ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
УДК 342.7
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА ОТДЫХ С ВЫЕЗДОМ ЗА ПРЕДЕЛЫ ПОСТОЯННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА
CURRENT ISSUES OF LEGAL REGULATION OF THE CONSTITIONAL RIGHT TO TRAVEL FOR LEISURE OUTSIDE OF PERMANENT RESIDENCE
Алферов Владимир Юрьевич
Alferov Vladimir Yuryevich
доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г. Саратов
associate professor of the department of justice and law enforcement, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: va18343@yandex.ru
Федюнин Антон Евгеньевич
Fediunin Anton Yevgenyevich
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
Phd. (Law), professor of the department of criminal procedure, Saratov State Academy of Law, Saratov
e-mail: ef@bk.ru
Бочкарев Михаил Викторович
Bochkarev Mikhail Viktorovich
кандидат юридических наук, доцент кафедры экономической теории и экономики труда, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.», г. Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of economic theory and labour economics, Saratov State Technical University, Saratov
e-mail: bochkarevmv@mail.ru
В статье проведено комплексное исследование законодательства, регулирующего правоотношения, связанные с регламентацией конституционного права граждан на отдых с выездом за пределы постоянного места жительства. Разработан ряд предложений по его совершенствованию, введено авторское понятие «туриста». «Реализацию туристского продукта» предлагается заменить в соответствующих нормах закона понятиями, обычными в гражданском обороте, закрепленными в ГК РФ, такими как заключение договора об оказании туристских услуг и исполнение договора об оказании туристских услуг.
Ключевые слова: конституционное право на отдых, турист, туристский продукт, туристские услуги.
The paper presents a comprehensive study of the legislation that regulates legal issues related to the constitutional right to leisure and travel outside of permanent residence. The authors propose a number of suggestions for its improvement and discuss the concept of «tourist». «The sale of the tourist product» should be replaced in the relevant rules of law by the concepts already used for business purposes and set out in the Civil Code, such as, contract for the provision of tourist services and execution of a contract for the provision of tourism services.
Keywords: constitutional right to leisure, tourist, tourist product, tourist services.
Конституция Российской Федерации [1] (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) [2] в ч. 5 ст. 37 предоставляет каждому конституционное право на отдых, который согласно ст. 24 Всеобщей декларации прав человека [3] является неотъемлемым и одним из основных прав человека. Реализация конституционного права на отдых происходит в том числе посредством выезда за пределы постоянного места жительства (туризма).
Фундаментальные основы правового регулирования туризма заложены в Гражданском кодексе Российской Федерации [4], Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [5] и Законе Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» [6].
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм - это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лиц) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
Таким образом, закон четко регламентирует, что туризм (путешествие) начинается с момента временного выезда туриста с постоянного места жительства с целью, не связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
В то же время в соответствии со ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» турист - это лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 ч до шести месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
Буквальное толкование данной нормы показывает: закон логично подразумевает, что туризм и турист имеют одинаковые цели, однако турист как субъект права появляется в момент посещения страны (места) временного пребывания, тогда как туризм (путешествие) как правовое явление возникает в момент оставления постоянного места жительства.
Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей» регламентирует, что потребитель
- это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Следовательно, в большинстве случаев турист является потребителем либо туристского продукта, предоставляемого ему туроператором и реализуемого через тураген-та, либо услуг по самостоятельно заключенным договорам перевозки и размещения, т.е. субъектом гражданско-правовых отношений.
Следует отметить, что самодеятельный туризм возможен и без заключения регулирующих путешествие договоров (например, турист из Саратова на личном автомобиле отправляется в Тарханы Пензенской области, осматривает имение Лермонтовых, останавливается у родственницы в Пензе, обедает, ужинает, а утром после завтрака уезжает домой). Естественно, вне гражданско-правовых отношений сколь-нибудь активная жизнедеятельность человека невозможна; вышеупомянутый турист покупает по дороге бензин, приобретает билет в музей, сувениры и дарит родственнице сервиз. Такие случаи туризма, во-первых, редки, во-вторых, без договоров перевозки и размещения имеют минимальное правовое содержание, поэтому в данной статье следует о них лишь упомянуть, сконцентрировавшись на распространенных и проблемных аспектах правового регулирования туризма.
Итак, по действующему законодательству с момента подготовки к путешествию, присматриваясь к предложениям туроператоров, турагентств и перевозчиков, прицениваясь, совмещая графики отпусков и каникул, человек приобретает законный статус потребителя. Заключив договор об оказании туристских услуг и подав документы на получение визы (при посещении страны с визовым режимом), он продолжает оставаться потребителем, а в момент оставления места постоянного пребывания начинает путешествие (т.е. туризм). Но человек становится туристом только при посещении страны (места) временного пребывания. Соответственно (двигаясь в обратном порядке): лицо теряет статус туриста (и законодательную регламентацию, предусмотренную в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации») в момент оставления страны (места) временного пребывания, дальнейшее путешествие проводит опять в статусе потребителя услуги.
Использованная в законе привязка статуса туриста к посещению страны (места) временного пребывания и целям пребывания приво-
дит к очевидным противоречиям. Например, пройдя паспортный контроль на выезд, в процессе перелета и вплоть до прохождения паспортного контроль на въезд путешественник по закону не является туристом, в то же время он остается потребителем туристского продукта, неотъемлемой частью которого является услуга перевозки.
Полагаем, что следует предложить свое видение разрешения данных проблем. Во-первых, следует изменить понятие туриста, опираясь при этом не только на географическую и целевую, но и правовую основу, которая представляется нам однозначно превалирующей. Безусловно, соответствующие правоотношения возникают в момент заключения договора об оказании туристских услуг либо перевозки самодеятельным туристом (который может заключать либо не заключать договор размещения) с целью временно покинуть место постоянного места жительства и посетить страну (место) временного пребывания с туристскими целями. Об этом говорит и элементарная логика, и аналогия с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Например, семья из Саратова решила выехать на отдых в выбранный ими отель в Кеме-ре (Турция) с вылетом из Домодедово (Москва, Россия) и заключила договор с туроператором «ТЕЗТУР» через турагента ООО «ИНТУР» (Саратов, Россия). С момента заключения договора и турагент, и туроператор, и путешественники активно сотрудничают, чтобы заключенный договор был исполнен: путешественники заблаговременно приобретают билеты «Саратов - Москва», туроператор не допускает переноса вылета, турагент внимательно отслеживает все эти действия, информирует туристов и т.д.
Правоотношения с Приволжской железной дорогой в данном случае начинаются с момента заключения договора перевозки (приобретения билетов на поезд «Саратов - Москва»); в момент отправления поезда начинается их путешествие, так как именно тогда семья временно покидает постоянное место жительства. Представляется, что именно с этого момента логично было бы считать их туристами, так как конечной целью этой поездки является вылет в Турцию.
Заканчиваются же эти правоотношения в момент возвращения на постоянное место жительства, т.е. та самая семья из Саратова должна не только успешно прилететь в Домодедово, но и добраться до Саратова (а если семья летела в Москву из Якутска - то до Якутска). Поэтому полагаем, что в ст. 1 ФЗ «Об основах ту-
ристской деятельности в Российской Федерации» необходимо закрепить следующее понятие: турист - это гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства (далее - лицо), временно выезжающее с постоянного места жительства в страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 ч до шести месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта; реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. Таким образом, закон определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену. Логика законодателя в данном случае понятна, так как он включает в определение туристского продукта только те его обязательные элементы, без которых существование туристского продукта невозможно.
Вместе с тем, как показывает практика, легальное определение туристского продукта необоснованно сужается. Полагаем, что такая ситуация серьезно ущемляет права туриста, который нередко потребляет и иные услуги, необязательно входящие в туристский продукт, в том числе потенциально опасные, поэтому налагающие на принимающую сторону особые обязательства. К таковым следует отнести прежде всего услугу общественного питания, так как пищевые отравления туристов весьма распространены. Кроме того, в случае если питание как элемент туристского продукта включает в себя потребление алкоголя, данное упущение является принципиально важным, так как, к сожалению, практика знает случаи отравления некачественным алкоголем, в том числе с летальным исходом. Наконец, немаловажно включить в определение
туристского продукта и оказание экскурсионных услуг, часто опасных для туриста (таких как джиппинг, рафтинг, альпинизм, спелеотуризм и т.д.).
Полагаем, что данная проблема может быть решена посредством введения в легальное определение туристского продукта указания на иные услуги, включенные в договор об оказании туристских услуг или договоры, которые турист заключает в дополнение к уже приобретенному туристскому продукту в ходе путешествия (например, приобретая экскурсии у туроператора). Последнее дополнение, на наш взгляд, будет являться еще одним доводом в пользу приобретения экскурсий у туроператора, а не у сторонних организаций, часто пренебрегающих элементарными требованиями безопасности туристов и за счет этого существенно снижающих стоимость экскурсии.
По нашему мнению, рассматриваемое понятие следует сформулировать следующим образом: туристский продукт - комплекс услуг по перевозке, размещению и иных услуг, указанных в договоре об оказании туристских услуг (или дополнительных соглашениях к этому договору), оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг). Такое определение позволяет легализовать все без исключения услуги, приобретенные туристом у туроператора, и обеспечивает защиту закона каждому туристу вне зависимости от набора выбранных им услуг.
В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.
Анализ рассматриваемой правовой нормы показывает, что, во-первых, примененный законодателем термин «реализация» не отражает сути туристского продукта, который представляет собой комплекс услуг, тогда как «реа-лизовывать» (от лат. real, т.е. «вещественный») означает «продавать» [7], что применимо к договору купли-продажи, но никак не к договору оказания услуг. Собственно, поэтому законодатель обычно избегает использования термина «реализация», который широко применяется в СМИ и разговорной речи. Например, закон, который нередко в СМИ называют законом о реализации алкоголя, имеет официальное название: Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном ре-
гулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [8]; так называемый закон о реализации табака на самом деле именуется как Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [9]. Во-вторых, очевидно, что законодатель усматривает в понятии «реализация туристского продукта» два элемента: это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. При этом если к элементу заключения договора термин «реализация», пусть с оговорками, все же применим, оказание туристу
услуг в соответствии с данным договором реализацией не является категорически. Данное несоответствие лишь на первый взгляд имеет чисто лингвистическое значение, так как правоприменительная, в первую очередь - судебная, практика испытывает по этому поводу значительные затруднения. Поэтому считаем, что из текста ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» следует изъять понятие «реализация туристского продукта» и заменить его в соответствующих нормах закона понятиями, обычными в гражданском обороте и закрепленными в ГК РФ, такими как заключение договора об оказании туристских услуг и исполнение договора об оказании туристских услуг.
Таким образом, теоретическое обоснование, практическая апробация и внесение новаций в законодательство о туризме являются одними из наиболее актуальных проблем российского законодательства.
Библиографический список (References)
1. Далее - Конституция РФ.
Daleye - Konstitutsiya RF. [Constitution of the Russian Federation].
2. Здесь и далее ссылки на Конституцию РФ по изданию: Конституция и государственная символика Российской Федерации. М., 2012.
Zdes' i daleye ssylki na Konstitutsiyu RF po izdaniyu: Konstitutsiya i gosudarstvennaya simvolika Rossiyskoy Federatsii (2012). [Hereinafter, references to the Constitution of the Russian Federation from: The Constitution and the national symbols of the Russian Federation]. Moscow.
3. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805.
Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka (prinyata General'noy assambleyey OON 10 dekabrya 1948 g.). [The Universal Declaration of Human Rights (adopted by the UN General Assembly on December 10, 1948). URL: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805.
4. Далее - ГК РФ; ссылки приведены по изданию: Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1, 2, 3 и 4. М., 2013.
Daleye - GK RF; ssylki privedeny po izdaniyu: Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii. CH. 1, 2, 3 i 4. (2013). [Hereinafter, the Civil Code of the Russian Federation; reference are made to the Civil Code of the Russian Federation. P. 1, 2, 3 and 4]. Moscow.
5. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». URL: www.consultant.ru.
Federal'nyy zakon ot 24.11.1996 № 132-FZ «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii». [The Federal Law of 24.11.1996 № 132-FZ «On the basic concepts of tourist industry in the Russian Federation»]. URL: www.consultant.ru.
6. Далее - Закон РФ «О защите прав потребителей»; ссылки приведены по изданию: Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: по сост. на 2013 г. М., 2013.
Daleye - Zakon RF «O zashchite prav potrebiteley»; ssylki privedeny po izdaniyu: Zakon Rossiyskoy Federatsii «O zashchite prav potrebiteley»: po sost. na 2013 g. (2013). [Hereinafter, Law of the Russian Federation «On Protection of Consumers' Rights» references are made to the Laws of the Russian Federation «On Protection of Consumers' Rights: status at 2013»]. Moscow.
7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 671.
Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. (1999) Tolkovyy slovar' russkogo yazyka. [Explanatory dictionary of the Russian language]. Moscow.
8. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». URL: http://base.garant.ru/10105489/1/#block_2131#ixzz30rJvooFs.
Federal'nyy zakon ot 22 noyabrya 1995 g. № 171-FZ «O gosudarstvennom regulirovanii proizvodstva i oborota etilovogo spirta, alkogol'noy i spirtosoderzhashchey produktsii i ob ogranichenii potrebleniya (raspitiya) alkogol'noy produktsii». [The Federal Law of 22.11.1995 № 171-FZ «On state regulation of production and distribution of ethyl
alcohol and alcohol products and restricting consumption (drinking) of alcohol products»]. URL: http://base. garant.ru/10105489/1/#block_2131#ixzz30rJvooFs.
9. Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». URL: http://base.garant. ru/70321478/#ixzz30rKGKGSO.
Federal'nyy zakon ot 23 fevralya 2013 g. № 15-FZ «Ob okhrane zdoroVya grazhdan ot vozdeystviya okruzhayushchego tabachnogo dyma i posledstviy potrebleniya tabaka». [The Federal Law of 23.02.2013 № 15-FZ «On protection of public health from exposure to passive smoking and consequences of tobacco consumption»]. URL: http://base.garant.ru/70321478/#ixzz30rKGKGSO.
УДК 347./4/.5
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО ПРИНЦИПА ЗАКОННОСТИ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ
SOME CHALLENGES OF INFORMATION SUPPORT IN THE IMPLEMENTATION OF FINANCIAL AND LEGAL PRINCIPLES OF LEGALITY OF THE BANKING SERVICES AND FINANCIAL MARKET SERVICES
Пастушенко Елена Николаевна
Pastushenko Elena Nikolayevna
доктор юридических наук, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов
PhD (Law), professor of the department of financial, banking and customs law, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: past_en@mail.ru
Земцова Лариса Николаевна
Zemtsova Larisa Nikolayevna
кандидат юридических наук, доцент кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», г, Саратов
Cand. Sc. (Law), associate professor of the department of justice and law enforcement, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov
e-mail: past_en@mail.ru