Научная статья на тему 'Docendo discimus'

Docendo discimus Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир русского слова
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Docendo discimus»

[россия... народы, языки, культуры]

ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

6 июля 1908 года — утверждение Государем Императором Николаем II закона «Об учреждении учительского института в городе Ярославле».

7 декабря 1908 года — торжественное открытие Ярославского учительского института.

7 декабря 1918 года — Ярославский учительский институт преобразован в высшее учебное заведение — педагогический институт.

7 января 1946 года — вузу присвоено имя великого русского педагога К. Д. Ушинского, который начал свою педагогическую карьеру на Ярославской земле, работая с 1846 по 1849 год в Демидовском лицее в Ярославле.

В 1970 году в связи с образованием Ярославского государственного университета, его кадровую основу составили 30 ведущих профессоров и доцентов, перешедших из ЯГПИ, во главе с ректором — Л. В. Сретенским (В. Д. Шадриков, Н. П. Ерастов, Ю. К. Корнилов, М. А. Доброхотов, Б. П. Шуб-няков, Е. П. Тарасов, В. А. Кузнецова и др.).

13 февраля 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Ярославский государственный педагогический институт им. К. Д. Ушинского был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

С 10 января 1989 года вуз возглавляет доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН и МАИ Владимир Васильевич Афанасьев. Под его руководством в непростых экономических условиях ЯГПИ смог не только выстоять, сохранив свой уникальный профессорско-преподавательский коллектив и славные традиции, но и приумножить их.

С 1994 года университет издает ежеквартальный научный журнал «Ярославский педагогический вестник», который в 2008 году вошел в перечень научных изданий ВАК России.

1999 год — открытие филиала в г. Таллинне (Эстония). За период работы филиала было выпущено свыше 200 специалистов с дипломами высшего профессионального образования.

В 2003 году по инициативе университета создана Ассоциация образовательных учреждений «Непрерывное педагогическое образование». В этом же году университет стал Лауреатом конкурса «Европейское качество» в номинации «100 лучших вузов».

В 2008 году — ЯГПУ им. К. Д. Ушинского был признан победителем открытого творческого конкурса в рамках национального проекта по образованию.

Среди воспитанников вуза — выдающиеся деятели науки, культуры и образования, академики Российской академии наук и Российской академии образования, крупные общественные и государственные деятели, такие как академик А. Н. Яковлев (выпуск 1946 г.), академик РАО Н. Ф. Талызина (выпуск 1946 г.), академик РАО В. Д. Шадриков (выпуск 1962 г.). За годы своего существования педагогическим университетом подготовлено более 62 тысяч специалистов с высшим образованием. 80% учителей Ярославской области являются выпускниками ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, среди заслуженных учителей региона 400 человек — выпускники университета.

В настоящее время в ЯГПУ трудится более 500 научно-педагогических работников, из которых 72 % имеют ученую степень кандидата и доктора наук. Среди штатных преподавателей 3 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, 10 членов и 7 членов-корреспондентов Российской академии естественных наук, 12 членов других общественных российских и зарубежных академий.

В составе университета 10 факультетов, 3 института, аспирантура, докторантура. Учебный процесс и научную деятельность осуществляют 58 кафедр. Университет ведёт подготовку по 7 направлениям и 36 специальностям по очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения. Контингент обучающихся составляет более 10 тысяч студентов и аспирантов. За последние пять лет защищены 40 докторских и 250 кандидатских диссертаций. В университете действуют 7 докторских диссертационных советов. Международные связи осуществляются вузом с университетами и научно-исследовательскими центрами 35 стран мира. Фонды библиотеки насчитывают свыше 1,2 млн экз. Гордостью библиотеки является фонд редкой книги, в котором хранится 12 тысяч рукописей, книг и журналов, изданных до 1830 года.

DOCENDO DISCIMUS

1. Школа как сообщество людей

Неотъемлемым свойством научной школы мы полагаем не столько единство, сколько разнообразие индивидуальных векторов научных интересов.

Назовем наиболее значимые направления научной работы ученых старшего поколения: теоретические аспекты социокультурных и психоэмоциональных связей творческой личности (Т. С. Злотникова, А. В. Азов, В. И. Жельвис), мифотворчество как культурогенная структура (Е. А. Ермолин, А. В. Азов), изучение русской классики на основе абсурдистского и масскуль-товского дискурса (Т. С. Злотникова), семиотическое обоснование культурной традиции в России (Е. А. Ермолин, Г. Ю. Стернин), хронотоп русской культуры в историко-типоло-гической парадигме (коллективные труды, Т. С. Злотникова, Г. Ю. Стернин), ментальные характеристики русской культуры в контексте глобализации (В. И. Жельвис, Т. С. Злотникова, Е. А. Ермолин), этнокультурные и странно-ведческие аспекты глобализации как контекст развития национальной культурной традиции, актуализация регионоведческих знаний как основание современной провинциологии, современная городская среда в России (В. И. Жельвис, Е. А. Ермолин, сборники научно-практических и интернет-конференций).

В рамках работы научной школы интересны те, чьи судьбы на протяжении 15 лет связаны с кафедрой культурологии и журналистики.

В 2006 году защитила диссертацию и стала первым в Ярославле доктором культурологии Татьяна Юрьева. Количество кандидатских диссертаций, подготовленных на кафедре, свыше 50.

2. Школа как система формирования и продвижения идей

В настоящее время работа научной школы связана с формированием новых аспектов методологии изучения теории и истории культуры. К их числу относятся: типология творческой личности; синергетические, герменевтические, семиотические подходы к русской культуре, в частности, культуре провинции; теоретическое моделирование ментальных и социокультурных процессов в русской культуре ХУП-ХХ1 вв.; интерпретационные процессы в современной

114

[мир русского слова № 1 / 2009]

[Ярославль]

культуре в контексте традиций русской классики; современная массовая культура как субъект и объект коммуникации в контексте глобализации.

Историко-типологический дискурс охватывает сакральные и светские аспекты русской медиевистики, теорию рубежей веков, методологию изучения социального и художественного мифотворчества, теорию художественного и культурологического образования. Социокультурные исследования ведутся по современной провинциальной культуре в целом и по проблемам жизнедеятельности старинного русского города как специфического культурного феномена, проблемам коммуникации в культуре и художественном образовании, проблемам массовой культуры.

В рамках нашей научной школы ведется также целенаправленная разработка конкретных аспектов истории русской культуры. Детально разрабатывается регионоведческая проблематика Центральной России, раскрывающая вопросы истории театрального дела, архитектурного облика, художественной жизни в целом.

На основании проводимых исследований изданы учебные пособия, разработаны оригинальные курсы лекций, всего более 40 спецкурсов, созданы курсы лекций в электронных версиях, проведены международные интернет-конференции.

Готовится к реализации рассчитанный на 2 года масштабный проект, отражающий проблематику русского провинциального города как культурного универсума «Ментальные модели русской культуры».

Одно из перспективных направлений работы научной школы — «Хронотоп русской культуры: построение аутентичной модели в контексте глобализации». В рамках этой проблемы в течение полугода (апрель-ноябрь 2008) на сервере ЯГПУ yspu.yar.ru велась интернет-конференция, по итогам которой по традиции издается сборник материалов.

Задача формирования интегративной культурологической парадигмы изучения хронотопа русской культуры не имеет аналогов своего решения в России, приоритет закреплен за представляемым научным коллективом.

3. Школа как способ влияния на социокультурную ситуацию в регионе и за его пределами

Работа, которая началась в 1993 году всероссийской конференцией «Русская провинция и мировая культура», является обобщающим по отношению к ряду локальных культуроведческих исследований российской ментальности применительно к провинциальной культуре, проводившихся в Самаре, Пензе, Саранске, Кирове, Рязани, Архангельске.

Концепция синергетического и социокультурного дискурса провинциальной культуры внедрена в практику научно-просветительской и общественной работы органов муниципальной власти Ярославля и других городов Центральной России и Северо-Запада.

На основе социально-культурных программ, разработанных коллективом научной школы, в Ярославской области осуществляется музейная педагогика, театральная педагогика, ведется работа по развитию досу-говых учреждений, формируется концепция культурной политика в регионе.

Результаты разработок внедрялись в процессе работы на территории Ярославля по проектам: Межрегиональная Школа молодых ученых по методологии изучения теории и истории культуры, ФЦП «Интеграция» (совместно с Институтом философии РАН); «Актуализация исторических ценностей русской культуры в содержании и методиках современного образовательного процесса» (НТП Минобразования РФ).

Проводятся традиционные мероприятия — Международные «Чтения Ушинского», Международная конференция «Алмазовские чтения» (с постоянной темой «Роль творческой личности в формировании среды русского города»): были проведены в соответствии с оригинальной концепцией и в рамках совместного с региональными властями проекта подготовки к 1000-летию Ярославля (2010) и 100-летию ЯГПУ (2008) конференции, «круглые столы», интернет-конференции: «Культурный ландшафт и архитектурная среда городов Верхневолжья», «100 лет после Чехова» (интернет-конференция на портале Auditorium.ru. и научно-практическая конференция), «Старый город в новой России» (интернет-конференция, портал Auditorium.ru.), «1000-летний Ярославль. Российские смуты: истоки, последствия, преодоления», «Столицы и толичность в истории русской культуры» (интернет-конференция и конференция в реальном режиме), «Ярославль — город российского возрождения: от XVII к XXI вв.», «Коммуникативные стратегии в культурном поле провинции». Конференция «Старый город в новой России» открывала цикл научных акций, посвященных 1000-летию Ярославля (2010) и 100-летию ЯГПУ (2008).

Школа — люди, научные идеи, исследовательские и просветительские акции, публикации — это процесс и результат, ожидание и завершение. Да, мы учим и учимся одновременно. Даем (общение, знание, время, силы) и получаем ответные импульсы. Do ut des.

Т. С. Злотникова, д-р искусств., засл. деятель науки РФ, проф. ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

[мир русского слова № 1 / 2009]

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.