процесс достижений цифровизации нацелены на обеспечение безопасности информации об услугах в составе туристского продукта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Королев Павел Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGREEMENT ON THE REALIZATION OF A TOURIST PRODUCT: LEGAL ISSUES OF SUBJECT COMPOSITION AND THE PROCEDURE FOR CONCLUDING AN AGREEMENT

The article examines the issue of the legal status of the parties to the agreement on the sale of a tourist product. The publicity of economic relations dictates a considerable list of requirements for the activities of a travel agent and tour operator offering services in a single tourist market in our country. On the other hand, the policy in the field of tourism remains aimed at protecting the rights and legitimate interests of the weak party in the obligation — the customer of the tourist product. The author touches upon the problems of legislation regulating tourism activities and law enforcement practice. It is concluded that the details of the procedure for concluding the contract, as well as the introduction of digitalization achievements into this process, are aimed at ensuring the security of information about services as part of a tourist product.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ»

УДК 347.44 ББК 67.404

Павел Евгеньевич Королев

студент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

korolevmultipass@yandex.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

/

Научный руководитель/ Марина Михайловна Милованова

доцент кафедры криминалистики Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), юрист ООО «Мариокс центр», кандидат юридических наук, доцент

milovanova_marin@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9

ДОГОВОР О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА: ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ

Аннотация. В статье исследован вопрос правового статуса участников договора о реализации туристского продукта. Публичность хозяйственных отношений диктует немалый перечень требований к деятельности турагента и туроператора, предлагающих услуги на едином туристском рынке в нашей стране. С другой стороны, политика в сфере туризма остается направленной на защиту прав и законных интересов слабой стороны в обязательстве — заказчика туристского продукта.

Автором затрагиваются проблемы законодательства, регулирующего туристскую деятельность и правоприменительной практики.

Сделан вывод о том, что детализация порядка заключения договора, а также внедрение в этот процесс достижений цифровизации нацелены на обеспечение безопасности информации об услугах в составе туристского продукта.

Ключевые слова: туризм, туристский продукт, туристская деятельность, турагент, возмездное оказание услуг, туроператор, стороны договора.

P.E.

Student of the Facuny oi Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), korolevmultipass@yandex.ru 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125993, Russia

SCIENTIFIC SUPERVISOR: MM. MILOVANOVA Associate Professor of Criminalistics Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Lawyer of Mariox Center LLC, Candidate of Law, Associate Professor milovanova_marin@mail.ru 9, Sadovaya-Kudrinskaya str., Moscow, 125993, Russia

AGREEMENT ON THE REALIZATION OF A TOURIST PRODUCT: LEGAL ISSUES OF SUBJECT COMPOSITION AND THE PROCEDURE FOR CONCLUDING AN AGREEMENT

Annotation. The article examines the issue of the legal status of the parties to the agreement on the sale of a tourist product. The publicity of economic relations dictates a considerable list of requirements for the activities of a travel agent and tour operator offering services in a single tourist market in our country. On the other hand, the policy in the field of tourism remains aimed at protecting the rights and legitimate interests of the weak party in the obligation — the customer of the tourist product. The author touches upon the problems of legislation regulating tourism activities and law enforcement practice. It is concluded that the details of the procedure for concluding the contract, as well as the introduction of digitalization achievements into this process, are aimed at ensuring the security of information about services as part of a tourist product.

Key words: tourism, tourist product, tourist activity, travel agent, paid services, tour operator, parties to the contract.

Как известно, все любят путешествовать, получая от этого новые впечатления, информацию. Тенденции двадцать первого столетия также свидетельствуют о возрастающих объемах туристских потоков. Однако, как показывает практика, не все путешественники задумываются над юридическим статусом, приобретаемым благодаря взаимодействию с профессиональными субъектами рынка туристских услуг. Вместе с тем, размещение в гостинице, экскурсия с гидом в составе малой группы и самостоятельное посещение зарубежного государства в познавательных целях регулируется как национальным законодательством, так и нормами международного права.

На сегодняшний день Российская Федерация определила туристскую деятельность и особенно внутренний туризм одним из приоритетных направлений развития экономики страны. Стремясь упорядочить оперативно -хозяйственные отношения в области оказания туристских услуг и заложить

правовые основы единого туристского рынка, руководствуясь нормами Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон)1. Согласно декларативным положениям базового акта, в нашей стране создаются благоприятные условия для развития туристской деятельности, осуществляется поддержка отечественных туристов, туроператоров и турагентов.

Экономические отношения, возникающие при реализации права граждан на отдых, свободу передвижения, а также всех иных правомочий при совершении путешествий сегодня призван урегулировать договор о реализации туристского продукта, положения о котором не раз подвергались критике. С одной стороны, неясность профессионального термина туристского продукта, отсылающего правоприменителя к нормативным сведениям о купле-продаже, а также несовершенство в вопросе содержания и формы соглашения порождают расхождения в трактовках Закона и Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). С другой же стороны, противоречия в положении субагента и заказчика туристского продукта как потребителя услуг, многоярусные формулировки финансового обеспечения ответственности туроператоров создают излишние препятствия в естественном функционировании туристской индустрии [2, с. 3].

Как показывает анализ правоприменительной практики, проблемы заключения договора о реализации туристского продукта тесно связываются с вопросом участников соглашения, в котором всегда присутствует «слабая сторона». Контрагентами потребителей услуг здесь выступают профессиональные участники туристского рынка, имеющие подчас немало рычагов влияния в этой индустрии. Рассмотрим проблемы, возникающие при заключении договора о реализации туристского продукта с учетом специфики положения сторон данного соглашения.

Один из ключевых элементов договора о реализации туристского продукта — его субъектный состав, являющийся простым по ст. 779 ГК РФ и включающим исполнителя и заказчика туристского обслуживания2. Первый из них наделяется профессиональным — требующим лицензирования — характером деятельности, а понятие заказчика носит технический характер [8,

1 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 (ред. от 13 июня 2023 г.) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2 декабря 1996. — № 49. — Ст. 5491; Собрание законодательства Российской Федерации. — 19 июня 2023. — № 25. — Ст. 4441.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 24 июля 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29 января 1996. — № 5. — Ст. 410; Собрание законодательства Российской Федерации. — 31 июля 2023. — № 31 (часть III). — Ст. 5765.

с. 2]. Это турист или иное лицо, непременно «бронирующее» продукт от его имени (абз. 17 ст. 1 Закона). Контрагентами заказчика выступают туроператор и турагент, объединенные зачастую терминологией туристской организации — юридического лица или же индивидуального предпринимателя, чья деятельность связана с производством и предоставлением туристских услуг. Последние могут быть связаны с индустрией гостеприимства, заключаться в посредничестве или перевозке [7, с. 68-69].

Деятельность самого туроператора сводится к формированию (заключение договоров с оказывающим услугу третьим лицом), продвижению (комплекс мер по рекламе продукта, организация информационных центров, издание буклетов), а также реализации туристского продукта (абз. 14 ст. 1 Закона). Рост туристского бизнеса в Российской Федерации и повсеместное банкротство туроператоров, играющих в нем ведущую роль, определили строгие требования, предъявляемые законодательством к данной деятельности [5, с. 43].

Это финансовое обеспечение обязательств, т.е. страхование гражданской ответственности или банковская гарантия по договору о реализации туристского продукта, нормы о деловой репутации должностных лиц организации, а также членство в объединении туроператоров или же наличие фонда персональной ответственности в сфере выездного туризма (ст. 4.1 Закона). Юридическое лицо, лишь намеревающееся осуществлять туроператорскую деятельность, заявляет об этом в уполномоченный федеральный орган для внесения сведений в единый реестр (ст. 4.2 Закона).

Минимум финансового обеспечения ответственности устанавливается ст. 17.2 Закона, а размеры ежегодных взносов в резервный фонд объединения туроператоров и персональной ответственности в сфере выездного туризма — ст. 11.4 Закона и ст. 11.6 Закона соответственно. Объектом страхования здесь будут числится имущественные интересы, которые связаны с риском возникновения обязанности возместить заказчику реальный ущерб в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору о реализации туристского продукта [5, с. 54].

Согласно ч. 6 ст. 9 Закона, туроператор вправе поручить осуществление продвижения и реализации туристского продукта турагенту. Рассмотрим особенности правового статуса турагента, по сути являющегося экономическим посредником между туроператором, как производителем туристского продукта, и заказчиком. Турагентом может выступать не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель. Он не нацелен на формирование туристского продукта и не должен следовать обязательным для туроператора

требованиям о финансовом обеспечении ответственности, самостоятельно взаимодействуя с туристом или иным заказчиком.

При заключении договоров между туроператором и турагентом являются обязательными условия об общем взаимодействии при предъявлении претензий, взаимной или единоличной ответственности перед туристом и иным заказчиком, продвижении и реализации туристского продукта, о полномочиях турагента на совершение сделок. В 2021 г. Закон оказался дополнен ст. 4.3, содержащей нормы о реестре турагентов.

Выше уже упоминалось, что заказчик туристского продукта — это турист или иное лицо, действующее от имени туриста (абз. 17 ст. 1 Закона). Касаемо иного лица норма упоминает законного представителя несовершеннолетнего туриста. Однако возникает вопрос — каков правовой результат ситуации, при которой путешествие совершает сотрудник организации, приобретшей для него туристский продукт по договору? Думается, что туристом следует считать сотрудника компании, а заказ комплекса услуг для нужд, не связанных с предпринимательством юридического лица, не влечет у последнего возникновения правового статуса потребителя [1, с. 52-53].

Согласно одноименному закону от 7 февраля 1992 г. № 2300-1, потребитель — это гражданин, у которого вообще могут отсутствовать специальные познания о характере приобретаемой услуги (абз. 3 ст. 1 и п. 4 ст. 12)1. Непосредственный же турист — лицо, посещающее место временного пребывания в рекреационных, деловых или иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в месте временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее в данном месте не менее одной ночевки (абз. 10 ст. 1 Закона).

Усматриваются показатели, присущие каждому туристу: пространственный (путешествие — перемещение), статусный (физическое лицо), деятельностный (туризм не связан с заработками экскурсовода или аниматора в месте временного пребывания), целевой (отграничение добровольной поездки туриста и насущной потребности дачников, отдыхающих, лечащихся) и временной [4, с. 76-77]. Туристами не могут признаваться мигранты или беженцы, кочевники или члены экипажей. Являясь фактически «ночующим» посетителем, турист «разводится» в правовом положении с экскурсантом (абз. 21 ст. 1 Закона). Вместе с тем, если вести речь о путешественнике-автомобилисте, решившим остановиться на ночевку в

1 Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ред. от 4 августа 2023 г.) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 15 января 1996. — № 3. — Ст. 140; Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 августа 2023. — № 32 (часть I). — Ст. 6206.

мотеле, то в правоприменительной практике вопрос, кем считать остается дискуссионным [7, с. 130].

Касаясь проблемы приобретения туристского продукта для личных нужд, следует говорить о возникновении нескольких групп правомочий гражданина, вступающего в гражданско-правовые отношения в области туризма. Так, с одной стороны, это права потребителя или заказчика, возникающие уже до заключения договора о реализации туристского продукта и никак не ограниченные периодом времени [6, с. 85-86]. К примеру, это право на информацию об услуге. С другой стороны, благодаря юридическому факту заключения договора возникают уже собственные права туриста, имеющие абсолютный характер (ст. 6 Закона).

Отсутствие защиты в границах правоотношений у лиц, приобретающих туристские услуги не для личного пользования, также подтверждается судебной практикой1. Заявитель непременно должен самостоятельно являться заказчиком туристского продукта и стороной договора о его реализации2.

С 2021 г. в Закон введены нормативные положения об ином контрагенте туриста — субагенте [3, с. 6]. Осуществление продвижения, а также реализации туристского продукта им допускается на основе договора с турагентом, который передает субагенту исполнение поручения туроператора. Турагент в электронной форме обязан внести сведения о субагенте в единый реестр, а прекращение им полномочий приравнивается к сложению их также с субагента (ст. 4.3 Закона).

Непоследовательность формулировки поручения и нерешенность проблем передоверия (ст. 976 ГК РФ и ст. 1009 ГК РФ) направляют к правовому статусу субагента, а ст. 9 Закона включает самостоятельный состав административных правонарушений [8, с. 3]. Так, невнесение сведений о субагенте в реестр, внесение недостоверных сведений и осуществление субагентом деятельности при отсутствии в реестре информации о заключении договора с турагентом будут влечь юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Непосредственно, порядок заключения соглашения урегулирован четвертым разделом Правил оказания услуг по реализации туристского продукта. Договор между исполнителем и потребителем считается заключенным по мере достижения сторонами в письменной форме соглашения

1 Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2014 г. по делу № 33-6729 // СПС «КонсультантПлюс».

2 Апелляционное определение Верховного Суда Чувашской Республики от 5 марта 2014 г. по делу № 33-731/2014 // СПС «КонсультантПлюс».

по всем существенным условиям (п. 14)1. Исключение же составляет электронная форма документа, при которой законодательство связывает акцепт с моментом оплаты потребителем туристского продукта, подтверждающей согласие с условиями, содержащимися в предложенном исполнителем договоре.

Перечень существенных условий соглашения, в свою очередь, по сей день в юридической науке является дискуссионным. Положения ст. 10 и ст. 10.1 Закона не раз предлагалось сократить, сделав акцент на предмете договора и общей цене туристского продукта в рублях [1, с. 63]. Тем не менее, на текущий момент нормативно предусматривается необходимость упоминания сведений о заключении в пользу туриста договора добровольного страхования с подробными условиями возмещения ему расходов (п. 15), а также положений о финансовом обеспечении ответственности туроператора (п. 16).

Исполнитель, в свою очередь, становится обязанным предоставить потребителю безопасный туристский продукт надлежащего качества и по первому требованию заказчика оказывать содействие в страховании рисков, связанных с совершением путешествия (п. 17). Таким образом, усматривается законодательная тенденция всемерной защиты слабой стороны договора — туриста или же иного заказчика продукта. С другой стороны, широкий список существенных условий по Закону, логически обобщаемый термином — «информации, предоставляемой потребителю», в действительности может быть модифицирован или же сокращен.

В совокупности с положениями Постановления Правительства РФ от 08.06.2019 г. № 748 возможна заявка о заключении договора в электронной форме с размещением ее на официальном сайте туроператора или турагента (ч. 1 ст. 10.3 Закона). После получения, а также обработки обращения заказчика профессиональные участники рынка в области туризма направляют потребителю расчет стоимости продукта и существенные условия соглашения, информацию о сроках и способах оплаты предмета договора. Не позднее суток после совершения транзакции сведения о совершенной сделке будут переданы в единую информационную систему электронных путевок (п. 4)2.

1 Постановление Правительства РФ от 18.11.2020 № 1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (ред. от 14 ноября 2022 г. ) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 23.11.2020 г. — № 47. — ст. 7551.

2 Постановление Правительства РФ от 08.06.2019 № 748 «Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта» (ред. от 26.12.2022) // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 24.06.2019 г. — № 25. — ст. 3255.

Практика осуществления туристской деятельности в то же время создала два параллельных порядка заключения договора о реализации туристского продукта [2, с. 42]. С одной стороны, это формирование стандартного тура, реализуемого туроператором или турагентом на уже определенных ими условиях, где договор считается заключенным по общим правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ. С другой, это организация программы тура после запроса туриста по индивидуальному заказу, что является выражением задания, упомянутого п. 1 ст. 779 ГК РФ. Иначе говоря, туристский продукт может быть сформирован туроператором по его усмотрению или по заданию туриста и иного заказчика (ч. 1 ст. 9 Закона).

Необходимость учитывать волеизъявление потребителя подтверждается правоприменительной практикой1. Во всяком случае не позднее суток до начала путешествия исполнитель обязуется передать заказчику весь пакет документов, удостоверяющих комплекс услуг в составе единого туристского продукта. Это билет, подтверждающий право на перевозку по назначению, ваучер, заверяющий возможность размещения, страховой полис и экземпляр договора о реализации туристского продукта.

Вместе с тем, при подаче заявки в виде поручения туроператору последний может столкнуться с невозможностью оказания туристу услуг. Так, например, на определенную дату может быть обнаружено отсутствие билетов. Юридический факт повлечет изменение заявки, во исполнение чего туристу будет предложено заключить иной договор [2, с. 45].

Изложенное позволяет сделать вывод, что каждая сторона субъектного состава договора о реализации туристского продукта характеризуется особой спецификой. С одной же стороны, публичность правоотношений диктует немалый перечень требований к актору, желающему предложить свои услуги на едином туристском рынке Российской Федерации. Расширенное количество профессиональных участников, имеющих различный уровень полномочий, требует разграничения юридического статуса туроператора, турагента и противоречивой фигуры субагента. С другой стороны, государственная политика в области туризма остается направленной на защиту прав и законных интересов слабой стороны в обязательстве — самого заказчика туристского продукта. Всем вышеперечисленным объясняется сложность как содержания и формы договора о реализации туристского продукта, так и порядка заключения данного соглашения. Последний сегодня может быть реализуем в нескольких вариантах, а предельная детализация порядка по большей части направлена на

1 Определение Московского областного суда от 29 апреля 2010 г. по делу № 33-6906 // СПС «КонсультантПлюс».

обеспечение безопасности информации об услугах, входящих в состав туристского продукта. Новое десятилетие отмечено внедрением в туристскую индустрию достижений цифровизации, что, безусловно, способствует уменьшению бумажной волокиты и упрощению правовых отношений, однако, порождает проблемы обеспечения прав и законных интересов туристов в виртуальном пространстве.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Вольвач Я.В. Туристские услуги как объект гражданских правоотношений: монография. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. — 128 с.

2. Завьялова С.В. Проблемы гражданско-правового регулирования туристкой деятельности в Российской Федерации: монография. — М.: Проспект, 2016. — 112 с.

3. Кудреватых А.С. Новое в правовом регулировании деятельности отдельных субъектов туристкой индустрии // Туризм: право и экономика. — 2021. — № 4. — С. 6-7.

4. Кусков А.С., Сирик Н.В. Гражданско-правовые аспекты туристской деятельности: монография. — М.: Русайнс, 2018. — 208 с.

5. Никанорова А.Д., Кружалин К.В., Мохов Г.А. Государственное управление и нормативно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации: монография. — М.: Диалог культур, 2019. — 240 с.

6. Отческий И.Е. Защита прав потребителей в обязательствах по возмездному оказанию туристских услуг: монография. — М.: Юстицинформ, 2017. — 264 с.

7. Соколова Н.А. Туризм в Российской Федерации: правовое регулирование. Учебное пособие. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — 224 с.

8. Чеботарева И.А. Договор о реализации туристского продукта как инструмент обеспечения прав потребителей // Туризм: право и экономика. — 2021. — № 3. — С. 2-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.