Научная статья на тему 'ДОБРОСОСЕДСТВО - ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕГИОНА'

ДОБРОСОСЕДСТВО - ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
74
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОСОСЕДСТВО / ИНСТИТУТ СОСЕДСТВА / ВНУТРИСУБЪЕКТНОЕ И ВНЕСУБЪЕКТНОЕ ДОБРОСОСЕДСТВО / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попова Юлия Сергеевна

Выстраивание добрососедства как фактора открытости региональных границ потребовало от регионов России разработки политики добрососедских межрегиональных стратегий, соответствующих современным требованиям макросоциальной среды федеративных отношений.Установление добрососедских отношений как общественного явления на межсубъектном уровне федерации строится на принципах справедливости, демократичности, сотрудничества, многополярности, толерантности.Автор выделяет в стратегии добрососедских отношений субъектов Российской Федерации два основных направления: внутрисубъектное и внесубъектное. Эти направления взаимовлияют друг на друга.В статье исследуется практика Республики Саха (Якутия) в сфере межрегиональных связей с сопредельными регионами. Выявлена концептуальная основа добрососедских внесубъектных отношений республики, которая включает: межрегиональную и региональную интеграцию, партнерство во всех сферах деятельности, национально-региональное соответствие, трансляцию традиций многонационального народа, инновационную среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOOD NEIGHBORLINESS IS THE WELFARE OF THE REGION

Building good-neighborliness as a factor of openness of regional borders required the regions of Russia to develop a policy of good-neighborly interregional strategies that meet the modern requirements of the macro-social environment of federal relations.The establishment of good-neighborly relations as a social phenomenon at the intersubjective level of the federation is based on the principles of justice, democracy, cooperation, multipolarity, tolerance.The author identifies two directions in the strategy of good neighborly relations of the subjects of the Russian Federation: intra-subject and extra-subject. These directions mutually influence each other.The article examines the practice of the Republic of Sakha (Yakutia) in the field of interregional relations with neighboring regions. The conceptual basis of good-neighborly non-subject relations of the republic is revealed, which includes: interregional and regional integration, partnership in all spheres of activity, national-regional correspondence, translation of traditions of multinational people, innovative environment.

Текст научной работы на тему «ДОБРОСОСЕДСТВО - ЗАЛОГ БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕГИОНА»

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРИЯ, ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ, СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ

Добрососедство - залог благополучия региона

Попова Юлия Сергеевна,

аспирант, кафедра социологии и управления персоналом; Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова E-mail: Orgotdelykt1@mail.ru

Выстраивание добрососедства как фактора открытости региональных границ потребовало от регионов России разработки политики добрососедских межрегиональных стратегий, соответствующих современным требованиям макросоциальной среды федеративных отношений.

Установление добрососедских отношений как общественного явления на межсубъектном уровне федерации строится на принципах справедливости, демократичности, сотрудничества, многополярности, толерантности.

Автор выделяет в стратегии добрососедских отношений субъектов Российской Федерации два основных направления: вну-трисубъектное и внесубъектное. Эти направления взаимовлияют друг на друга.

В статье исследуется практика Республики Саха (Якутия) в сфере межрегиональных связей с сопредельными регионами. Выявлена концептуальная основа добрососедских вне-субъектных отношений республики, которая включает: межрегиональную и региональную интеграцию, партнерство во всех сферах деятельности, национально-региональное соответствие, трансляцию традиций многонационального народа, инновационную среду.

Ключевые слова: добрососедство, институт соседства, вну-трисубъектное и внесубъектное добрососедство, Республика Саха (Якутия), региональная идентичность.

е

CJ

Е

со см о см со

Соседство является важным аспектом жизни людей, формирования общества и определения территориальных границ государств [1, с. 37].

По определению С.И. Ожегова, «соседство - это смежность, близость с кем-чем-нибудь по месту жительства или по месту расположения, нахождения» [2]. Однако изменения в миграционных процессах ведут к изменению института соседства как культурного наследия. Социолог У.А. Винокурова определяет соседство в социологическом контексте как «форму социально-территориальных отношений, обладающих широким разнообразием психологических образов, смыслов и ценностей, а также стратегий и механизмов конструирования соседских отношений на уровне цивилизаций, государств, народов, общностей и межличностных отношений» [3, с. 56]. Термин "политика соседства" используется в международных документах, а "добрососедство" является устоявшимся термином.

Институт добрососедства вытекает из принципа сотрудничества государств и сообществ, который является неотъемлемой частью международного права. Сотрудничество между государствами является необходимым условием для достижения их интересов, так как ни одно государство не может успешно развиваться в условиях политической и экономической изоляции [4].

Реализация политики добрососедства необходима для достижения интересов государств и их успешного развития в условиях взаимозависимости субъектов РФ, их социально-экономического и культурного развития и региональной идентичности.

С целью поддержания добрососедских отношений между регионами, как правило, заключаются различные договоры, включая политические, экономические и специальные [5]. В рамках различного рода договоров заключаются добрососедские, дружественные соглашения о сотрудничестве, об оказании содействия, помощи в различных областях: военных, экономических, социальных. Также особую роль имеют договора о мирном разрешении споров и конфликтов, в том числе по вопросам границ и территорий. Кроме того, заключаются договоры об установлении дипломатических отношений и о прекращении военных действий.

Соглашения в области экономики различаются по направлениям: по части торговли, товарообороте, финансах, поставках, импорте и экспорте товаров. Договора о сотрудничестве заключаются по имуществу, по займам, кредитам, таможенным

вопросам, атомной энергии, рыболовстве и промысле морского зверя, защите промышленной собственности и других важных областях.

Цель статьи: анализ добрососедских отношений на примере Республики Саха (Якутия).

Материалы и методы исследования

С целью изучения темы добрососедства и межрегионального взаимодействия были рассмотрены приоритетные направления сотрудничества на примере Республики Саха (Якутия), изучены современное состояние, динамика мер, форм и методов по развитию деятельности, направленной на имиджевую политику, на социально-экономическое сотрудничество в сфере межрегиональных связей и продвижение интересов. В настоящее время необходимо определить приоритетные направления сотрудничества Республики Саха (Якутия) с другими субъектами Российской Федерации и разработать стратегию добрососедства, которая способствует продвижению интересов региона в области межрегиональных связей.

Результаты исследования

Добрососедские отношения следует разделить на внутрисубъектные и внесубъектные.

Внутрисубъектные добрососедские отношения представляют собой межнациональные и социальные отношения, складывающиеся между различными социальными стратами и локальными сообществами.

Внесубъектные добрососедские отношения формируются на основе политики добрососедства за пределами региональных границ.

Примерами взаимодействия муниципалитетов и региональных органов власти в Республике Саха (Якутия) является сотрудничество при строительстве и ремонте дорог, обустройстве парков и других объектов инфраструктуры для улучшения жизни жителей региона. С 2019 года реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги» в рамках которых на территории Республики Саха (Якутия) ведется приведение в нормативное состояние автомобильных дорог регионального значения и городских агломераций с населением свыше 300 тыс. человек - городской агломерации «город Якутск».

По итогам проведенной совместно с Федеральным дорожным агентством работы, начиная с 2025 года в план реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» включены малые городские агломерации с населением свыше 20 тысяч человек, это в г. Нерюнгри, г. Мирный, г. Алдан, г. Ленск. Также примером внутрисубъект-ного добрососедства является обмен опытом и передача знаний между различными национальными улусами (районами) республики для сохранения и развития якутского языка, культуры и традиций народа саха, уклада жизни коренных малочисленных народов Севера, а также уникальной культуры

русских старожилов и представителей всех национальностей, проживающих на территории Республики Саха (Якутия). Сюда же относится создание общих правовых и экономических стандартов для всех национальных улусов (районов) республики для укрепления единства и стабильности всего региона. Сюда можно отнести ежегодную организацию слета оленеводов Республики Саха (Якутия), главный праздник якутского народа Ысыах, пришедший к нам из глубины веков, а также зародившийся совсем недавно и сразу завоевавший большую популярность самый масштабный молодёжный фестиваль Якутии «MUUS uSTAR» и др.

Одним из примеров взаимодействия муниципалитетов в Республике Саха (Якутия) является сотрудничество городов Якутска и Мирного. Якутск -это столица Республики Саха (Якутия) и крупнейший город в регионе, а также одно из самых холодных мест на Земле. Мирный находится на расстоянии 1184 км к западу от Якутска и является крупным центром добычи алмазов.

Города поддерживают контакты и сотрудничают в таких областях, как экономика, образование, туризм, культура и спорт [6]. В рамках совместных проектов были созданы новые рабочие места, открыты новые школы и спортивные объекты, а также проведены различные мероприятия с целью продвижения национальной культуры и традиций Якутии.

Таким образом, внутрисубъектное добрососедство в Республике Саха (Якутия) представляет собой важный элемент межрегионального сотрудничества, который способствует развитию социально-экономического потенциала региона и укреплению межэтнической гармонии и доверия внутри этого многонационального региона.

Для поддержания добрососедских отношений заключаются политические и экономические договоры, а также разрабатываются краткосрочные и долгосрочные стратегии сотрудничества между регионами России [7].

Якутск - столица Республики Саха (Якутия), третий по численности жителей город Дальнего Востока. Численность горожан за десять лет увеличилась на 25% до 368 тысяч (данные за 2021 год, с учетом переписи - 378,5).

Якутск является привлекательным не только для молодежи, но и для мигрантов. За 10 лет рост численности населения сложился преимущественно (« 64%) за счет миграционного притока из-за пределов республики. Прибывают люди в трудоспособном возрасте на заработки или на учебу и остаются здесь на длительный срок. К 2030 году ожидается рост численности населения на 14% до 418 тысяч человек.

Новыми драйверами роста в ближайшем будущем станут креативные отрасли, включающие ИТ сектор, научные исследования и высшее образование, сферу культуры и киноиндустрии. Заработает на полную мощность «Квартал Труда» - первый на Дальнем Востоке креативный кластер.

До 2030 года планируется создание межвузовского кампуса и НОЦ мирового уровня «Север»,

сз о

о Л о

о сз о в

а также Всемирного центра мамонта. Это может стать основой для формирования центра научных и образовательных компетенций в таких областях, как недропользование, экология, климатология, изучение вечной мерзлоты, биотехнологии и устойчивое развитие.

К 2032 году в южной части города сформируется новый центр креативной столицы. СевероВосточный федеральный университет является одним из 10 федеральных ВУЗов страны. На земельном участке общей площадью 6,5 га планируется строительство современного комплекса, включающего в себя корпусы для учебы и проживания студентов.

Планируется строительство 25 университетских кампусов мирового уровня. Рядом разместится Учебно-лабораторный корпус с виварием Медицинского института СВФУ им. М.К. Аммосова.

Это станет также и инструментом привлечения новых жителей на Дальний Восток.

В республике в добрососедских отношениях проживает более 120 национальностей, зарегистрировано более 160 религиозных организаций. Только в одном Якутске есть и мечеть, и буддийский дацан, и храм Сурб Карапет Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви.

Большую роль в гармонизации межнациональных отношений играет республиканская Ассамблея народов. Она объединяет религиозные, национально-культурные организации, казачьи общины, диаспоры.

На территории республики действует более 70 национально-культурных объединений, включая организации коренных малочисленных народов Севера и казачьи общества, которые активно участвуют в реализации стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в регионе [8].

Основная работа в сфере межнациональных отношений проводится совместно с Домом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского и Ассамблеей народов Якутии, которая является основным объединяющим местом консолидации общества, разных национальных общин для обеспечения гражданственности, дружбы народов, трансляции культурных традиций, единения и установления добрых, уважительных отношений в любом проявлении [9].

В качестве примера добрососедских взаимоотношений можно привести помощь жителям новых территорий Российской Федерации. Союз таджиков и киргизская диаспора проводят сборы гуманитарной помощи для жителей ЛДНР, узбекская диаспора подключилась к работе центра сбора гуманитарной помощи мобилизованным и обеспечила волонтеров питанием, русская община самостоятельно собирает вещи для нужд частично мобилизованных. е Межрегиональные связи являются важным фак-ц тором для развития общества и укрепления добро-Я соседских отношений между регионами. Для этого ° заключаются политические и экономические дого-^ воры, разрабатываются стратегии сотрудничества

и поддерживаются местные инициативы. Органы местного самоуправления также взаимодействуют с органами других регионов через установление побратимства и заключения дружеских договоров [10].

Также осуществляется сотрудничество в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в природе, стихийных, неотвратимых бедствий, что позволяет эффективно реагировать на возможные угрозы для жизни и здоровья населения.

Республика заключает прямые договоры с поставщиками из других регионов для получения материалов и оборудования, что обеспечивает укрепление бесперебойной работы производств местной продукции и продукции для предприятий субъектов малого и среднего предпринимательства. Это способствует успешности реализуемым проектам в рамках межрегионального сотрудничества в области торгово-экономических отношений, в строительстве, транспорте, энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Выводы

В Республике Саха (Якутия) активно развивается взаимодействие с зарубежными странами в рамках научных, культурных и экономических проектов. На сегодняшний день в регионе действует 26 долгосрочных программ и проектов ЮНЕСКО, 24 образовательных учреждения входят в Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО. Республика активно участвует в международных площадках в Арктике и работает над созданием геологического парка ЮНЕСКО «Кембрий» и национального парка «Кы-талык», который может быть включен в список природных и культурных объектов ЮНЕСКО [9].

В 2022 году, в год 100-летия образования Якутской АССР, в республике состоялись крупные международные мероприятия: фестиваль «Встреча шедевров ЮНЕСКО на земле Олонхо», Международный мамонтовый форум, Международные интеллектуальные игры. С целью продвижения местных инициатив, улучшения системы местного самоуправления в условиях глобализации и достижения целей устойчивого развития на местном и региональном уровнях Республика Саха (Якутия) является членом Евразийского регионального отделения Всемирной организации «Объединенные города и местные власти» (ОГМВ).

Для Республики Саха (Якутия) весьма важно развитие сотрудничества с субъектами иностранных федеративных государств и административно-территориальными образованиями стран СНГ и государств Азиатско-Тихоокеанского региона [9]. Наиболее продуктивными являются взаимоотношения, мероприятия в рамках соглашений по тем или иным направлениям с КНР, Республикой Узбекистан, Киргизской Республикой, Республикой Беларусь.

Таким образом, на примере Республики Саха (Якутия) мы видим современную региональную практику построения внутрисубъектных и внесубъ-

ектных отношений добрососедства. Устойчивость внутрисубъектных добрососедских отношений способствует эффективности внесубъектного добрососедства.

Вместе с тем, с целью создания перспективы долгосрочных, экономически выгодных добрососедских отношений Республики Саха (Якутия) с регионами РФ нами составлены следующие рекомендации:

1. Проводить регулярные встречи между главами регионов (президентами), правительствами и министрами иностранных дел, а также, при необходимости, отраслевые межправительственные совещания по вопросам, представляющими общий интерес;

2. Для стимулирования активного общения между парламентами и участниками гражданского общества, а также для установления прямых контактов между представителями неправительственных организаций и выдающимися деятелями в области культуры и науки необходимо поощрять межпарламентский диалог и организацию встреч;

3. Заключать между регионами многосторонние и двусторонние соглашения о сотрудничестве, разработать план мероприятий, протокола совместных действий;

4. Поддерживать обмен мнениями и проведение консультаций между парламентами и участниками гражданского общества, а также совместно выдвигать инициативы по вопросам, связанным со стабильностью, безопасностью и соседскими отношениями;

5. Обсуждать на форумах и конференциях предложения и идеи, направленные на удовлетворение региональных потребностей через дополнительные меры;

6. Осуществлять периодический контроль качества реализации заключенных между регионами Соглашений, корректировать содержание, по мере необходимости, исходя из социально-экономического положения в стране.

Литература

1. Винокурова У.А. Добрососедство как основа коммуникативных практик. В сборнике: Коммуникативные практики современной молодежи: перспективы и вызовы. Материалы Международной научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2022. С. 37-41;

2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. Издательство "Азъ", 1992.;

3. Винокурова У.А. Добрососедство как основа культурного наследия народов Евразии / Материалы XIX Международного Евразийского научного форума «Лев Гумилёв и Великая Степь: история и современность», 14 октября 2022 г. Астана. 2022. С. 56;

4. С.Р. Красильников, С.В. Михневич, А.В. Соловьева, О.И. Сапожков, С.Л. Корниец. Взаимодействие бизнеса и власти в современной Рос-

сии. Международное деловое сотрудничество и интеграция / - М.: РСПП, 2021 - С. 260;

5. Дегтярев Д.А. Сетевой анализ международных отношений // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6.2015. № 4.С.119-138;

6. Боришполец К.П., Чернявский С.И. Содружество Независимых Государств и задачи евразийской интеграции // Ежегодник ИМИ. 2015. № 3. С. 14-33;

7. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 30.08.2019 № 229;

8. Распоряжение Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 1226-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2013-2015 гг. Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г.»;

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 308 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа";

10. Филатова Д.А. Эколого-ресурсная безопасность Республики Саха (Якутия) и ее сопредельных регионов. В сборнике: Аммосов-2021. Сборник материалов научно-практической конференции студентов СВФУ. Якутск, 2021. С. 925-928.

GOOD NEIGHBORLINESS IS THE WELFARE OF THE REGION

Popova Yu.S.

North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

Building good-neighborliness as a factor of openness of regional borders required the regions of Russia to develop a policy of good-neighborly interregional strategies that meet the modern requirements of the macro-social environment of federal relations. The establishment of good-neighborly relations as a social phenomenon at the intersubjective level of the federation is based on the principles of justice, democracy, cooperation, multipolarity, tolerance.

The author identifies two directions in the strategy of good neighborly relations of the subjects of the Russian Federation: intra-subject and extra-subject. These directions mutually influence each other. The article examines the practice of the Republic of Sakha (Yakutia) in the field of interregional relations with neighboring regions. The conceptual basis of good-neighborly non-subject relations of the republic is revealed, which includes: interregional and regional integration, partnership in all spheres of activity, national-regional correspondence, translation of traditions of multinational people, innovative environment.

Keywords: good-neighborliness, neighborhood institute, intra- and extra-subject good-neighborliness, Republic of Sakha (Yakutia), regional identity, intangible cultural heritage.

References

1. Vinokurova U.A. GOOD NEIGHBORLINESS AS THE BASIS OF COMMUNICATIVE PRACTICES. In the collection: Communicative practices of modern youth: prospects and challenges. Materials of the International Scientific and Practical Conference. Nizhny Novgorod, 2022. pp. 37-41;

2. S.I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. Explanatory dictionary of the Russian language. Az Publishing House, 1992.;

3. Vinokurova U.A. Good neighborliness as the basis of the cultural heritage of the peoples of Eurasia / Materials of the XIX International Eurasian Scientific Forum "Lev Gumilev and the Great

C3

о

о Л о

о сз о в

Steppe: History and Modernity", October 14, 2022 Astana. 2022. p.56;

4. S.R. Krasilnikov, S.V. Mikhnevich, A.V. Solovyova, O.I. Sapozh-kov, S.L. Korniets. Interaction of business and government in modern Russia. International business cooperation and integration / - Moscow: RSPP, 2021 - p. 260;

5. Degtyarev D.A. Network analysis of international relations // Bulletin of St. Petersburg University. Ser.6.2015. No. 4. pp.119138;

6. Borishpolets K.P., Chernyavsky S.I. The Commonwealth of Independent States and the tasks of Eurasian integration // Yearbook IM. 2015. No. 3. pp. 14-33;

7. Resolution of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 30.08.2019 No. 229;

8. Decree of the Government of the Russian Federation No. 1226-r dated July 15, 2013 "On Approval of the Action Plan for Implementation in 2013-2015. Strategies of the State National Policy of the Russian Federation for the period up to 2025";

9. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 308 dated April 15, 2014 "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Socio-Economic Development of the Far Eastern Federal District";

10. Filatova D.A. Ecological and resource security of the Republic of Sakha (Yakutia) and its adjacent regions. In the collection: Am-mosov-2021. Collection of materials of the scientific and practical conference of NEFU students. Yakutsk, 2021. pp. 925-928.

e

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.