Т.В. Половинкина И.о. доцента кафедры русской литературы и методики преподавания ТГПУ им. Низами, Ташкент
ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ П. ЗАЛЬЦМАНА 1925-1955 ГОДОВ
Аннотация. В статье представлен обзор и анализ дневниковых записей Павла Зальцмана. Собранные вместе, они являют собой своеобразную автобиографию автора, где мы прослеживаем становление и взросление Павла Зальцмана как писателя. Материалом исследования послужили произведения «Осколки разбитого вдребезги» и «Средняя Азия в Средние века».
Ключевые слова: дневник, жанр, воспоминания, Средняя Азия, впечатления, автобиография.
Дневник - это систематическая, последовательная запись, происходящих событий с центральной фигурой самого автора текста.
Дневники - это жанр литературы, который имеет свои уникальные особенности и привлекает внимание многих читателей. Они являются отражением души автора, позволяют заглянуть во внутренний мир писателя. В современной литературе дневники занимают важное место. Многие писатели и поэты вели дневниковые записи, в которых они описывали жизненные ситуации, творческие взгляды и просто свои мысли. Данный жанр литературы позволяет авторам выразить себя, разработать свой стиль письма, экспериментировать с языком и раскрыть свою самобытность. Одним из таких писателей и художников был Павел Зальцман.
Павел Зальцман был личностью неординарной: график, художник, писатель, поэт, кино-художник. Он принадлежит к той категории художников и писателей, творчество которых вызывает с течением времени все больший интерес.
Родился Павел Зальцман в Кишинёве в 1912 году в семье офицера русской армии. Детство прошло в Одессе, Брянске и Рыбнице. Как личность и профессионал он сформировался в Ленинграде 20-30-х годов.
«Осколки разбитого вдребезги» - это дневники и воспоминания автора 1925-1955 годов, изданные только в 2017 году. Дневниковые записи, воспоминания писателя и художника Павла Зальцмана представляют собой своеобразную автобиографию, созданную в годы расцвета его творческих сил и в то же время открывают панораму трагической эпохи сквозь призму зоркого взгляда художника и его неповторимого языка. По своему жанру дневники всегда субъективны, и в записях Павла Зальцмана это ощущается особенно сильно. Большей частью они представляют собой либо эмоциональную реакцию на события, которые зачастую не имеют подробного описания и упоминаются лишь вскользь, либо фиксируют отдельные сцены бытовой жизни: «Сцена: комната. За окнами дождь. Он стеклянными палочками ударяет по окнам, лоснятся сосновые рамы и доски грязного пола. Пылинки
перед окнами оживают и пляшут... Комнату подметает девочка в белом платье. В ее руках стакан. Она обрызгивает пол, и, часто нечаянно, попадают капли на гладкую черную доску стола и блестят там, и блестят на ее губах, стекают по подбородку» [1, с. 109]. В ранних дневниковых записях П. Зальцман практически не упоминает о своем творчестве.
По своему жанру дневники Павла Зальцмана гораздо шире фиксации каждодневных событий служебного и домашнего быта. Они представляют собой размышления автора о природе и истоках творчества «Я вчера ходил по берегу речушки, канала, что-то там такое - ну что - вода гранит. Воздух отяжелел, вода придавлена, плоская....Там тихо - черная зелень парка, чеканный месяц. Впрочем, месяц так себе, небо белое - белая ночь» [1, с. 91]. Дневники Зальцмана - это духовная автобиография, работа памяти о безвозвратно утраченном.
В дневниковых записях «Осколки разбитого вдребезги» мы можем проследить за развитием личности автора и его взглядов на мир уже с детского возраста. «Недавно мне исполнилось тринадцать лет. Сегодня я был у Зайончевских, и случился очень неприятный инцидент. Олечка хотела пригласить меня к себе, но так как Кока говорит при ней часто и громко, что я ее люблю, тона она стесняется со мной говорить много и просила, чтобы Кока пришел со мной к ней. Но я постеснялся пойти к Олечке, и вышло очень плохо: Оленька получила замечание от Зайончевской, а я не мог к ней пойти. Мне очень жаль Олечку, и все из-за этого проклятого мальчишки» [1, с. 58]. Из данного воспоминания видно, как автор описывает свои еще детские чувства и переживания, момент влюбленности и стеснения.
Далее идет подростковый дневник - источник для восстановления портрета автора, психологии, поведении и культуры юношества: «Стараться полюбить (влюбиться), ненавидеть, желать - вообще чувствовать так же дико, как стараться нарочно поскользнуться. Если этого нет, ничего не поможет, но сильное желание уже чувство» [1, с. 107]. В этих записях уже прослеживается самобытность будущего художника и поэта, который начинает размышлять о своем месте в мире, предназначение и открывающихся перед ним возможностях.
В 1930-е годы Зальцман становится художником кино и благодаря этому выживает. Годы работы на киностудии «Ленфильм» стали временем накопления огромного багажа впечатлений. Он в рамках его работы на киносъемках побывал в Иркутске, Одессе, Средней Азии. Можно сказать, что все 1930 - е годы Зальцман провел в дороге. Путешествия совершались на машинах, лошадях, ослах и пешком. Из поездок привозились паласы, сюзане, тюбетейки, халаты, бубны и т.д. Эти путешествия оказали большое впечатление на Зальцмана и дали огромный пласт материала, который нашел отражение в живописных холстах, киноэскизах, литературных образах и дневниковых воспоминаниях. Записи впечатлений от этих поездок и составляют основною часть дневников 1930-х годов.
Дневниковые записи 1934 года - это поездки автора с киносъемочной группой по Средней Азии. Эти записи включены в публикацию его
неоконченного романа «Средняя Азия в Средние века». Среднеазиатский быт, культура, природа произвели неизгладимое впечатление на автора. Помимо дневниковых записей о Средней Азии, Зальцман сделал множество зарисовок дворов, купален, дувалов, которые воплотились в законченные графические композиции. История Средней Азии на длительный период становится предметом его пристального интереса.
«Я пошел ходить по городу. На почту, на Сыр-Дарью, в чайхану. Я заблудился в переулке. Надо мной торчала ветка с абрикосами. Меня окликнули: «Вы в столовую?», я смутился и ответил: «Да». Человек повел меня туда, а после - базар, и торговался за меня» [2, с. 331].
«Опять на базар, а ночью концерт в чайхане. Несколько чашек (пиалы) чая (монгольская марка на фарфоре) и пять музыкантов на эстраде, на коврике: два бубна, одна скрипка, одна флейта и один струнный с длинным грифом.
Купаюсь в Сыр-Дарье каждый день по два раза кряду. Чай пьют, опустив ноги в воду. Вода несет, кружась, меня оторвало - сильной - от трех деревьев, там водоворот» [2, с. 332]. Эти дневниковые запись передают все многообразие и богатство восточного колорита: небольшие улочки и переулки, где можно заблудиться; абрикосовые деревья с сочными плодами, которые можно сорвать с дерева и насладиться сладостью плода; чайхана, где можно выпить чая и скрыться от жары в знойный день; базар - это сердце Востока с его пестротой красок, людьми и возможностью поторговаться; гостеприимство народа, который обязательно протянет руку помощи незнакомому человеку; журчание прохладной воды в арыках. Именно таким рисует Среднюю Азию Павел Зальцман.
В дневниковых записях 1930-х годов автор предстает перед читателем творцом, который проявил себя одновременно как писатель, художник и кинематографист. Он переосмысливает свою систему взглядов и ценностей.
Более поздние воспоминания дают ясное представление о том, в каком разладе с эпохой находился Зальцман. Смерть родителей в блокадном Ленинграде, постоянная нищета, утрата домашнего очага, эвакуация, смена человеческих ценностей - все эти событии стали исходной точкой для переосмысления и рождения нового художественного мира Павла Зальцмана, который открывается на страницах его произведений.
«Я недавно кончил Свифта и поставил его рядом с Дефо на полку. Это главное и почти все, что осталось от нашей одесской библиотеки, которая помещалась в шкафу в темном коридоре. Я так часто во сне проходил по этому коридору и, наверное, всю жизнь буду иногда проходить и опять страдать от этого. Окна светлой комнаты защищала акация; когда в восемнадцатом или девятнадцатом году ее хотели срубить, папа с револьвером с балкона разогнал толпу и спас дерево. Я не знаю, кто сейчас идет темным коридором мимо ванной и маленькой комнаты, где мы мучились вместе, стиснутые после большой квартиры, и где папе много ночей, много недель пришлось спать ночью в старом, обитом бархатом кресле. Но я надеюсь, что хоть один человек пройдет когда-нибудь там, подумавши, что здесь жили люди» [1, с. 295]. Воспоминания о близких, о доме пронизаны сожалением, горечью, и в то же
время теплотой и любовь к своим родителям, дому, который вынуждены были покинуть. Книги, сохранившиеся у Зальцмана из его прошлого - это те предметы, которые дороги для него, это то, что осталось от прошлой жизни и что дорого автору. Упоминание 18-19 годов не случайно. Отец Зальцмана по своим убеждениям - демократ и поначалу искренне принял революцию и был готов служить отечеству. Но потом все офицеры из его окружения были уничтожены, отец Зальцмана чудом спасся и он отказывается от служебной деятельность. Начались репрессии, постоянные переезды и нищета. В 1925 году семья писателя переехала в Ленинград, отец устроился на работу и получил маленькую квартиру, которая упоминается в дневниковых записях. В более поздних воспоминаниях видны отсылки к ключевым датам и событиям, происходящим в ХХ веке.
Одной из основных черт дневниковых записей является то, что Зальцман мало пишет о своей творческой работе при том, что эмоции и впечатления по поводу окружающего быта высказывает более открыто. Такой метод письма можно считать осознанным приемом художника и кинематографиста. Его дневниковые воспоминания - это сменяющиеся кадры фильма или мазки на картине, напоминающие мозаику, которая складывается на страницах дневников. Дневниковые записи Зальцмана - уникальный документ эпохи.
Литература:
1. Зальцман П. Осколки разбитого вдребезги. - М.: Водолей, 2017.
2. Зальцман П. Средняя Азия в Средние века. - М.: 2018.