Научная статья на тему 'Дизайн в системе духовной культуры'

Дизайн в системе духовной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
579
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ИСКУССТВО / THE DESIGN / THE ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дергачёва Елена Владимировна, Мильчарек Тадэуш Петрович

Статья посвящена определению сущностных признаков дизайна как вида искусства и той силы, которая делает искусство всеобщим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design in the system of spiritual culture

The article is dedicated to determination the essence signs of the design as type of the art and that power, which does the art general

Текст научной работы на тему «Дизайн в системе духовной культуры»

УДК 1:7.01

Е. В. ДЕРГАЧЁВА Ц Т. П. МИЛЬЧАРЕК І--

Омский государственный технический университет

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ДИЗАЙН

В СИСТЕМЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена определению сущностных признаков дизайна как вида искусства и той силы, которая делает искусство всеобщим.

Ключевые слова: дизайн, искусство.

Размышление о дизайне и его месте в системе культуры необходимо начинать с определения его отношения к искусству и отношения искусства к дизайну. Существует множество взглядов на сущность этих взаимоотношений. В традиционной классификации все виды искусства делятся на три основных группы — пространственные (живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство), временные (музыка и литература) и синтетические (пространственно-временные). К синтетическим видам искусства относятся театр, балет, опера, драматический театр, кино и т.д. Дизайн также может быть определен как синтетический вид искусства.

Характерной чертой, определяющей принадлежность дизайна к сфере искусства, его генетическую связь с ним, является художественность. Если понимать художественность в узком смысле как использование специфических средств выразительности, то она совпадает со сферой эстетического. На ее специфику указывает Эрнст Кассирер: «Эстетический опыт ... насыщен бесконечными возможностями, нереализуемыми в обычном чувственном опыте. В произведении художника эти возможности реализуются— выходят наружу и обретают определенную форму. Раскрытие этой неисчерпаемости вещей — одно из величайших преимуществ и одна из чарующих сил искусства» [1, с. 611]. По мнению Э. Кассирера, «.существует много естественных красот, у которых нет специфически эстетического характера. Органическая красота пейзажа — не то же самое, что эстетическая красота, которую мы чувствуем в произведении великого пейзажиста. попробую увидеть ландшафт глазами художника...я проникаю в новую область — область не живых вещей, а «живых форм». Я живу теперь не в непосредственной реальности вещей, а в ритме постранственных форм, в гармонии и контрастах цветов, в равновесии света и тени. Вот в таком погружении в динамический аспект формы и состоит эстетический опыт» [1, с. 619]. Говоря о специфических средствах выразительности, свойственных искусству, Э. Кассирер отмечает, что «.искусство погружает в стихию непосредственных проявлений вещей, и мы наслаждаемся этим проявлениями во всей их полноте, богатстве и разнообразии» [1, с. 640].

Художественность в широком смысле — это трансляция вечных общечеловеческих ценностей, отражающих сущность человека. Именно наличие такой художественности, возводит объект в ранг произведения искусства. В дизайне то и другое поня-

тие уместно. Наличие художественности (в узком смысле, как использование художественно-выразительных средств) доказывает принадлежность дизайна к искусству. Выяснив природу искусства, легче размышлять о дизайне.

Учитывая потребность человека в красоте, необходимо рассматривать дизайн с позиции принадлежности его к искусству. Следует сформулировать несколько определений, в которых раскроются сущностные свойства дизайна. Будем исходить из того, что родовая сущность дизайна — это искусство. Именно здесь нужно искать его корни. Искусство — форма духовной культуры, сфера деятельности, предметом которой является образное освоение мира и создание реальности, вызывающей эмоциональноценностное отношение (эстетической реальности). Выделение именно этого сущностного свойства искусства находит подтверждение в следующей мысли Э. Кассирера: «Художник должен не только чувствовать «внутреннее значение» вещей и их духовную жизнь — он должен облечь эти чувства в конкретную форму. Именно в этом акте проявляется высшая и наиболее специфическая сила художественного воображения. Экстернализация означает видимое и осязаемое воплощение не просто в определенном материале — глине, бронзе или мраморе, но также в чувственных формах, ритмах, цветах, линиях и очертаниях, в пластических ликах. Именно структура, равновесие и упорядоченность этих форм воздействуют на нас в произведении искусства. Каждое искусство имеет свои собственные характерные способы выражения — безусловные и неизменные. В различных искусствах эти средства выражения могут взаимодействовать. Каждый способ выражения выполняет свою задачу в «архитектонике» искусства. Материал, добытый в прямом контакте с природой, приобретает в архитектоническом процессе художественное единство» [1, с. 622]. Следующая его мысль позволяет, на наш взгляд, сделать заключение о неоднородности искусства: «контекст поэтического произведения не может быть отделен от его формы — от стиха, мелодии, ритма. Эти формальные элементы — не просто внешние или технические средства воспроизведения данной интуиции: они суть моменты, части самой художественной интуиции» [1, с. 623]. Искусство само по себе неоднородно. В нем происходят внутренние автономные движения и возникают процессы, обусловленные внешними вызовами, поскольку искусство орга-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

нически связано со многими другими сферами жизни человека.

Если считать, что дизайн в сегодняшнем мире отвечает за эстетическое и культурное содержание человечества, поскольку он окружает нас повсюду, в каждой вещи, если целью дизайна считать гармоничное развитие человека и создание культурного общества, то необходимо воспитывать потребность в красоте, что влечёт за собою создание вещей с эстетическими качествами.

Количественно и качественно изменяются эстетические потребности. Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о массовости, а о всеобщей индивидуализации, осознанной на эмоционально-ценностном уровне и подкрепленной материально. Это включает искусство в процессы горизонтальной и вертикальной мобильности. Оно является достоянием не только аристократической по происхождению и интеллектуальной элиты, представители которой в традиционном обществе с полным правом атрибутировали свою индивидуальность в произведениях художественного творчества. Оно является достоянием людей с проснувшимся самосознанием, научившихся понимать искусство, видеть в нем ценность и способ выразить свой внутренний мир и, вместе с тем не располагающих достаточными способностями сделать это самостоятельно. Это вызвало соответствующие движения в самом искусстве, принуждая к специализации отдельных функций художника, направленных на индивидуальную работу с реципиентом, выступающим в роли заказчика. Эти функции включают в себя учет социального статуса реципиента, его менталитета, душевных состояний, особенностей быта, а также возможности техносферы.

Дизайн является мембранным образованием в искусстве, наиболее чутким к эстетическим потребностям большого числа индивидуальностей.

Дизайн, являясь силой, которая делает искусство всеобщим, представляя собой часть художественного пространства, где индивидуальность реципиента встречается с индивидуальностью художника, использует язык искусства, его художественно-выразительные средства, имея при этом свою специфику и ряд своих средств.

Определяющим для искусства является наличие художественности и, как следствие, наличие художественно-выразительных средств, средств гармонизации. Для того, чтобы представить художественное произведение как целостную, сложноорганизованную структуру, где все элементы участвуют в воплощении художественного замысла необходимо использовать выразительные средства. Расположение частей (композиция), способы передачи пространства и формы, характер рисунка и колорит, материалы, техника их обработки и использования — всё это выразительные средства художника, особый язык, помогающий создавать форму произведения искусства, активные носители образного смысла, не безразличные к его содержательной стороне. Как и всякий язык, имеющий свою грамматику, свои законы, язык искусства также развивается.

На наш взгляд, не стоит разделять в данном случае «художественный образ» и «художественную реальность» она же — эстетическое: «встав на его (художника) точку зрения, мы не можем не увидеть мир его глазами. Кажется, мы никогда не видели мир в столь своеобразном свете...Стоит только реальности так своеобразно раскрыться перед нами, как мы и дальше будем видеть ее в таком обличье» [1, с. 612]. Поэтому

мы считаем ошибочной позицию Быстровой Т. Ю., которая утверждает, что «категория «художественный образ», центральная для классической эстетики, субъективируется или утрачивает смысл (в искусстве второй половины ХХ века). На смену миметическому (подражание) и гносеологическому (познание) подходам к искусству приходят семиотика и структурализм, согласно которым зритель формирует художественную реальность, находит или не находит смысл, достраивает и конструирует, расшифровывает значения, прочитывает цитаты и стилевые заимствования». Вслед за рассуждениями теоретиков ВНИИТЭ о противоположной направленности деятельности искусства и дизайна, Быстрова полагает, что «основным качеством такого искусства (искусство второй половины ХХ века) является отсутствие утилитарно-прагматических оснований, что делает его скорее, эстетическим, чем чисто художественным феноменом, вплотную стоящим рядом с дизайном» [2, с. 8], а также что «художественный образ представляет собою как бы иллюзорную реальность не совпадающую с материальным субстратом искусства», а образ в дизайне «пронизывает» объект насквозь. Задает компоновку, внутреннюю форму, не допуская подобного рода «несовпадений» [2, с. 7].

Это весьма спорная позиция и она не может являться основанием для демаркации искусства и дизайна. Искусство выразительно, но оно не может быть выразительным, не создавая формы. И этот формообразовательный процесс осуществляется в том или ином материале. В процессе художественного творчества цвета, линия, ритмы — это не только составные части технического оснащения, но необходимые моменты самого творческого процесса.

Изменчивость языка искусства — часть общего процесса развития человеческой культуры. Она необходима и естественна, потому что определяется изменениями, происходящими в обществе, сложными духовными процессами, происходящими в нем и его культуре. Отказ искусства от выработанного им художественного языка, от прежних достижений объясняются потребностью воплотить новые смыслы, привычным способом не передаваемые.

При этом один вид искусства имеет специфические средства выражения, иногда объединяющиеся с элементами и выразительными средствами других видов, в силу чего виды искусства имеют различные художественные возможности.

Искусство возможно рассматривать в широком и узком его смыслах. Если говорить об искусстве как глобальном явлении (в широком смысле), то необходимо использовать термин — «искусно».

Человек, совершающий действие, может совершать его искусно (красиво, правильно) или неискусно (некрасиво, неправильно). Правила усваиваются им в процессе обучения, при этом важным является понимание, осознание сути совершаемого действия, его специфики, задач.

Красота, гармония зависят от целостного понимания этой сути, что позволяет выполнить гармоничное действие, согласующее внутреннее и внешнее.

Если художественность является основополагающим в определении искусства, то творчество в искусстве становится не обязательным явлением.

Творческий процесс — это процесс создания чего-то нового, не обязательно искусно созданного. В отношении нового в процессе творчества можно сказать, что оно не является первостепенным. Нельзя сказать, что дизайнерское творчество основано только на инновационном компоненте.

Творчество — это процесс рождения диалога между людьми (процесс создания семиотических объектов с множеством трансцендентных смыслов), а как следствие создание объектов культуры. Творчество нормальное, необходимое состояние и потребность каждого человека. Создавая семиотические объекты, человек опосредованно формирует культуру. Прекращая творить, человек как личность, как субъект умирает. Если художник, мастер перестает создавать новое, он перестаёт быть творцом, но при этом может оставаться искусным мастером и продолжать делать искусство.

Поэтому следует рассмотреть такие понятия, как академический опыт и авангардный (пролетарский) опыт. Академический опыт, основанный на традициях, предполагает создание художественных объектов, следствием чего становится малая степень вероятности появление в них чего-либо нового, например, языка или мировосприятия, в них мысль медленно вращается вокруг своей оси. В отличие от академизма, создание нового, никем не пройденного и не осмысленного ранее, часто требует отказа от прежних достижений, абстрагирования от них. Это объясняется потребностью художника высказать своё отношение к происходящим событиям, предложить новые способы выражения представлений о задачах художественного творчества, необходимые для того, чтобы отразить в своих произведениях важные стороны нового миропонимания. Примером тому является творчество авангардистов, представители которого в своих произведениях отразили те стороны миропонимания, которые легли в основу мировоззрения ХХ века, раздвинув рамки искусства до границ науки. Обсуждая творчество авангардистов, ученые и художники отмечают то, что «Авангардистское искусство — как бы уже не искусство даже, а метод познания, позволяющий человеку получить новую картину бытия, улавливая те взаимосвязи, которые нельзя пока познать другим путём» [3, с. 81] и как следствие поиск нового языка и методов исследования. Можно употребить такое выражение, как пролетарский или авангардный опыт по отношению к новому, учитывая его склонность абстрагироваться от прежнего опыта. Что и является творчеством в широком понимании этого слова, а именно создание семиотических объектов.

Далее, по мере освоения нового опыта понимания его языка, происходит его переход в разряд академического. Так происходит смещение рамок академического и авангардного опыта.

Творчество явление не утилитарное. Оно вне времени, вне закона, вне традиции. Творя, человек желает вести диалог, создавая объекты с множественными смыслами. Творчество непременно рождает множество смыслов, поскольку создаваемые в процессе творчества семиотические объекты, выступая посредниками в диалоге субъектов, накладываются на индивидуальные особенности реципиентов, имеющих различный когнитивный опыт и восприятие действительности, различное понимание произведений искусства. Беспредельность и свобода интерпретации предмета творчества допускаются самим семиотическим объектом.

Определяя искусство как создание семиотического объекта, мы предполагаем, что оно имеет предметом своего диалога ценности: бытовые или вселенские, временные или вечные. Феномен искусства в узком смысле (как совокупность отдельных видов искусства) появляется тогда, когда человек объявляет искусство своей профессиональной деятельностью. Профессия предполагает владение средствами, нали-

чие академического опыта в его знаниях, целостного понимания сути совершаемого им действия.

Так, классически основываясь на общих академических законах искусства, его художественных выразительных средствах, выделяются виды искусства, к которым по праву относятся театр, музыка, кино, скульптура, изобразительное искусство и дизайн — тождественный ряд искусств, использующих выразительные художественные средства, задачей которых является адекватная передача информации.

Художественные средства в различных видах искусства имеют свои особенности. Дизайну, например, свойственна ориентация на производство, его возможности, технологический прогресс и, как следствие, постоянное их обновление.

Так появляется производственный массовый дизайн, рассчитанный на массы, имеющий свои выразительные средства, рассчитанные на потребителя и производителя определенного уровня. Также выделяется и концептуальный дизайн, для которого использование специфических средств производства не является обязательным, однако он активно использует выразительные художественные средства искусства.

Поскольку искусство не всегда использует творческий потенциал, то и дизайн не всегда творческая деятельность, в которой создается что-либо новое.

Возможно, именно в концептуальном дизайне, в отличие от массового, больше вероятности усмотреть элементы творчества — дизайн вне времени и вне производства. Виды искусства различаются средствами выразительности, культурными и художественными задачами, определяющими специфику отдельно взятого вида. Выявление этих элементов поможет разобраться в сущности дизайна и его семиотических особенностях.

Дизайн действительно можно считать видом искусства, о чём свидетельствует следующее:

— важнейшей характеристикой дизайна является наличие художественной составляющей;

— важной, но не обязательной характеристикой является творческий характер дизайна;

— родственный характер языка (символики) искусства вообще и дизайна как его вида.

Библиографический список

1. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер — М. : Гардарика, 1998. — 784 с.

2. Быстрова, Т. Ю. Философские проблемы творчества в искусстве и дизайне : учеб. пособие / Т. Ю.Быстрова. — 2-е изд., стереотип. —Екатеринбург : УГТУ — УПИ, 2009. — 159 с.

3. Новиков, А. В. Светлое око мира. За «круглым столом» редакции обсуждаются проблемы взаимодействия искусства и науки / А. В. Новиков // Человек. — 1990. — № 2. — С. 80 — 83.

ДЕРГАЧЁВА Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры «Дизайн и технологии медиаиндустрии» Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: Lean-lean@vandex.ru МИЛЬЧАРЕК Тадэуш Петрович, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

Адрес для переписки: e-mail: milcharek@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.12.2009 г.

© Е. В. Дергачёва, Т. П. Мильчарек

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.