ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СФЕРА ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников,
магистрант Омской духовной семинарии
Аннотация. В статье рассматривается специфика православного добровольчества, его место в системе светской и церковной благотворительности. Выделяются и анализируются области, в которых на постоянной основе осуществляется соработничество между государством и православными добровольческими организациями. На примере деятельности епархиального движения «Рука помощи» показаны некоторые формы и направления сотрудничества с медицинскими и социальными учреждениями Омской области. Ключевые слова: волонтерство, православное добровольчество, благотворительная деятельность, цер-ковно-государственные отношения, епархиальное движение «Рука помощи».
VOLUNTARY WORK AS A SPHERE OF CHURCH-STATE
RELATIONSHIP
Priest Victor Evgenievich Syromyatnikov,
Master's student of the Omsk Theological Seminary
Abstract. The article examines the specificity of Orthodox volunteering, its place in the system of secular and church charity. The author identifies and analyzes the areas in which cooperation between the state and Orthodox volunteer organizations is carried out on a regular basis. On the example of the activities of the diocesan movement «Helping Hand», some forms and directions of cooperation with medical and social institutions of the Omsk region are shown.
Keywords: volunteering, Orthodox volunteering, charity work, church-state relationship, the diocesan movement «Helping Hand».
олонтерство как самостоятельное явление возникло относительно недавно. «Волонтер (от лат. voluntarius - добровольный) - человек, занимающийся общественнополезной деятельностью на безвозмездной основе» [1]. Этот термин впервые появляется в 18-19 вв. Изначально волонтерами назывались люди, которые добровольно поступили на службу в армию (отсюда синонимичность между словами волонтер и доброволец). Однако в дальнейшем волонтерами стали называть людей, которые несут добро в той или иной форме на безвозмездной основе. Очевидно, что такая модель поведения была присуща людям на протяжении всей истории человечества. Исследователи утверждают, что, несмотря на видоизменения понятийного аппарата, человечество всегда имело четкое понимание такого процесса, как помощь ближнему: «В разные времена и в разных культурах понятие добра имело различные значения. Однако общее понимание человеком добра, от языческих времен до современности, практически не претерпело изменений: добро определяется как нечто общественно полезное, «благоприятное» для общества. Так из сопротивления внешним условиям и стрем-
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников «Добровольческая деятельность как сфера церковно-государственных отношений»
ления выжить родилось наше сплочение и готовность протянуть друг другу руку поддержки» [3, с. 267-269].
Исходя из этого положения видно, что понятие волонтер намного шире и включает в себя не только добровольное вступление в армию, но любую благотворительную деятельность, осуществляемую людьми на безвозмездной основе. В частности, благотворительную деятельность, которую осуществляла Церковь на протяжении своей истории, можно безбоязненно назвать добровольческой.
Несмотря на древность добровольческой деятельности, современные ее формы имеют свою специфику, характерной чертой которой является системность. Также и для современного православного добровольчества характерны широкий охват и соработничество с государством в ряде областей:
а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;
б) забота о сохранении нравственности в обществе;
в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;
г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;
д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;
е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;
ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;
з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;
и) наука, включая гуманитарные исследования; к) здравоохранение;
л) культура и творческая деятельность;
м) работа церковных и светских средств массовой информации; н) деятельность по сохранению окружающей среды; о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества; п) поддержка института семьи, материнства и детства;
р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества [5].
Во взаимоотношениях между Церковью и государством в этих областях, обе стороны взаимно дополняют и обогащают друг друга, преследуя единую благую цель: заботу об обществе.
Благотворительная, социальная и иные виды деятельности, отправляемые православными добровольцами, имеют специфические особенности, в сравнении с аналогичными светскими организациями [2, с. 216]. С одной стороны, основой любого служения для православного христианина должны быть заповеди Христовы, желание их исполнить, так как любая церковная общественная деятельность имеет значение только в том случае, если она соотносится с данным положением. В то же время православные волонтерские организации тесно взаимодействуют с представителями государственных учреждений, в которых осуществляют служение. Нужно отметить, что абсолютное большинство волонтерских направлений деятельности предполагает взаимодействие с государством.
ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников «Добровольческая деятельность как сфера церковно-государственных отношений»
Волонтер не должен вносить неудобства в работу специалистов, которым он хочет оказывать помощь. В связи с этим фактом православные добровольцы, желающие осуществлять свою деятельность вне храмовой территории, должны соблюдать определенные правила тех объектов, на которых они собираются осуществлять служение.
В качестве примера можно рассмотреть специфику волонтерской деятельности в больницах. Работа в подобных учреждениях регламентируется внутренним уставом, а волонтеры, желающие оказывать помощь, должны соответствовать ряду требований. Социальные учреждения не отождествляют волонтеров с квалифицированными социальными работниками, в контексте образования, компетенций и стажа. Но некоторые требования распространяются как на социальных работников, так и на добровольцев. В частности, волонтер должен знать:
- правила общения с пациентами и их родственниками;
- здоровьесберегающие технологии при перемещении пациента с ограниченными возможностями движения;
- порядок проведения санитарной обработки пациента и гигиенического ухода за пациентом с недостаточностью самостоятельного ухода;
- правила информирования об изменениях в состоянии пациента;
- алгоритм измерения антропометрических показателей;
- порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях;
- санитарно-эпидемиологические требования соблюдения правил личной гигиены пациента;
- нормы этики в профессиональной деятельности;
- правила внутреннего распорядка;
- требования охраны труда, меры пожарный безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях.
Важно отметить, что в профессиональном стандарте для младшего медицинского персонала прописан несколько расширенный, но по существу идентичный функционал [7]. Так как волонтеры не в силах сами себя обучить правилам оказания помощи в больничных учреждениях, необходимость вынуждает их обратиться к квалифицированным специалистам. В связи с этим обнаруживается факт многоуровневого взаимодействия православных добровольцев с представителями государственных структур.
Соработничество Церкви и государства можно проследить на примере епархиального добровольческого движения «Рука помощи». Одним из основных направлений деятельности волонтеров является паллиативная помощь пациентам омского хосписа. Для повышения качества оказываемых услуг, между епархиальным движением «Рука помощи» и Омским государственным медицинским университетом был заключен договор, согласно которому волонтеры получили возможность пройти тематическое усовершенствование по циклу «Уход за тяжелобольными» в объеме 16 часов [6, с. 48].
Свидетельство, выданное по окончании курсов, позволяет добровольцам не только оказывать высококвалифицированную помощь пациентам хосписа, но и открывает доступ в ряд других медицинских учреждений на территории города. Тем волонтерам, которые имеют намерение развиваться в деле уходовой помощи пациентам, необходимо повышать свою квалификацию. В некоторых учреждениях обя-
№ 1 (10), 2021
зательным условием осуществления добровольческой деятельности является наличие медицинской книжки. Большим плюсом для волонтеров будет прохождение курсов психологической подготовки.
Исходя из приведенных рассуждений можно сделать вывод, что православные добровольцы очень тесно взаимодействуют с представителями светских структур на многих уровнях, образуя с ними симбиоз, который взаимно всех обогащает. Невозможно себе представить деятельность добровольцев в больницах без активного участия врачей и медсестер. Также можно с уверенностью утверждать, что помощь православных волонтеров в больницах является востребованной, приносит пользу пациентам и сотрудникам медицинского учреждения. Взаимодействие добровольцев с персоналом и пациентами больниц представляет собой лишь один из многих форматов взаимодействия. В связи с этим можно уверенно заявить, что добровольчество является плодородной почвой для развития церковно-государственных отношений.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Википедия. Волонтер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ЬДр$:// ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%91 %D1%80
2. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Цитата по Осипову А.И. Путь разума в поисках истины. - 6-е изд., испр. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
3. Локтионова, Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России / Т. А. Локтионова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2012. - № 8 (43). - С. 267-269. - 11Ш_: https://moluch.ru/archive/43/5210
4. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. - 6-е изд., испр. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010.
5. Основы социальной концепции РПЦ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osnovy-sotsialnoj-kontseptsii-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi/#0_3
6. Отчет епархиального общества православных добровольцев за 2019 г.
7. Приказ Минтруда России от 12.01.2016 № 2н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=270792.
Рецензент: кандидат богословия, кандидат исторических наук протоиерей Димитрий Олихов, Омская духовная семинария.