Научная статья на тему 'Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия'

Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
917
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / НАПРАВЛЕНИЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VOLUNTEERING / VOLUNTARY MOVEMENT / DIRECTION OF VOLUNTEER ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко Ирина Васильевна, Баркунова Оксана Витальевна

Статья посвящена характеристике современной социально-педагогической технологии сетевого взаимодействия технологии организации добровольческой деятельности, которая создает условия для работы в открытом социуме со всеми категориями людей, развития социальной активности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко Ирина Васильевна, Баркунова Оксана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEERING AMONG YOUNG PEOPLE AS TECHNOLOGY OF NETWORKING

The article is devoted to the contemporary social and educational networking technologies: technologies of volunteerism, which creates conditions for an open society with all categories of people and development of social activity of young people.

Текст научной работы на тему «Добровольческая деятельность молодежи как технология сетевого взаимодействия»

УДК 371

И. В. Кузьменко, О. В. Баркунова

ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Статья посвящена характеристике современной социально-педагогической технологии сетевого взаимодействия - технологии организации добровольческой деятельности, которая создает условия для работы в открытом социуме со всеми категориями людей, развития социальной активности молодежи.

Ключевые слова: добровольчество, волонтерское движение, направления волонтерской деятельности.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач ставит формирование социально активной личности, способной не просто жить в современных условиях, но и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно реализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

В современном образовательном пространстве происходят изменения. В силу разных причин появляется необходимость в полипрофессиональных кооперативных связях, в организации сетевого взаимодействия между образовательными, социальными учреждениями, общественными организациями. Новые задачи, которые современная жизнь ставит перед образованием, можно решить, лишь объединив усилия специалистов всего педагогического сообщества, педагогов-единомышленников.

Профессионально-педагогическое сообщество как собирательная категория включает в качестве его субъектов учителей, воспитателей, социальных педагогов, психологов, специалистов по воспитанию детей дошкольного возраста, общего среднего и дополнительного образования детей, образования взрослых. К субъектам сообщества, кроме педагогов, относят организаторов профессиональной подготовки и профильного обучения, менеджеров образовательной сферы, организаторов социальнопедагогической работы с семьей, с разновозрастными общностями по месту жительства, специалистов сферы культуры и спорта, правоохранительной системы.

Формирование в городских и сельских поселениях консолидированных профессионально-педагогических сообществ расширяет и усиливает потенциал школы и других образовательных учреждений как главного профессионально-педагогического звена в образовании и социализации детей, подростков и молодежи. В сообществе педагогов-единомышленников каждый специалист ориентирован как на более качественную профессиональную деятельность, так и на выполнение более широкой социально-педагогической миссии. А создание партнерских отношений между разными социальными институтами и учреждениями даст

возможность обеспечить школьникам максимальное включение в социум.

Необходима такая интеграция, когда и школа, и окружающая ее среда превращаются в единое воспитательное пространство. Причем в этом пространстве сами дети - не только объекты влияния такого пространства, но и субъекты его создания и совершенствования.

Взаимовлияние школы и социума друг на друга рассматривалось еще в дискуссиях 1920-х гг. под руководством А. В. Луначарского [1] и Н. К. Крупской [2]. В этом взаимодействии школа педагоги-зирует и окультуривает среду. А. М. Крупенина [3], доказывая решающее влияние среды на личность, утверждала, что реальная жизнь детей и подростков должна носить характер организованного педагогического процесса. Все это было подтверждено опытом С. Т. Шацкого в колонии «Бодрая жизнь» и в опытно-показательных учреждениях Наркомпроса, а также в опыте А. С. Макаренко по перевоспитанию малолетних правонарушителей в колонии им. М. Горького.

Так, в Концепции модернизации общего образования до 2020 г. воспитание в широком смысле слова есть приоритет над обучением не в плане ущемления учебного процесса, а как акцент, доминанта в педагогическом процессе на социальное воспитание и целостное формирование личности, в котором духовно-нравственный стержень есть предпосылка, своеобразная готовность к созиданию. Не случайно сегодня базовой категорией педагогической науки является образование, которое мы понимаем не только как единство обучения и воспитания, но и как педагогически направленную социализацию взрослеющего ребенка, подростка и юноши, где обучение вооружает социальным опытом, а воспитание включает в жизнь, социальные отношения, общественно полезную работу в социуме. Здесь и происходит обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями социума, с позиции которых он и будет принимать потом жизненно важные решения. Этот опыт приобретает индивидуальную характеристику, так как в нем проявляются потребности взрослеющей молодежи (материальные, социальные, духовные),

их интересы, склонности, способности. В юности этот опыт позволит ставить перед собой цели в жизни и определять пути их достижения. В этом направлении сегодня происходит перестройка деятельности образовательных учреждений.

Среди разрабатываемых сегодня в науке и практике путей реализации компетентностного подхода одной из ведущих выступает идея проектирования креативной образовательной среды, где могут моделироваться отношения, в процессе которых личность обретает опыт решения смысложизненных задач (В. П. Бедерханова, В. М. Гребенникова, Ю. Ф. Мануйлов, В. Я. Ясвин и др.). Объективной новизной обладают воззрения, согласно которым наиболее эффективна та образовательная среда, открытая внешним социальным взаимодействиям, участником которых может выступать воспитанник [4].

Таким образом, общество нуждается в такой системе образования, которая:

- способна реализовать свои функции в открытом социуме, не ограничиваясь рамками образовательного учреждения;

- осознает необходимость своего влияния на развитие социальной активности молодых людей для искоренения инфантилизма, иждивенчества во всех формах его проявления, потребительской психологии;

- функционально подготовлена к социально-педагогической работе со всеми категориями людей: детьми, взрослыми, к осуществлению партнерства со специалистами социальных служб, работодателями.

Эти условия, по нашему мнению, обеспечивает добровольческая деятельность школьников и студентов в разных волонтерских объединениях.

Добровольчество - это способ выстраивать социальные отношения, развивать и находить применение своим моральным, духовным качествам, получать новые навыки, а также оказывать другим и находить самим себе поддержку, друзей, чувствовать свою необходимость и пользу.

Добровольчество позволяет познакомиться с большим кругом самых разных групп населения, как правило интересных и активных людей. При организации даже небольшой акции приходится контактировать и с государственными органами, и с некоммерческими организациями, инициативными людьми города и часто с бизнесом, если необходимы дополнительные средства. В ходе такой работы складываются партнерские отношения, завязываются знакомства, есть возможность увидеть работу данных организаций изнутри, получить необходимый опыт и рекомендации совершенно бесплатно. Волонтерская работа постоянно формирует вызовы для ее участника, поэтому, выполняя ее, он развивается.

Кроме того, добровольческая деятельность позволяет знакомиться с разнообразными сферами жизни, о которых молодые люди могли и не подозревать. Границы их жизненного пространства значительно расширяются.

Волонтерский отряд является той организационной структурой, которая позволяет решать ряд важнейших задач:

1. Накопление личного опыта, разных жизненных устремлений, ценностных ориентаций.

2. Умение слушать и слышать, смотреть и видеть, руководить и подчиняться, принимать решение и нести за него ответственность. Не только рассуждать о том, что надо делать, но и практически работать на созидание.

3. Овладение организаторским опытом, способами профессионального педагогического анализа, применение научных знаний в практике повседневной работы.

4. Создание психологического климата уважения человека вообще и ребенка (пожилого человека, человека с ограниченными возможностями и др.) в особенности.

Именно работа в добровольческом объединении позволяет испытать радость от красивой творческой созидательной деятельности, которая рождается в совместном усилии воли, интеллектуальном поиске, духовной отдаче, дает возможность почувствовать свою нужность и значимость для других.

Реальное участие в жизни общества не проходит для молодежи бесследно, приобретенный опыт ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Молодой человек, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, будет созидателем, сможет работать в команде, вести и быть ведомым, т. е. человеком, обладающим лидерской позицией.

Именно волонтерское объединение создает многомерную образовательную социокультурную среду развития личностного, социального и профессионального становления молодого поколения.

Таким является волонтерское объединение, созданное в г. Шуя на базе факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» и объединяющее студентов и школьников города. Цель волонтерского отряда « Данко» состоит в создании условий для активизации потенциалов школьников и студентов в различных видах социальной и социально-педагогической деятельности. Волонтерский отряд призван способствовать развитию у молодежи высоких нравственных качеств путем пропаганды идей добровольного труда на благо общест-

ва и привлечения молодого поколения к решению социально значимых проблем (через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и других проектах и программах).

Основными направлениями деятельности являются: профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения детей и подростков; пропаганда здорового образа жизни среди молодежи; сотрудничество с социальными центрами и службами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий; оказание помощи и сотрудничество с образовательными, социальными учреждениями г. о. Шуи и Шуйского района. Волонтерский отряд является узлом, объединяющим сеть образовательных, социальных и общественных учреждений города: областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Шуйский детский дом-школа»; муниципальное учреждение «Молодежный информационный центр»; областное государственное учреждение социального обслуживания «Шуйский центр социального обслуживания»; клуб ветеранов педагогического труда «Ветеран»; областное государственное учреждение социального обслуживания «Шуйский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; областное государственное учреждение социального обслуживания «Шуйский комплексный центр»; областное государственное учреждение здравоохранения детский санаторий «Шуйский».

Объект деятельности волонтеров - это сложные категории детей и взрослых (инвалиды, сироты, дети «группы риска», ветераны и т. д.), а также различные альтернативные молодежные объединения и семьи со своими социально-экономическими трудностями, люди пожилого возраста, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации.

В процессе социальной работы волонтеры выявляют конкретные проблемы учреждения, запросы, поступающие от сотрудников и воспитанников, получают представление об индивидуальных особенностях детей и подростков, межличностных отношениях в группе, механизмах адаптации, опыте социально значимых видов деятельности. Следующим этапом является организация социально значимой деятельности детей и подростков, включение учащихся в различные виды общественно полезной деятельности. Студенты вместе со школьниками проводят различные культурно-массовые мероприятия: игры и творческие занятия, тренинги, беседы, встречи, праздники. Особая роль в работе волонтеров принадлежит профилактике аддиктив-ного поведения в среде подростков. Это направление реализуется в акциях «Скажи наркотикам -

нет!», «Антиалкоголь» и т. д., мероприятиях по укреплению физического и психического здоровья учащихся - «Жемчужина здоровья», «Здоровый образ жизни», «В здоровом теле - здоровый дух» и т. д.

Деятельность волонтеров решает одновременно две задачи: во-первых, способствует успешной социализации воспитанников социальных учреждений, и, во-вторых, сами волонтеры приобретают бесценный опыт деятельности, оказывая помощь другим. Участие студентов в работе отряда создает предпосылки для их профессионального самоопределения, осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, обеспечивает их самореализацию во внеучебной деятельности, способствует расширению границ профессионального творчества и формированию профессиональных компетенций. Опыт, приобретаемый школьниками в волонтерской деятельности, ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей жизни. Подросток, реализовавший себя в социально значимой деятельности, и во взрослой жизни будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, не будет бояться ответственности, будет созидателем, сможет работать в команде, вести и быть ведомым, т. е. человеком, обладающим лидерской позицией.

Кроме практической социально-педагогической деятельности волонтеры проводят научно-исследовательскую работу, результаты которой представлены в проектах, курсовых и дипломных работах, научных публикациях. Школьники как и студенты активно занимаются проектной деятельностью. Результатами совместной деятельности стали:

- участие во всероссийском конкурсе инновационных проектов по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Каким должен быть детский дом сегодня?» в сотрудничестве с ОГОУ «Шуйский детский дом-школа»;

- областной конкурс социальной рекламы «Новый взгляд»;

- областной проект совместно с социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Территория роста».

Таким образом, социальные взаимодействия учащихся с внешним социокультурным окружением являются источником формирования их социальной компетентности, если воспитательная среда будет спроектирована как пересечение открытых внешнему социокультурному окружению и взаимно дополняющих пространств - познавательного, информационного, коммуникативного, правового, игрового, личностного самосовершенствования, результатом освоения которых является выявление ребенком проблематики, обретение деятельност-

ных средств и ценностных основании его взаимо- являемых в процессе освоения этих пространств. действий с внешним социокультурным окружени- Межведомственное профессионально-педагогиче-ем. Субъектностная позиция воспитанника в этой ское сообщество создает многомерную образова-образовательной среде будет реализована в дея- тельную социокультурную среду развития и соци-тельности, направленной на решение проблем, вы- ального становления подрастающего поколения.

Список литературы

1. Луначарский А. В. Задачи просвещения в системе советского строительства: доклад на I Всесоюзном Учительском съезде. М.: Работник просвещения, 1925. 47 с.

2. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. Т. 2: Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР. М.: Изд-во АПН,1958.

3. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980 гг.) / под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1986.

4. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 34-39.

Кузьменко И. В., кандидат педагогических наук, доцент. Шуйский государственный педагогический университет.

Ул. Кооперативная, 24, Шуя, Ивановская область, Россия, 155908. E-mail: Kuzmenko.IV@mail.ru

Баркунова О. В., кандидат педагогических наук, доцент.

Шуйский государственный педагогический университет.

Ул. Кооперативная, 24, Шуя, Ивановская область, Россия, 155908.

E-mail: oksa_315@mail.ru

Материал поступил в редакцию 09.04.2012.

I. V Kuzmenko, O. V Barkunova VOLUNTEERING AMONG YOUNG PEOPLE AS TECHNOLOGY OF NETWORKING

The article is devoted to the contemporary social and educational networking technologies: technologies of volun-teerism, which creates conditions for an open society with all categories of people and development of social activity of young people.

Key words: volunteering, voluntary movement, direction of volunteer activities.

Kuzmenko I. V.

Shuya State Pedagogical University.

Ul. Kooperativnaja, 24, Shuya, Ivanovo region, Russia, 155908.

E-mail: Kuzmenko.IV@mail.ru

Barkunova O. V.

Shuya State Pedagogical University.

Ul. Kooperativnaja, 24, Shuya, Ivanovo region, Russia, 155908.

E-mail: oksa_315@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.