А. В. Черная, К. С. Панченко
УДК 159.9.07
ДИЗАЙН-ПРОЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДИКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ НА ЭТАПЕ ПОСТУПЛЕНИЯ В ВУЗ
Выполнено в рамках гранта на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Южного федерального университета № 1226
О рамках данной статьи обсуждаются этапы проектирования диссертационного исследования личностных предикторов профессионального самоопределения абитуриентов на этапе поступления в вуз: постановка проблемы; формулировка темы; определение целей, предмета, теоретических и эмпирических задач. Под проектированием (дизайном) исследования понимается процесс выбора методологии и структурирования процедур сбора и анализа конкретных переменных [15]. В аналитических и инструментальных целях использована система 8йУа1.
В ходе обсуждения проблемы исследования профессионального самоопределения мы исходили из того, что в связи с расширением информационных ресурсов и активным использованием цифровых сервисов поиска информации о профессиях, кардинально меняется ситуация профессионального самоопределения и выбора профессии на этапе поступления в вуз. В связи с этим в ходе изучения профессионального самоопределения значимым аспектом является анализ личностных особенностей субъектов выбора профессии. Прогностическая функция личностных особенностей как предикторов профессионального самоопреде-
ления объясняется тем, что личность в совокупности ее качеств, черт, индивидуально-типологических особенностей выступает определяющим звеном оптимального профессионального выбора.
В связи с этим одна из теоретических доминант диссертационного исследования - ориентация на личность (personality orientation). В работах по профессиональному самоопределению представлены традиционные для психологии личности конструкты, личностные особенности, черты, характеристики, показан их вклад в профессиональное самоопределение (Е. А. Климов, Э. Ф. Зеер, Н. С. Пряжни-ков); профессиональный выбор (С. Н. Чистякова, D. Brown, D. E. Super, M. L. Savickas). Отдельно рассматриваются личностные особенности профессиональной ориентации (В. А. То-лочек, А. Г. Грецов, J. D. Crites, J. Harris-Bow-lsbey); адаптации к профессии (D. E. Super, Knasel E. G., L. Nota et al.). Все это позволяет исследовать вклад личностных особенностей, черт, характеристик как предикторов профессионального развития и, в частности, профессионального самоопределения.
Категория «предиктор» активно используется в науке. В естественных науках - для характеристики прогноза состояния системы [21]. В психологии категория «предиктор», согласно словарю Американской Психологической Ассоциации (APA), определяется как переменная, используемая для оценки и прогнозирования будущих событий или обстоятельств [22].
Предиктор также рассматривается в качестве исходной характеристики индивида и его окружения, по которой может прогнозироваться другая целевая характеристика. И. В. Ра-вич-Щербо, Т. М. Марютина, В. И. Трубников и др. подразделяют предикторы по характеру прогнозируемых эффектов на меж-уровневые (в структуре индивидуальности), онтогенетические, профессиональные, клинические [10].
В психологии личности обширное поле составляют параметры и черты личности, которые обусловливают другие психологические
категории, такие как академическая успеваемость (A. Furnham, A. Vedel); склонность к альтруизму (M. C. Ashton, Е. П. Ильин), самооценка способностей (P. L. Ackerman, S. D. Wol-man, A C. Neubauer), которые могут быть рассмотрены как предикторы указанных категорий и использоваться в целях предиктив-ного анализа.
Предиктивная (прогнозная) аналитика содержит множество статистических методов, в том числе предиктивный анализ, который направлен на прогнозирование будущих событий [19]. В социогуманитарных науках предик-тивный анализ осуществляется в рамках изучения поведения и будущих действий людей; прогнозирования реакций на различные трудности, возникающие на пути к достижению цели.
Применительно к психологии профессионального развития личностные черты исследуются как предикторы карьерного успеха, влияющие на достижение карьерных целей (A. Hirschi, D. Spurk, N. Dries); возникновение карьеризма в процессе профессионального становления (Л. М. Митина, С. Т. Джанерьян); профориентационной работы с целью подбора соответствующей личности профессии (A. Hir-schi, S. D. Brown, Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Пряж-никова).
В психологии в регрессионном анализе предиктор используется как независимая переменная с целью выявления сопряженности компонентов и прогнозирования возможных изменений в них (N. R. Draper, С. Г. Радчен-ко, H. Smith) [16].
Таким образом, категория «предиктор», используемая в рамках предиктивного анализа позволяет выявить перечень личностных факторов (обусловливающих, прогнозирующих) их влияние на психологические процессы. В рамках настоящего исследования, на процесс профессионального самоопределения и определение их прогностической функции.
Исследование личностных предикторов профессионального самоопределения и их прогностической функции представляется актуальным на этапе выбора профессии, в институ-
циональном плане - на этапе поступления в вуз, в том числе в связи с практико-ориенти-рованной задачей психологического сопровождения профессионального самоопределения абитуриентов. В связи с этим тема диссертационного исследования сформулирована как «Личностные предикторы профессионального самоопределения абитуриентов на этапе поступления в вуз». Основная цель диссертационного исследования: изучение личностных предикторов профессионального самоопределения абитуриентов на этапе поступления в вуз. Предмет исследования: особенности личностных предикторов профессионального самоопределения на этапе поступления в вуз.
Нами спроектированы пять основных теоретических задач диссертационного исследования.
Во-первых, изучить прогностические функции личностных предикторов в процессе профессионального самоопределения абитуриентов на этапе поступления в вуз.
Для решения данной задачи важен анализ методологических оснований в исследовании личности. В отечественной психологии наиболее значимы следующие положения: личность как единство и индивидуальность всех жизненных и психологических проявлений человека (Л. С. Выготский) [3]; личность как субъект и серия событий, включающая в себя совокупность внутренних условий, через которые видоизменяются внешние воздействия (С. Л. Рубинштейн) [11]; личность как субъект деятельности (А. Н. Леонтьев, К. А. Абуль-ханова-Славская, А В. Брушлинский) [6]; личность как особое психическое образование, целостная психологическая структура (Л. И. Бо-жович) [2]. В данном контексте профессиональное самоопределение рассматривается как деятельность, которая выражается в характерных чертах осознания себя и своих индивидуальных качеств (Е. А. Климов) [5]; в поиске и нахождении личностного смысла в профессиональной деятельности (Н. С. Пряжников) [9]; в нахождении собственного смысла и проявления активности (Э. Ф. Зеер) [4].
В работах зарубежных авторов обнаруживает себя важная для цели нашего исследования
идея о связи профессии с мотивационной и ценностной ориентацией личности (F. Parsons); личностных черт с предпочтениями определенного рода занятий, которые определяют дальнейший профессиональный выбор (J. L. Holland ); в выборе профессии и планировании карьеры (D. A. Gray, F. M. Gault, S. T. Meier); в дальнейшем карьерном развитии (D. E. Super, M. L. Savickas, C. M. Super).
Во-вторых, провести ранжирование личностных качеств как возможных предикторов (включая мотивы выбора профессии, личностные ориентации в выборе вуза, самоэффективность) с последующим прогнозированием их вклада в успешное профессиональное самоопределение абитуриентов на этапе поступления в вуз.
Исследование структуры личности и ее индивидуально-психологических особеностей являются важным аспектом в изучении профессионального самоопределения. Теории личности характеризуются большим разнообразием элементов, которые входят в структуру личности и факторами, которые объединяют эти элементы в систему. Ранжирование личностных конструктов, релевантных теме «профессиональное самоопределение», представляется значимым на основе анализа традиционных концепций и теорий личности, а также классических личностных методик.
Предварительный анализ теорий личности показывает, что наиболее значимыми личностными конструктами, которые могут обусловливать профессиональное самоопределение, являются: мотивационная сфера человека и ее мотивационные линии (А. Н. Леонтьев); направленность с устойчивой доминирующей системой мотивов (Л. И. Божович); комплекс индивидуально-типологических особенностей, отражающихся в темпераменте, характере, способностях (С. Л. Рубинштейн); приобретенный личный опыт, складывающийся из знаний навыков, умений и привычек (К. К. Платонов); личностные черты (G. W. Allport, R. B. Cattell); система личностных смыслов (А. Н. Леонтьев, А. Д. Леонтьев, G. Kelly); самоэффективность, координирующая навыки для достижения желаемых целей (D. Cervone, J. E. Mad-
dux, J. Lewis); тип темперамента (H. J. Ey-senck); локус контроля, определяющий стратегию оценки результатов собственной деятельности (J. B. Rotter).
В выделенных личностных конструктах содержится большой объем информации о совокупности личностных черт, характеристик, индивидуально-типологических особенностей, психических свойств, которые могут выступать предпосылками / предикторами (предрасположенностью) к успешности в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности.
В-третьих, изучить методы и инструменты психологического сопровождения профессионального самоопределения в теоретических и практико-ориентированных исследованиях.
В отечественной психологии категория «сопровождение» рассматривается с разных методологических позиций: поддержка самоопределяющейся личности (Н. С. Пряжни-ков) [9]; система профессиональной деятельности психолога для создания оптимальных условий развития личности (М. Р. Битянова, Р. В. Овчарова) [1]; психологическая работа с личностью (Л. М. Митина) [8]; помощь в формировании ориентационного поля развития личности (Э. Ф. Зеер) [4].
В зарубежной психологии категория «сопровождение» отождествляется с термином «профориентация» и включает в себя: консультирование по вопросам карьеры, наличие широкого спектра контента в профориентации (E. L. Herr, S. H. Cramer); распространение виртуальной системы профориентации и он-лайн-консультирования (N. Pordelan, S. Hos-seinian) [20].
Предварительный анализ основных методов психологического сопровождения позволяет выделить две основные группы: методы изучения профессий (методы профессиогра-фирования: методы сбора и обработки эмпирических данных, анализ документации, составление профессиограмм; реконструкция и проектирование профессий); и методы психологического сопровождения профессионального самоопределения, выбора профессии и профессионального развития (активизирую-
щие методы профессионального самоопределения: профориентационные, карточные и настольные игры, активизирующие профориен-тационные опросники, игровые профориента-ционные упражнения [9]; методы проектирования профессионального самоопределения: метод проблемного изложения, метод кейсов, метод профессиональных проб [14]; методы карьерного развития: карьерное проектирование, мобилизация профессиональных практик, умение анализировать альтернативные варианты профессионального роста [17]; методы развития человеческих ресурсов: стратегическое планирование, служебная аттестация, оценка персонала, планирование карьеры [23]).
В-четвертых, изучить методы диагностики личности в связи с задачами изучения профессионального самоопределения.
В психологии профессиональной деятельности традиционно применяют личностные методики для изучения характеристик профессионального самоопределения. Еще в прошлом столетии с помощью профориентацион-ной анкеты выявлялись основные показатели для диагностики личности: склонности, интересы, положительные и отрицательные качества личности, отношение к работе, опыт в трудовой деятельности и др.
Наиболее значимыми методами диагностики личности в рамках нашего исследования представляются те, которые содержат в себе компоненты профессионального самоопределения и могут прогнозировать доминирование определенных профессионально важных качеств, поведение человека в профессиональной деятельности; обусловливать пригодность личности к определенному типу профессий.
Нами выбраны четыре наиболее известные методики, с помощью которых можно изучить возможности использования личностных шкал для оценки профессионального самоопределения. В методиках содержатся утверждения, относящиеся к категории «профессия», направленные на изучение отношения личности к собственной деятельности, взаимоотношений с окружающими и трудовым коллективом (табл. 1).
Таблица 1
Методики изучения возможности использования личностных шкал
№ Название диагностической методики Шкалы
1 Миннесотский многофазный личностный опросник (MMPI-2, Minnesota Multiphasic Personality Inventory) (J. N. Butcher, W. G. Dahlstrom at al.) Типы личности: астено-невротический, гипо-темический, паранойяльный, тревожномни-тельный, аутичный, шизоидный, социопати-ческий, гипертимный, истероидный
2 Многофакторный личностный опросник (Sixteen Personality Factor Questionnaire) (R. B. Cattell, H. W. Eber, M. M. Tatsuoka) Общительность, подозрительность, смелость, дипломатичность, доминантность, самостоятельность; интеллектуальность, мечтательность, дипломатичность, восприимчивость к новому; эмоциональная устойчивость, беспечность, напряженность, эмоциональная чувствительность, тревожность, смелость в социальных контактах
3 Пятифакторный личностный опросник 5PFQ (адаптация А. Б. Хромов) Экстраверсия - интроверсия, привязанность -отделенность, контролирование - естественность, эмоциональность - эмоциональная сдержанность, игривость - практичность
4 Vfhrths afrnihid <ikmijq gznthrb (Big Five Factor Markers? BFFM-50) (L. R. Goldberg) Экстраверсия, доброжелательность, сознательность, эмоциональная стабильность, интеллект
Таким образом, определенные личностные методики содержат в себе вопросы и шкалы, которые производят оценку личностных особенностей и являются одними из способов прогнозирования дальнейшего профессионального развития. Выявление особенностей темперамента, характера, доминирующего психического состояния обусловливают оптимальный профессиональный выбор, надежность и пригодность личности к определенному типу профессий, и влияют на овладение профессиональными навыками.
В-пятых, изучить возможности использования онлайн-ресурсов и цифровых инструментов в психологическом сопровождении профессионального самоопределения.
Цифровые технологии определяются как специфические средства опосредования, совмещающие в себе орудийные и знаковые компоненты (О. В. Рубцова) [12]; включают в себя цифровые технологии, устройства, компьютерные программы (Г. У. Солдатова, А. Е. Вой-скунский) [13]; широкий спектр инструмен-
тов, услуг и приложений работы с информацией (М. Г. Дубинина).
Исходя из этого в современной профориен-тационной работе подчеркивается роль цифровых технологий, которые используются с целью проектирования карьерного пути; изучения влияние медиа на формирование профессиональных компетенций и построения индивидуальной траектории обучения (Ь. Пота-Ы, М. Ьакка1а); проведения онлайн-консуль-тирования по вопросам выбора профессии, профессионального самоопределения, профессионального развития, адаптации к профессии (В. Ю. Меновщиков, N. РоМе1ап, 8. Ио88е1п1ап, I Иennigan) [7]; изучения влияния процесса обучения в вузе на построение дальнейшей профессиональной адаптации и карьерного (И. Noga, Р. Di11enbourg) [18].
Таким образом, спроектированные пять основных задач диссертационного исследования являются основными направлениями, векторами решения теоретических задач.
При разработке дизайн-проекта диссертационного исследования в аналитических и ин-
Undergraduate Student
Outcome Expectations j°b Satisfaction Career Guidance Career Dedsion Career Asp i rations Social Cognitive Career Theory
Counseling Interpersonal q pp p p A /"I n n+ n k ! I [ fw Career Exploration Personality rtUdpLdUN I iy
interest college Career Choice f Köö
Career Development Ufe I CC I D satisfaction
Life Satisfaction ployability Self Efficacy Students Psychology
Career Decision Self-efficacy Vocation (rilliirrii C+i i/Hisntc
Career Indecision High School Students ^MCgC ^UJUen Lb
Career Construction Teachers Career Counseling Meaningful Work Vocational I nterests Snne|ty St"deniS
Higher Education Schools Work
Adolescent Profess ю na I wuin
Career Decision-making Difficulties
Career Decision Making
Validation
Career Intervention Calling
STEM (science, technology, engineering and mathematics)
Career Decision-making Self-efficacy Scanning Transmission Electron Microscopy
Рис. 1. Пятьдесят ключевых фраз тематического кластера «Career; Students; Schools»
трументальных целях проведено изучение актуальных и значимых результатов научной деятельности за последние пять лет на платформе SciVal. Анализ осуществлен в несколько этапов.
На первом этапе проведен анализ наукометрических данных в предметном поле «профессиональное самоопределение». Карьера (Career) - один из наиболее часто встречающихся терминов, запрашивался в систему Sci Val. С помощью инструмента Overview (обзор) сгенерирован тематический кластер (Topic Cluster) «Career; Students; Schools», а также указаны общая эффективность исследования данного тематического кластера, включающий процентиль известности темы, количество цитирований, перечень публикаций, количество просмотров, индекс международного сотрудничества.
На втором этапе проведен детальный анализ тематического кластера «Career; Students; Schools», тем самым выделены пятьдесят релевантных ключевых фраз, основанных на анализе 4044 публикаций (Top 50 keyphrases by relevance, based on 4,044 publications). Выделим пять (из пятидесяти) ключевых фраз из Символа тематического кластера (Topic Cluster character) (рисунок 1): 1. Career (карьера);
2. Career adaptability (приспособляемость к карьере); 3. Vocational guidance (профессиональная ориентация); 4. Self-efficacy (самоэффективность); 5. Career choice (выбор карьеры). Все они релевантны предметной области психологии личности. Данные ключевые фразы -идеальный визуальный образ теоретического обзора.
На третьем этапе проранжированы ключевые фразы (Keyphrases) тематического кластера «Career; Students; Schools», релевантные категории «профессиональное самоопределение»: 1. Career (карьера); 2. Career adaptability (приспособляемость к карьере); 3. Vocational guidance (профессиональная ориентация); 4. Self-efficacy (самоэффективность); 5. Career development (профессиональное развитие; карьерный рост); 6. Vocational interests (профессиональные интересы); 7. Career choice (выбор карьеры); 8. Career decision making (принятие решений о карьере).
Полученные результаты анализа Topic Cluster «Career; Students; Schools» релевантных категории «профессиональное самоопределение» подтверждают научную обоснованность выбора основных задач теоретического обзора и являются основой проектирования плана теоретических глав диссертационного иссле-
дования, ориентированных на обзор актуальных научных направлений.
Таким образом, в ходе проектирования как важного этапа диссертационного исследования существует возможность структурирования методологических оснований (изучения личностных предикторов) сбора и анализа процедур психологического исследования личностных предикторов профессионального самоопределения абитуриентов на этапе поступления в вуз.
АННОТАЦИЯ
В статье представлен опыт разработки дизайн-проекта диссертационного исследования аспиранта первого года обучения по направлению 37.06.01 Психологические науки. Показана логика и методология процесса составления дизайн-проекта. В целях анализа международных научных исследований личности и профессионального самоопределения в аналитических и инструментальных целях использована система SciVal. Обсуждаются категория «предиктор», значимость личностных предикторов профессионального самоопределения, в том числе абитуриентов на этапе поступления в вуз. Показаны перспективные направления в предметном поле исследования профессионального самоопределения.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, личностные предикторы, дизайн-проект, абитуриент, SciVal.
SUMMARY
The article presents the experience of developing a design project for a dissertation study of a graduate student of the first year of study in the field 37.06.01 Psychological Sciences. The logic and methodology of the design design process is shown. The system of SciVal is used for analytical and instrumental purposes to analyse international research on personality and professional self-determination. Discussed: the category of «predictor», the significance of personal predictors of professional self-determination, including applicants at the stage of admission to the university. Perspective directions in the subject field of the study of professional self-determination are shown.
Key words: professional self-determination, personal predictors, design project, applicant, Sci Val.
ЛИТЕРАТУРА
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997. - 298 с.
2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО МОД-ЭКС, 2001. - 352 с.
3. Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии (1932-1934 гг.): В 6 т. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. Детская психология. - 432 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессий. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. - 336 с.
5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2010. -304 с.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 352 с.
7. Меновщиков В. Ю. Психологическое интернет-консультирование. - Смысл, 2019. -481 с.
8. Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. - 1997. - № 4. - С. 28-38.
9. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: «Академия», 2007. - 501 с.
10. Равич-Щербо И В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. - 1996. -№ 2. - С. 42-54.
11. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
12. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (статья вторая) // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15. - № 4. - С. 100-108.
13. Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социаль-
ная эволюция психики II Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2021. -Т. 18. - №№ 3. - С. 431-450.
14. Чистякова С. H. Системная организация педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях социально-экономических перемен II Казанский педагогический журнал. -2017. - №» 1 (120). - С. 7-15.
15. Creswell J. W. Educational research: Planning, Conducting and Evaluating Quantitative and Qualitative Research. Upper Saddle River: Pearson Education. - 2002. - 650 p.
16. Draper N. R., Smith H. Applied Regression Analysis. - Wiley, New York. - 1998.
17. Edwards R., Nicoll K. Expertise, Competence and Reflection in the Rhetoric of Professional Development II British Educational Research Journal. -2006. - 32 (1). - P. 115-131.
18. Noga H. The careers of the education in technology graduates. Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2: 223. - 2016. - 187 p.
19. Nyce C. Predictive Analytics White Paper II American Institute for Chartered Property Casualty Underwriters I Insurance Institute of America, 2007. - P. 24.
20. Pordelan N., Hosseinian S. Online career counseling success: the role of hardiness and psychological capital II International Journal for Educational and Vocational Guidance. - 2021. -Vol. 21. - P. 531-549
21. Smith О. J. M. Posicast Control of Damped Oscillatory Systems, Proceedings of the IRE. - 1957. - September. Vol. 45. - Issue 9. -P. 1249-1255.
22. VandenBos G. R. APA Dictionary of Psychology. American Psychological Association. - 2015.
23. Von Glinow M. A., Driver M. J., Brousseau K., Prince J. B. The Design of a Career Oriented Human Resource System II The Academy of Management Review. - 1983. -8 (1). - P. 23-32.
Е. Ю. Пономарева
УДК 159.923-057.875:17.022.1
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
' истема ценностей, ценностных ориен-таций человека не является абсолютно неподвижной, она динамична, иногда противоречива и отражает существенные изменения, происходящие в мире, во взаимоотношениях между людьми. Становление ценностных ориен-таций в структуре индивидуальности происходит на основе оценочного отношения личности к современной действительности, к социальным и природным явлениям, к себе и к окружающим людям. Данное отношение преломляется через особенности личности, социальные условия, в которых в данный момент находится человек и через взаимоотношения с другими людьми, создавая индивидуальные ценностные ориентации личности.
Ценностные ориентации - это психологическое понятие, которое определяет направленность личности, жизненные цели и задачи, отношение к себе и другим людям, содержание активности личности и особенностей ее взаимоотношений с другими, определяющие характер поступков и действий и придающий им определенный смысл.
Происходящие в данное время изменения в современном обществе в политической, социальной и экономической сферах влияют на переоценку ценностных ориентаций, особенно молодежи. В современном обществе некоторые ценности, социальные цели, идеалы, убеждения претерпели переоценку, вплоть до смены на прямо противоположное направление вектора развития ценностных ориентаций. Ценности, которые ранее являлись приоритетными в общественном сознании людей, не всегда сов-