Научная статья на тему 'ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ БРАЗИЛИЕЙ О ВЫДАЧЕ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОТ 2002 Г.'

ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ БРАЗИЛИЕЙ О ВЫДАЧЕ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОТ 2002 Г. Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ПРАВО / ЭКСТРАДИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кадырова Ляйсан Зимфировна, Сакаева Эльвира Зинуровна

В современном мире, в век технического прогресса и развития международных отношений, существует такая возможность, когда лицо, совершившее преступление, может покинуть пределы страны для того, чтобы укрыться и, возможно, продолжить свою преступную деятельность в другой стране. Несомненно, этот вопрос актуален на сегодняшний день в нашем обществе и требует объединения государств для совместного усовершенствования такого института международно-правовых отношений, как выдача лиц, или экстрадиция. Важность должного правового регулирования данного института заключается не только в национальной заинтересованности государств, ставящих целью предупреждение преступности внутри страны, но и международных интересах борьбы с преступлениями, угрожающими всему обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОГОВОР МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКОЙ БРАЗИЛИЕЙ О ВЫДАЧЕ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ОТ 2002 Г.»

УДК 34

РС! 10.21661/Г-554222 Кадырова Л.З., Сакаева Э.З.

Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче лица, совершившего преступление от 2002 г.

Аннотация

В современном мире, в век технического прогресса и развития международных отношений, существует такая возможность, когда лицо, совершившее преступление, может покинуть пределы страны для того, чтобы укрыться и, возможно, продолжить свою преступную деятельность в другой стране. Несомненно, этот вопрос актуален на сегодняшний день в нашем обществе и требует объединения государств для совместного усовершенствования такого института международно-правовых отношений, как выдача лиц, или экстрадиция. Важность должного правового регулирования данного института заключается не только в национальной заинтересованности государств, ставящих целью предупреждение преступности внутри страны, но и международных интересах борьбы с преступлениями, угрожающими всему обществу.

I Ключевые слова: уголовное право, экстрадиция, политическое убежище, интернациональное право.

На сегодняшний день преступность перестала распространяться только на одно государство, это уже давно современная международная проблема. Научно-технический прогресс, а, как итог, улучшенные средства передвижения и связи переносят на новейший уровень не только лишь способы совершения различного рода правонарушений, однако, кроме того, и способы уклонения от уголовной ответственности за совершенные деяния. Преступность, как явление XXI столетия попросту не может ограничиться собственным распространением на территории одного, определенного государства, так как непосредственно пробелы, но кроме того коллизии правового регулирования в данной области, отрасли интернационального уголовного права, дают возможность правонарушителям и дальше, беспрепятственно, заниматься противозаконной деятельностью.

То есть становится очевидным, что уже невозможно отрицать факт, что устранение указанных проблемных вопросов и пробелов просто невозможно без консолидации уже существующих средств по привлечению лиц, реализовавших преступления на территории другой страны к уголовной ответственности, которые носят международный характер. Именно по данной причине роль применения международных соглашений по выдаче преступных лиц, так называемой экстрадиции.

Под экстрадицией понимается выдача одним государством иному государству определенного лица, который не является гражданином страны, для привлечения к уголовной ответственности либо исполнения уголовного наказания. В Российской Федерации институт экстрадиции как институт уголовного судопроизводства зафиксирован во главе 24 УПК РФ.

Следует отметить, что экстрадиция иностранных граждан возможна только в тех случаях, когда между странами заключено международное соглашение по данному вопросу международного сотрудничества. Одним из таких соглашений является Договор между Российской Федерацией и Федеративной республикой Бразилией о выдаче 2002 г.

Данное соглашение состоит из 23 статей, содержащих в себе описание процедуры выдачи лица, совершившего преступления на территории другой страны, а именно: перечень общественно опасных деяний, которые могут повлечь выдачу, сами особенности выдачи, причины отказа в выдаче, гарантии прав выдаваемого лица, последствия отказа в выдаче и т. д.

Единственным основанием выдачи лица, совершившего преступление, является экстрадиционность его преступления. Принцип же «тождественности» предполагает, что такое преступление является уголовно наказуемым в стране, в которой находится иностранный гражданин, а также в стране, которая запрашивает о выдаче лица. То есть здесь идет речь о двойной преступности. Государство может не выдать лицо, совершившее преступление, другому государству, если данное преступление не является уголовно-наказуемым на ее территории. Однако, в данный перечень не подпадают преступления, носящие политический, военный либо финансовый характер. Так же государство может при присоединении к международному договору перечислить те преступления, за которые выдача лица исключается либо разрешается. Данная процедура заключается в подаче Генеральному Секретарю Совета Европы вместе со сдачей на хранение ратификационной грамоты или документа о присоединении к Конвенции список данных преступлений. Примером является исключение из категории политических Россией преступлений, которые входят в перечень, содержащийся в Конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г.

Кроме вышеуказанного основания, выдача лица, совершившего преступление, производится при наличии ряда условий:

1) преступление было произведено на территории государства, запрашивающего выдачу, либо оно направлено против интересов этого государства, либо лицо, подлежащее выдачи, является гражданином запрашивающего государства;

2) лицо, которое совершило преступление, находится на территории государства, запрашивающего его выдачу, т.е. он не является ни гражданином этой страны, ни, возможно, его действия (или бездействия) не направлены против интересов государства, на территории которого он находится;

3) экстрадиция преступника предполагает двустороннее (многостороннее) соглашение стран о выдаче преступника;

4) лицо может привлекаться к уголовной ответственности только за то преступление, за которое запрашивающее государство хочет его привлечь. Дважды за одно и то же преступление лицо не может быть привлечено к ответственности;

5) должны быть соблюдены сроки давности привлечения к уголовной ответственности, после их истечения государство не может запрашивать выдачу лица;

6) при различии уголовных наказаний за преступление, а именно, если в запрашивающем государстве применяется смертная казнь, а в запрашиваемом нет, то запрашивающее государство должно гарантировать, что данный вид наказания к выданному лицу, совершившему преступление, оно применено не будет;

7) преступление не может быть предметом преследование, если оно возникло вследствие частного обвинения и т. д.

Если в частности обратиться к УК РФ, то в статье, регламентирующей экстрадицию, в буквальном смысле говорится

не об обязанности государства совершить экстрадицию преступника, а как о праве государства совершить такое действие. В каждом отдельном случае правоохранительные органы и соответствующие органы других государств должны рассматривать дело в индивидуальном порядке. Но также отказ от экстрадиции предполагает, что преступник будет привлечен к ответственности за совершенное деяние на территории государства, в котором он находится, компетентными на то органами и по национальному законодательству. Данное положение не может быть применено к лицу, просящим у государства политического убежища. «В Российской Федерации, - гласит ч.2 ст.63 Конституции РФ, - не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением». Основанием для отказа может стать отсутствие хотя бы одного условия из вышеуказанного списка.

В Законе РФ от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней» перечислены те основания, руководствуясь которыми Российская Федерация имеет право отказать запрашивающему государству о выдаче лица. Данные положения перечислены в ст.1:

1) если выдача лица запрашивается в целях привлечения к ответственности в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного судопроизводства, либо в целях исполнения приговора, вынесенного чрезвычайным судом или в порядке упрощенного судопроизводства, когда имеются основания полагать, что в ходе такого судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. При этом в понятия «чрезвычайный суд» и «порядок упрощенного судопроизводства» не включается какой-либо международный уголовный суд, полномочия и компетенция которого признаны Российской Федерацией;

2) если имеются серьезные основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, было или будет подвергнуто в запрашивающем государстве пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания, либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и в статьях 2, 3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

3) исходя из соображений гуманности, когда имеются основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья;

4) Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2 Конвенции оставляет за собой право не выдавать лиц, выдача которых может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи с которыми выдача не может быть произведена, устанавливаются федеральным законом.

В разделе IV Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам также перечисляются основания для отказа в выдаче лица:

1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой страны, т.е. здесь говорится о невыдаче своих граждан;

2) на момент получение требования данное лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, произведено преследование либо приговор не может быть приведен в исполнение, если по законодательству запрашиваемого государства срок давности истек;

3) исходя из принципа, по которому лицо может быть привлечено только один раз за одно и то же преступление, выдача лица не может быть произведена, если на территории запрашиваемого государства по этому делу был вынесен приговор, который был исполнен в отношении этого лица;

4) преступление преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Так же Российская Федерация может отказать в экстрадиции преступника по следующему основанию: преступление частично либо полностью совершено на территории государства. При этом играющую роль не имеет, какая стадия преступления была совершена на территории России: начато или же наступили последствия. Так же Российская Федерация может отказать в выдаче лица, в отношении которого собранные неубедительные, недостоверные либо неполные доказательства, предъявленные запрашиваемой стороной, свидетельствующие о его причастности к совершению преступления.

Таким образом, стоит отметить, что на сегодняшний день экстрадиция признается наиболее значимым и необходимым явлением в современном обществе, так как бе указанной процедуры невозможна реализация правосудия в отношении определенных лиц, которые скрываются от наступления уголовной ответственности в иностранных государствах.

Литература

1. Договор между Российской Федерацией и Федеративной республикой Бразилией о выдаче 2002 г. Ратифицирован Федеральным законом РФ от 4 июля 2003 года N 99-ФЗ. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/901873577 (дата обращения: 05.06.2021).

2. Бердегулова Л.А. Международное частное право: учебно-методическое пособие для студентов юридических факультетов всех форм обучения / Л.А. Бердегулова, Э.З. Сакаева. - РИЦ Баш ГУ, - 2010. - С. 214.

3. Грачева К.К. Институт экстрадиции / К.К. Грачева // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия. Сборник статей по материалам XXIII международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 81-85.

4. Федорова Ю.В. Коллизия норм национального и международного права (на примере экстрадиции) / Ю.В. Федорова // Нижегородская наука. - 2017. - №2 (2). - С. 35-42.

5. Выдача лиц, совершивших преступление [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://knowledge.allbest. ru/law/3c0b65635a3bd69b5c43b89421216d36_0.html (дата обращения: 15.06.2021).

УДК 34

РС! 10.21661/Г-554346

Калмыкова П.С., Варенникова В.А., Кадырова Л.Ф. Научный руководитель: Сакаева Э.З.

Основы усыновления детей иностранными гражданами по законодательству Российской Федерации

Аннотация

В статье рассказывается о процедуре усыновление детей по законодательству зарубежных стран. Рассматриваются различия процедуры усыновления детей в РФ и за рубежом.

I Ключевые слова: усыновление, порядок процедуры, анализ зарубежного опыта.

Усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из самых высоких приоритетов во всех странах мира. Анализ зарубежного опыта в вопросе законодательного закрепления процедуры усыновления детей необходим для разработки наиболее рациональной модели в РФ, а также для определения максимальной степени преемственности в исследуемой области.

Первое и серьезное различие можно проследить в законодательном закреплении правил усыновления. Если национальное законодательство стремится кодифицировать акты в этой области (Семейный кодекс РФ и Гражданско-процессуальный кодекс РФ), то иностранный законодатель ограничивается отдельными законами. Конечно, это связано с особенностями правовой системы.

Процесс развития института усыновления детей из России иностранными гражданами наблюдается уже два столетия. По мере того, как происходят изменения в законодательстве и социальных отношениях, необходимо более подробно и глубоко изучать этот правовой феномен. В наше время международное усыновление довольно распространено, что вынуждает государство принимать активное участие в совершенствовании законодательства по этому вопросу. В связи с целесообразностью защиты прав и интересов детей, вывезенных за границу приемными родителями, в последние годы было принято значительное число нормативно-правовых актов, регламентирующих важнейшие аспекты усыновления детей иностранными гражданами-гражданами России.

Дело в том, что, по данным Национального совета США по усыновлению, практически во всех случаях убийства усыновленных детей - граждан РФ приемные родители не имели необходимого разрешения на данную процедуру. Это означает, что дети незаконно вступали в семьи. Таким образом, повышается необходимость государственного контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, лишенных родительской опеки при усыновлении их иностранными граж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.