THE PROBLEM OF USING THE ELECTION MECHANISM IN FORMATION OF BODIES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN MODERN RUSSIA
Abstract. The article is devoted to discussion of using the election mechanism in the practice of formation of local self-government bodies. This question is important because many Russian municipalities refused direct elections of heads of the local communities. Practice of appointing municipal heads by the members of a local representative body (parliament) began to extend. The prospects for the further use of the mechanism of elections in municipal practice are investigated in the paper. The author uses the data of the Tver sociological monitoring (2009-2014). The results of the research demonstrate that the archaic elements of the loyalist political culture remained in the consciousness and behavior of the Russian citizens. However, the Russian citizens are supporting preservation of the direct elections of the heads of the local communities and deputies of the local representative bodies (parliaments).
Keywords: bodies of local self-government, municipal elections, attitude of population to elections
УДК 364.46
СОКОЛОВ Александр Владимирович — к.полит.н., доцент кафедры социально-политических теорий Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова (150000, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14)
ВЛАСОВА Александра Александровна — к.полит.н., доцент кафедры социальных технологий ЯрГУ им. П.Г. Демидова
ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ РЕСУРС РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация. Современные политические и экономические процессы актуализируют проблемы, связанные с необходимостью поиска новых возможностей для развития общества в условиях дефицита государственных ресурсов, привлечения новых субъектов в область социальной политики, активизации гражданского потенциала в решении социальных проблем. Одним из направлений решения проблем социально-политического развития в демократическом и социальном государстве является использование возможностей добровольческой деятельности. В связи с этим в статье приводятся данные всероссийских исследований по тематике добровольчества, а также результаты трех социологических исследований, проведенных в Ярославской обл.
Ключевые слова: гражданская активность, добровольческая деятельность, волонтерство, гражданское участие
Согласно сценарию модернизации, Россия в обозримой перспективе должна стать «субсидиарным государством», обеспечивающим социальные гарантии гражданам в той мере, в которой общество не сможет сделать это самостоятельно. Такой подход предполагает доступность и бесплатность для граждан базовых социальных услуг, перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным группам и слоям.
В то же время возможности государственного бюджета в настоящее время позволяют смягчить положение лишь самых бедных, в отношении которых государство несет часть меры ответственности, а в отношении остальных предполагает превентивные меры по предупреждению и снижению безработицы и смягчению последствий массовых социальных рисков. Представляется, что решение данной проблемы означает поэтапное избавление от патернализма в модели взаимоотношений государства и гражданина и постепенный переход к более эффективным механизмам социальной адаптации и реабилитации социально слабых слоев. Основным механизмом формирования и реализации эффективной социальной политики, на
наш взгляд, является использование ресурсов гражданского общества и социального партнерства власти, бизнеса и некоммерческих организаций.
Таким образом, в условиях обострения и усложнения социальных проблем современных обществ и ограниченности возможностей государственной власти по их решению актуальными становятся вопросы поиска, привлечения и активизации внутренних ресурсов российского социума для социального развития. Одним из таких ресурсов является добровольчество.
Добровольцы с точки зрения законодательства Российской Федерации1 — это граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателей, в т.ч. в интересах благотворительной организации без расчета на денежное вознаграждение.
Под понятием «добровольческая (волонтерская) деятельность» часто понимают общественно полезную деятельность (индивидуальную или коллективную), осуществляемую людьми безвозмездно на основе доброй воли и свободного выбора в пользу третьих лиц или общества в целом [Логинова 2012: 150]. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остро нуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим в силу объективно сложившихся обстоятельств и условий (среди них пожилые люди, беспризорные дети, инвалиды или люди, оказавшиеся в зоне стихийных бедствий и социальных катаклизмов). Добровольчество с точки зрения деятельностного подхода также может быть определено как система общественно полезной социально-политической деятельности, включающая в себя субъекты, объекты, мотивацию, формы, методы и технологии.
Традиционно добровольчество, или волонтерская деятельность, рассматриваются либо с точки зрения социологии — как способ решения социальных проблем [Кудринская 2006], либо с точки зрения педагогики — как метод воспитания и социализации личности [Арапов 2013]. Однако, на наш взгляд, добровольчество целесообразно рассматривать с более широких позиций — как институт развитого гражданского общества и эффективный механизм проявления гражданского участия населения. Во Всемирной декларации добровольчества отмечается, что добровольчество — это «фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости, что это способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста через осознание человеческого потенциала»2.
Таким образом, вслед за неоинституционалистами понимая под социальным институтом некий набор правил, формальных или неформальных, и механизм, обеспечивающий их исполнение [Институциональная экономика 2010], мы можем утверждать, что добровольчество в современных условиях кризиса становится социальным институтом, способным компенсировать как «провалы» рыночной экономики, так и неэффективное функционирование некоторых государственных институтов.
При этом опросы в федеральном и региональном разрезах показывают высокую степень готовности населения к волонтерской деятельности. Так, согласно опросу ВЦИОМа, 75% молодых россиян готовы участвовать в общественно полезной деятельности бесплатно или за символическую плату. Уже имеют опыт такого участия 48% молодых россиян3. В целом по России добровольно и бесплатно на пользу обществу в течение последних 5 лет хотя бы однажды трудились 53% россиян.
Исследователи Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ в рамках общероссийской конференции «Стратегия развития добровольчества в России — 2020. Дорожная карта» отмечают, что организованное рос-
1 Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 N 135-Ф3 (с изм. от 05.05.2014). - Правовая система ГАРАНТ. Доступ: ШрУД^е^агапг. ru/104232/#ixzz3GZ43GD6I
2 Всемирная Декларация Добровольчества. Доступ: http://www.kdobru.ru/materials/Всеобщая Декларация Добровольчества.pdf (проверено 14.10.2014).
3 Добровольчество в России: потенциал участия молодежи. Доступ: http://wciom.ru/index. php?id=459&uid=111713/ (проверено 11.10.2014).
сийское добровольчество охватывает лишь 3% взрослых россиян (909 чел. из числа опрошенных), однако потенциал его развития высок: 37% респондентов (10 680 чел.) включены в те или иные формы помогающего поведения или в решение общественных проблем по месту жительства. Таким образом, лаг между данными этих двух исследований может быть определен как потенциал развития добровольчества в России.
Лидирующий мотив участия в добровольческой деятельности - желание быть полезным, помогать нуждающимся (58%). Значительно реже люди занимаются этим, чтобы решить определенную проблему (14%), из-за стремления поделиться с другими способом ее решения, отплатить людям добром за добро (по 12%). Некоторые также отмечают, что становятся добровольцами ради собственного удовольствия (17%), интересного времяпрепровождения (12%), получения полезных навыков (5%), новых знакомств (4%).
С целью изучения региональных особенностей добровольчества в Ярославской обл. в 2013 г. было проведено 3 исследования:
— опрос населения Ярославской обл. методом телефонного опроса, N = 639 совершеннолетних жителей Ярославской обл. (выборка статистически репрезентативна по полу и возрасту, стандартная ошибка выборки 3,9%);
— опрос руководителей 54 некоммерческих организаций Ярославской обл.;
— опрос 52 представителей органов власти и местного самоуправления.
Для каждой из данных групп был разработан уникальный опросник, позволяющий учитывать роль каждого субъекта в реализации того или иного вида гражданской активности.
Исследование показало, что волонтерство в Ярославской обл. развито средне — 4,2 балла по шкале от 1 до 10 баллов. При этом позиции власти, населения и представителей НКО в данном вопросе совпадают (см. табл. 1).
Таблица 1
Как вы считаете, в какой степени развито волонтерство в Ярославской области?
(1 — 10 баллов)
Респонденты Среднее значение
Население 4,22
Представители НКО 4,22
Представители власти 4,24
Серьезной преградой для развития волонтерства является низкий уровень активности населения. Согласно данным исследования, проведенного в Ярославской обл., более половины жителей исключают (38%) или скорее исключают (17%) возможность личного безвозмездного участия в каких-либо общественных объединениях, организациях, инициативных группах. Этот показатель несколько выше общероссийского, выявленного в процессе исследования добровольчества фондом «Общественное мнение» в 2013 г. (49%)1. Основные причины неучастия, отмеченные большинством, — непонимание того, какова личная выгода от участия в общественной жизни, нехватка времени, отсутствие инициативных групп, к которым было бы желание примкнуть.
20% жителей Ярославской обл. допускают, а 22% — скорее допускают для себя лично возможность безвозмездной работы в каких-либо общественных объединениях, организациях и инициативных группах. Большинство тех, кто готов включиться в активный гражданский процесс (42% жителей Ярославской обл.), — население в возрасте 18—29 лет, а также лица среднего возраста (30—49 лет), преимущественно с высшим образованием: каждый второй опрошенный из данных социально-демографических категорий указал, что допускает или скорее допускает
1 Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации. Отчет ФОМа. 2012 г., июль. Доступ: http://soc.fom.ru/uploads/files/dobrovolchestvo/Otchet_dobrovolchestvo.pdf (проверено 10.11.2014).
личное безвозмездное участие в каких-либо общественных объединениях, организациях, инициативных группах. Среди основных факторов участия — гражданский долг или возможность внести свой вклад в решение социально значимой проблемы. Видимо, именно на эту составляющую нужно делать акцент в работе при популяризации волонтерства.
Для 81% опрошенных руководителей НКО Ярославской обл. деятельность некоммерческих организаций немыслима без труда волонтеров. Они отметили, что часто или иногда нуждаются в помощи волонтеров. Чаще всего такая потребность возникает у НКО при организации мероприятий (78%). В ряде общественных организаций на добровольных началах ведется обеспечение информационной поддержки деятельности НКО (33%). Число волонтеров в организации сильно зависит от масштаба проводимых мероприятий. Так, численность волонтеров в опрошенных организациях составляла от 0 до 350 чел., а число часов в месяц, которые в среднем волонтер задействован в организации, — от 0 до 200.
Руководители некоммерческих организаций указывают, что наиболее предрасположены к волонтерской деятельности студенты (74%), пенсионеры (50%), школьники (37%). Среди основных сложностей работы с добровольцами — моти-вационные (отметил каждый третий представитель общественного объединения), отсутствие времени на работу с добровольцами и ответственных за данную деятельность в организации (28%), незнание, какими образом привлекать волонтеров (26%), несистемность работы с волонтерами (26%). Привлечению волонтеров к участию в жизни некоммерческих организаций, по мнению руководителей НКО, способствовало бы более активное освещение деятельности некоммерческих и общественных организаций в СМИ (48%), более активная государственная поддержка добровольческого движения (44%), формирование позитивного образа некоммерческих организаций и добровольчества в общественном сознании (40%) (см. табл. 2).
Таблица 2
Что может стимулировать более активное вовлечение добровольцев в работу некоммерческих и общественных организаций? (по мнению представителей НКО)
Варианты ответов %
Более активное освещение деятельности некоммерческих и общественных организаций в СМИ 48,1
Более активная государственная поддержка добровольческого движения 44,4
Формирование позитивного образа как общественных организаций, так и добровольчества в общественном сознании 38,9
Более активное поощрение добровольцев 35,2
Более активная работа некоммерческих и общественных организаций с населением 22,2
В связи с этим масштабная информационная кампания по более широкому освещению работы НКО, а также формированию позитивного образа общественных организаций и добровольчества, направленная на устранение недостатка соответствующей информации у населения, могла бы способствовать резкому развитию НКО и добровольчества.
Большинство опрошенных руководителей НКО отмечают, что никак не оформляют отношения с добровольцами (80%). В качестве ключевых мотивационных стимулов представители НКО используют: благодарности и грамоты (52%), предоставление возможности получения новых навыков (46%), рекомендации/положительные характеристики при трудоустройстве (41%).
Необходимость развития волонтерского движения осознают и представители власти — 85% опрошенных экспертов данной группы указали, что развитие необ-
ходимо или скорее необходимо. Среди механизмов, которые требуется выработать для развития добровольчества в области, эксперты предложили следующие:
— принятие закона о добровольческой деятельности;
— информационная поддержка проектов;
— популяризация идей волонтерства в образовательных учреждениях;
— развитие сети добровольческих центров, объединенных общей миссией и направлениями деятельности;
— повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих в области управления добровольческими ресурсами, некоммерческих организаций, бизнес-организаций, образовательных учреждений, общественных групп через разработку и проведение обучающих программ, позволяющих повысить эффективность организации добровольческой деятельности в организациях;
— увеличение объемов финансирования деятельности отрасли в области молодежной политики, направленной на вовлечение молодежи в волонтерскую деятельность (наглядные материалы, атрибутика, поощрения, учеба);
— создание общего благоприятного имиджа волонтеров, внедрение системы их нематериального стимулирования (обучающие семинары и пр.).
Отдельно необходимо остановиться на вопросе регламентации поддержки благотворительной деятельности и добровольчества в Ярославской обл. В регионе с 2008 г. не действует закон о благотворительной деятельности и не предпринимаются попытки реанимации данного направления, несмотря на принятую на федеральном уровне Концепцию содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации1. В настоящее время соответствующих нормативных актов в Ярославской обл. нет.
Резюмируя, можно сделать вывод, что потенциал участия в добровольческой деятельности граждан как на региональном, так и на федеральном уровне выше, нежели само участие. Таким образом, для решения проблем социального развития требуются не только внешние, но и прежде всего внутренние дополнительные ресурсы, методы их поиска, технологии привлечения и использования. Добровольчество как социальный институт отвечает объективным вызовам современности и необходимости социально-политической модернизации региональных социумов и российского общества в целом.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания на НИР ЯрГУ по проекту № 1127«Правовые и социально-политические аспекты гражданской активности в современной России»
Список литературы
Арапов М.О. 2013. Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи: автореф. дис. ... к.пед.н. — М. 23 с.
Институциональная экономика. Новая институциональная экономическая теория: учебник (под общ. ред. А.А. Аузана). 2010. М.: ИНФРА-М. 416 с.
Кудринская Л.А. 2006. Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции: автореф. дис. ... д.соц.н. М. 29 с.
Логинова Н.В. 2012. Добровольчество как социальное явление: опыт презентации концептуального словаря. — Политическая лингвистика № 3(41). С. 149-156.
SOKOLOV Alexandr Vladimirovich, Сand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Department of Social and Political Theories, Yaroslavl Demidov State University (Sovetskaja str, 14, Jaroslavl, Russia, 150000)
VLASOVA Alexandra Aleksandrovna, Сand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Department of Social Technologies, Yaroslavl Demidov State University
1 Распоряжение Правительства РФ от 30.07. 2009 № 1054-р.
VOLUNTEER RESOURCE OF THE SOCIETY'S DEVELOPMENT
Abstract. Current political and economic processes actualize the problem of the deficit of public resources for the attraction of new actors into the social policy. One of the ways to solve the problem of the social and political development in a democratic and social state is using volunteers. The article presents data of the All-Russian study of the volunteering, and the results of the three sociological researches, held in the Yaroslavl region. Keywords: civic engagement, volunteering, civic participation
УДК 304: 37.06
БАШАЕВА Светлана Георгиевна — к.пед.н., доцент кафедры немецкого языка Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (УлГПУ) (432700, Россия, г. Ульяновск, пл. 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, 4; [email protected])
БЕЛОНОГОВА Людмила Николаевна — ассистент кафедры педагогики УлГПУ (Ье1тШк@ yandex.ru)
НАГАТКИНА Екатерина Сергеевна — ассистент кафедры дошкольной педагогики УлГПУ ([email protected])
РОССИЯ И КИТАЙ:
МОЛОДЕЖЬ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ
Аннотация. В статье анализируется состояние отношений России и Китая на современном этапе, а также представлен опыт Ульяновской обл. в реализации сотрудничества между двумя странами. Об актуальности статьи говорит принятое решение о реализации в 2014-2015 гг. программы Года дружественных молодежных обменов между Россией и КНР. На государственном уровне закреплена задача укрепления отношений между нашими странами через работу с подрастающим поколением. Сохранение национальной самобытности связано с вопросами развития родного и изучения иностранных языков, воспитания патриотизма и толерантности, которые закладываются в детстве и культивируются в юношестве. Специфика двух стран дает возможность совместного развития, в первую очередь в сферах науки, культуры и образования.
Ключевые слова: Россия, Китай, молодежь, образование, культура, партнерство
Дружба между народами России и Китая уходит корнями в далекое прошлое.
В 400-летней истории отношений между нашими странами есть ряд двусторонних документов, которые сыграли большую роль в построении добрососедских отношений. К числу таких документов относится подписанный 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Договор закрепил важнейшие позитивные изменения в отношениях между Россией и Китаем с начала 90-х гг. XX в. и заложил прочную правовую основу для их дальнейшего развития в интересах наших стран.
Наши страны активно выступают с инициативой утверждения концепции гармоничного мира, стремятся к установлению мультиполярности мира и общности при наличии разнообразия в культурах. Для достижения данной цели необходима подготовка подрастающего поколения к жизни в мультикультурном обществе. В подтверждение этого можно привести слова китайского ученого Лян Цичао: «...мудрая молодежь делает страну мудрой, сильная молодежь делает страну сильной, прогрессивная молодежь делает страну прогрессивной». Наша задача — сохранить преемственность традиционно дружественных и добрососедских отношений между народами наших стран. Основу этого необходимо закладывать в юном возрасте, сохранять ценности, присущие народам России и Китая. Поэтому большое внимание следует уделять сотрудничеству в гуманитарной сфере, масштабным мероприятиям, направленным на укрепление детских и молодежных обменов в области развития культуры, спорта и образования.