ДИЗАЙНЕРСКО-КОМПОЗИЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ САДОВ И ОГОРОДОВ
ГОРОДА ГЯНДЖА Халилов Б.М.1, Мамедов В.И.2, Мустафаев М.Р.3, Гусейнова С.А.4
'Халилов Бахаддин Магеррам оглы - профессор; 2Мамедов Вилаят Исрафил оглы - кандидат технических наук, доцент; 3Мустафаев Мирза Рза оглы - старший преподаватель; 4Гусейнова Сахиля Аластун кызы - ассистент, кафедра землеустройство, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика
Аннотация: в статье проведено комплексный анализ факторов, влияющих на организацию зон отдыха в структуре города, определить возможности, проблемы и направления необходимых производств. Предложено основные принципы и методы архитектурно-ландшафтной реконструкции зон отдыха на основе изучения территориальной структуры города, зарубежного опыта и требований к качеству окружающей среды.
Рассмотрено модели развития структурно-творческих систем зеленных насаждений города, градостроительные и экологические регламенты их использования. Анолизирован большой площади городской территории как мощного рекреационного ресурса с возможностью природоохранного регулирования, обеспечения населения города всем спектром рекреационных функций, различными видами рекреационной деятельности и видами отдыха.
Рассмотрели зеленные насаждения города Гянджа. Основная цель создание оптимальных условий для рекреационной деятельности населения города. Изучить архитектурно-ландшафтное, дизайнерский решение озеленения пространств. Представленные научные принципы, методы и модели архитектурно-ландшафтных зон рекреации зеленых насаждений реализованы.
Разработано научно-обоснованного подхода к ландшафтно-градостроительной реконструкции рекреационной зоны, включающего основные методы и принципы организации в структуре города Гянджы, средства их реализации, модели деятельности.
Ключевые слова: город, озеление, структура, реконструкция, ландшафт, дизайн, рекреация, метод.
DESIGN AND COMPOSITIONAL SOLUTION OF GARDENS AND ORCHARDS OF
THE CITY OF GANJA Khalilov B.M.1, Mamedov V.Í.2, Mustafaev M.R.3, Huseynova S.A.4
'Khalilov Bahaddin Maharram oglu - Professor; 2Mammadov Vilayat Israfil oqli - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor; 3Mustafayev Mirza Rza oqli - Senior lecturer; 4Huseynova Sahilya Alastun qizi - Assistant, DEPARTMENT OF LAND MANAGEMENT, AZERBAIJAN STATE AGRARIAN UNIVERSITY, GANJA, REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: the article carried out a comprehensive analysis of the factors influencing the organization of recreation areas in the structure of the city, to determine the opportunities, problems and directions of the necessary industries. The main principles and methods of architectural and landscape reconstruction of recreation areas are proposed based on the study of the territorial structure of the city, foreign experience and environmental quality requirements. Models for the development of structural and creative systems of green spaces in the city, urban planning and environmental regulations for their use are considered. A large area of the city territory has been analyzed as a powerful recreational resource with the possibility of environmental regulation, providing the population of the city with a full range of recreational functions, various types of recreational activities and types of recreation. We examined the green spaces of the city of Ganja. The main goal is to create optimal conditions for recreational activities of the city's population. To study the architectural, landscape, design solution for landscaping spaces. The presented scientific principles, methods and models of architectural and landscape recreation areas of green spaces have been implemented.
A scientifically based approach to the landscape and urban reconstruction of the recreational zone has been developed, including the main methods and principles of organization in the structure of the city of Ganja, the means of their implementation, and activity models.
Keywords: city, gardening, structure, reconstruction, landscape, design, recreation, method.
Творческий процесс дизайна - композиционного проектирования городских садов и огородов города Гянджи основан на интуиции с одной стороны, информации и методологии с другой. Кажется, что дизайнер ищет баланс между искусством и фактами.
Показатели, относящиеся к «человеческому фактору», относятся к основной составляющей, определяющей характеристики оснащения и снабжения городских садов и огородов.
Эргономические знания и достижения широко используются в производственных и военных областях, в организации отдыха и быта, при формировании рабочих мест в учреждениях, банках и домах, которые являются основой для дизайн - композиций проектирования городских садов и огородов. Проектирование системы взаимодействия человека с машиной, знание основ формирования объектов также важно для повседневного жизнеобеспечения. Они также используются при создании архитектурных объектов с концепцией «умный дом», при проектировании мебели, спортивного инвентаря, медицинского оборудования, автомобилей и мотоциклов, велосипедов, роликовых коньков и других сложных изделий, предназначенных для использования в обычных условиях для непрофессиональных людей, пожилых людей и детей.
Эргономика помогает архитекторам и дизайнерам развить самые основные навыки функционального анализа пространства. Эргономика превращает эти навыки в систему комплексных подходов, учитывающих запросы и возможности человека в различных сферах его жизни.
Исключительно выраженный набор цветов создает единство между естественной и искусственной средой. Анализ дизайнерских и художественно-исторических цветов, их классификация, решение задач в различных областях творчества осуществлялись путем научно-теоретических и практических исследований. В природной среде, которая нас окружает это небо - море, лес - равнины, сады, огороды, в изобилии синие, зеленые, желтые, серые цвета. Восприятие цвета в любой природной среде изменчиво [1].
Созданная искусственная среда дизайна, никогда не может считаться возможной без естественной среды. Их взаимно однозначное завершение указывалобы на существование среды обитания человека. Небо, здания, дорожное покрытие, сады, огороды, малые архитектурные формы, ландшафтный трафик и т.д. создает «цветовой климат» в городском ансамбле.
Изучены особенности применения цвета в азербайджанском дизайне. Особое внимание в азербайджанском дизайне уделяется использованию местных строительных материалов. Характерные для мусульманской религии синий, зеленый, изумрудный, бирюзовый и золотые цвета использовались в религиозных зданиях в качестве религиозных декоративных надписей. В восприятии цвета человеком применялась современная наука психология. Чем сложнее представить цвет в уме, тем проще его воспринять глазом.
Цветовая гармония в дизайнерской композиции тесно связана с формированием ее формы. Процесс формирования дизайнерской формы зависит от баланса соотношения выразительности части и целого. Систематизированные элементы - цвет, геометрическая форма, размер, фактура и т.д. создает форму. Современные компьютерные технологии способны отображать оттенки цветов. Более совершенно изучена проблема цвета в дизайнерском-композиционном решении городских садов и огородов.
В дизайнерском-композиционном решении пейзаж, здание, сад, огород, реклама и сооружения представлены в коллекции светлых и спокойных для современной эпохи красок. Как выразительный язык дизайнерской формы цвет воспринимается как спокойствие, уют и информативность в композиционном решении создаваемого дизайна.
В развитии современного азербайджанского дизайна использование цвета в некоторых случаях решается даже непрофессионально. В городской среде это само по себе негативно сказывается на непосредственном восприятии формы. Это находит отражение в процессе реставрации культовых сооружений, новостроек в мечетях [2].
В архитектурной среде качество точного выражения внутренней и внешней среды может определенным образом расширить композиционное выражение архитектуры. При восприятии архитектуры с точки зрения ее элементы - линия, плоскость, объем - создают определенную экспрессию и составляют основу эмоционального воздействия. Если горизонтальные линии создают спокойствие, солидность, тяжесть, то вертикальные создают эффект простора, длина - высоты. Изогнутая линия обычно имеет динамический эффект. Если линия, форма, цвет, фактура материала являются основным языком архитектуры, то объект создает среду, которая комплексно воздействует на человека и обеспечивает точный пространственный охват - точное восприятие окружающей среды.
Конечно, в этом процессе принятия понятия масштаба и пропорции также имеют особое значение. На исторических этапах было принято условие выбора правильной стороны, правильного принятия соотношения с переменных расстояний и полного принятия среды, создаваемой архитектурой вместе с собой.
Как теоретические, так и практические исследования нашей современной эпохи сумели показать возможности принятия крупномасштабной городской среды в 4 этапа, которые будут учитывать оптические возможности человеческого глаза.
Архитектурная среда создается человеком, предназначена для человека. Человек, являющийся наиболее развитым существом природы, с момента своего рождения столкнулся со средой, в которой он живет, вступил с ней в общение, освоил ее и сможет удовлетворять свои физические и духовные потребности; подсчитано. Это чувствовалось еще при создании первых поселений в зоне природы. Человек, идущий в ногу с изменениями окружающей среды, приспосабливал к ней свой образ жизни и даже украшал ее,
направлял природу по своему назначению и постепенно отражал ее влияние в созданной им среде. Конечно, нельзя отрицать ощутимую роль связанных с человеком процессов, исторических изменений. В человеческой эволюции, психологических и социологических эффектов, человеческих эмоций, климата, рельефа и верований в создании окружающей среды.
Человек, играющий главную роль в создании архитектурной среды, всегда стремился возродить новую среду как идеальную среду. Именно этапы истории архитектуры, где человеческая фантазия безгранично, привели к возникновению архитектурных стилей и их специфических форм.
Помимо физической активности человека, процесс начального и последующего развития архитектурной среды доказывает, что развитие архитектурной среды есть форма творчества, проходящая параллельный с обществом процесс развития. Научно-теоретические исследования позволяют принять мысль о том, что «нет общества без архитектуры, нет архитектуры без общества».
Архитектурная среда - в процессе расширения объема или предмета, составляющих ее, по своему окружению, под влиянием художественно-эстетического решения, нового конструктивного решения, влияния культуры прошла путь своего развития и эволюции, и на этом пути он пытался создать стили, которые развивались вместе с ним и регулировали его.
Внешний вид городского интерьера - его лицо передается в мозг человеческим глазом обилием объемов и плоскостей. Человеческий глаз собирает в мозгу воспринимаемые глазом размеры длины, ширины, высоты и глубины и уточняет информацию о всей открывающейся «картинке». Компоненты городского интерьера собирают из частей более четкое целое или создают единство - сочетание: фронтальные изображения, объемные здания, панорамы, силуэт.
В процессе реконструкции города Гянджи искусственная ландшафтная среда обеспечивает архитектурно-пространственное единство исторически сложившегося центрального ядра, сформированного на основе водно-зеленого пространства главной композиционной оси. Эти открытые пространства позволяют расширить внутренние панорамы и создать глубокие перспективы, подчеркивающие образцовый характер города Гянджи [3].
С точки зрения природоохранных вопросов озеленение должно обеспечивать сохранение как природной среды в целом, так и отдельных ее компонентов, управлять нагрузкой на ландшафт, определять поведение человека на определенных участках; должны улучшать микроклиматические условия, смягчать отрицательные качества ландшафта, заменять недостающие его компоненты.
Мероприятия по озеленению должны регулировать микроклимат, защищать людей от вредного воздействия ветра, солнца, осадков и перепадов температур, обслуживать автомобили и обеспечивать безопасность пешеходов. Здесь элементы озеленения должны быть представлены различными беседками, навесами, ширмами, ограждениями (порогами), ограждениями, накрытиями, детскими и спортивными площадками, техническими и санитарно-бытовыми сооружениями. Их типологические характеристики должны соответствовать характеристикам объектов архитектурно-ландшафтной организации и определяться их показателями [4].
Ландшафт и архитектура города Гянджи, садово-парковая застройка с позиций садово-парковой архитектуры не изучались. Учитывая современный этап развития города и долговечность ландшафтной среды, отчетливо видна актуальность темы.
Пригородные территории обладают многочисленными природно-ландшафтными потенциалами, отражают исторические типы городского ландшафта и могут быть взяты за основу для идентификации современной городской среды. Однако эти районы подверглись интенсивному техногенному прессингу и характеризуются высоким уровнем воображения.
Особенности подхода к использованию ландшафта с точки зрения градостроительства определяются дизайном. Для географической науки характерен комплексный анализ ландшафта как системы взаимосвязанных компонентов. Здесь изучаются составляющие, имеющие большое значение для эксплуатации и строительства градостроительных объектов.
Для организации зеленых насаждений города необходимо учитывать реализацию принципов экологической устойчивости, гуманизации городской среды и ее использования с социальной точки зрения. Отсутствует системный комплексный подход, позволяющий сохранить баланс природных и антропогенных компонентов городского ландшафта и удовлетворить рекреационные потребности городского населения.
Список литературы /References
1. Шимко В.Т. Архитектурно - дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: СПЦ принт, 2003.
2. Шимко В.Т. Архитектурно - формирования городской среды. М.: Высшая школа, 1990.
3. Вергунов А.П., Денисов М.Ф., Ожечов С.С. Ландшафтное проектирования. Высшая школа, 1991.
4. Родичкин И.Д. Человек, среда, отдых. Киев, «Будивельник», 1977, 158 стр.