Научная статья на тему 'Для роста инвестиций в России нет предпосылок'

Для роста инвестиций в России нет предпосылок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / инвестиционный климат / инвестиционные рейтинги / investment / investment climate / investment rankings

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борис Таганов

В краткосрочной перспективе Россия будет сохранять слабую инвестиционную привлекательность как для иностранных, так и для внутренних инвесторов из-за низкого качества институциональной среды и высоких рисков. Анализ динамики различных индикаторов отечественной экономики свидетельствует о том, что для широкомасштабных частных инвестиций в нее пока нет предпосылок. Важнейшей же предпосылкой улучшения инвестиционного климата в РФ является обеспечение абсолютной неприкосновенности прав собственности. Это базовое для цивилизованных обществ в XXI в. условие улучшило бы инвестиционной климат в стране и позволило бы России стать на путь долгосрочного экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There Are No Preconditions for the Investment Growth in Russia

In the short term, Russia will have low investment activity both on the part of foreign and domestic investors due to the low quality of the institutional environment and high risks. Analysis of various indices movement demonstrates that so far there are no preconditions for wide scale private investment in Russia. Safeguarding of the total inviolability of property rights represents major precondition for the improvement of the investment climate in Russia. This basic for the civilized societies in the 21st century condition would have improved the investment climate in the country and would have put Russia on the path of long-term economic growth.

Текст научной работы на тему «Для роста инвестиций в России нет предпосылок»

ДЛЯ РОСТА ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ НЕТ ПРЕДПОСЫЛОК

Борис ТАГАНОВ

Научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail: [email protected]

В краткосрочной перспективе Россия будет сохранять слабую инвестиционную привлекательность как для иностранных, так и для внутренних инвесторов из-за низкого качества институциональной среды и высоких рисков. Анализ динамики различных индикаторов отечественной экономики свидетельствует о том, что для широкомасштабных частных инвестиций в нее пока нет предпосылок. Важнейшей же предпосылкой улучшения инвестиционного климата в РФ является обеспечение абсолютной неприкосновенности прав собственности. Это базовое для цивилизованных обществ в XXI в. условие улучшило бы инвестиционной климат в стране и позволило бы России стать на путь долгосрочного экономического роста.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционные рейтинги.

Макроэкономическая ситуация в Российской Федерации продолжает ухудшаться: по итогам 2015 г. индекс промышленного производства в РФ снизился по сравнению с соответствующим показателем предыдущего года на 3,4%1, а по итогам первого квартала 2016 г. относительно того же периода 2015 г. - на 0,6%. Проведение календарной и сезонной корректировки индекса промышленного производства указывает на то, что темпы роста российской экономики по состоянию на конец первого квартала текущего года находятся в нулевой точке2.

Анализ распределения инвестиций в основной капитал по источникам финансирования свидетельствует о том, что по итогам 2015 г. в номинальном выражении бюджетные инвестиции сократились по сравнению с предыдущим годом на 3,5%, а собственные и привлеченные инвестиции упали на 1%3. Учитывая темпы инфляции, это означает, что в реаль-

ном выражении бюджетные инвестиции по итогам 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократились еще больше - на 16,5%, а собственные и привлеченные инвестиции - на 14,3%. (См. рисунок.)

В настоящее время в России ведется экспертная дискуссия относительно улучшения инвестиционного климата в стране и состояния национальной экономики в целом. Так, в рамках Экономического совета при Президенте РФ представители исполнительной власти предлагают снижение издержек для экономических агентов прежде всего путем ограничения тарифов монополий и сокращения административных издержек бизнеса4. Другие члены Экономического совета в первую очередь считают необходимым возврат доверия бизнеса к власти5. Участники Столыпинского клуба, чья программа также обсуждается на Экономическом совете, выступают за эмиссию денежной массы, снижение ключевой ставки,

1 По данным Росстата, индекс промышленного производства в процентах к предыдущему году: http://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/IssWWW.exe/Stg/d000/I001700R.HTM

2 См.: Каукин А., Идрисов Г. Российская промышленность в первом квартале 2016 г. // Экономическое развитие России. 2016. № 5. С. 24-28.

3 По данным Росстата, инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/invest/Inv-if.xls

4 Алексей Улюкаев представил план инвестиционного роста России // Ведомости:

http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/04/27/639279-aleksei-ulyukaev-predstavil-investitsionnogo-rosta-rossii

5 Андрей Клепач: «Нужны не только деньги, нужно доверие бизнеса к правительству» // Ведомости: http://www.vedomosti.ru/economics/characters/2016/05/16/641089-proigraem-dazhe-ukraine

предоставление налоговых льгот6. Центр стратегических разработок предлагает проведение структурных реформ7. В рамках панельной сессии XX Петербургского международного экономического форума, которая была посвящена вопросу внутренних инвестиций, отсутствие оптимизма у бизнес-сообщества, а также низкое качество судебной и правоохранительной систем были названы одними из главных причин наличия в России неблагоприятной инвестиционной среды8.

Органы исполнительной власти проводят работу по совершенствованию аналитических инструментов, используемых для мониторинга состояния инвестиционного климата в стране. Так, в апреле 2016 г. Правительство России утвердило перечень показателей, применяемых при расчете национального рейтинга состоя-

ния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации9. При этом в документе не упоминаются вопросы обеспечения прав инвесторов, а также механизмы осуществления инвестиций в целом. Кроме того, перечень имеет большой потенциал для улучшения путем включения в него основных критериев, по которым инвесторы оценивают риски.

В целом, анализируя экономику России по состоянию на конец второго квартала 2016 г., консенсусное мнение о положении дел высказал О. Замулин: «Рецессия российской экономики в большей степени связана со стороной предложения, а не со стороной спроса»10. В такой ситуации именно инвестиции в новые мощности и улучшение инвестиционной привлекательности являются первоочередными задачами.

Динамика инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в номинальном выражении и индексы объемов инвестиций по источникам финансирования в реальном выражении

Годы

ш Бюджетные инвестиции в номинальном выражении, трлн. руб. Собственные и привлеченные инвестиции в номинальном выражении, трлн. руб.

-Индекс объема бюджетных инвестиций в реальном выражении (2010 г.=100)

-Индекс объема собственных и привлеченных инвестиций в реальном выражении (2010 г.=100)

Источник: расчеты автора по данным Росстата и Всемирного банка.

6 Столыпинский клуб. Программа «Экономика роста»: http://stolypinsky.club/economica-rosta/

7 Алексей Кудрин предложит президенту реформу судов, силовиков и бюджета // Ведомости: http://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/05/23/641940-kudrin-predlozhit-prezidentu-reformu-sudov-pravoohranitelnoi-sistemi-byudzhetnuyu-konsolidatsiyu

8 Внутренние инвестиции — источник нового экономического роста // ПМЭФ: https://forumspb.com/ru/2016/sections/22/ materials/196/news/563

9 Об утверждении перечня показателей для расчета национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Федерации: http://government.ru/docs/22599/

10 Замулин О. Россия в 2015 г.: рецессия со стороны предложения // НЭА. 2016. № 1 (29). С. 181—185.

Предпринимательская уверенность и институциональная среда

Индекс предпринимательской уверенности в России, характеризующий агрегированные ожидания предпринимателей в различных отраслях, год за годом остается стабильно отрицательным11. Наблюдается рост числа уголовных дел по экономическим статьям (в 2015 г. их число увеличилось по сравнению с 2014 г. на 22%)12. По состоянию на март 2016 г. экономическую ситуацию в своей организации считали благоприятной лишь 9% руководителей организаций добывающего сектора и 6% руководителей организаций обрабатывающего сектора13.

Учитывая уровень рисков и величину ключевой процентной ставки в России, ожидаемая доходность инвестиционных проектов должна находиться на уровне 20% годовых14, однако даже обеспечение такого уровня доходности не гарантирует притока инвестиций на внутренний рынок, в том числе из-за стра-

новых рисков. Иллюстрацией здесь может служить попытка Министерства финансов РФ разместить еврооблигации на сумму 3 млрд. долл., от чего отказалось большинство международных банков15 в связи с потенциальной возможностью того, что средства могут оказаться у учреждений, включенных в различные санкционные списки. Неблагоприятной оценкой рынком инвестиционной привлекательности РФ является отток средств из фондов, ориентированных на российский рынок акций, -по результатам первого квартала 2016 г. этот отток составил 336,3 млн. долл.16.

Приоритеты федерального бюджета в России в последние годы смещены в сторону непроизводительных расходов, тогда как вложения в человеческий капитал сокращаются17. Причем приток инвестиций и расширение производственных возможностей экономики тесно связаны с наличием качественного человеческого капитала как одной из важнейших составляющих эндогенного экономического

Следует тем не менее заметить, что аргументация Замулина в пользу этого довода строится на отсутствии скачка безработицы в России. Бесспорно, официальные данные по безработице указывают именно на это. В то же время существуют свидетельства того, что этот скачок сдерживается такими мерами, как перевод работников на неполный рабочий день (с соответствующим снижением заработных плат) и отправление работников в неоплачиваемые отпуска, что вносит вклад в снижение совокупного спроса. Например, численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, в первом квартале 2016 г. составила 142 100 человек, что почти на 12 500 человек больше, чем в соответствующем периоде 2015 г. См.: Росстат. Численность работников списочного состава, работавших неполное рабочее время по субъектам Российской Федерации: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/nz_sub.xlsx

11 По данным Росстата, деловая активность организаций в России в марте 2016 г.: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/59.htm

12 РБК: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/56efd54a9a7947476789caf2

13 По данным Росстата, деловая активность организаций в России в марте 2016 г.: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d06/59.htm

14 Мы исходим из того, что risk-free rate в рублях в России по состоянию на конец второго квартала 2016 г. находится на уровне 10% [http://www.rusbonds.ru/cmngos.asp], к чему необходимо прибавить 10% equity risk premium, рассчитанных Damodaran [http://www.stern.nyu.edu/~adamodar/pc/datasets/ctryprem.xls]. Отметим, что такая оценка ожидаемой доходности соотносится с оценкой ожидаемой доходности президента АФК «Система» Шамолина, которую он привел на XX Петербургском международном экономическом форуме [https://forumspb.com/ru/2016/sections/22/materials/196/news/563]

15 Ведущие западные банки отказываются размещать российские еврооблигации // Ведомости: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03/25/635078-velika-rossiya-prodavat-nekomu

16 См.: Горбатиков Е., Худько Е. Финансовые рынки // Экономические развитие России. 2016. № 3. С. 76-82.

17 Разделение расходов на производительные и непроизводительные соответствует классификации МВФ, Всемирного банка, ОЭСР. К производительным относят расходы на образование (ассоциируются с увеличением человеческого капитала), на научные исследования и разработки (обеспечивают рост через инновации и технологический прогресс, выражающиеся в увеличении производительности), на инфраструктуру, транспорт и связь (способствуют повышению производительности частного капитала) и на здравоохранение (вследствие улучшения здоровья населения растут количество работающих и производительность труда). К непроизводительным (но, конечно, необходимым до определенного уровня) относят расходы на государственное управление, правоохранительную деятельность, национальную экономику и оборону (производственные мощности при осуществлении таких расходов практически не создаются — происходит прямое отвлечение ресурсов от других секторов экономики).

роста18. В среднесрочной перспективе нынешняя структура расходов федерального бюджета будет мешать созданию благоприятных условий для притока инвестиций - как внутренних, так и внешних.

По состоянию на конец второго квартала 2016 г. можно констатировать чрезмерное участие государства в экономике (8 из 10 крупнейших по годовой выручке российских предприятий принадлежат государству19, 71% ВВП России производится государством20). Приватизация же крупных активов, принадлежащих государству, пока находится в «неактивной» фазе21. Одной из причин этого называются текущие низкие цены на российские активы. А, как следует из экономической науки, цену на реализуемый актив можно повысить путем допуска к торгам максимального количества участников22. Кроме того, сама по себе приватизация - не инструмент пополнения бюджета (хотя очевидно, что чем выше стоимость реализуемых активов, тем лучше для государства и общества). В приватизации важны положительные экстерналии, которые она оказывает на экономическую систему в целом: повышение совокупной факторной производительности и расширение производственных возможностей экономики, обеспечивающих долгосрочный экономический рост; более эффективное управление компаниями и рациональное распределение ресур-

сов в экономике; расширение границ частной инициативы23.

Международные оценки инвестиционной привлекательности России

Согласно Индексу инвестиционной свободы, который рассчитывается фондом «Наследие» (Heritage foundation) и отражает наличие или отсутствие препятствий для инвесторов по ведению бизнеса в той или иной стране (индекс принимает значение от 0 - в случае полного запрета на иностранные инвестиции до 100 -в случае «идеальных» условий для инвестирования), рейтинг России по итогам 2015 г. составил 25, что значительно ниже среднемирового (58) и среднеевропейского (74,1) уровней и даже уровней Нигерии (40) и Китая (30). В итоговом докладе фонда «Наследие» за 2015 г. отмечается, что перспективы роста российской экономики являются отрицательными, во многом из-за качества правоприменения, качества государственного управления и активного вмешательства государства в экономику24.

В индексе Doing Business, который рассчитывается Всемирным банком (улучшение позиций в нем было заявлено Президентом России в 2012 г. в числе приоритетных задач25), Россия в 2016 г. располагается на 51-м месте (по сравнению с 54-м по состоянию на 2015 г.)26. Следует отметить, что общий рейтинг

18 См., например: Acemoglu, D. (2008). Introduction to modern economic growth. Princeton University Press; Noorbakhsh, F., Paloni, A., & Youssef, A. (2001). Human capital and FDI inflows to developing countries: New empirical evidence // World development.

No 29(9). Рр. 1593-1610.

19 Kowalski, P., Bbge, M., Sztajerowska, M. and Egeland, M. (2013). State-Owned Enterprises: Trade Effects and Policy Implications // OECD Trade Policy Paper. No. 147. OECD Publishing.

20 Russian Federation: Fiscal Transparency Evaluation. International Monetary Fund, 2014.

21 Приватизация под угрозой: почему власти не спешат с распродажей активов // РБК: http://www.rbc.ru/business/21/04/2016/56f3dfca9a7947f3cc861fa3?from=rbc_choice

22 Brannman, L., Klein, J. D., & Weiss, L.W. (1987). The price effects of increased competition in auction market // The Review of Economics and Statistic. Pp. 24-32.

23 Brown, J. D., Earle, J. S., & Telegdy, A. (2006). The productivity effects of privatization: Longitudinal estimates from Hungary, Romania, Russia, and Ukraine // Journal of Political Economy. No 114. Pp. 61-99.

24 The Heritage foundation, 2016 Index of Economic Freedom: http://www.heritage.org/index/pdf/2016/book/index_2016.pdf

25 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике». Одним из поручений в рамках указа было повышение позиции России в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 г. до 50-й в 2015 г. и до 20-й в 2018 г.: http://rg.ru/2012/05/09/gospolitika-dok.html

26 Ease of Doing Business in Russian Federation: http://www.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia

страны по данному индексу формируется по показателям одного города, называемого в методологии расчета «крупнейшим деловым центром страны» (Economy's Largest Business City). В случае России крупнейшим деловым центром страны является Москва, т.е. по сути результирующий общий показатель РФ в рейтинге Doing Business отражает степень легкости ведения бизнеса только в столице. При этом Москва не является лидером по показателям легкости ведения бизнеса в стране, а даже наоборот — в субнациональном исследовании Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в России» Москва занимает последнее место по агрегированному рейтингу ведения бизнеса, тогда как лучшие практики ведения бизнеса разбросаны по различным ее регионам.

Действительно, значительному подъему России в рейтинге Doing Business будет способствовать применение лучших региональных практик на территории Москвы. Так, для достижения этой цели московским властям необходимо перенимать опыт С.-Петербурга, Волгограда и Ульяновска в части регистрации предприятий, опыт Сургута, Ставрополя и Калининграда в части выдачи разрешений на строительство, опыт Саранска, Владикавказа и Ростова-на-Дону в части подключения юридических лиц к системе электроснабжения, а также опыт Калуги, Владикавказа и Владивостока в части регистрации собственности. Подобная деятельность принесет очевидную пользу предпринимателям, оперирующим в Москве, но, не являясь системной, она не улучшит условий для ведения бизнеса в России в целом.

По Индексу привлекательности стран для осуществления венчурных и частных инвестиций, рассчитываемому Международным центром финансовых исследований Школы биз-

неса Университета Наварры, в 2015 г. Россия располагалась на 39-м месте (из 120), между Колумбией (38-е) и Мексикой (40-е) - это означает, что инвестиции в Россию подвержены значительным страновым рискам. При этом все страны БРИКС, за исключением Бразилии, находятся в этом рейтинге выше России: Китай занимает в нем 21-е место, Индия - 29-е, Южная Африка - 37-е27.

Согласно исследованию международной компании Ernst&Young за 2015 г., посвященному инвестиционной привлекательности различных стран28, Россия становится все менее привлекательной страной для иностранных инвесторов. Так, инвестиционная привлекательность России в 2015 г. снизилась на 8% по сравнению с 2014 г. и на 10% по сравнению с 2008 г. Это снижение выльется в отсутствие создания новых рабочих мест в стране (только за 2014 г. благодаря иностранным инвестициям в России было создано около 20 тыс. рабочих мест), а следовательно, и в снижение среднесрочных темпов роста ВВП. Основными причинами падения инвестиционной привлекательности России в этом исследовании названы увеличение страновых рисков и ухудшение институциональной среды.

Международные рецепты по улучшению инвестиционного климата

Разные международные организации (ОЭСР, Всемирный банк, МВФ) активно предлагают общие концепции и рецепты по улучшению инвестиционного климата в развивающихся странах (в них входят такие пункты, как уменьшение роли государства в экономике, обеспечение свободы торговли и движения капитала, снижение регулятивного давления на экономику, обеспечение прав собственности и др.)29. Хотя у каждой развивающейся страны есть свои особенности, в целом

27 The Venture Capital & Private Equity Country Attractiveness Index: http://blog.iese.edu/vcpeindex/

28 EY's attractiveness survey Europe 2015: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-european-attractiveness-survey-2015/ $FILE/EY-european-attractiveness-survey-2015.pdf

29 Указанные организации подготавливают руководства по привлечению инвестиций [https://www.wbginvestmentclimate.org/

рамочные рекомендации служат основой для разработки национальных программ по улучшению инвестиционного климата и привлечению инвестиций.

Ученые-экономисты также предлагают различные рецепты для обеспечения экономического роста, учитывающие специфику каждой страны. Например, в статье Хаусма-на, Родрика, Веласко30 выделяются три основные проблемы, с которыми может сталкиваться страна: большие издержки на привлечение финансирования, низкая доходность от экономической активности, низкие уровни инвестиций и экономической активности. Авторы данной методики утверждают, что целенаправленное устранение самой большой проблемы в экономике принесет наибольшую пользу для экономического роста. Хотя некоторые эксперты применяли методику названных авторов для анализа российской экономики, а также для экономик других стран31, она не получила широкого распространения по ряду причин.

Во-первых, логика метода Хаусмана, Род-рика, Веласко ставится под сомнение многими учеными-экономистами. В частности, Джеффри Сакс утверждает, что большинство развивающихся экономик являются настолько разбалансированными, что маржинальное улучшение в самой проблемной области не

способно оказать значимого влияния на экономический рост. В этих случаях скорее необходимы решительные меры сразу в нескольких проблемных направлениях, нежели в одном наиболее проблемном32. Во-вторых, на практике диагностика проблем экономики согласно методике Хаусмана, Родрика, Веласко крайне затруднительна, так как часто не представляется возможным выделение наиболее проблемной сферы в развивающейся экономике33, что согласуется с критикой Родри-геса34. Российские эксперты, в свою очередь, предлагают такие меры по улучшению инвестиционного климата в своей стране, как борьба с коррупцией, обеспечение прав собственности и независимости судов, снижение административных барьеров35.

Направления улучшения инвестиционного климата в России

Рассматривая краткосрочную перспективу улучшения инвестиционного климата в России, можно с сожалением отметить отсутствие здесь фундаментальных позитивных сдвигов. Проведение структурных реформ (как минимум, до 2018 г.) представляется маловероятным, поскольку любые реформы сопряжены с существенными рисками потери общественной поддержки в краткосрочной перспективе.

toolkits/investmentgeneration-toolkit/], а также выпускают различные аналитические материалы с рекомендациями экономической политики по улучшению инвестиционного климата и привлечению ПИИ для развивающихся стран - см., например: Arbatli, E. Economic policies and FDI inflows to emerging market economies. International Monetary Fund. 2011. P. 26; Bellak, C., Leibrecht, M., Stehrer, R. Policies to Attract FDI: an Industry-level Analysis. OECD Investment Divisio. 2008. P. 33.

30 Hausmann, R., Rodrik, D., & Velasco, A. (2008). Growth diagnostics. The Washington consensus reconsidered: Towards a new global governance. Рр. 324-355.

31 См.: Атнашев М. Тест на адекватность, или Почему Кудрин не поможет [https://slon.ru/posts/66902]; Hausmann, R., & Klinger, B. (2008).Growth Diagnostic: Peru. Inter-American Development Bank; Qayyum, A., Khawaja, I., & Hyder, A. (2008). Growth diagnostics in Pakistan // European Journal of Scientific Research. No 24(3). Рр.433-450.

32 Habermann, H., & Padrutt, P. (2011). Growth Diagnostics: Strengths and Weaknesses of a Creative Analytical Framework to Identify Economic Growth Constraints in Developing Countries // Journal of Knowledge Management, Economics and Information Technology. No 1(7).

33 См., например: Calvo, S. (2006). Applying the growth diagnostics approach: the case of Bolivia. The World Bank.

34 Rodriguez, F. (2005). Comments on Hausmann and Rodrik // Economia. No 6(1). Pp. 88-98: http:// frrodriguez.web.wesleyan.edu/docs/academic_english/comments_hausmann_rodrik.pdf

35 См. например: Глухов М. Инвестиционный климат: почему позитивные сдвиги в глобальных рейтингах не влияют на самочувствие фирм? Диспут-Клуб АНЦЭА: http://www.arett.ru/.files/74/file/Presentations%202016-04-21.rar; Яковлев А. Чего не хватает в существующих рейтингах инвестиционного климата для адекватного отражения реальности? Диспут-Клуб АНЦЭА: http://www.arett.ru/.files/74/file/Presentations%202016-04-21.rar

Улучшению перспектив инвестиционного климата и экономической ситуации в России в целом могло бы способствовать направление ресурсов на решение проблем с высоким соотношением выгоды к затратам36. К таким проблемам, например, относятся обозначенные еще Адамом Смитом37 обеспечение свободы торговли в целях получения выгод от нее (например, отмена продовольственных санкций, которые ускоряют темпы роста инфляции при сокращении располагаемых доходов населения, уменьшая тем самым совокупный спрос38) и снижение целевой поддержки отдельных (заранее выбранных) предприятий в различных отраслях. Следовало бы пересмотреть практику активного участия государства в конкурентных отраслях экономики.

Учитывая механизм принятия инвестиционных решений экономическими агентами, следовало бы также отказаться от «ручного управления» налоговой нагрузкой на бизнес (например, от предоставления «налоговых каникул») в пользу общего снижения рисков

ведения бизнеса в России. Риски успешной реализации инвестиционного проекта влияют на его экономику намного более существенно, чем ставки налогов, в силу того что при оценке объемов денежного потока вероятность успешной реализации проекта умножается на весь объем выручки, а ставка налога, в лучшем случае, на какую-то ее часть (прибыль, добавленную стоимость, фонд оплаты труда и пр.). Таким образом, 1 п.п. снижения вероятности успешной реализации инвестиционного проекта, т.е. получения всей выручки в целом, влияет на экономику проекта гораздо существеннее, чем снижение на 1 п.п. ставки любого из налогов39.

В целом важнейшей предпосылкой улучшения инвестиционного климата в России является обеспечение абсолютной неприкосновенности прав собственности. Это базовое для цивилизованных обществ в XXI в. условие улучшило бы инвестиционной климат в стране и позволило бы России стать на путь долгосрочного экономического роста. ■

36 Истерли У. Тирания экспертов. Экономисты, диктаторы и забытые права бедных. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2016.

37 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Litres.

38 По оценке Банка России, влияние санкций лишь против одной Турции может обернуться 0,4% дополнительной инфляции в год. Совокупный эффект контрсанкций, по различным оценкам, выливается в 3% дополнительной инфляции ежегодно. В то же время продовольственное эмбарго не наносит серьезного экономического ущерба странам, на которые оно наложено. По оценкам Австрийского института экономических исследований (WIFO), в результате российских контрсанкций в худшем случае безработица в ЕС и Швейцарии (в долгосрочной перспективе) может вырасти лишь на 1%, а величина недополученных доходов не превысит 0,8% от совокупного ВВП ЕС и Швейцарии. См.: Disrupted Trade Relations Between the EU and Russia: The Potential Economic Consequences for the EU and Switzerland: http://www.wifo.ac.at/jart/prj3/wifo/resources/ person_dokument/person_dokument.jart?publikationsid=58220&mime_type=application/pdf

39 Подробнее см.: Идрисов Г.И., Таганов Б.В. Привлечение прямых иностранных инвестиций как инструмент ускорения экономического роста. О чем стоит задуматься? // Российский внешнеэкономический вестник. 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.