Научная статья на тему 'Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах'

Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
170
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ / CULTURE OF RUSSIAN PROVINCES / МОДЕЛЬ / MODEL / ДИСКУРС / DISCOURSE / ЛИЧНОСТЬ / IDENTITY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / СИСТЕМНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / SYSTEM CONFLICTS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧЕНЫХ / INTERACTION OF SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Злотникова Татьяна Семёновна, Лётина Наталья Николаевна

В статье обобщаются результаты масштабных исследований, проведенных по Федеральной целевой программе. Даны свидетельства взаимодействия ведущих и молодых ученых, сформулированы методологические основания изучения личности в современной русской культуре и построения модели культуры русской провинции в различных дискурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Model of Culture of the Russian Province in Authentic, Historical and Typological and Globalization Discourses

The paper summarizes the results of the extensive research done on the Federal programme. Evidences of interaction of leading and young scientists are given, the methodological basis of the study of the individual in contemporary Russian culture and the construction of the cultural model of the Russian provinces in different discourses are formulated.

Текст научной работы на тему «Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 008.001

Т. С. Злотникова, Н. Н. Лётина

Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах

Научные исследования проводятся при финансовой поддержке государства в лице Минобрнауки России (в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России»

на 2009-2013 годы, соглашение № 14.B37.21.0025)

В статье обобщаются результаты масштабных исследований, проведенных по Федеральной целевой программе. Даны свидетельства взаимодействия ведущих и молодых ученых, сформулированы методологические основания изучения личности в современной русской культуре и построения модели культуры русской провинции в различных дискурсах.

Ключевые слова: культура русской провинции, модель, дискурс, личность, методология, системные противоречия, взаимодействие ученых.

T. S. Zlotnikova, N. N. Liotina

A Model of Culture of the Russian Province in Authentic, Historical and Typological and Globalization Discourses

The paper summarizes the results of the extensive research done on the Federal programme. Evidences of interaction of leading and young scientists are given, the methodological basis of the study of the individual in contemporary Russian culture and the construction of the cultural model of the Russian provinces in different discourses are formulated.

Keywords: culture of Russian provinces, a model, discourse, identity, methodology, system conflicts, interaction of scientists.

Научно-образовательный центр «Культуро-центричность научно-образовательной деятельности», работающий в ЯГПУ с 2008 г., завершает работу над вторым проектом, реализуемым по Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. Для нас весьма важна не только научная новизна идей, охват участников (прежде всего, молодых, получающих опыт совместной работы со старшими коллегами), но и преемственность и динамика научных исследований. Поскольку реализация двух проектов подряд в рамках работы НОЦ по Федеральной целевой программе - явление не частое, мы полагаем, что именно последовательность разработки взаимосвязанных и при этом отличающихся новыми научными подходами к общей проблеме русской культуры как социокультурно детерминированного феномена является залогом достижения ожидаемых результатов.

Первый проект, объединивший коллектив докторов и кандидатов наук (в том числе молодых - в возрасте до 35 лет), аспирантов и студентов, был реализован с 2009 по 2011 г.; тогда мы работали по теме «Методология изучения социально-культурной парадигмы личности в России ХХ-ХХ1 вв.».

Основой выработанного в ходе исследования алгоритма изучения социально-культурной парадигмы личности в России ХХ-ХХ1 вв. явилось сочетание фундированных теоретико-методологических построений с эмпирическими социокультурными исследованиями. Нами был разработан тезаурус, в круг понятий гуманитарного исследования введены «кластер» и «фрейм», использовался комплекс социопсихологических понятий (личность, массовое сознание, массовая культура, мотивация, стратегии). Особое внимание уделено проблематике человека культуры как субъекта и объекта культуросообразной деятель-

© Злотникова Т. С., Лётина Н. Н., 2013

ности, коммуникативным аспектам культурологически детерминированной образовательной деятельности на разных уровнях образования. Специально исследованы представления о пограничных культурных позициях, культурном опыте рубежей, состояния травмы (личной и коллективной), нормы и патологии как творческого импульса личности в культуре [8]. Особенностью нашего первого проекта (и эта особенность присуща также и работе над вторым, ныне завершаемым проектом) была репрезентативно обеспеченная система социокультурных опросов и тестирования широкого круга студенчества (выборка - более 500 человек, как в реальном режиме, так и в режиме интернет-коммуникации) и взрослых специалистов, работавших в сфере высшего и среднего образования [7].

В том, первом проекте были обоснованы методологические принципы изучения социально-культурной парадигмы личности в России XX-XXI вв. в контексте ведущих мировых и российских научных традиций; работе стремились придать методологическую корректность и обоснованность интеграции культурфилософского и социально-психологического компонентов, инте-гративный характер методологического обоснования актуализации историко-типологического и нравственно-религиозного компонентов как концентров в изучении социально-культурной парадигмы личности [6].

В качестве фреймов, отобранных для методологического обоснования принципов изучения поставленной проблемы, выступили, с одной стороны, теоретические концепты (рубежи, травма, норма-патология, интеграционные основания культурологии), с другой стороны - исследовательские приемы, положенные в основание механизма эмпирического исследования (тестирование, фронтальный социокультурный опрос, интервью, включенное наблюдение).

В ходе теоретических обобщений социокультурных практик и духовно-нравственного опыта представителей современного российского общества установлены системные противоречия: между процессами глобализации науки (межнаучная интеграция, виртуализация процессов взаимодействия представителей научного сообщества) и культуры (синтез культурных смыслов и культурных кодов, в том числе в аспекте межкультурной коммуникации), а также попытками утвердить влияние глобализации/стандартизации в сфере образования - и личностной ограниченностью субъектов деятельности, в частности, в

связи с особенностями провинциального хронотопа; между интересами, потребностями молодых людей (коммуникация, индивидуализация) -и усиливающимися тенденциями деперсонализации во всех сферах идентифицированного и изученного нами кластера «наука - культура - образование».

Итогом работы по нашей проблеме явилось установление не только имплицитно заложенной в содержании социокультурной парадигмы изучения личности взаимосвязи между знаниями и жизненными ценностями, но и выявления отсутствия в образовательном процессе четко осознаваемого его субъектами реального взаимодействия между знаниями и ценностями [2; 4]. Отсюда следовал содержательно значимый вывод о насущной потребности гармонизации взаимодействия между двумя кластерами.

Подчеркнем применительно к обоим - первому и второму - исследовательским проектам: наши исследования укоренены в культурфило-софской и социокультурной методологии, формирование которой в настоящее время происходит с участием представителей нашей, ярославской научной школы. Однако их весьма ценной особенностью, причем не только с нашей точки зрения, но и с точки зрения коллег, которые через публикации, через дискуссии в ходе научных мероприятий имеют возможность получать широкую информацию о ходе и результатах работ, - является отчетливая практическая значимость. Последняя связана как с регулярной апробацией получаемых результатов в учебном процессе, с защитой кандидатских и докторских (2 в 2009, 1 в 2011, в настоящее время завершается работа еще над 2) диссертаций, так и с параллельно осуществляемыми действиями по исследованию жизнеустроительных практик современной молодежи и интеграции молодежи в научную деятельность, совместную с ведущими преподавателями, исследователями, работающими в ЯГПУ [1; 3].

В 2012 г. мы получили право на реализацию еще проекта, название которого вынесено в заголовок настоящей статьи, - «Модель культуры русской провинции в аутентичном, историко-типологическом и глобализационном дискурсах». Нам представляется очевидной не только содержательная преемственность этих проектов, о чем было сказано выше, но и расширение исследовательского горизонта, от изучения личности - к типологическим обобщениям. Здесь в качестве объекта выступает русская провинция в

ее историческом и актуальном аспектах, предмета - дискурсивный подход к построению модели русской провинции.

Этот проект посвящен обоснованию инновационных принципов построения модели культуры русской провинции как многогранно детерминированного и актуально значимого социально-культурного феномена. Решаемые здесь научные проблемы имеют фундаментальный характер, что требует интегративного культурологического подхода к изучению бытия русской провинции как специфического культурного феномена.

Первый круг научных проблем - актуализация междисциплинарной методологии изучения историко-культурных и актуальных (нравственно-философских, социально-психологических, религиозных, эстетических) аспектов русской провинции как специфического (национально-ментального) и универсального (опирающегося на мировые традиции) культурного феномена. В основу изучения культуры русской провинции включаются социокультурные, семиотические, синергетические принципы, не имеющие традиции комплексного применения в данной научной сфере.

Второй круг научных проблем - это формирование дискурсивного подхода к построению модели культуры русской провинции. Авторский коллектив исходит из сформированных в ходе многолетних собственных исследований представлений о необходимости глубокой интеграции фундаментальных теоретико-методологических идей с детальным и последовательным эмпирическим обоснованием получаемых результатов. Названный круг проблем позволяет, в свою очередь, развить моделирующие представления о русской провинции в образовательном процессе, подготавливая новую генерацию исследователей и готовых к инновационным практикам креаторов социокультурных форм, имеющих активную гражданскую позицию и не испытывающих «комплекса неполноценности» от факта своего проживания в провинции.

В ходе осуществления исследования (аутентичный дискурс) мы сформировали алгоритм и провели ряд социокультурных опросов, задействовав соответствующие задачам построения модели выборки (учащуюся молодежь, деятелей культуры, представителей управленческой сферы городов и региона, представителей сфер материального и нематериального производства).

По итогам проведенных опросов получен срез, характеризующий культуросообразные интенции «человека провинции», определены аутентичные характеристики и источники влияний на «человека провинции» в условиях глобализации.

Историко-типологический дискурс позволил сделать обобщение личностных и коллективных признаков русской провинции, осуществляемое на историческом материале деятельности представителей репрезентативных социокультурных групп (купеческих родов, чиновничества, священнослужителей), актуальном материале жиз-неустроения работников современных градообразующих предприятий (культурный опыт воздействия на провинциальную среду коллективов промышленных, транспортных предприятий) и основанное на привлечении разнородных по своему происхождению материалов и учитывающее специфику культуры повседневности; указанный дискурс предполагает получение синхронического среза жизни русской провинции и определение точек роста личности «человека провинции» в современных культурных условиях.

Глобализационный дискурс предполагает актуализацию проблематики массового сознания и массовой культуры, что носит инновационный характер применительно к изучению культуры русской провинции. Вопреки транслируемому на протяжении нескольких десятилетий представлению об альтернативности русской провинции (как консервативной и духовно чистой сферы) и массовой культуры (как сферы, аккумулирующей в себе негативные социально-нравственные и эстетические тенденции), - авторский коллектив настоящего проекта считает необходимым исследовать именно интеграцию масскультов-ских тенденций и провинциальной жизни [5]. Глобализационный дискурс способствует углублению представлений о противоречиях духовной жизни в современной провинции и моделированию новых подходов к социокультурной проблематике и - в итоге - перспективам развития русской провинции.

Определяющим в научных построениях по проекту является интегративно-культурологический уровень, который позволяет осуществить обобщение получаемых результатов и экстраполяцию их в опыт русской провинции в ее широком понимании, для чего обоснован глобализационный дискурс построения модели культуры русской провинции, что, в свою очередь, позволило соотнести индивидуальные и массовые интенции, характеризующие самосознание личности и группы, удаленных в си-

лу внешних обстоятельств от мировых и национальных культурных центров, и выявить пути гармоничного и продуктивного включения жителя русской провинции в мировые глобализационные процессы.

В качестве ключевых концептов работы, актуализирующей на уровне моделирования в дискурсивном научном поле проблематику культуры русской провинции, определены следующие концепты: концепт «личность» (творческая личность, личность как субъект образовательной деятельности, личность лидера, личность маргинала); концепт «среда» (культурная среда, провинциальная среда и среда провинциальной культуры, городская среда, образовательная среда, музейная среда, информационная среда, материальная/нематериальная среда); концепт «социум» (микросоциум межличностного общения, групп и субкультур, макросоциум общественно-политических, нравственно-религиозных управленческих интенций губернских и уездных городов/муниципальных образований); концепт «провинция» (русская провинция, провинциальная культура, провинциальность, провинциализм, человек провинции, творческая элита провинции, провинциал).

Материал исследования по-своему уникален: это - личностные, групповые и массовые признаки «человека провинции» как моделирующего основания русской провинции. В качестве материала исследования были задействованы образовательные и художественные стратегии провинциального социума, особенности гендерных, субкультурно детеминированных проявлений личности в провинции, культуросообразная деятельность «властителей дум» - формальных и неформальных лидеров местного социума, различные уровни и модусы массового сознания жителей провинции в контексте глобализацион-ных процессов. Материал исследования составило историко-культурное обобщение личностного опыта выдающихся персон прошлого в сочетании с системой включенного наблюдения над деятельностью крупнейших деятелей культуры и научно-образовательной сферы российской провинции, научно обеспеченные интервью с конкретными персонами.

В результате работы по масштабному проекту на конкретном историко-культурном, типологически обобщенном материале выявлены моделирующие признаки человека в провинциальной русской культуре: «человек молящийся» (материальная и духовная среда религиозной жизни),

«человек, живущий повседневной жизнью, созидающий материальные и духовные ценности», «человек обучающий и учащийся», «человек в пространстве провинции, эпоха глобализации». Особое значение имела научная корреляция результатов социокультурного опроса в его импер-сональном дискурсе с материалами уникальных индивидуальных интервью с репрезентативными деятелями современной провинции. И здесь следует обозначить тот бесценный эмпирический материал, который нам удалось собрать и обобщить благодаря взаимодействию со многими весьма значимыми в жизни региона людьми, с коллективами, которые с пониманием откликнулись на предложение о совместном изучении жизненных интересов, проблем, ожиданий и разочарований, характеризующих социокультурную атмосферу русской провинции.

С одной стороны, было проведено анкетирование как состоявшихся взрослых людей, специалистов, работающих в производственной сфере административно-управленческой сфере (завод номер 50, Торгово-промышленная палата, ОАО «Российские железные дороги», Департамент образования Ярославской области, Департамент культуры Ярославской области), так и молодежи - школьников старших классов и студентов ярославских вузов (педагогического и технического университетов, театрального института). Выборка составила 235 анкет. Параллельно были взяты интервью, в ходе которых наши собеседники высказали свое понимание в провинции как социокультурной ситуации, психологических, нравственных, философских вопросов бытия современного провинциала такие люди, как (называем их должности на момент беседы - с августа 2012 по март 2013 г.) В. В. Афанасьев (ректор ЯГПУ им. К. Д. Ушин-ского, доктор педагогических наук, профессор, председатель Общественной палаты Ярославской области), В. В. Величко (директор Музея города Ярославля), М. В. Груздев (первый заместитель директора Департамента образования Ярославской области, доктор педагогических наук), Н. Н. Кудряшов (заведующий кафедрой «Архитектура» ЯГТУ, профессор, советник губернатора Ярославской области), А. С. Кузин (профессор ЯГТИ, народный артист РФ, лауреат Международной премии Станиславского), В. А. Лавров (президент Торгово-промышленной Ярославской области), А. И. Русаков (ректор ЯРГУ им. П. Г. Демидова, доктор химических наук, профессор, член Общественной палаты

Ярославской области), Е. В. Синотина (заместитель директора СОШ 36 г. Ярославля, кандидат искусствоведения), О. Б. Соколова (директор школы искусств № 1 г. Ярославля), Л. Ю. Сорокина (директор Департамента культуры Ярославской области), А. Г. Федоров (начальник службы управления имуществом Северной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», председатель Общественной палаты г. Ярославля). Благодаря личному отклику на проблемы, поставленные в нашем научном исследовании, со стороны этих людей и представителей работающих/учащихся под их руководством коллективов, нам удалось добиться взаимной корреляции материалов высказываний индивидуальных и анонимного анкетирования, в силу чего возникла объемная картина жизни современной провинции.

Обобщение материалов анкетирования и опросов будет представлено в следующем номере «Ярославского педагогического вестника» молодыми кандидатами наук, которые принимали непосредственное участие в разработке эмпирической части исследования.

По итогам нашего исследования основной закономерностью ментальных характеристик человека в современной русской провинции определены сочетание творческой активности, приверженности традиционным моральным ценностям и неудовлетворенность уровнем социального (социально-экономического) признания; выявлено рефлексивное совпадение самохарактеристики и мировосприятия представителей разных поколений с акцентом на преобладание самодостаточности у старших и повышенную тревожность у младших. На основании проведенных историко-культурных и социокультурных исследований построены 3 модели: гармонического сочетания аутентичного, историко-типологического и гло-бализационного дискурсов русской провинции; субъективного характера приоритетов провинциальной культуры; энтропийно скорректированного сочетания дискурсов.

В качестве резюме приводим построенные нами модели изучения культуры русской провинции

МОДЕЛЬ 1 представляет гармонизированное соотношение дискурсов.

Имеет место ситуация взаимодействия, взаимодополнения, взаимообогащения

- аутентичного дискурса (культурно-антропологическая составляющая детерминирует все другие компоненты жизни провинциальной среды),

- историко-типологического дискурса (традиции, нисходящее и восходящее функционирование которых обеспечивает преемственность культурных смыслов жизни провинции),

- глобализационного дискурса (обеспечивающего обобщающий, синтезирующий характер внешних влияний, культурного макрокосма, на малое пространство провинциального бытования, микрокосм).

МОДЕЛЬ 2 актуализирует субъективный характер приоритетов провинциальной культуры

- Аутентичный дискурс максимально значим на персональном уровне, он выступает детерми-нантой мировосприятия, обусловливая понижение оценок и уровня восприятия смыслов дискурсов.

- Историко-типологический дискурс в персональном культурном пространстве провинциала воспринимается как своего рода модератор, инструмент, технологическая деталь, обеспечивающая заполнение среды контекстуально воспринимаемыми, далеко не всегда рядоположен-ными аксиологическими, эстетическими, социально-культурными реалиями.

- Глобализационный дискурс заметно удален от субъекта провинциального бытия, воспринимается этим субъектом как абстракция, причем часто враждебная, наполненная негативными аксиологическими, эстетическими, социально-культурными смыслами.

МОДЕЛЬ 3, на первый взгляд, имеет лишь одну деталь - четвертую окружность, - отличающую ее от Модели 1. На самом деле, здесь мы имеем дело с решительной (и разрушительной) трансформацией первой модели. Четвертая окружность, обозначающая дискурс энтропии, позволяет предположить, каков может быть вектор трансформации культурного поля русской провинции под воздействием гипертрофированного и агрессивного разрастания любой из трех прежде обозначенных сфер. Дискурс энтропии, казалось бы, органично занимает свое место в кругу других дискурсов, что и является опасной перспективой. Укрепление взаимодействий первых трех - путь к заполнению той «пустоты», которая приходится на долю энтропии.

Библиографический список

1. Густякова, Д. Ю. Региональные научные чтения «Преемственность и инновации в гуманитарном образовании» [Текст] / Д. Ю. Густякова // Ярославский

педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Том I (Гуманитарные науки). - С. 340-341.

2. Дидковская, Н. А. Театр как субъект и среда воплощения культурных стратегий современной российской провинции [Текст] / Н. А. Дидковская // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 4. -Том I (Гуманитарные науки). - С. 246-249.

3. Ерёмин, А. В. Православное восприятие государства и общества современной России в свете социальной концепции Русской Православной Церкви [Текст] / А. В. Ерёмин // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 2. - Том I (Гуманитарные науки). - С. 53-58.

4. Ерохина, Т. И., Добрецова, С. А. Столичное и провинциальное художественное образование в русской культуре начала ХХ в. [Текст] / Т. И. Ерохина, С. А. Добрецова // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 3. - Том I (Гуманитарные науки). -С. 207-210.

5. Злотникова, Т. С., Густякова, Д. Ю. Русская культура в эпоху глобализации: классическое, массовое, провинциальное [Текст] : учебное пособие / Т. С. Злотникова, Д. Ю. Густякова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013.

6. Злотникова, Т. С., Летина, Н. Н. Методология изучения социально-культурной парадигмы личности в России XX-XXI вв. [Текст] / Т. С. Злотникова, Н. Н. Летина // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 2. - С. 178-181.

7. Личность в современной русской культуре: культуросообразность образования и жизнеустроения [Текст] : научный сборник / под науч. ред. Т. С. Злот-никовой, М. В. Новикова, Н. Н. Летиной. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - 220 с.

8. Личность в современной русской культуре: стратегии социокультурного изучения [Текст] : учебное пособие / под науч. ред. Т. С. Злотниковой, М. В. Новикова. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009 - 144 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Gustyakova, D. YU. Regional'nyye nauchnyye chteniya «Preyemstvennost' i innovatsii v gumanitarnom obrazovanii» [Tekst] / D. YU. Gustyakova // Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2012. - № 1. - Tom I (Gumanitarnyye nauki). - S. 340-341.

2. Didkovskaya, N. A. Teatr kak sub"yekt i sreda vop-loshcheniya kul'turnykh strategiy sovremennoy rossiy-skoy provintsii [Tekst] / N. A. Didkovskaya // Yaro-slavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2012. - № 4. - Tom I (Gumanitarnyye nauki). - S. 246-249.

3. Yeromin, A. V. Pravoslavnoye vospriyatiye gosu-darstva i obshchestva sovremennoy Rossii v svete sot-sial'noy kontseptsii Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi [Tekst] / A. V. Yeromin // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2012. - № 2. - Tom I (Gumanitarnyye nauki). - S. 53-58.

4. Yerokhina, T. I., Dobretsova, S. A. Stolichnoye i provintsial'noye khudozhestvennoye obrazovaniye v russkoy kul'ture nachala KHKH v. [Tekst] / T. I. Yerokhina, S. A. Dobretsova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2012. - № 3. - Tom I (Gumanitarnyye nauki). - S. 207-210.

5. Zlotnikova, T. S., Gustyakova, D. YU. Russkaya kul'tura v epokhu globalizatsii: klassicheskoye, masso-voye, provintsial'noye [Tekst] : uchebnoye posobiye / T. S. Zlotnikova, D. YU. Gustyakova. - Yaroslavl' : Izd-vo YAGPU, 2013.

6. Zlotnikova, T. S., Letina, N. N. Metodologiya izucheniya sotsial'no-kul'turnoy paradigmy lichnosti v Rossii XX-XXI vv. [Tekst] / T. S. Zlotnikova, N. N. Letina // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2010. - № 2. - S. 178-181.

7. Lichnost' v sovremennoy russkoy kul'ture: kul'turo-soobraznost' obrazovaniya i zhizneustroyeniya [Tekst] : nauchnyy sbornik / pod nauch. red. T. S. Zlotnikovoy, M. V. Novikova, N. N. Letinoy. - Yaroslavl': Izd-vo YAGPU, 2010. - 220 s. 8. Lichnost' v sovremennoy russkoy kul'ture: strategii sotsiokul'turnogo izucheniya [Tekst] : uchebnoye posobiye / pod nauch. red. T. S. Zlotnikovoy, M. V. Novikova. - Yaroslavl': Izd-vo YAGPU, 2009 - 144 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.