Научная статья на тему '«Дней Александровых прекрасное начало. . . »: о ценностном значении приветственных стихов Г. Р. Державина'

«Дней Александровых прекрасное начало. . . »: о ценностном значении приветственных стихов Г. Р. Державина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
461
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г.Р.ДЕРЖАВИН / ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ АЛЕКСАНДРА I / ОДА / АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПРИВЕТСТВЕННЫЕ СТИХИ / ХРИСТИАНСКИЕ ЦЕННОСТИ / G.R.DERZHAVIN / ENTHRONIZATION OF ALEXANDER I / GREETING VERSE / ODE / AUTHOR'S PERCEPTION / CHRISTIAN VALUES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Федосеева Т. В.

Приветственные стихи Г.Р.Державина анализируются с точки зрения выраженного в них авторского мировосприятия и духовных ценностей. Произведен сопоставительный мотивный и контекстуальный анализ оды «На восшествие на престол императора Александра I» (1801) и «Стихов на рождение в Севере порфирородного отрока» (1779). Сделаны наблюдения художественного функционирования античной образности в сочетании с элементами восточнославянской мифологии и северной топики. Обнаружены библейские мотивы и художественное воплощение христианских ценностей. Сделаны выводы о том, что традиционная одическая форма стихотворения «На восшествие на престол императора Александра I» служит выражению обусловленного индивидуальным опытом мировосприятия автора и восходит к традиционным для России духовным ценностям. Проведенное исследование может служить материалом для изучения русской литературы начала XIX века в вузе и школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“THE BEAUTIFUL BEGINNING OF ALEXANDER’S DAYS”: ON MEANING AND VALUE OF THE G.R.DERZHAVIN’S GREETING VERSE

The greeting verse by G.R.Derzhavin is analyzed from the point of view of the author’s world perception and spiritual values expressed in them. The comparative analysis of motives and context of the ode “To the enthronization of Emperor Alexander I” (1810) and “Verse to the birth of an offspring born to the crown in the North” (1779). We made a review of fictional functioning of antique imagery accompanied by elements of Eastern Slavic mythology and Northern topic. Biblical motives and fictional embodiment of evangelical blessings are found. Conclusions are drawn concerning the fact that traditional odic form of the poem “To the enthronization of Emperor Alexander I” serves to the expression of the author’s world perception presupposed by the individual experience and is connected to the spiritual values traditional for Russia. The research made can serve as the material for studying Russian literature of the XIX century at High School and at school.

Текст научной работы на тему ««Дней Александровых прекрасное начало. . . »: о ценностном значении приветственных стихов Г. Р. Державина»

УДК 371.215+821.161.1

«ДНЕЙ АЛЕКСАНДРОВЫХ ПРЕКРАСНОЕ НАЧАЛО...»: О ЦЕННОСТНОМ ЗНАЧЕНИИ ПРИВЕТСТВЕННЫХ СТИХОВ Г.Р.ДЕРЖАВИНА

Т.В.Федосеева

"THE BEAUTIFUL BEGINNING OF ALEXANDER'S DAYS": ON MEANING AND VALUE OF THE

G.R.DERZHAVIN'S GREETING VERSE

T.V.Fedoseeva

Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина, t.fedoseeva@rsu.edu.ru

Приветственные стихи Г.Р.Державина анализируются с точки зрения выраженного в них авторского мировосприятия и духовных ценностей. Произведен сопоставительный мотивный и контекстуальный анализ оды «На восшествие на престол императора Александра I» (1801) и «Стихов на рождение в Севере порфирородного отрока» (1779). Сделаны наблюдения художественного функционирования античной образности в сочетании с элементами восточнославянской мифологии и северной топики. Обнаружены библейские мотивы и художественное воплощение христианских ценностей. Сделаны выводы о том, что традиционная одическая форма стихотворения «На восшествие на престол императора Александра I» служит выражению обусловленного индивидуальным опытом мировосприятия автора и восходит к традиционным для России духовным ценностям. Проведенное исследование может служить материалом для изучения русской литературы начала XIX века в вузе и школе.

Ключевые слова: Г.Р.Державин, восшествие на престол Александра I, ода, авторское сознание, приветственные стихи, христианские ценности

The greeting verse by G.R.Derzhavin is analyzed from the point of view of the author's world perception and spiritual values expressed in them. The comparative analysis of motives and context of the ode "To the enthronization of Emperor Alexander I" (1810) and "Verse to the birth of an offspring born to the crown in the North" (1779). We made a review of fictional functioning of antique imagery accompanied by elements of Eastern Slavic mythology and Northern topic. Biblical motives and fictional embodiment of evangelical blessings are found. Conclusions are drawn concerning the fact that traditional odic form of the poem "To the enthronization of Emperor Alexander I" serves to the expression of the author's world perception presupposed by the individual experience and is connected to the spiritual values traditional for Russia. The research made can serve as the material for studying Russian literature of the XIX century at High School and at school.

Keywords: G.R.Derzhavin, enthronization of Alexander I, greeting verse, ode, author's perception, Christian values

Современное изучение русской литературы XIX века требует корректировки и уточнения ее духовного и ценностного потенциала. Если середина и вторая половина века к настоящему времени основательно изучена в этом направлении, то начало века изучено явно недостаточно. Творчество Г.Р.Державина принято рассматривать в идеологическом и историческом контексте русского Просвещения, тогда как в начале XIX века в нем выражены идеи и духовно-эстетические искания предроманти-

ческого периода, сосредоточенные в области индивидуального и национального содержания литературного творчества.

Учитывая предшествующий опыт изучения лирики позднего Г.Р.Державина с мировоззренческой точки зрения: выделение идеала «свободной личности», ориентированности на античный образ свободного поэта — будем отталкиваться от наблюдений А .А .Смирнова, увидевшего в анакреонтике Державина национально и биографически определенный об-

раз человека [1]. Поставив целью определение ценностного смысла приветственных стихов поэта, проанализируем оду «На восшествие на престол императора Александра I» (1801), тематически и структурно связанную со «Стихами на рождение в Севере порфирородного отрока» (1779).

По воспоминаниям современников, 12 марта 1801 года, когда в Петербурге сообщили о внезапной смерти императора Павла и восшествии на престол его сына Александра I, на улицах поздравляли друг друга. Как писал Ф.Ф.Вигель, «все чувствовали какой-то нравственный просторъ, взгляды сделались у всЬхъ благосклоннее, поступь смелЬе, дыхаше свободнее» [2]. Такой перемене в состоянии общества способствовали указы молодого царя: были помилованы и возвращены на службу тысячи несправедливо пострадавших от произвола Павла I; снят запрет на ввоз многих товаров, в частности книг и музыкальных нот, из-за границы; восстановлены дворянские выборы и денежные вложения государства в ведущие научные учреждения; упразднена Тайная канцелярия, отменены пытки в дознании. (Именно эта сторона правления нашла отражение в пушкинской фразе из стихотворения «Послание цензору» 1822 года: «Дней Александровых прекрасное начало...».) Молодой император, не без оснований провозгласивший себя наследником Екатерины II, утверждал государственную законность, исключающую произвол. Г.Р.Державин был воодушевлен воцарением молодого императора в 1801 году, откликнулся на него одой, в том же году создал ряд лирических произведений различных жанров, посвященных молодому императору и его семье: «Стихи на коронацию..», «Венчание Леля», «Явление Аполлона и Дафны на Невском берегу», «Беседа с Гением» и другие.

В рукописи оды «На восшествие.», как это следует из примечания Я.К.Грота, сохранилось иное название: «Ода на всерадостное на престолъ восшеств1е императора Александра Перваго, случившееся 12-го марта, когда солнце въ знакъ Овна, на путь весны вступило и началося новое столЬпе, 1801 года» (2, 355). В нем актуализируется ряд мотивов: радость о воцарении молодого императора; наступление весны с вхождение солнца в знак Овна; начало нового века. Эти мотивы сближают оду с произведением, причисленным автором по легкости слога к анакреонтическим песням и впервые опубликованным под названием: «Стихи на рождеше в СЬверЬ порфиророднаго отрока декабря во 2-й надесять день, в который солнце начинаетъ возвратъ свой от зимы на лЬто» (1, 82). В «Стихах.» выраженное иносказательно абсолютное господство зимы поколеблено рождением «порфирородного отрока» — «Родился — и въ ту минуту / Пересталъ реветь Борей; / Онъ дох-нулъ — и зиму люту / Удалилъ Зефиръ съ полей». Подчеркнутое самим автором аллегорическое значение образности стихотворения отсылает к северной топике: «Сыпалъ инеи пушисты / И метели возды-малъ; / Налагая цЬпи льдисты, / Быстры воды око-валъ» (1, 81-82). Угадывается в нем и соответствие славянским верованиям, соответственно наблюдениям А.Н.Афанасьева, они верили, что в ноябре, когда зима вступает в свои права, «нечистая сила выходит из пропастей ада и своим появлением производит холода, метели и вьюги: земля застывает, воды око-

вываются льдами, и жизнь замирает. Но в декабре, когда, по-видимому, Зима совсем победила, Солнце "поворачивает на лето".» (выделено мною. — Т.Ф.) [3]. У Державина Борей — «лихой старик» (согласно восточнославянской мифологии, Лихо — олицетворение злой судьбы) — приводит мир жизни. Приветствуемое в стихотворении рождение царственного отрока, выпавшее на день зимнего солнцестояния, предвещает поворот солнца на лето, активно противостоит злой силе зимы и сулит перемены к лучшему в физической и духовной жизни человека.

В оде «На восшествие на престол.» соперничество зимы и лета показано тоже как противоборство добра со злом, в котором побеждает добро: «ВЬкъ новый! Царь младый, прекрасный / Пришелъ днесь къ намъ весны стезей! <.> Умолкъ ревъ Норда сиповатый, / Закрылся грозный, страшный взглядъ.» (2, 355-356). Когда недоброжелатели поэта распространили при дворе мнение, что в этих строках речь идет о смерти Павла I, автор со свойственной ему категоричностью, заявлял: «.могутъ думать какъ хотятъ; но стихи сш относятся до вышесказанной оды» («На рождение.». — Т.Ф.) (2, 356). Вряд ли стоит сомневаться в правдивости этого заверения — общеизвестна объективность автокомментариев Державина, прямо указывающих на связь поэтического мира с действительным, как справедливо заметила О.А.Фарафонова «в адекватном для авторского замысла ключе» [4]. (А посему, невозможно согласиться с современным исследователем, интерпретирующим названные строки как выражение отрицательного отношения поэта к Павлу I [5].)

В оде, как и «Стихах на рождение.», приход молодого царя соотносится с приближением весны и образом Овна, поворачивающего зиму на лето:

На темный, вижу, шаръ подлунный

Съ равнинъ небесныхъ, горнихъ мЬстъ

Овенъ младый, золоторунный

Незапно вшелъ и сталъ средь звЬздъ.

Не кротости ль символъ въ немъ зрится? (2, 357-358).

Овен в тексте стихотворения — не столько астрономический знак, сколько символ кротости, что подчеркнуто самим автором и в примечании к оде, и в последовавшем за ней цикле посвященных Александру стихотворений, одно из которых называется «Гимн кротости». Приветствуя молодого императора, Державин говорит не только о монарших, но и о его человеческих достоинствах и заставляет вернуться к описанной в «Стихах на рождение.» сцене благотворения «порфирородного отрока» слетевшимися к нему Гениями. Каждый из них принес свой дар: «. громъ въ руки / Для предбудущихъ побЬдъ», «художества, науки», «обил1е, богатство», «с1яше пор-фиръ», «утехи и пр1ятство», «спокойств1е и миръ», «тЬлесну» и «душевну красоту», «прозорливость», «разумъ, духа высоту». Заканчивая перечень всех «совершенств» будущего царя, поэт называет важнейшим «добродетель»: «Будь страстей твоихъ владетель, / Будь на тронЬ человЬкъ!» (1, 84). Также и в оде «На восшествие.» в качестве условия благодатного правления утверждаются человечность царя — «духъ и умъ», «усердье», «святость», «невинность», «вЬрность». Формально выдержанное в духе прошлого века наставление монарху, по существу,

ценностно ориентировано на Божью милость, кротость и смирение, воплощает авторскую религиозно-философскую концепцию власти [6]. За внешним антуражем утверждается внутренний человек, душа, над которой не властен «враг»:

Такъ: что престолъ, вЪнецъ, держава, Власть, сила и аянье благъ, Когда спокойнаго нЬть нрава И въ насъ свирЪпствуетъ нашъ врагъ? (2, 360). В духовном измерении библейского текста з.

«враг» искушает, соблазняет и мучит душу человека. Так, в тексте 142 псалма царя Давида овладение врагом душой человека приравнивается к смерти: «Враг преследует душу мою, втоптал в землю жизнь мою, принудил меня жить во тьме, как давно умерших (Пс. 142: 3). Таким образом, благотворность правления ставится Державиным в зависимость от состояния души правителя. Утверждая богоизбранность царской власти, поэт награждает молодого царя христианскими добродетелями, транслируя в текст оды евангель- 6. ские блаженства. Александру не грозит гнев небес, неизменно наказывающий тех, кто безразличен к народному горю: «Не на словахь ты милосердье / Покажешь, — на дЬлахъ твоихъ» (блажени милостивии); он «ангелъ кротости и мира» (блажени кротции) и миротворец — «Народовъ многихь утЬшитель, / Отрада царствь, покой сердецъ» (блажени миротворци); ему предрекается справедливое царение — «Твоею 1. милостью, щедротой / Любимецъ твой весь будеть св^тъ» (блажени чистии сердцем). На молодого царя возлагаются большие надежды — он принесет благо -словение всей стране; кроткий и милостивый царь заслужен многими страданиями России: «О Боже! Ты внушилъ рыданье / И бЪдства наши прекратилъ» (блажени плачущие). Ю.В.Стенник заметил, что мотив «счастья-блаженства» в стихах Г.Р.Державина служит выражению гражданского чувства, представление же о частном человеке исследователь связывает с античной традицией [7]. По отношению к проанализированным произведениям, как и многим другим, такое разделение невозможно, державинский частный человек устремлен к общественному благу.

Основные мотивы поздней лирики поэта: по- 4.

иск смысла жизни, Божественное благословение власти, служение отечеству — объединяются с утверждением одухотворенности внутреннего человека. Лирическая эмоция автора, вызванная воцарением Александра I, воплощается, с одной стороны, применением традиционной для классицистической оды античной мифопоэтики, с другой — восточнославянских верований и рефлексии авторского сознания, обусловленного его индивидуальным опытом и восходящего к традиционным для России духовным ценностям, иерархично выстроенным в парадигме: «Бог — царь — человек».

Смирнов А.А. Г.Р.Державин и А.С.Пушкин: два этапа русской анакреонтики // Творчество Г.Р.Державина. Специфика. Традиции: науч. ст., докл., очерки, заметки / Редкол.: Ю.Э.Михеев (сост. и отв. ред.) и др. Тамбов: ТГПИ, 1993. С. 48-54.

Сочинешя Державина: В 9 т. / С объясн. прим. [и пре-дисл.] Я.Грота. СПб.: Имп. Акад. наук, 1864—1883. [Электр. ресурс]. URL: http://philolog.petrsu.ru/ derzhavin/index.html (дата обращения: 04.09.2016). Т. 2. С. 358. Далее ссылки на это издание приводятся в тексте статьи с указанием тома и страницы в круглых скобках. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. 1. C. 56. [Электр. ресурс]. URL: http://e-libra.ru/read/96859-poyeticheskie-vozzreniya-slavyan-na-prirodu-tom-1.html (дата обращения: 04.09.2016).

Фарафонова О.А. Автокомментарий Г.Р.Державина // Критика и семиотика. Новосибирск, 2010. Вып. 14. С. 5867.

Ларкович Д.Н. Павел I в лирической рефлексии Г.Р.Державина // Филологический класс. 2012. № 4(30). С. 59-62.

Федосеева Т.В. Сюжет о гордом/грешном царе в трагедиях Г.Р.Державина // Проблемы исторической поэтики / Редкол.: В.Н.Захаров (отв. ред.) и др. Вып. 14: Анализ, интерпретации, понимание. Петрозаводск: Изд-во Петр-ГУ, 2016. С. 68-88.

Стенник Ю. В. Традиции поэзии Державина в романе Пушкина «Евгений Онегин» // Державинский сборник / Под ред. В.А.Кошелева. Новгород, 1995. С. 26-35.

References

Smirnov A.A. G.R.Derzhavin i A.S.Pushkin: dva etapa russkoy anakreontiki [Derzhavin and A.S. Pushkin: two periods of Russian Anacreontic]. Mikheev Yu.E., ed. Tvorchestvo G.R.Derzhavina. Spetsifika. Traditsii: nauch. st., dokl., ocherki, zametki. Tambov: TGPI Publ., 1993, pp. 4854.

Sochineniya Derzhavina: V 9 t. [The works of Derzhavin in 9 vols.]. Saint Petersburg, 1864—1883. Available at: http://philolog.petrsu.ru/ derzhavin/index.html (accessed: 04.09.2016). Vol. 2, p. 358. Further references to this edition are in round brackets.

Afanas'ev A.N. Poeticheskie vozzreniya slavyan na prirodu: opyt sravnitel'nogo izucheniya slavyanskikh predaniy i verovaniy v svyazi s mificheskimi skazaniyami drugikh rodstvennykh narodov. Vol. 1, p. 56. [Slavic poetic views of the nature: the experience of comparative study of Slavic tales and beliefs in connection with mythological tales of other native peoples]. Available at: http://e-libra.ru/read/96859-poyeticheskie-vozzreniya-slavyan-na-prirodu-tom-1.html (accessed: 04.09.2016). Farafonova O.A. Avtokommentariy G.R.Derzhavina [Self-comments by G.R.Derzhavin]. Kritika i semiotika. Novosibirsk, 2010, iss. 14, pp. 58-67.

Larkovich D.N. Pavel I v liricheskoy refleksii G.R.Derzhavina [Paul I in lyrical reflection of G.R.Derzhavin]. Filologicheskiy klass, 2012, no. 4(30), pp. 59-62.

Fedoseeva T.V. Syuzhet o gordom/greshnom tsare v tragediyakh G.R.Derzhavina [The plot about a proud/sinful tsar in the tragedies by G.R.Derzhavin]. Zakharov V.N., ed. Problemy istoricheskoy poetiki, iss. 14: Analiz, interpretatsii, ponimanie. Petrozavodsk: PetrGU Publ., 2016, pp. 68-88. Stennik Yu.V. Traditsii poezii Derzhavina v romane Pushkina "Evgeniy Onegin" [Traditions of Derzhavin's poetry in the novel " Eugene Onegin"]. Koshelev V.A., ed. Derzhavinskiy sbornik. Novgorod, 1995, pp. 26-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.