Научная статья на тему 'Дизайн-проектирование как герменевтическая практика'

Дизайн-проектирование как герменевтическая практика Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГЕРМЕНЕВТИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / ОБЪЕКТ / ПРОЦЕСС / АДАПТАЦИЯ / DESIGN / HERMENEUTICS / METHODOLOGY / OBJECT / PROCESS / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симакова Юлия Алексеевна

Статья посвящена рассмотрению предпосылок введения герменевтической методологии в дизайн-проектирование. Обосновывается точка зрения на проектирование как на процесс понимания смысла текста, которым выступает объект дизайна. Применение герменевтической методологии позволит расширить арсенал методов дизайн-проектирования, повысить его эффективность, уточнить специфику дизайнерской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AS A HERMENEUTIC PRACTICE

This paper considers prerequisites of applying hermeneutic methodology in the practice of design. We justify the point of view on development of a design product as a process of understanding of the meaning of the text. Applying hermeneutic methodology will allow us to expand the arsenal of methods of design, enhance its efficiency, clarify the specifics of design activities.

Текст научной работы на тему «Дизайн-проектирование как герменевтическая практика»

УДК 72.011 СИМАКОВА Ю. А.

Дизайн-проектирование как герменевтическая практика

Статья посвящена рассмотрению предпосылок введения герменевтической методологии в дизайн-проектирование. Обосновывается точка зрения на проектирование как на процесс понимания смысла текста, которым выступает объект дизайна. Применение герменевтической методологии позволит расширить арсенал методов дизайн-проектирования, повысить его эффективность, уточнить специфику дизайнерской дея тельности.

Ключевые слова: дизайн-проектирование, герменевтика, методология, объект, процесс, адаптация.

SIMAKOVA Y. A.

DESIGN AS A HERMENEUTIC PRACTICE

This paper considers prerequisites of applying hermeneutic methodology in the practice of design. We justify the point of view on development of a design product as a process of understanding of the meaning of the text. Applying hermeneutic methodology will allow us to expand the arsenal of methods of design, enhance its efficiency, clarify the specifics of design activities.

Keywords: design, hermeneutics, methodology, object, process, adaptation.

Симакова Юлия

Алексеевна

кандидат культурологии, доцент кафедры культурологии и дизайна, Уральский федеральный университет

e-mail: simakova 3@mail.ru

Темпы изменений современной реальности, возникновение новых явлений, понятий, потребностей и способов взаимодействия в обществе ставят перед дизайном принципиально новые задачи. Сегодня деятельность дизайнера чаще основана на профессиональном чутье и опыте, чем на теоретико-методологических основаниях, формирование которых происходит медленнее социально-культурных изменений. Между тем это не единственный путь.

В современной ситуации понимание сущностных характеристик дизайнерской деятельности представляется необходимостью, как теоретической — поскольку уточнение понятия «дизайн» и его специфики продолжается, и практической, связанной с усовершенствованием имеющихся методов проектирования и выработкой новых. Кроме того, понимание сути профессии важно для самих практикующих дизайнеров, поскольку онтологическая дезориентация, в конечном счете, сказывается на качестве продукта.

Видение дизайн-проектирования как исследовательской и практической деятельности, направленной на решение задачи, непосредственно связанной с человеком, позволяет рассмотреть дизайн в русле исследовательских гуманитарных практик. Ряд присущих дизайн-проектированию черт (подробнее представленных ниже) делает возможным точку зрения на данную деятельность как на гер-

меневтическую практику. В статье мы определим предпосылки, позволяющие отнести дизайн-проектирование к герменевтической практике (и в этом ракурсе обозначить суть дизайн-деятельности), а также наметить специфику, которую приобретает методология дизайн-проектирования, если ее рассматривать как герменевтический анализ.

Герменевтикой называют теорию, методологию и искусство понимания (или постижения — как высшей степени понимания) смысла текста. Современная герменевтика сформировалась как постнеклассическое философское знание. Она изучает феномен, возможности и условия понимания. При этом текстом может выступать любая созданная человеком зна-ково-символическая система. Методология герменевтического анализа основана на прохождении «герменевтического круга», в ходе которого уточняются и приводятся к непротиворечивому единству взаимоотношения части и целого (текста и контекста). Следующим этапом выступает интерпретация материала, подразумевающая концептуальное осмысление информации, и его репрезентация (предъявление результата вненаучным кругам, которое может быть сделано и в художественно-образной форме).

Для герменевтики характерно признание множественности смыслов текста (один и тот же текст может интерпретироваться по-разному), значимости творческой интуи-

ции и субъективного опыта исследователя наравне с рационалистическими методами (что обуславливает связь герменевтики с искусством), стремление к целостному пониманию текста, представлении о тексте как об открытой развивающейся системе; диалогичность (подробнее о герменевтике см.: Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание).

Сегодня поле герменевтики существенно расширилось: она применяется в тех областях культурной жизни, где необходимо понимание смысла явлений и диалог, — педагогике, психологии, международных отношениях и т. д. Отметим, что герменевтика, как способ понимающего мышления, присутствует во всех видах познавательно-исследовательской деятельности, даже будучи не отрефлексированной субъектом познания. Действительно, решение задачи — научной и творческой редко бывает линейным процессом, человек зачастую «ходит по кругу», снова и снова проходя те же стадии, что-то уточняя и корректируя. В итоге обнаруживается и устраняется искомая неточность, и это помогает перейти на новый этап; или же со временем, благодаря какой-то случайности, ракурс видения ситуации смещается, и решение приходит «само собой». Осознанное, а не интуитивное осуществление герменевтической деятельности делает процесс решения задачи более эффективным и, соответственно, востребованным в проектной деятельности.

Можно ли утверждать, что создание нового объекта в дизайне — это понимание смысла текста? Да, если дизайн (и конкретный объект дизайна) рассматривать как зна-ково-символическую систему, созданную человеком. Аргументом служит и высказывание Ж. Дерри-да о тотальности текста и взятом для примера столе, который является текстом так же, как восприятие автором стола. Однако важно уточнить, что речь идет именно о процессе проектирования, т. е. о создании текста. Герменевтический метод, как правило, ориентирован на работу с готовым текстом, смысл которого непонятен. Тем не менее на любом этапе проектирования можно выделить контекст — среду, в которой существует непонятный «текст» как часть целого. На начальном этапе целым может выступить содержание предпроектного анализа (или его фрагмента); на этапе проектирования это работа с формой,

когда все ее необходимые качества овеществляются в гармоничном единстве. При этом текст и контекст выступают как динамичные системы, находящиеся в «текучем» состоянии, изменяющиеся относительно друг друга и останавливающиеся только в продукте дизайна.

С философской точки зрения, можно говорить о смысловой структуре вещи, которая исследуется в процессе проектирования. Опираясь на определение М. Бахтина, что смысл — это «ответы на вопросы», можно выделить несколько уровней смыслов, чья иерархия определяется целью и задачами проектирования. Т. Ю. Быстрова выделяет девять уровней смыслов: онтологический, функциональный, духовно-ценностный, знаковый и т. д. («Вещь. Форма. Стиль») [2]. Проектируя, дизайнер ищет ответы на вопросы, например: каков функциональный смысл вещи? (ассоциативный, художественно-образный и т. д.). Изначально эти смыслы не проявлены, необходимо их открыть. При этом вещь («текст») выступает своеобразным «аватаром» человека, для которого она создается. Выявление смыслов будущей вещи дизайнером — это субъект-субъектные отношения, диалог.

Диалогичность является обязательным условием герменевтической деятельности. Оно обусловлено отношением к тексту как к «одушевленному», поскольку за ним стоит автор во всем многообразии и глубине «внешней и внутренней жизни» (И. Шлейермахер), которую стремится постичь исследователь, исходя из собственных культурных и биографических реалий. При этом, как отмечал Г.-Г. Гадамер, нужно понять об авторе даже больше, чем он знал сам о себе.

Диалогичность реализуется вопросно-ответными методиками: исследователь вопрошает текст и формулирует ответы, основанные на глубоком и всестороннем изучении контекста. Данная установка органична для деятельности дизайнера, и проявляется она и в диалоге с внешней средой в виде заказчика и потребителя: в диалоге с проектируемой вещью, чья форма создается как ответы на вопросы, и в диалоге с культурной ситуацией. М. В. Панкина в статье «Дуальность как проектная сущность дизайна» отмечает: «Постоянный диалог, присутствие "на границе" явлений, категорий, сфер жизни, групп социума заставляет дизайнера находиться в вечном поиске смыслов, противоречий. <...>

Работая над формой и решая стоящие перед ним различные задачи, дизайнер стремится к тому, чтобы форма стала содержательной. Он находится в постоянном диалоге и с собой.» [6].

Современный мир культуры невероятно сложен и многообразен, что заставляет дизайнера быть буквально «всеядным» и анализировать максимальное количество факторов, влияющих на проектируемый объект прямо и косвенно. Проводя параллель между изучением контекста в герменевтике и предпроектным исследованием (или же непосредственным созданием формы), отметим, что объем информации, анализируемой дизайнером, обладает сложной структурой и задействует дополнительный арсенал методов, позволяющих понять суть явлений. Этот процесс вполне соотносится с процессом понимания, который «пронизывает все связи человека с миром» (Г.-Г. Гадамер).

Важная особенность герменевтического подхода — сочетание логических, рациональных методов исследования с интуицией, творчеством — является и спецификой процесса дизайн-проектирования. Действительно, применение лишь рациональных методов не приведет к появлению качественного дизайна, а их отсутствие сделает из дизайна форму художественного самовыражения.

Выделим ключевые пункты герменевтического анализа и соотнесем их с проектной деятельностью, используя примеры из учебного проектирования студентов — графических дизайнеров (магистратура каф. Культурологии и дизайна УрФУ), с помощью которых исследовалось применение метода.

1 Формулирование вопроса по отношению к тексту

Этому пункту предшествует определение текста и контекста. Необходимо выделить наиболее непонятную область в проектировании, создающую тупиковую ситуацию (в теоретическом или практическом разделе), и поле, в котором она существует. Изначальный вопрос, как правило, достаточно поверхностен, но уточняется в процессе исследования. Студентка, разрабатывающая проект по интеграции инвалидов в общество, сформулировала вопрос так: «Каков состав проекта?» По мере дальнейшего изучения материала вопрос конкретизировался: «Почему люди плохо (отчужденно) относятся к инвалидам?»

В конечном итоге, интерпретируя полученные данные, она пришла к выводу, что причина отчуждения — подсознательный страх. Соответственно, уточнилась и цель проекта: «Разработка дизайн-концепции, позволяющей влиять на страх здоровых людей по отношению к инвалидам».

2 Вхождение в «герменевтический круг»

Прежде чем приступить к исследованию контекста, нужно, по Г.-Г. Гадамеру, осознать свою дистанцию по отношению к тексту и «предрассудки» — сформированные культурной традицией и опытом исследователя изначальные суждения о смысле. Приведем рассуждения магистрантки, разрабатывающей обложку букваря для детей-аутистов. Ее дистанция выразилась в следующих утверждениях: «Я — не аутист; я — не ребенок; я — не родитель ребенка-аути-ста; я — не педагог» и т. д. Очевидно, что нужно исследовать эти сферы (причем не только рационально, но и эмпатически), прежде чем возникнет концепция обложки. «Предрассудки» обусловил ее дизайнерский опыт, предлагающий готовые решения: композиция должна быть симметричной, цвета спокойными (оказывать успокаивающее действие на ребенка) и т. д. Эти готовые ответы существенно трансформируются, если не исчезнут вообще в процессе движения по герменевтическому кругу.

3 Выявление различных планов текста и его структуры

Как видим, уже определение «дистанции» и «предрассудков» задает важные параметры планов текста и формирует элементы его структуры. Структуру формирует также и устоявшийся алгоритм проектирования (исследование потребителя, анализ аналогов и т. д.).

4 Исследование контекста возникновения и существования текста

Подразумевает максимальный охват и изучение проектных обстоятельств с привлечением дополнительных методов исследования; постоянное сопоставление части и целого, отслеживание противоречий между ними. Важно не утратить диалогичности и понимать то или иное явление как следствие мотивов и поступков человека, стоящего за набором фактов и информации. Существенно расширяет поле

исследования обращение к феноменологическому методу, позволяющее анализировать непосредственно-чувственное восприятие объекта проектирования.

5 Создание интерпретации смысла частей целого, в диалектике с целым, с учетом контекста

По В. Г. Кузнецову, интерпретация в герменевтике — это средство достижения понимания. Г.-Г. Га-дамер определил интерпретацию смысла текста как «конструкцию», поскольку изначальный смысл не может быть реконструирован (воссоздан таким, какой он был изначально). Исследователь непременно осуществляет новое понимание смысла, свойственное его историческим и культурным обстоятельствам, создавая новую целостность, актуализируя смысл для современности. Понимание проектирования как конструирования смысла вполне правомерно. Дизайнер предлагает решение, которое составляет единое эстетически-функциональное целое с комплексом обстоятельств. И это не есть буквальное воспроизведение смысла, который закладывал в проект заказчик, так как в процессе проектирования, перефразируя Г.-Г. Гадамера, дизайнер понял о потребности заказчика (или потребителя) больше, чем он сам о себе. Так же, как и о проектной ситуации в целом — разрабатывая решение, дизайнер оперирует сутью явлений, а не только их информационной оболочкой (учет структурно-семиотического подхода позволит рассматривать отдельно знак и значение в контексте проектирования). Кроме того, вербализованный смысл, заложенный в изначальном запросе на создание нового объекта, не может быть воплощен буквально по причине невозможности дословного перевода вербальных конструкций на язык образа. Во-вторых, само создание гармоничной формы — объемно-пространственной или графической диктуется законами композиции, стиля, семантики, функциональностью и т. д., что создает дополнительный фильтр на пути овеществления замысла. Отметим, что одна и та же проектная задача, в зависимости от личности дизайнера, будет решаться по-разному — как и в случае интерпретации текста в герменевтике, когда опыт, культурные, мировоззренческие и прочие особенности исследователя накладывают отпечаток на результат. На этапе интерпретации

дизайнер, обобщая проделанную работу, обретает и формулирует представление, к какой области явлений (и проблематике) относится текст. Так, изначальный вопрос был о составе проекта (см. п. 1), а в результате выяснилось, что на самом деле речь идет о страхе.

6 Уточнение или открытие нового смысла текста, создание «понимания» текста как концептуальной целостности, системы

Данному этапу в дизайн-проектировании, по нашему мнению, соответствует формулирование концепции. Отметим несколько обстоятельств. Ни один добросовестно использованный проектный метод не даст в итоге оригинального адекватного проектного решения. Применение комплекса методов и креативных технологий может помочь ситуации, однако и здесь результат не гарантирован. Механизм возникновения оригинального новаторского решения остается открытым вопросом, хотя очевидно, что необходимо сочетание творческой интуиции (а также наличие эмпатии и прочих свойственных творческому психотипу качеств) с рациональным исследованием. Герменевтическое стремление понять смысл изучаемых явлений, не ограничиваясь внешней информативностью, всесторонность изучения «контекста» с взаимодействием с другими областями знания дает толчок надрассудочному синтезу, рождающему концептуальную идею.

Заключительный этап репрезентации подразумевает визуализацию формы и представление результата. Эта работа также может рассматриваться как движение по герменевтическому кругу, так как и здесь может быть выделен текст и контекст, сформулирован вопрос к тексту, которым выступает тот или иной аспект формы.

Заключение

Как видим, процесс дизайн-проектирования структурно и сущност-но соответствует герменевтической практике. Точка зрения на дизайн-деятельность как на понимание смысла «текста» выводит всегда практически ориентированную работу дизайнера на уровень философского осмысления. С применением герменевтической методологии преодолевается разрыв между теорией дизайна и практикой, так как понимание смысла осуществляется как проектные шаги. Стремление понять смысл акцентирует и усили-

вает качества, присущие дизайнерской деятельности: системность (посредством выделения разноплановых систем текста и контекста), целостность, диалогичность (принципиальная установка на субъект-субъектные отношения на всех уровнях исследования); осознанное формулирование вопроса к тексту, который не заменяет собой цель проекта, но позволяет ее уточнить; прохождение этапа интерпретации, позволяющее откорректировать проблемную область проекта и сформировать концепцию. Герменевтический подход подразумевает большую рефлексию дизайнера в отношении процесса проектирования, осознанность, что формирует качество профессионального мышления. Адаптация герменевтического метода к дизайн-проектированию позволит расширить как теоретический, так и практический аспект дизайн-деятельности, повышая ее эффективность в целом, способствуя выходу из тупиковых ситуаций.

Список использованной литературы

1 Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров. М. : Искусство, 1979. 424 с.

2 Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: введение в философию дизайна. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2017. 374 с.

3 Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М. : Прогресс, 1988. 704 с.

4 Джонс Дж. К. Методы проектирования/ 2-е изд., доп. М. : Мир, 1986.

5 Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М.: Изд-во МГУ, 1991. 192 с.

6 Панкина М. В. Дуальность как проектная сущность дизайна [Электронный ресурс]. URL: (https://www. fundamental-research.ru / ru/ article /view?id=37834) (дата обращения: 20.11.2017).

7 Симакова Ю. А. Герменевтический потенциал анимации в исследовании культуры : автореф. канд. дис. Екатеринбург : УрФУ, 2014. 21 с.

8 Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб. : Европейский дом, 2004. 242 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.