Научная статья на тему 'Добровольные массовые объединения и союзы в Дагестане (20-е годы XX века)'

Добровольные массовые объединения и союзы в Дагестане (20-е годы XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОПР / ОСОВИАХИМ / ОДН / БОРЬБА С НЕГРАМОТНОСТЬЮ / БОРЬБА С БЕСПРИЗОРНОСТЬЮ / СОЮЗ ВОИНСТВУЮЩИХ БЕЗБОЖНИКОВ / PUBLIC ASSOCIATIONS / VOLUNTARY SOCIETIES / CIVIL SOCIETY / MOPR / OSOVIAKHIM / ARF / THE FIGHT AGAINST ILLITERACY / THE FIGHT AGAINST HOMELESSNESS / THE UNION OF MILITANT ATHEISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муслимова Наида Тагировна

В статье предпринята попытка впервые в дагестанской историографии на широком документальном материале показать историю создания и деятельность всего комплекса добровольных общественных организаций, созданных в Дагестане в 20-е годы XX века. При этом показан феномен созданных советской властью добровольных массовых общественных организаций и их роль в общественно-политической жизни республики в первое послеоктябрьское десятилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Voluntary mass associations and unions in Daghestan (1920s)

An attempt has been made in the article to show the history of creation and activity of the whole complex of voluntary public organizations created in Dagestan in the 20s of the 20th century based on a wide documentary material. At the same time, the phenomenon of voluntary mass public organizations created by the Soviet authorities and their role in the public and political life of the republic in the first post-October decade has been shown.

Текст научной работы на тему «Добровольные массовые объединения и союзы в Дагестане (20-е годы XX века)»

УДК 3529 (470 67 ББК 63.3(2Р-6Д)716 М-91

Муслимова Наида Тагировна, кандидат исторических наук, младший научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Дагестана Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, г. Махачкала, e-mail: yu-a-t@yandex.ru, т: 8(928)6829451

ДОБРОВОЛЬНЫЕ МАССОВЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ И СОЮЗЫ В ДАГЕСТАНЕ (20-Е ГОДЫ XX ВЕКА) (рецензирована)

В статье предпринята попытка впервые в дагестанской историографии на широком документальном материале показать историю создания и деятельность всего комплекса добровольных общественных организаций, созданных в Дагестане в 20-е годы XX века. При этом показан феномен созданных советской властью добровольных массовых общественных организаций и их роль в общественно-политической жизни республики в первое послеоктябрьское десятилетие.

Ключевые слова: общественные объединения, добровольные общества, гражданское общество, МОПР, Осовиахим, ОДН, борьба с неграмотностью, борьба с беспризорностью, Союз воинствующих безбожников.

Muslimova Naida Tagirovna, Candidate of Historical Sciences, a junior researcher of the Department of New and Newest History of Dagestan, Institute of History, Archeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center, the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, e-mail: yu-at@yandex.ru, t: 8 ( 928) 6829451.

VOLUNTARY MASS ASSOCIATIONS AND UNIONS IN DAGHESTAN (1920s)

(reviewed)

An attempt has been made in the article to show the history of creation and activity of the whole complex of voluntary public organizations created in Dagestan in the 20s of the 20th century based on a wide documentary material. At the same time, the phenomenon of voluntary mass public organizations created by the Soviet authorities and their role in the public and political life of the republic in the first post-October decade has been shown.

Key words: public associations, voluntary societies, civil society, MOPR, Osoviakhim, ARF, the fight against illiteracy, the fight against homelessness, the Union of Militant Atheists.

В современной России важной задачей является формирование гражданского общества, в рамках которого должны быть созданы условия для соблюдения прав и свобод человека и гражданина, развития гражданской самодеятельности и политической активности, реального участия граждан в принятии государственных решений.

В этой связи, на наш взгляд, представляется актуальным изучение истории создания и деятельности добровольных объединений и союзов, их роли и места в процессах, происходивших в жизни дагестанского общества в 20-е годы XX века.

Вопросы истории советских общественных организаций в разные годы становились предметом исследования отечественных историков Коржихиной Т.П [10, 11], Ильиной И.Н. [7], Гимпельсон Е.Г. [3], Щиглик А.И. [12].

Деятельность дагестанских отделений общества «Долой неграмотность», «Союза воинствующих безбожников», «Друг детей» была предметом исследований Абилова А.А. [1], Каймаразова ГШ. [8,9], Далгатова А.Г. [4], Сулаева И.Х. [4], Амирхановой М.М. [2]. В предлагаемой статье сделана попытка рассмотреть деятельность всего комплекса массовых общественных организаций республики в 20-е годы XX в, их роли и места в новой политической системе.

С победой Октябрьской революция 1917 г. в России начала складываться советская политическая система, в центре которой стояла коммунистическая партия, под ее руководством функционировали советские государственные органы, профсоюзы, комсомол. В нее как составная часть вошли и общественные добровольные (негосударственные организации) - «организации общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни, ставящие своей задачей активное участие в социалистическом строительстве Союза ССР, а также содействие укреплению обороны страны» [7. С. 40].

В Дагестане в 20-е годы было создано более 10 добровольных обществ. Одним из самых многочисленных по составу было дагестанское отделение МОПР (Международная организация помощи борцам революции). Организация была создана в 1922 году Коминтерном по предложению Правительства СССР как коммунистический аналог Красного креста для оказания материальной и моральной поддержки революционным борцам в капиталистических странах.

Дагестанское отделение МОПР в 1926 году, объединяло 12.353 чел. в 123 ячейках, а в 1927 году уже 17 тысяч чел. в 256 ячейках [13. Д. 955. л. 1].

Как отмечалось в отчете агитационно-пропагандистского отдела Дагестанского обкома ВКП (б), работа почти половины дагестанской организации приходилась на Махачкалинскую организацию (8000 чел.). Если в городах охват населения составлял 10 процентов, то по округам не более 2 процентов. В Кюринском, Аварском, Дербентском округах ячейки МОПР к концу 20-х годов не были созданы вообще [Там же. л.1 об.].

Большое политическое значение в 20-е годы приобрели оборонно-спортивные общества. В 1920 году по инициативе М.В. Фрунзе создано Военно-научное общество, в 1926 году оно было переименовано во Всесоюзное общество содействия обороне (ОСО). В 1923 году создается общество друзей воздушного флота (ОДВФ), в 1924 году -Общество друзей химической обороны и химической промышленности (Доброхим), в 1925 году они были объединены в АВИАХИМ. В 1927 г. - все оборонные общества соединились в одно - Союз обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства (ОСОАВИАХИМ).

В задачи общества входило укрепление обороны страны, распространение военных знаний, политическая и военно-техническая подготовка, развитие массовых видов военно-прикладного спорта. Организация состояла главным образом из молодежи [7, с. 40].

К 1927 году ОСОАВИАХИМ в Дагестане насчитывал 12 тыс. человек и, как свидетельствуют архивные документы, организация проводила активную агитационную работу. Летом 1927 года дагестанский ОСОАВИАХИМ провел ряд мероприятий под

общим названием «Неделя обороны». План «недели» был опубликован 3 июня 1927 года в газете «Красный Дагестан». Целью «недели» был сбор средств и привлечение новых членов в организацию. В рамках «Недели обороны» организовывались народные гуляния, кружечные сборы, спектакли, поставленные силами членов ячеек [14, л. 8].

Перед организацией стола важна задача перехода от агитации к практической работе. Образцом такой работы был Кизлярский совет ОСОАВИАХИМа. При Совете функционировали 25 военно-стрелковых кружков, 15 санитарных, 6 авиахимических команд [Там же, л. 9 об].

В Махачкале в августе 1927 года дагестанское отделение ОСОАВИАХИМа организовало пятинедельные военно-химические курсы. [Там же, л. 12].

Развертывание практической деятельности организации требовало немалых средств. В целях укрепления материальной базы ОСОАВИАХИМа планировалась организация цирка как постоянного источника доходов общества. Так же предусматривалось выделение средств из городских бюджетов [Там же, д. 955, л. 12об.]

Поскольку ОСОАВИАХИМ, также как и МОПР в Дагестане носил в основном городской характер, перед организацией была поставлена задача развития инициативы и самодеятельности по сбору средств на оборону среди сельского населения республики. В районных центрах ячейки ОСОАВИАХИМа проводили устную и печатную агитацию через национальную, стенную печать, посредством бесед под лозунгом «Первое сабу (мерка) урожая - на оборону страны!». Собранные средства зачислялись в общедагестанский фонд СОАВИАХИМа («Наш ответ Чемберлену»), для построения аэропланов «Красный Дагестан» [Там же. Д. 43, л.17 об].

Исключительно важную роль в Дагестане, в связи с многоязычием и крайне низким стартовым уровнем грамотности населения, отводилась обществу «Долой неграмотность». Созданное осенью 1923 года массовое добровольное общество «Долой неграмотность» (ОДН) ставило своей задачей всемерное содействие проведению мероприятий по ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения СССР, широкую агитацию, непосредственную работу по индивидуальному и групповому обучению, созданию пунктов ликвидации неграмотности.

Огромное значение, которое придавалось борьбе с неграмотностью и малограмотностью, было обусловлено тем, что кроме просвещенческих задач, одновременно решалась и задача политическая - формирование нового социалистического мировоззрения в широких слоях населения.

Открытие дагестанского отделения Всероссийского общества «Долой неграмотность» состоялось 10 июля 1924 г. С июля 1924 г. по март 1925 г. было создано 73 ячейки, в которых состояло около 3757 членов [8, с. 212], а в 1926 году 175 ячеек объединяли уже 5.915 чел. [1, д.955, л. 11 об.]. Работа общества заключалась в создании ликвидационных пунктов, распространении учебников, подборе кадров для обучения неграмотных и для их учета.

Открытие общества придало работе по ликвидации неграмотности более широкий масштаб. В 1924-25 учебном году в Дагестанской АССР действовали 229 ликпунктов, в которых обучалось 6870 человек, неграмотность ликвидировали 3050 человек [1, с. 128].

В 1928 году партийная организация республики отметила необходимость увеличения финансирования мероприятий по ликвидации неграмотности и объединения

общественности вокруг ОДН. На организацию работы общества регулярно выделялись дотации [1, с. 130].

Сразу после победы Октябрьской революции советская власть взяла курс на построение атеистического общества. В Дагестане антирелигиозная пропаганда в 20-е годы имела свои особенности, связанные с огромным влиянием ислама и мусульманского духовенства на все сферы жизни дагестанцев. И новая власть до конца 20-х годов проводила в республике антирелигиозную политику, учитывающую эти особенности.

Укрепление советской власти, развитие социалистического хозяйства, изъятие вакуфного имущества у мечетей, упразднение шариатских судов, лишение духовенства избирательных прав позволили изменить тактику в отношении религии и духовенства. 23 октября 1927 года в республике стала действовать Центральная ячейка Союза воинствующих безбожников, в 1928 года ячейка переименована в организационное бюро безбожников, с целью организации сети ячеек безбожников на предприятиях, в отдельных профсоюзных отделах и объединениях граждан для борьбы с религией во всех видах и формах.

Состоявшийся в феврале 1928 года объединенный пленум Дагестанского областного комитета ВКП(б) и Дагестанской контрольной комиссии (ДКК) поставил задачу борьбы с «религиозными суевериями в массах и влиянием служителей ислама» [6, с. 187].

20-22 мая 1929 г. состоялся первый съезд Союза безбожников, на котором он был переименован в Дагестанский совет воинствующих безбожников. Само переименование свидетельствовало о том, что антирелигиозная работа с этого времени приобретает более целенаправленный и жесткий характер.

Главной задачей организации была работа по «объединению всех сознательных трудящихся для организации активной борьбы против религии во всех видах и формах» [15, Д. 2, л. 8]. Основу «союза» составляла ячейка, для руководства которой избиралось бюро в составе 3-5 человек.

В основном ячейки безбожников в Дагестане состояли из коммунистов и комсомольцев, формально, для количества, зачисляли и беспартийных активистов, в учебных заведениях - целыми курсами и группами студентов и учащихся. На октябрь 1929 г. в Дагестане в СВБ официально состояло 25 тыс. членов, планировалось к 19321933 гг. довести его численность до 140 тысяч [4, с. 78].

Очевидно, что в Дагестане, регионе с сильными религиозными традициями особенно в сельской ее части, в конце 20-х годов об эффективной работе общества, принятии идей союза широкими слоями населения республики не приходится говорить.

В центральном государственном архиве Республики Дагестан можно встретить отпечатанные бланки заявлений о приеме в СВБ, членам союза предоставлялись определенные привилегии и льготы, шли в ход и угрозы. Так, на рыболовном промысле Инчхе, куда в путину на заработки прибывали сотни жителей близлежащих районов, принятых в ряды СВБ обещали записывать на курсы киномехаников, в Коркмаскалинском районе члены союза имели право торговать на базаре, на остальных налагался штраф и изымались продукты [5].

Большое внимание в работе ДСВБ уделялось подрастающему поколению: студентам и школьникам. В Дагестане к 1 марта 1930 г. предполагалось создать общество Юных безбожников с количеством членов 10 тысяч [4, с. 78].

Для привлечения молодежи в ряды союза использовали самые разнообразные методы: от социалистического соревнования по количеству принятых в ряды ДСВБ между школами Махачкалы, до вывешивания на «черную» доску фамилий школьников, не записавших в союз.

Дагестанское отделение Союза воинствующих безбожников к 1930 г. имело ячейки во всех районах Дагестана. В Махачкале были зарегистрированы 68 ячеек, в которые входило 2589 человек, в Дербентском районе 23 ячейки и 2117 членов, в Кизлярском - 14 ячеек и 243 члена [15, Д. 4, л. 124].

Антирелигиозная пропаганда в республике проводилась в тесной связи с работой по ликвидации безграмотности, в форме культсанштурмов. Финансировалась работа союза из бюджета ДСВБ, который официально формировался из вступительных ежемесячных взносов.

Вступительный взнос делился на пять категорий: при заработке до 50 руб. взимали 15 коп.; до 75 руб. - 25 коп.; до 150 руб. - 1 руб.; до 210 руб. - 2 руб.; безработные платили 15 коп.; рядовые красноармейцы - 5 коп. Ежемесячный членский взнос составлял 10 коп. [5]

Советская власть направляла усилия общественности на решение проблем беспризорности. В Дагестане, в силу менталитета дагестанцев, она стояла не так остро как по стране в целом. Уже в первые годы после окончания гражданской войны в республике стали открываться детские дома, где воспитанники должны были обеспечиваться питанием, одеждой и обувью, создавались необходимые условия для нормальной учебы и трудового воспитания.

В первой половине 20-х годов детские дома содержались за счет средств, выделяемых Дагестану ЦК Послегола при ЦК КПСС [15, Д. 11, л. 78]. Для помощи государству в решении проблем детей, оставшихся без родителей в Дагестане было организовано общество «Друг детей». Общество, объединявшее в 23 ячейках свыше 2000 человек, работало только в Махачкале. Основным источником средств общества были книжные киоски. На эти деньги покупалась одежда, организовывались столовые, устраивались спектакли для беспризорных [2, с. 111].

Единственным общественным объединением, созданным в республике не по указке «сверху», а по инициативе населения было бюро радиолюбителей при Дагестанском совете профессиональных союзов. Бюро руководило работой 7 кружков с 200 членами-любителями [16, Д. 11, л. 78].

Власть понимая значение радио как важнейшего агитационного средства оказывало бюро всяческую поддержку. В Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Левашах были организованы курсы радиолюбителей [Там же].

Феномен советских добровольных массовых общественных организации состоял в том, что создавались они по инициативе партийно-государственных органов для содействия государству в решение тех или иных задач, их деятельность находилась под строгим контролем государственных, партийных и профсоюзных структур. В Дагестане создание и функционирование массовых общественных организаций имело свои

особенности. В республике они стали действовать во второй половине 20 -х годов, когда дагестанская промышленность была восстановлена и стала динамично развиваться, носили в основном городской характер, их деятельность была предельно регламентирована и идеологизирована. Но при этом, деятельность отдельных добровольческих обществ сыграла определенную положительную роль в борьбе с неграмотностью взрослого населения, беспризорностью. Нельзя не отметить и роль добровольных обществ в патриотическом воспитании, в вовлечение широких слоев дагестанцев в строительство нового строя.

Литература:

1. Абилов А.А. Борьба коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала, 1957. 99 с.

2. Амирханова М.М. Борьба с детской беспризорностью в Дагестане в 1920-х гг. // Вопросы истории. 2018. №2. С. 108-114.

3. Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система: 20- годы. Москва: ИРИ РАН, 2000. 437 с.

4. Далгатов А.Г., Сулаев И.Х. Борьба против влияния мусульманского духовенства в Дагестане в 1920-1930 гг. // Вопросы истории. 2010. №6. С. 77-85.

5. Данилюк М.Ю. Из истории борьбы с религией в Дагестане [Электронный ресурс]. Режим доступа: gazavat/ru]/historu 3.php?art=139&rub=14 (дата обращения: 17 мая 2018)

6. Даниялов А.Д. Строительство социализма в Дагестане 1921-1940 гг.: (узловые проблемы). Москва: Наука, 1975. 301 с.

7. Ильина И.Н. Общественные организации России в 1920-е годы. Москва: Ин-т рос. истории РАН, 2000. 215 с.

8. Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана Москва: Наука, 1971. 468 с.

9. Каймаразов Г.Ш., Каймаразова Л.Г. Ликвидация массовой неграмотности населения Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии в 2030-е годы XX века: проблемы и взаимодействие // Грамота. 2016. №4(66), ч. 2. С. 54-59.

10. Коржихина Т.П. Общественные организации СССР в 1917-1936 гг.: учебное пособие. Москва, 1984. 98 с.

11. Коржихина Т.П. Общественные организации СССР в переходный период от капитализма к социализму: дис. ... д-ра ист. наук. Москва, 1986. 577 с.

12. Шиглик А.И. Добровольные общества в переходный период от капитализма к социализму // Вопросы теории и истории общественных организаций: сборник статей. Москва, 1971. С. 205-216.

13. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД) Ф.1- п.

Оп.1

14. ЦГА РД. Ф.238-р, оп.1

15.ЦГА РД. Ф. Ф.238-р, оп.2

16. Ф. 59-р, оп.7

Literature:

1. Abilov A.A. The struggle of the Communist Party for the implementation of the cultural revolution in Dagestan. Makhachkala 1957. 99 p.

2. Amirkhanova M.M. Fighting child homelessness in Dagestan in the 1920s // Questions of History. 2018. P. 108-114.

3. Gimpelson E.G. NEP and the Soviet political system:1920s. Moscow: IRIRAS, 2000.

437p.

4. Dalgatov A.G., Sulaev I.Kh. The struggle against the influence of the Muslim clergy in Dagestan in 1920-1930 // Questions of history. N6.2010. P. 77-85.

5. Danilyuk M.Yu. From the history of the struggle with religion in Dagestan [electronic resource gazavat /ru] /historu 3.php? art = 139 & rub = 14 (appl. date: May 17, 2018)

6. Daniyalov A.D. Construction of socialism in Dagestan in 1921-1940s: nodal problems. Moscow: Nauka, 1975. 301 p.

7. Ilyina I.N. Public organizations of Russia in the 1920s. Moscow: Inst. Of the Russ. History of the RAS, 2000. 215 p.

8. Kaimarazov G.Sh. Essays on the history of culture of the peoples of Dagestan. Moscow: Nauka. 1971. 468p.

9. Kaimarazov G.Sh., Kaimarazova L.G. Elimination of mass illiteracy of the population of Dagestan, Kabardino-Balkaria, the North Ossetia and Chechen-Ingushetia in the 20-30s of the XXcentury: problems and interaction //Letter. 2016. N4 (66). Part 2. P. 54-59.

10. Korzhikhina T.P. Public organizations of the USSR in 1917-1936: a textbook. Moscow, 1984. 98 p.

11. Korzhikhina T.P. Public organizations of the USSR in the transitional period from capitalism to socialism: diss.....Dr. of History. M., 1986. 577p.

12. Shiglik A.I. Voluntary societies in the transitional periodfrom capitalism to socialism // Questions of the theory and history of public organizations: collection of articles. Moscow, 1971. P. 205-216.

13. The Central State Archive of the Republic of Dagestan (SCA RD) F.1-p.Op.1

14. The CSA RD. 0.238-p, op.1

15. The CSA RD. F. F.238-r, op.2

16. F. 59-p, op.7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.