Научная статья на тему 'ДОБЛЕСТНЫЙ ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК Е.С. АНТОНОВ – УРОЖЕНЕЦ ГОРОДА ЛЕБЕДЯНИ'

ДОБЛЕСТНЫЙ ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК Е.С. АНТОНОВ – УРОЖЕНЕЦ ГОРОДА ЛЕБЕДЯНИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
229
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
военная школа / гражданская война в Испании / истребительная авиационная бригада / истребительная авиационная эскадрилья / летчик / РККА / military school / Spanish Civil War / fighter aviation brigade / fighter aviation squadron / pilot / Red Army

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каримов Олег Владимирович, Пумпянская Ольга Владимировна

В статье рассматривается судьба военного летчика, уроженца города Лебедяни Липецкой области, подполковника Антонова Евгения Сергеевича (1910-1942). Получив образование в Ейской и Луганской военных школах летчиков и летчиков-наблюдателей, лейтенант Антонов был назначен в 56-ю истребительную авиационную бригаду в Житомире. В мае 1937 г. Евгений был отобран для направления в специальную командировку в Испанию для помощи республиканской армии в войне с франкистами. Командировка в Испанию, награждение орденами Ленина и Красного Знамени, дружба с Героем Советского Союза Анатолием Константиновичем Серовым послужила своего рода «трамплином» для быстрого карьерного роста Евгения Сергеевича Антонова. К сожалению, жизнь подполковника Антонова завершилась так же трагично – авиационной катастрофой – как и судьба многих известных летчиков конца 1930 – начала 1940-х гг. (С.И. Грицевца, В.П. Чкалова, А.К. Серова, П.Д. Осипенко и других).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A BRAVE WAR PILOT E.S. ANTONOV – A NATIVE OF LEBEDYAN

The article analyzes the fate of a military pilot born in Lebedyan, Lipetsk region, Lieutenant Colonel Antonov Evgeny Sergeevich (1910-1942). Having been educated at Yeisk and Lugansk military schools of pilots and observer pilots, Lieutenant Antonov was assigned to the 56th Fighter Aviation Brigade in Zhytomyr. In May 1937, Eugene was selected to be sent on a special mission to Spain to help the Republican army in the war against the Francoists. A business trip to Spain, awarding the Orders of Lenin and the Red Banner, friendship with Hero of the Soviet Union Anatoly Konstantinovich Serov served as a kind of "springboard" for the rapid career growth of Evgeny Sergeyevich Antonov. Unfortunately, the life of Lieutenant Colonel Antonov ended in a tragic aviation disaster, like the life of many famous pilots of the late 1930s and early 1940s (S.I. Gritsevets, V.P. Chkalov, A.K. Serov, P.D. Osipenko and others).

Текст научной работы на тему «ДОБЛЕСТНЫЙ ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК Е.С. АНТОНОВ – УРОЖЕНЕЦ ГОРОДА ЛЕБЕДЯНИ»

DOI 10.24412/2541-9056-2022-223-37-43 УДК 94(47).084.6-8

ДОБЛЕСТНЫЙ ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК Е.С. АНТОНОВ - УРОЖЕНЕЦ ГОРОДА ЛЕБЕДЯНИ

О.В. Каримов, О.В. Пумпянская

Статья поступила в редакцию 10 апреля 2022 г.

В статье рассматривается судьба военного летчика, уроженца города Лебедяни Липецкой области, подполковника Антонова Евгения Сергеевича (1910-1942). Получив образование в Ейской и Луганской военных школах летчиков и летчиков-наблюдателей, лейтенант Антонов был назначен в 56-ю истребительную авиационную бригаду в Житомире. В мае 1937 г. Евгений был отобран для направления в специальную командировку в Испанию для помощи республиканской армии в войне с франкистами.

Командировка в Испанию, награждение орденами Ленина и Красного Знамени, дружба с Героем Советского Союза Анатолием Константиновичем Серовым послужила своего рода «трамплином» для быстрого карьерного роста Евгения Сергеевича Антонова.

К сожалению, жизнь подполковника Антонова завершилась так же трагично -авиационной катастрофой - как и судьба многих известных летчиков конца 1930 - начала 1940-х гг. (С.И. Грицевца, В.П. Чкалова, А.К. Серова, П.Д. Осипенко и других).

Ключевые слова: военная школа, гражданская война в Испании, истребительная авиационная бригада, истребительная авиационная эскадрилья, летчик, РККА.

A BRAVE WAR PILOT E.S. ANTONOV - A NATIVE OF LEBEDYAN

O.V. Karimov, O.V. Pumpyanskaya

The article analyzes the fate of a military pilot born in Lebedyan, Lipetsk region, Lieutenant Colonel Antonov Evgeny Sergeevich (1910-1942). Having been educated at Yeisk and Lugansk military schools of pilots and observer pilots, Lieutenant Antonov was assigned to the 56th Fighter Aviation Brigade in Zhytomyr. In May 1937, Eugene was selected to be sent on a special mission to Spain to help the Republican army in the war against the Francoists.

A business trip to Spain, awarding the Orders of Lenin and the Red Banner, friendship with Hero of the Soviet Union Anatoly Konstantinovich Serov served as a kind of "springboard" for the rapid career growth of Evgeny Sergeyevich Antonov.

Unfortunately, the life of Lieutenant Colonel Antonov ended in a tragic aviation disaster, like the life of many famous pilots of the late 1930s and early 1940s (S.I. Gritsevets, V.P. Chkalov, A.K. Serov, P.D. Osipenko and others).

Key words: military school, Spanish Civil War, fighter aviation brigade, fighter aviation squadron, pilot, Red Army.

Интерес к судьбе одного из первых советских асов подполковника Антонова Евгения Сергеевича (1910-1942) возник у авторов настоящей статьи после случай-

ного знакомства с его сыном - доктором технических наук, конструктором систем ПВО Антоновым Олегом Евгеньевичем. Всю свою жизнь Олег Евгеньевич посвя-

тил увековечению памяти своего отца на региональном и общероссийском уровнях. В связи с тем, что в архивах не сохранилось личное дело Е.С. Антонова, именно Олег Евгеньевич является хранителем копий отдельных документов.

Евгений Сергеевич Антонов родился 2 марта 1910 г. в г. Лебедяни Тамбовской губернии (в настоящее время - Липецкая область). В 1917-1924 гг. он обучался в местной семилетней школе. В 1926 г. поступил в Лебедянский педагогический техникум [1, с. 20].

В сентябре 1928 г. Евгений был направлен работать школьным работником, так называемым «шкрабом», в школу 1-й ступени села Вислая Поляна Больше-Полянского района Воронежской (позже -Орловской) области. С октября 1929 г. -школьный работник школы 1-й ступени в селе Черепянь Лебедянского района Рязанской (ныне - Липецкой) области. Однако педагогическая работа показалась Евгению слишком однообразной и легкой.

В 1930 г. он перебрался в Москву, где поступил работать машинистом канатных машин на завод «Серп и Молот». В автобиографии Евгений записал: «С 1930 по 1933 г. работал на заводе "Серп и Молот" в канатном цеху машинистом. С января 1933 г. по август 1933 г. работал в завкоме завода "Серп и Молот" председателем цехового комитета канатного цеха» [4].

В 1933 г. он стал кандидатом, а через год - полноправным членом ВКП(б). Помимо партийной работы выполнял отдельные поручения профсоюзной организации.

В Москве Е.С. Антонов поселился вместе с мамой - Марией Петровной на улице Малая Коммунистическая (ныне - улица Станиславского, недалеко от станции метро Таганская и завода «Серп и Молот») [8, л. 4].

1 августа 1933 г. Евгений был призван в РККА, очевидно, по партийной мобилизации, и направлен для учебы в Ейскую военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей имени И.В. Сталина. В декабре 1933 г. переведен в 11-ю Луганскую военную школу пилотов имени пролетариата Донбасса, которую и окончил в декабре 1935 г.

В выпускной партийной характеристике на курсанта 3-й эскадрильи Е.С. Антонова секретарь партийного бюро школы Мазух отмечал: «В 1934 г. проявлял нездоровые настроения, связанные с недовольством дисциплиной и распорядком дня, а с 1935 г. заметно исправился и настроений нездоровых не замечено... Партийные задания выполняет слабо, хотя работать может и хорошо. Слабое выполнение объясняется недостаточным желанием работать. В теоретической и летной учебе успевает отлично. По натуре скрытен, энергичен, живой. 14.10.1935 г.» [4].

Одновременно каждый из выпускников военной авиашколы получил заключение о результатах подготовки. Вот что отмечал инспектор Управления ВВС РККА Бордзов о нашем герое: «В теоретических занятиях идет хорошо. По технике полета идет хорошо. Внешне дисциплинирован, но есть нарекания с командованием, в особенности со старшинами. Идеологически неустойчив. Скрытный, невыдержанный, наблюдаются нездоровые разговоры: "Раньше в тюрьме заставляли тапочки считать, чтобы не о чем было думать, а нас заставляют кровати переставлять"... Усилить воспитание курсанта» [4].

Таким образом, из двух характеристик видно, что военное и летное дело Евгению Антонову очень нравилось, однако необходимость четко соответствовать идеологически направленным требованиям руко-

водства вызывала у него внутренний протест, иногда прорывавшийся наружу.

Один из его сокурсников и сослуживцев - Герой Советского Союза И.Е. Федоров (1914-2011) вспоминал, что Евгений крайне негативно относился к тем курсантам, которые пользовались успехом у командования только за счет партийно-массовой работы, а не в результате успехов в пилотировании [здесь и далее -расшифровка аудиозаписи - прим. авт.]: «Это сильно раздражало комиссаров и вызывало одобрение у курсантов» [4].

14 декабря 1935 г. приказом начальника Управления ВВС РККА Евгений Антонов назначен военным пилотом 35-й истребительной авиационной эскадрильи 56-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа (г. Житомир, аэродром Скоморохи - ныне Озерное). Здесь же служил И.Е. Федоров. Как выпускник более раннего курса он уже занимал должность командира звена: «После школы летчиков, образно говоря, выходили «голышами» - пушком и крылышками обросли, а перышки еще втыкать надо. Летать еще, по сути, не умели» [4]. По словам И.Е. Федорова, для того чтобы выпускник стал хорошим пилотом, согласно официальным документам, требовалось не менее 16 месяцев. За это время молодой летчик овладевал умением летать в группе (для этого даже связывали соседние самолеты ленточкой, и важно было ее не порвать), техникой воздушных боев, стрельбой, умением выполнять виражи, летать ночью. «Когда Антонов пришел, мы выполняли все, что расписано по инструкции. Антонов кончил за 3-4 месяца ввод в строй молодого летчика вместо одного года и четырех месяцев, как по-

ложено по инструкции. Это было сверхотличное достижение» [4].

В апреле 1937 г. представители штаба округа выбрали лейтенанта Е.С. Антонова кандидатом для направления на должность советского военного специалиста в войска республиканской Испании, где с июля 1936 г. шла гражданская война.

31 мая он подписал стандартное обязательство «хранить в строгом секрете назначение и цель моей командировки, в которую я послан командованием» [8, л. 4]. В этот же день на пароходе «Кооперация», отправляющемся из Ленинграда, лейтенант Е.С. Антонов с документами на советского туриста Аркадьева отправился во Францию. Вместе с ним на судне были лейтенанты И.Е. Федоров, М.Н. Якушин (1910-1999) и другие.

Необходимо отметить, что из 56-й истребительной авиационной бригады в Испанию еще в октябре 1936 г. отправились четверо военнослужащих: командир авиазвена лейтенант П.А. Гончаров (1913-1982); летчики-истребители лейтенанты Е.Ф. Кондрат (1911-2002), В.А. Матюнин (1911-1941), Н.И. Мирошниченко (1909-1981). В период с 7 февраля по 13 мая 1937 г. убыли еще четверо: командир авиаотряда старший лейтенант И.И. Евсевьев (1910-1991), командир авиаскадрильи лейтенант В.В. Кузнецов (1909-1939), летчики-истребители лейтенанты И.М. Карпов (1908-1937, пр.б./в.) и М.С. Петров (1909-?). Это было относительно небольшое количество пилотов по сравнению с 23 летчиками 95-й истребительной авиационной бригады (г. Баку). Очевидно, в начале боевых действий советское военное руководство посчитало, что жаркий испанский климат будет легче восприниматься летчиками из воинских

частей, дислоцировавшихся в Азербайджанской ССР [1, подсчитано авторами].

Советским пилотам, находившимся в Испании с октября 1936 по февраль 1937 гг., требовалась замена - наступило элементарное утомление. Старший авиационный советник в республиканской армии генерал Дуглас (он же комкор Я.В. Смуш-кевич) в апреле 1937 г. сообщил в Москву: «За 5 месяцев летчики налетали в боевых условиях в среднем 145 часов на летчика. Это значительно больше годового налета в мирных условиях. Летный состав сильно устал и истрепался не так от полетов, как от непрерывного дежурства у самолетов в ожидании воздушных тревог. Около 1/3 все время болеет. Требуется немедленная замена летчиков» [5, с. 106-107].

Герой Советского Союза генерал-майор авиации Г.Н. Захаров (1908-1996), воевавший в Испании с ноября 1936 г., подтверждал слова своего начальника - за полгода пребывания в командировке его вес снизился с 85 до 65 кг. «Мои друзья выглядели не лучше. Сказывалось постоянное нервное перенапряжение. Ребята стали допускать ошибки - результат притупления реакции» [2, с. 71].

9 июня 1937 г. лейтенант Е.С. Антонов прибыл в Париж, откуда его переправили в Испанию. Уже 13 июня Евгений был в Мурсии. Вместе с Евгением на замену из 56-й истребительной авиационной бригады прибыло еще пятеро военнослужащих: командирами авиазвеньев лейтенанты И.Е. Федоров и В.И. Полянский (1910-1986); инструктором-летчиком -лейтенант Л.М. Ерохин (1910-1937), летчиками-истребителями - старший лейтенант В.П. Долгий (1906-1937, пр. б/в), младший командир сверхсрочной службы Н.С. Иванов (1914-1938).

К концу июня 1937 г. прибыло еще четверо - старшие лейтенанты Я.В. Шипитов (1908-?), лейтенанты И.П. Мищенко (1910-1957) и А.В. Серенко (1912-1973), младший командир сверхсрочной службы Н.Г. Соболев (1912-1996) [1, подсчитано авторами]. Несмотря на обучение в военных школах и службу в строевых частях, все они были неопытными для полетов в боевых условиях.

Вот что об этом вспоминал Герой Советского Союза, полковник в отставке, И.Е. Федоров: «Нам хотелось узнать, что за бои вели наши летчики. Мы думали, что нас сведут, и они расскажут нам. Мы приехали, а тем летчикам, которые воевали, сказали, что в их распоряжении 45 минут. Если опоздаете, то останетесь на второй срок. Так они не уходили с аэродрома, ждали автобуса и уехали» [4].

Лейтенант Е.С. Антонов был зачислен в эскадрилью капитана И.Т. Еременко (И.М. Карпов, Г.А. Мастеров, М.С. Петров, Л.Г. Рыбкин, А.К. Серов, Н.Г. Соболев, С.В. Шалыганов, М.Н. Якушин и несколько иностранных добровольцев), которой достался нелюбимый многими пилотами маневренный, но не слишком скоростной истребитель И-15. Освоение затянулось на пару недель, поэтому к боевым действиям эскадрилья приступила лишь в начале июля 1937 г. Это была, наверное, самая «звездная эскадрилья», так как впоследствии из ее состава И.Т. Еременко стал Героем Советского Союза, генерал-лейтенантом авиации, А.К. Серов - Героем Советского Союза, комбригом, Л.Г. Рыбкин - генерал-лейтенантом авиации и М.Н. Якушин - генерал-майором авиации.

Однако этой эскадрилье повезло больше, чем той, куда был зачислен И.Е. Федоров. Упомянутый выше Г.Н. Захаров вспо-

минал: «Но вот и нам на смену прибыл отряд истребителей. Его возглавляют Михаил Якушин и Анатолий Серов. Николая Мирошниченко, Павла Агафонова, меня и еще нескольких человек оставляют для того, чтобы на первых порах мы помогли освоиться нашим товарищам» [2, с. 71-72].

Вскоре после прибытия Евгения Сергеевича, 25 июня 1937 г., в авиакатастрофе погиб летчик-инструктор лейтенант Л.М. Ерохин. Это было свидетельством недостаточного налета даже для инструктора, не говоря о среднестатистическом советском военном летчике.

Первым серьезным сражением стала для Евгения Антонова Брунетская операция (6-25 июля 1937 г.). 8 июля 1937 г. здесь пропал без вести пилот эскадрильи лейтенант И.М. Карпов, а 18 июля 1937 г. - лейтенант В.П. Долгий (летчик из Житомирской бригады).

Через месяц капитан И.Т. Еременко ушел на вышестоящую должность, а командиром эскадрильи был назначен лейтенант А.К. Серов. Основным его напарником стал Михаил Якушин. В конце июля в ночном бою они смогли уничтожить по одному бомбардировщику «Юнкерс-52», став примером для каждого летчика эскадрильи.

3 ноября 1937 г. лейтенант Е.С. Антонов был награжден орденом Красного Знамени, а 28 января 1938 г. уже вернулся в СССР.

В феврале 1938 г. полковником вернулся из Испании А.К. Серов, которому в марте 1938 г. было присвоено звание Героя Советского Союза. Евгений же был награжден орденом Ленина.

По словам О.Е. Антонова, А.К. Серов стремился добиться присвоения звания Героя Советского Союза и своим боевым товарищам М.Н. Якушину и Е.С. Антонову. Однако до настоящего времени наград-

ной лист на Е.С. Антонова обнаружить не удалось, а нереализованное представление на М.Н. Якушина нами было найдено [7, л. 2-3]. Подписали документ начальник 11 отдела Генерального штаба РККА комдив М.И. Дратвин и военный комиссар отдела полковой комиссар Потапов.

А.К. Серов не забыл своих «испанских» друзей, и после назначения на должность начальника Главной летной инспекции ВВС РККА пригласил туда М.Н. Якушина, Е.С. Антонова и других командиров своей эскадрильи. По возвращении в СССР капитан Евгений Сергеевич Антонов продолжил службу в Главной летной инспекции ВВС Красной армии, которую возглавлял А.К. Серов.

В один из дней 1938 г., в противовес «красной пятерке» асов, по инициативе А.К. Серова был создана так называемая нештатная «серовская» пятерка, в которую были зачислены пилоты, имевшие боевой опыт: А.К. Серов, Б.А. Смирнов (1910-1984), А.С. Антонов, В.Г. Рахов (1914-1939). Впоследствии звания Героев Советского Союза будут удостоены Б.А. Смирнов и посмертно В.Г. Рахов.

18 августа 1938 г., в День авиации, «се-ровская» пятерка впервые выступила на Тушинском аэродроме. К концу года «пятерка» стала «семеркой» - в нее вошли Герой Советского Союза И.А. Лакеев (19081990) и А.П. Николаев (1909-?). Несмотря на занятость по службе, «семерка» тренировалась ежедневно и 1 мая 1939 г. выступила на праздничном первомайском воздушном параде. Однако через несколько дней - 11 мая 1939 г. комбриг А.К. Серов погиб в испытательном полете вместе с Героем Советского Союза П.Д. Осипенко (1905-1939). Полина Осипенко была супругой другого участника гражданской войны

в Испании, Героя Советского Союза, А.С. Осипенко (1912-1991).

Незадолго до этих событий, в апреле 1939 г., Евгению Сергеевичу было присвоено воинское звание майор. По итогам советско-финляндской войны майор Е.С. Антонов был награжден орденом Красной Звезды (22 февраля 1941 г.) [6].

Начало Великой Отечественной войны майор Е.С. Антонов встретил инспектором-летчиком Управления боевой подготовки Главного управления ВВС Красной армии. 10 сентября 1941 г. он был назначен старшим инспектором истребительной авиации. В его задачи входило оказание помощи летчикам боевых частей по освоению новых истребителей МиГ-3 и Як-1. В это время Инспекцию ВВС возглавил майор В.И. Сталин (1921-1962). К сожалению, документов этого органа военного управления в ЦАМО не выявлено.

Майор В.И. Сталин, пользуясь особым положением, вышел с инициативой создания особых истребительных полков, укомплектованных только лучшими пилотами, имевшими боевой опыт. Имея возможности по отбору кадров, он начал комплектовать в Люберцах особый истребительный полк на базе 434-го истребительного авиационного полка [3].

24 марта 1942 г. Евгений Сергеевич Антонов был назначен старшим инспектором истребительной авиации при заместителе наркома обороны СССР с одновременным присвоением воинского звания подполковник. 3 мая 1942 г. - помощником начальника инспекции ВВС Красной армии при заместителе наркома обороны СССР по истребительной авиации.

В середине мая 1942 г. трое опытных пилотов - Герой Советского Союза А.Ф. Семенов (1912-1979), подполковник Е.С. Антонов, подполковник Ф.М. Пруцков

(1908-1943) получили задачу - подготовить за один месяц к боевым действиям на истребителе Як-1 434-й истребительный авиационный полк. Задача была успешно выполнена - через месяц полк был на фронте.

Однако испытания нового самолета продолжались. 28 июня 1942 г. подполковник Е.С. Антонов должен был испытывать модернизированный вариант истребителя Як-1 здесь же на Люберецком аэродроме. Именно этот самолет предназначался для полковника В.И. Сталина. Однако произошла трагедия - после пикирования при выходе в набор высоты самолет сорвался в штопор, разбился и загорелся. В РГАКФД сохранилась кинохроника этого полета и момент опознания тела пилота. Таким образом, О.Е. Антонов мог спустя годы сам увидеть процесс полета своего отца. Высказывались предположения, что это был целенаправленный акт против сына Иосифа Сталина. Документов расследования данного происшествия в ЦАМО нами также не обнаружено. Центральный архив ФСБ России не подтвердил наличие этих материалов.

Подполковник Евгений Сергеевич Антонов был похоронен на Донском кладбище в Москве. В память о знаменитом земляке одна из улиц города Лебедяни получила имя героя. В гимназии № 1 был создан музей, и уже более 20 лет в день рождения летчика - 2 марта - здесь проходят памятные мероприятия, в которых участвуют сын пилота - О.Е. Антонов, ветераны-интернационалисты, военнослужащие Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ имени В.П. Чкалова (г. Липецк) и один из авторов настоящей статьи.

Список литературы

1. Арцыбашев В.А., Каримов О.В., Волошенко И.Н. Из Москвы в страну «Икс». Книга памяти советских добровольцев - участников гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. - М.: Главархив Москвы, 2016. -Т. 2. - 392 с.

2. Захаров Г.Н. Я - истребитель. - М.: Воениздат, 1985. - 229 с.

3. Исаев С. Страницы истории 32-го гвардейского Виленского орденов Ленина и Кутузова III степени истребительного авиационного полка [Электронный ресурс]. - URL: http://mgimo-1984.narod.ru/ÜÜ1.html (дата обращения - 01.03.2022).

4. Личный архив О.Е. Антонова.

Б. РККА и Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. Сборники информационных материалов Разведывательного управления РККА: В 8 т. - М.: РОССПЭН, 2020. - Т. 3. - 527 с.

6. Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЦАМО). Учетно-послужная карточка Е.С. Антонова.

7. ЦАМО. Ф. 23. Оп. 6826. Д. 1.

5. ЦАМО. Ф. 23. Оп. 6699. Д. 3.

References

1. Arcybashev V.A., Karimov O.V., Voloshenko I.N. Iz Moskvy' v stranu «Iks». Kniga pamyati sovetskix dobrovolcev - uchastnikov grazhdanskoj vojny' v Ispanii 1936-1939 gg. - M.: Glavarxiv Moskvy, 2Ü16. - T. 2. -392 s.

2. Zaxarov G.N. Ya - istrebitel . - M.: Voenizdat, 1985. - 229 s.

3. Isaev S. Stranicy istorii 32-go gvardejskogo Vilenskogo ordenov Lenina i Kutuzova III stepeni istrebitelnogo aviacionnogo polka [Elektronnyj resurs]. - URL: http://mgimo-1984.narod.ru/ÜÜ1.html (data obrashheniya -01.03.2022).

4. Lichny'j arxiv O.E. Antonova.

Б. RKKA i Grazhdanskaya vojna v Ispanii 1936-1939 gg. Sborniki informacionnyx materialov Razvedy vatel nogo upravleniya RKKA: V 8 t. - M.: ROSSPE N, 2Ü2Ü. - T. 3. - 527 s.

6. CentraPny'jarxiv Ministerstva oborony' Rossijskoj Federacii (dalee - CzAMO). Uchetno-posluzhnaya kartochka E.S. Antonova.

7. CzAMO. F. 23. Op. 6826. D. 1.

5. CzAMO. F. 23. Op. 6699. D. 3.

Для ссылки: Каримов О.В., Пумпянская О.В. Доблестный военный летчик Е.С. Антонов - уроженец города Лебедяни // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2Ü22. - №2 (23). - С. 37-43.

DOI 1Ü.24412/2541-9Ü56-2Ü22-223-37-43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.