3. Шолло И. Л.«Как научить дошкольника говорить по-английски». Санкт-Петербург «Специальная литература».
4. Бурова И. И., Буров А. В. Программа развития и обучения дошкольника. Санкт -Петербург. Издательский дом «Нева».
Design thinking as a means to develop student's creativity 1 2 Krotova A. , Barkova A. (Republic of Kazakhstan)
Дизайн - мышление как средство развития
креативности учащихся
Кротова А. С.1, Баркова А. А. (Республика Казахстан)
1Кротова Анастасия Сергеевна / Krotova Anastassiya - магистр гуманитарных наук,
учитель глобальных перспектив, русского языка и литературы; 2Баркова Анастасия Алексеевна /Barkova Anastassiya - учитель английского языка, Назарбаев интеллектуальная школа, г. Семей, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассматривается дизайн - мышление, как средство развития творческого потенциала учащихся. Авторы рассматривают поэтапное использование дизайн - мышления в рамках урока.
Abstract: article discussed design thinking as a means to develop student's potential creativity. Authors consider the stages of using design thinking on the lesson.
Ключевые слова: творчество, креативность, дизайн - мышление, исследование, навыки.
Keywords: art, creativity, design thinking, investigation, skills.
Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей «навыков XXI века». Одними из самых главных навыков XXI века является творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.
Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.
Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию, общением, познанием, высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики [2].
Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:
• дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,
• ищут стимулы и находят для себя проблемы,
• обладают широким восприятием, богатым воображением,
• легко и гибко меняют идеи, способы мышления,
• испытывают интерес и увлечены своими действиями.
Кен Робинсон отмечает, что на данный момент перед нами стоит одна абсолютно новая и весьма насущная задача - предложить формы обучения, поощряющие молодежь к активному участию в решении глобальных экономических и экологических проблем и стимулирующие их к видам экономической деятельности, способствующим устойчивому развитию и возобновлению природных ресурсов планеты, вместо тех, которые истощают и грабят ее недра [2].
Чтобы выполнить эту задачу, школы должны развивать разнообразие талантов и удовлетворять интересы любых учащихся.
На уроках английского языка применение дизайн - мышления является одним из лучших инструментов для обучения навыкам 21 века, так как участники должны решать проблемы путем поиска и сортировки информации, что в свою очередь позволяет развивать языковые компетенции, так как весь процесс должен осуществляться на английском языке. Во время решения таких проблем учащиеся получают понятие об основных ценностях, таких, как сотрудничество и уважение, начинают интегрировать свои знания, выдвигать решения, основываясь на реальных знаниях или опыте, а также учатся давать обратную связь.
Дэвид Келли в своей книге «Креативная уверенность» говорит о том, что дизайн -мышление опирается на естественную (и развиваемую) человеческую способность быть интуитивным, находить закономерности и придумывать идеи, которые не только эмоционально привлекательны, но и функциональны, именно поэтому дизайн -мышление может являться достаточно эффективным средством развития творческого потенциала и умения мыслить нешаблонно у учащихся как среднего, так и старшего звена [1].
В Назарбаев Интеллектуальной школе набор учащихся осуществляется с 7 класса, в связи с этим в классах обучаются дети с разным уровнем владения английского языка, по причине чего необходимо постоянно дифференцировать процесс обучения. Распределяя рабочие группы, необходимо учитывать принцип дифференциации по поддержке, то есть, чтобы в каждой группе был учащийся с высоким уровнем владения языка.
На уроках английского языка дизайн - мышление было апробировано поэтапно, при изучении темы «Future» через концепцию «изменение». На уроках обсуждались разнообразные изменения, которые произойдут в будущем, учащиеся затрагивали разные аспекты жизни, такие, как внешний вид людей, правильное питание, экономику, окружающую среду, но более оживленную дискуссию у них вызвала тема о том, как изменятся города в будущем. Было решено рассмотреть данную проблему через 6 шагов дизайн - мышления. Учащиеся не были поставлены в рамки того, что именно они должны рассматривать: политическую систему, окружающую среду или внешний вид городов. Каждая группа выбрала свое собственное направление работы.
В Назарбаев Интеллектуальной школе г. Семей применяется интегрированная модель критериального оценивания, в связи с этим учащиеся сами определили, какую цель они должны достичь в конце работы, а также определили критерии успеха, куда вошли следующие пункты:
> работа представлена в логическом порядке;
> учащиеся следовали 6 шагам дизайн - мышления;
> учащиеся должны изъясняться на английском языке;
> при презентации своей работу учащиеся могут допускать незначительные ошибки в речи;
> учащиеся сотрудничали друг с другом во время работы и т.д.
Работа над проектом шла поэтапно.
Первый шаг «Эмпатия» заключался в том, что учащиеся провели свой собственный опрос среди учителей и учащихся из других параллелей, чтобы углубить понимание своей проблемы. Каждая группа начала свой проект с вопроса: «Каким образом мы могли бы...», так как каждая группа выбрала свою проблему,
196
продолжение вопроса было разнообразным. Роль учителя заключалась в том, чтобы отследить, насколько грамматически понятны были составленные учащимися вопросы.
После того, как опрос был проведен, учащиеся обработали и обсудили полученные данные у себя в группе и перешли ко второму шагу. Чтобы помочь учащимся сузить свой вопрос и сделать его более специфичным была предложено составить утверждение:
__needs_because_.
Adjective User Action/Verb Special Insight
Для учащихся 7 классов этот шаг доставляет затруднения, поэтому может понадобиться помощь учителя.
Третий шаг «Мозговой штурм» в достаточной степени был знаком учащимся, поэтому данный этап не вызвал затруднений у учащихся. Каждая группа получила стикеры, на которых прописывались идеи решения проблем, после был образован «Замок идей». Учащиеся не только учились анализировать и мыслить критически, а также совершенствовали навыки письма и чтения. Следует отметить, что дети были очень вдохновлены, так как могли делиться всеми своими идеями, включая самые экстраординарные, все идеи были услышаны и приняты во внимание.
На этапе «Прототипирование» ученикам был предложен разнообразный материал: ватман, пластилин, цветная бумага/картон, клей, стикеры и т.д. Учащиеся были вовлечены в процесс воплощения решения своей проблемы, использовали разнообразные креативные идеи, ни один проект не был похож друг на друга.
Пятый шаг «Рефлексия» заключался в оценке готовых проектов другими группами и получение рекомендаций. Учащиеся дали очень высокую оценку работам, что не дало возможности улучшить проекты. Данный этап показал, что ученики могут пользоваться критериями успеха, которые они разработали еще в самом начале, но еще не могут быть критическими друзьями.
Учитель при выполнении такой работы является фасилитатором, который дает ясные, понятные и продуманные инструкции, обеспечивает обратную связь, чтобы понять, насколько учащиеся поняли задание, переходит от группы к группе, слушает, о чем говорят учащиеся, наблюдает за тем, как идет обсуждение и участием каждого в работе, однако, при этом вмешивается только в крайнем случае, дает детальную рефлексию всем работам в конце урока после саморефлексии учащихся.
Таким образом, положительными сторонами дизайн - мышления на уроках является то, что учащиеся не только развивают навыки исследования, анализа, синтеза, но и учатся общаться, правильно проводить интервью. Такая работа дает учащимся позитивные эмоции, позволяет продемонстрировать свою индивидуальность и креативность, а также делает коллектив более сплоченным.
Литература
1. Том Келли, Дэвид Келли. Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы / пер. с англ. Т. Землянской / - М.: Азбука Бизнес, Азбука -Аттикус, 2015. - 288с.
2. Кен Робинсон. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / пер.с англ. О. Медведь / - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 368.