Научная статья на тему 'ДОБРОДЕТЕЛЬ МУЖЕСТВА В ТЕКСТАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ'

ДОБРОДЕТЕЛЬ МУЖЕСТВА В ТЕКСТАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
добродетель / благодать / вера в промысел Божий / virtue / grace / faith in providence

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Григоров К.В.

В работе проведен анализ текстов ветхого и нового завета, рассмотрены основные трактовки мужества. Выявлены специфические различия на уровне дух, душа и тело добродетели мужества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUE OF COURAGE IN TEXTS OF HOLY SCRIPTURE

The paper analyzes the texts of the Old and New Testaments, examines the main interpretations of courage. The specific differences at the level of spirit, soul and body of virtue of courage are revealed.

Текст научной работы на тему «ДОБРОДЕТЕЛЬ МУЖЕСТВА В ТЕКСТАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ»

УДК 27-1

Григоров К.В.

магистрант кафедры теология Уральский государственный горный университет (г. Екатеринбург, Россия)

ДОБРОДЕТЕЛЬ МУЖЕСТВА В ТЕКСТАХ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ

Аннотация: в работе проведен анализ текстов ветхого и нового завета, рассмотрены основные трактовки мужества. Выявлены специфические различия на уровне дух, душа и тело добродетели мужества.

Ключевые слова: добродетель, благодать, вера в промысел Божий.

Античные тексты и Ветхий Завет знали 4 главных добродетели: рассудительность, мужество, целомудрие, справедливость [3, с. 19]. Мужество изначально было связано с проявлением силы, как в выраженной в фактическом физическом действии, так и в волевом усилии, что определяется приверженностью выбранному пути и решению. Все это добродетели характеризовали праведника. Нужно указать на то, что добродетель мужества, в христианском представлении, с самого раннего времени, была тесно связана с фигурой лидера. Мужество стало той добродетелью, которой должны обладать вожди, управляющие государством и ведущие военные походы. «И сказал Давид сыну своему Соломону: будь твёрд и мужествен, и приступай к делу, не бойся и не ужасайся, ибо Господь Бог, Бог мой, с тобою; Он не отступит от тебя и не оставит тебя, доколе не совершишь всего дела, требуемого для дома Господня» (1Пар.28:20).

Мужество - как добродетель на духовном уровне связано с благодатью. Именно благодать помогает праведнику пережить и преодолеть испытания,

которые встречаются на его пути. Прежде всего тут речь идёт о тех ситуациях, которые испытывают крепость веры человека. Данное идеальное проявление является наиболее чистым проявлением Богочеловеческого союза [1]. Фокусировка на целостности личностного общения определила необходимость антропологического подхода в рассмотрении образа Господа. Божии черты, в таком контексте, понимаются как достоинства человека, имеющие природную основу в его индивидуальности. Однако, природность данных черт не определяет, что их ненужно взращивать. Даны они в зачаточном положении, что требует постепенного воспитания. В частности, это касается и мужества [2].

Вполне ясно, что добродетель мужества на своём телесном уровне проявления связана с конкретными физическими действиями индивида. Здесь эти проявления определяются совокупностью социальных, психологических и биологических характеристик конкретного человека. Здесь добродетель также помимо физической, вполне конкретной формы, обретает ритуально-поведенческий характер. Однако, факт проявления не всегда является осознанным актом. Тут речь идёт о социально-телесном автоматизме, что выражается в отсутствии страха перед темнотой, болью, огнём и многочисленными чрезвычайными ситуациями [4, с. 32].

На душевном уровне проявления добродетель доблести связанна с одухотворением, что способствует её совершенствованию. Но даже так добродетель совершенствуется в рамках умственной и идеальной формы, выраженной в индивидуальной привязанности одного к другому, а также в их нравственной и социопсихологической гармонии. Здесь речи идёт о храбрости, доблести и отваге - о тех, душевных качествах индивида, которые характеризуют его как смелого, мужественного человека: «Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым» (2Кор.10:1).

Мужество является тем качеством, что обеспечивает реализацию установки, поддерживает человека, вместе с тем, является отражением силы его духа и души. Мужество не имеет пола, так как отражает крепость веры, является

опорой каждого верующего. Мужество - это не только телесный подвиг, это подвиг душевный и духовный. Мужество не связанно с безрассудной храбростью и дерзостью, оно смиренно в своей ревностной вере.

Духовность является тем, что раскрывает суть духовной жизни индивида. При её деформации, она деформируется, взращивается греховность. В положительном развитии духовность может быть воплощена в творческом акте и в энергии созидания. Духовность требует развития, что невозможно без обращения к внутреннему «Я». Только погружение в себя, исследование себя изнутри, позволит ослабить внешнее влияние. Аскетическая и молитвенная практики способствуют этому преобразованию, путём внутреннего рассмотрения [5, с. 67].

В этом контексте добродетель мужества нуждается во взращивании, в старательном её воспитании в человеке о чём говорит Иерей Андрей Шеломенцев [6]. Только воспитывая в человеке мужество можно ожидать, что его душа будет спасена, а личность обретёт целостность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Думитраке Костел «Образ Божий» в православной антропологии // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2013. №11 (112). Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/article/n/obraz-bozhiy-v-ргауо81аупоу-ап1хоро1о§п-1 (дата обращения: 06.02.2024)

2. Иоанн Златоуст. О мужестве и храбрости [Электронный ресурс] / Христианская психология и антропология Режим доступа: https://xpa-spb.ru/1ibr/_Ioann-Z1atoust/o-muzhestve-i-hrabrosti.html (дата обращения 08. 02. 2024)

3. Ершов И. В., Морозов М. Ю. «Понимание мужества в античности и христианстве» // Вестник Омской Православной Духовной Семинарии. 2021. .№2 (11). - С. 19 - 24

4. Мужество как библейская этическая категория в системе воспитания

учащихся // Лоза Плодная. - Научно-методический журнал Оренбургской епархиальный православной гимназии им. св. прав. И. Кронштадтского. 2013. №2 2. - С. 28 - 37

5. Сержантов П. Б. Исихастская антропология о временном и вечном. Российская акад. наук, Ин-т философии РАН. - М.: Православный паломник-М, 2010 - 320 с

6. Мужество в христианстве. Иерей Андрей Шеломенцев. [Видеоисточник] [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Xekid2B0Skw (дата обращения 08.02. 2024)

Grigorov K.V.

Ural State Mining University (Ekaterinburg, Russia)

VIRTUE OF COURAGE IN TEXTS OF HOLY SCRIPTURE

Abstract: the paper analyzes the texts of the Old and New Testaments, examines the main interpretations of courage. The specific differences at the level of spirit, soul and body of virtue of courage are revealed.

Keywords: virtue, grace, faith in providence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.