Научная статья на тему 'Дневной стационар психиатрической больницы'

Дневной стационар психиатрической больницы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
737
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дневной стационар психиатрической больницы / психосоциальная реабилитация и психотерапия / Day in-patient psychiatric facility. Psychosocial rehabilitation and psychotherapy

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сперанская Т. Н., Четвериков Д. В.

В сообщении рассмотрены основные показатели работы дневного стационара, изучена логистика пациен-тов. Особое внимание уделено специфики проведения психотерапевтической работы с пациентами дневного стационара. Авторы считают, что дневной стационар психиатрической клиники является эффективным вариантом стационар-замещающих технологий психиатрического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сперанская Т. Н., Четвериков Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAY IN-PATIENT PSYCHIATRIC FACILITY

In this article discussed the basic parameters of work of the day in-patient department, studied patients’ logistics. Spe-cial attention is paid to the specificity of the psychotherapeutic work with patients in the day in-patient department. The authors came to conclusion that a day in-patient department of the psychiatric clinic is an effective option for the hospital-replacing technologies of the psychiatric service.

Текст научной работы на тему «Дневной стационар психиатрической больницы»

УДК 616.89(082)

ДНЕВНОЙ СТАЦИОНАР ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ Т.Н. Сперанская, Д.В. Четвериков

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»

Аннотация. В сообщении рассмотрены основные показатели работы дневного стационара, изучена логистика пациентов. Особое внимание уделено специфики проведения психотерапевтической работы с пациентами дневного стационара. Авторы считают, что дневной стационар психиатрической клиники является эффективным вариантом стационар-замещающих технологий психиатрического сервиса.

Ключевые слова. Дневной стационар психиатрической больницы, психосоциальная реабилитация и психотерапия.

DAY IN-PATIENT PSYCHIATRIC FACILITY

Speranskaya T.N., Chetverikov D. V.

Resume. In this article discussed the basic parameters of work of the day in-patient department, studied patients' logistics. Special attention is paid to the specificity of the psychotherapeutic work with patients in the day in-patient department. The authors came to conclusion that a day in-patient department of the psychiatric clinic is an effective option for the hospital-replacing technologies of the psychiatric service.

Keywords. Day in-patient psychiatric facility. Psychosocial rehabilitation and psychotherapy.

Большой вклад в развитие идей социальной реабилитации внесла российская школа психиатрии. Еще в конце XIX - начале XX века в России делались попытки внедрения в процесс оказания помощи психически больным элементы подходов, которые в дальнейшем получили развитие в рамках терапии средой, а также активного использования трудовой терапии. В сельской местности стали создаваться крупные психиатрические больницы-колонии, активно использующие труд для лечения психических заболеваний и социального восстановления больных. Развивался патронаж, что рассматривалось как важный элемент лечения и реабилитации.

Важным этапом, опережающим другие страны, явилось повсеместное создание начиная с 20-х-30-х годов внебольничного диспансерного раздела психиатрической помощи, связанного с признанием значимости для терапии и реабилитации психически больных условий непосредственного социального окружения, а также развитие промежуточных учреждений.

В 1933 году в России впервые в мире был создан дневной стационар, который использовался как важный элемент социально-трудовой реабилитации психически больных. В дальнейшем это направление - социально-трудовая реабилитация больных-хроников, получило активное развитие1. Большой вклад в разработку проблемы реабилитации внесла Ленинградская психиатрическая школа (М.М. Кабанов и соавт., 1977, 1978, 1985, 2001). Особенностью данного подхода являлась его комплексность, совмещающая в себе организационные и клинические

1 Красик Е.Д. Реабилитация психически больных: достижения и проблемы //Новое в теории и практике реабилитации психически больных. - Л.: Институт им. В.М. Бехтерева, 1985. - С. 39-43.

моменты. Практиковалось широкое привлечение пациентов к трудовым процессам, ведение активной реабилитационной работы как в стационаре, так и после выписки из него, в том числе в промежуточных учреждениях.

Реабилитационное направление в деятельности Омской областной психиатрической клиники развивается практически на всем протяжении ее истории. Первоначальная модель помощи пациентам была преимущественно биологической и ограничивалась изоляцией больного и назначением лечения. Однако уже в 20-х годах прошлого столетия появилась патронажная система, ставился вопрос о создании в больнице удобных для больных условий, дифференцированного размещения их в палатах. В 1925 году открыта мастерская трудовой терапии, в штат вводится должность педагога-физкультурника, а в 1937 - должность социальной медицинской сестры. В 40-х годах организуется подсобное хозяйство, в котором работают пациенты больницы, открывается дневной стационар. В конце 50-х годов на базе подсобного хозяйства строится загородное отделение для больных с затяжным течением заболевания, где они совмещали лечение с работой.

С 70-х годов в диспансерном отделении вводится психотерапевтический прием, работает кабинет социально-бытовой помощи. Возобновляет работу дневной стационар, значительно расширяются лечебно-производственные мастерские, в которых открываются цеха для амбулаторных больных, вводится должность заместителя главного врача по реабилитации. В стационарных отделениях широко используется принцип самообслуживания пациентов, проводятся досуговые мероприятия, оформляются пенсии, восстанавливаются утраченные документы, пациенты заняты трудотерапией. В 1979 году организуется стационар на дому.

В настоящее время Дневной стационар Омской психиатрической больницы - полноценно функционирующее подразделение, которое стало неотъемлемым компонентом психиатрической службы региона. В модели дневного стационара гармонично сочетаются возможности интенсивного психофармакологического лечения при минимальном социальном ущербе, связанном с госпитализацией в психиатрический стационар. В настоящем сообщении рассмотрены основные показатели деятельности дневного стационара, которые, на наш взгляд отражают стационар-замещающую тенденцию развития психиатрической службы.

Основные показатели. В течение 2015 года в отделение поступило 695 пациентов (в 2014 г. - 745), выписано 703 (2014 г. - 742). Увеличилась длительность пребывания выписанного больного на 4,8 мес. Оборот койки практически не изменился, длительность работы койки изменилась несущественно - с 248,1 до 249,1.

Анализ количества поступивших больных за последние 5 лет показывает тенденцию к сокращению показателя поступления пациентов в дневной стационар (рисунок 1).

830 810 790 770 750 730 710 690 670 650

2011 г

2012 г 2013 г

2014 г

2015 г

Рисунок 1. Динамика поступлений в Дневной стационар 2011-2015 гг.

Снижение количества поступивших пациентов можно объяснить увеличением койко-мест в иных отделениях дневного пребывания пациентов - Отделении интенсивного лечения в сообществе и Реабилитационном дневном стационаре. Всего в течение 2015г. было направлено на лечение круглосуточными стационарами 45 человек, что почти в три раза меньше, чем в 2014г. (120 чел.)

Всего в течение 2015 года было направлено на лечение круглосуточными стационарами 45 человек, что почти в три раза меньше, чем в 2014г. (120 человек). Амбулаторным звеном -диспансерным отделением для взрослых -направлены 625 человек, кроме того, Психотерапевтическое отделение - 7 больных, ОИЛС -13 больных, РДС - 5 человек. В сравнении с 2014

г., направлено в дневной стационар диспансером на 15 чел. больше, количество пациентов из ПТО и РДС осталось почти на прежнем уровне.

Выписано в диспансер 609 человек. Выписано как прекратившие посещение 40 пациентов, из них: 21 человек - лица, проходившие обследование по линии военкомата (в 2014г. эти показатели были соответственно 66 и 29). Таким образом, в 2015 г. количество пациентов, не завершивших обследование по линии военкомата, снизилось на 8 чел. Количество пациентов, выписанных как, не посещающие, также снизилось на 26 человек, в сравнении с 2014г. Причинами прекращения посещения отделения в отчетном году, были переводы пациентов в общемедицинские (хирургические и т.п.) ЛПУ, другая часть больных отказалась от дальнейшего лечения в связи с недостаточной критикой к наличию психического заболевания или отсутствием её, а также в связи с материальными затруднениями (отсутствие денег на проезд), или в связи с выходом на работу (в случае отказа от выдачи листка нетрудоспособности).

С ухудшением состояния было переведено в круглосуточный стационар 24 человека (в 2014 - 37). В большей части случаев, ухудшение психического состояния пациентов наступило, вследствие несоблюдения режима приёма лекарственных препаратов (самостоятельное прекращение приёма лекарства или употребление в увеличенной дозировке), в силу невозможности контроля со стороны медицинских работников и амбулаторного режима пациентов.

Нозологические формы. Нозологическое распределение пациентов дневного стационара представлено в таблице 1. Из нозологических форм преобладают непсихотические психические расстройства (396), на 2 месте стоит шизофрения (147), на 3 месте аффективные непсихотические расстройства (74). Количество пациентов с умственной отсталостью в 2015г. осталось практически на уровне показателя 2014г. Процент регоспитализаций составил в 2015г. 4,0, по сравнению с 8,6 в 2014г.

Военная экспертиза. В 2015 г. поступило по линии военкомата 327 человек, из них было проведено 297 экспертиз лицам призывного возраста. Здоровыми было признано 5 испытуемых, что на 3 человека больше, чем в 2014 г. Не закончил обследование по разным причинам 21 испытуемый (в 2014 - 29). Средняя длительность обследования лиц призывного возраста составила 21 день. В сравнении с 2014 г. число призывников на 21 человек больше. Призывники составили 47 %, что превышает показатель 2014 года (43,4 %). В структуре нозологических форм на первом месте стоят непсихотические психические расстройства, главным образом -органическое поражение ЦНС, на втором месте -умственная отсталость, на третьем месте - шизофрения.

Таблица 1 Нозологическое распределение пациентов дневного стационара

№ Нозологические формы абс. отн.

1 Психические расстройства всего 684 98,4%

2 Психозы и состояния слабоумия 231 33,2%

3 - в том числе: органические психозы и (или) слабоумие 14 2,0%

4 - другие формы старческого слабоумия - -

5 6 Шизофрения Шизотипическое расстройство 147 21,2% 13 1,9%

7 Шизоаффективные психозы 54 7,8%

8 Острые и преходящие неорганические психозы - -

9 Аффективные психозы 3 0,4%

10 - из них биполярные расстройства 2 0,3%

11 НППР 396 57,0%

12 - в том числе органические НППР 256 36,8%

13 - аффективные НППР 74 10,6%

14 - из них биполярные расстройства 7 1,0%

15 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства 47 6,8%

16 Другие НППР, детские поведенческие расстройства, неуточненные НППР 1 0,1%

17 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых 18 2,6%

18 Умственная отсталость 57 8,2%

19 Признанные психически здоровыми 10 1,4%

Трудовая экспертиза. Анализ направленных на медико-социальную экспертизу за последние 5 лет показал, что с 2011 года намечается тенденция к снижению направления пациентов Дневного стационара для определения ограничения трудовой деятельности на МСЭ. В 2015 году их было направлено 27 человек, а пять лет назад - 50. В сравнении с показателями 2014 года, количество медико-социальных экспертиз снизилось на 8, направленных на МСЭ впервые в 2015 на 3 человека больше. 1 пациент по рекомендации МСЭ был переведен в круглосуточный стационар с рекомендацией последующего направления на МСЭ повторно. Из впервые направленных пациентов, определена группа инвалидности 7 из 8, 3 - II группа, 4 - III группа. Анализ показателей говорит о том, что, в целом, контингент психически больных, проходящих лечение в ДС, не становится «более легким» и количество лиц, проходящих медико-социальную экспертизу в дневном стационаре, остаётся на достаточно высоком уровне. Это можно объяснить тем, что пациенты в состоянии медикаментозной ремис-

сии или неярко выраженного обострения психотических расстройств, предпочитают проходить лечение и обследование для МСЭ в условиях Дневного стационара.

Число пациентов, имеющих листки нетрудоспособности, составило 67 человек, что на 22 человека меньше по сравнению с предыдущим годом. Среди них 63 лица, не имеющих группу инвалидности - 94,1%, четверо с ограниченной трудоспособностью - с III группой инвалидности. 55 от общего количества пациентов, пребывающих на листке нетрудоспособности, находились в отделении свыше месяца, что составляет 82% от всех лиц, пребывающих на листке нетрудоспособности.

Проблема нон-комплаентности пациентов с депрессиями и пути ее решения в условиях дневного стационара. Проблема эффективного психофармакологической лечения аффективных расстройств различного уровня во многом обусловлена снижением критики при гипотимических нарушениях. Больные и члены их социального окружения часто не считают депрессию полноценным заболеванием, требую-

щим длительного медикаментозного лечения и врачебного мониторинга. Пациенты при купировании острой аффективной симптоматики и нормализации настроения прекращают прием назначенных препаратов. В основе некомпла-ентного поведения депрессивных больных лежит отсутствие видимого эффекта антидепрессантов на амбулаторной стадии заболевания, а также низкий уровень их информирования о принципах эффективной психофармакотерапии депрессий. Прежде всего речь идет о препаратах с хорошей переносимостью, которые как бы «незаметно» для пациента оказывают свое терапевтическое действие.

Некомплаентность пациентов настолько актуальна, а связанные с нею обострения заболевания настолько часты, что мы провели инвентаризацию имеющихся технологий повышения комплаентности с целью разработать специализированный подход, повышающий приверженность к лечению в условиях дневного стационара и, соответственно, вывести помощь указанному контингенту больных на качественно новый уровень.

Особую актуальность данная проблема приобретает в условиях дневного стационара, когда пациент сохраняет высокий уровень социальной автономности, избегает стресса госпитализации, что субъективно снижает тяжесть перенесенного аффективного приступа и снижает актуальность установок на лечение. Наш клинический опыт работы с пациентами, страдающими аффективными непсихотическими расстройствами показывает, что по мере купирования острой аффективной симптоматики (тоскливых переживаний, панических атак, активной сенестопатической симптоматики) и субъективном улучшении состояния пациенты перестают принимать медикаменты или принимают их избирательно, нерегулярно. Нередко отказ от приема препаратов связан с тем, что пациенты советуются с коллегами, соседями, родственниками, получают информацию из глобальной сети Интернет, поскольку находятся в условиях информационного вакуума; они не имеют достоверных сведений о необходимости лечения в каждом конкретном случае.

Другой не менее актуальной проблемой лечения непсихотических аффективных расстройств является сохранение привычного образа жизни в процессе лечения. Часто пациенты даже при купировании основных симптомов депрессии сохраняют пессимистические взгляды на свое окружение, пессимизм, пассивность, апрагматизм, виктимность, продолжают реализовать конфликтные и / или отстраненные отношения с родственниками. Данные обстоятельства не способствуют скорейшему выходу из болезни.

В связи с вышеизложенным нами разрабо-

тан тренинг «Школа радости», ориентированный на больных, страдающих аффективными расстройствами и находящихся на стадии купирования симптоматики. В условиях Дневного стационара тренинг проводится в групповом формате, в его структуру входит три занятия по 1,5 часа каждое. Группа составляет 8-11 человек, «Школа радости» проходит ежемесячно. В ходе тренинга реализуются следующие компоненты:

1. Психообразовательный компонент. Пациенты делятся своими персональными представлениями о депрессивных расстройствах, презентуя «внутреннюю картину болезни». Акцент делается на правилах приема препаратов, признаках обострения заболевания, поведения в экстремальных ситуациях.

2. Релаксационный компонент. Показывается роль тревожных переживаний в структуре депрессии, проводится обучение первичным навыкам релаксации в плане превенции и самокоррекции тревожных ситуаций.

3. Психосоциальный компонент. В формате диалога и обратной связи презентуются психосоциальные аспекты депрессии, ее влияние на семью, профессиональную сферу, коммуникацию, социальный статус и перспективны личности. Представляются паттерны недепрессивного поведения в указанных сферах.

4. Экзистенциальный компонент. Проводится в финале «Школы радости». В нем происходит консолидация полученных когнитивных навыков на экзистенциальном уровне и инкорпорация их в структуру личности.

Для пациентов, проходящих лечение в условиях дневного стационара, мы несколько модифицировали тренинг, дополнив его «группой встреч», которые посещали пациенты, прошедшие основной курс. В этом формате больные делились опытом «выздоровления от депрессии», демонстрируя возможности психосоциальной реадаптации и восстановления достойного качества жизни.

В рамках каждого компонента проведен набор и апробация ряда упражнений из различных психотерапевтических направлений, разработаны когнитивные схемы нетрансового и трансового характера. Эффективность оценивается по стандартизированным методикам, полученные результаты вводятся в базу данных и подвергаются соответствующей статистической обработке. В течение года проводится 11 подобных тренингов, число участников превысило 200 человек. Первые эмпирические результаты показывают, что у большинства больных происходит глубинная переоценка отношения к своему психическому состоянию, повышается рефлексивность, преодолеваются явления алекситимии, снижается частота, продолжительность и тяжесть депрессивных эпизодов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.