Научная статья на тему 'Дизайн - мышление как средство развития креативности учащихся'

Дизайн - мышление как средство развития креативности учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1356
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ДИЗАЙН МЫШЛЕНИЕ / DESIGN THINKING / ИССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATION / НАВЫКИ / SKILLS / ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кротова Анастасия Сергеевна, Баркова Анастасия Алексеевна

В статье рассматривается дизайн мышление, как средство развития творческого потенциала учащихся. Авторы рассматривают поэтапное использование дизайн мышления в рамках урока

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кротова Анастасия Сергеевна, Баркова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дизайн - мышление как средство развития креативности учащихся»

3. Шолло И. Л.«Как научить дошкольника говорить по-английски». Санкт-Петербург «Специальная литература».

4. Бурова И. И., Буров А. В. Программа развития и обучения дошкольника. Санкт -Петербург. Издательский дом «Нева».

Design thinking as a means to develop student's creativity 1 2 Krotova A. , Barkova A. (Republic of Kazakhstan)

Дизайн - мышление как средство развития

креативности учащихся

Кротова А. С.1, Баркова А. А. (Республика Казахстан)

1Кротова Анастасия Сергеевна / Krotova Anastassiya - магистр гуманитарных наук,

учитель глобальных перспектив, русского языка и литературы; 2Баркова Анастасия Алексеевна /Barkova Anastassiya - учитель английского языка, Назарбаев интеллектуальная школа, г. Семей, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается дизайн - мышление, как средство развития творческого потенциала учащихся. Авторы рассматривают поэтапное использование дизайн - мышления в рамках урока.

Abstract: article discussed design thinking as a means to develop student's potential creativity. Authors consider the stages of using design thinking on the lesson.

Ключевые слова: творчество, креативность, дизайн - мышление, исследование, навыки.

Keywords: art, creativity, design thinking, investigation, skills.

Современное состояние общества поставило перед педагогами задачу перестройки общего характера обучения, который предполагает развитие у детей «навыков XXI века». Одними из самых главных навыков XXI века является творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.

Педагогический опыт показывает, что во многих детях есть скрытый потенциал одаренности, и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области.

Постоянное развитие креативности возможно только на такой психологической базе, которая характеризуется богатством потребностей и интересов личности, ее направленностью на полную самореализацию, общением, познанием, высоким уровнем интеллектуальных способностей, открытостью ко всему новому, гибким критическим мышлением, высокой работоспособностью человека, физической силой и энергией, уровнем психофизических возможностей. Задача педагогов состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять творческое отношение к учению, внутреннюю мотивацию и активность у детей. Очень важно создать в школьном возрасте креативный базис в поведении и отношениях, а потом уже совершенствовать его, используя различные методики [2].

Для развития креативности в школьном возрасте есть все основания:

• дети испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта,

• ищут стимулы и находят для себя проблемы,

• обладают широким восприятием, богатым воображением,

• легко и гибко меняют идеи, способы мышления,

• испытывают интерес и увлечены своими действиями.

Кен Робинсон отмечает, что на данный момент перед нами стоит одна абсолютно новая и весьма насущная задача - предложить формы обучения, поощряющие молодежь к активному участию в решении глобальных экономических и экологических проблем и стимулирующие их к видам экономической деятельности, способствующим устойчивому развитию и возобновлению природных ресурсов планеты, вместо тех, которые истощают и грабят ее недра [2].

Чтобы выполнить эту задачу, школы должны развивать разнообразие талантов и удовлетворять интересы любых учащихся.

На уроках английского языка применение дизайн - мышления является одним из лучших инструментов для обучения навыкам 21 века, так как участники должны решать проблемы путем поиска и сортировки информации, что в свою очередь позволяет развивать языковые компетенции, так как весь процесс должен осуществляться на английском языке. Во время решения таких проблем учащиеся получают понятие об основных ценностях, таких, как сотрудничество и уважение, начинают интегрировать свои знания, выдвигать решения, основываясь на реальных знаниях или опыте, а также учатся давать обратную связь.

Дэвид Келли в своей книге «Креативная уверенность» говорит о том, что дизайн -мышление опирается на естественную (и развиваемую) человеческую способность быть интуитивным, находить закономерности и придумывать идеи, которые не только эмоционально привлекательны, но и функциональны, именно поэтому дизайн -мышление может являться достаточно эффективным средством развития творческого потенциала и умения мыслить нешаблонно у учащихся как среднего, так и старшего звена [1].

В Назарбаев Интеллектуальной школе набор учащихся осуществляется с 7 класса, в связи с этим в классах обучаются дети с разным уровнем владения английского языка, по причине чего необходимо постоянно дифференцировать процесс обучения. Распределяя рабочие группы, необходимо учитывать принцип дифференциации по поддержке, то есть, чтобы в каждой группе был учащийся с высоким уровнем владения языка.

На уроках английского языка дизайн - мышление было апробировано поэтапно, при изучении темы «Future» через концепцию «изменение». На уроках обсуждались разнообразные изменения, которые произойдут в будущем, учащиеся затрагивали разные аспекты жизни, такие, как внешний вид людей, правильное питание, экономику, окружающую среду, но более оживленную дискуссию у них вызвала тема о том, как изменятся города в будущем. Было решено рассмотреть данную проблему через 6 шагов дизайн - мышления. Учащиеся не были поставлены в рамки того, что именно они должны рассматривать: политическую систему, окружающую среду или внешний вид городов. Каждая группа выбрала свое собственное направление работы.

В Назарбаев Интеллектуальной школе г. Семей применяется интегрированная модель критериального оценивания, в связи с этим учащиеся сами определили, какую цель они должны достичь в конце работы, а также определили критерии успеха, куда вошли следующие пункты:

> работа представлена в логическом порядке;

> учащиеся следовали 6 шагам дизайн - мышления;

> учащиеся должны изъясняться на английском языке;

> при презентации своей работу учащиеся могут допускать незначительные ошибки в речи;

> учащиеся сотрудничали друг с другом во время работы и т.д.

Работа над проектом шла поэтапно.

Первый шаг «Эмпатия» заключался в том, что учащиеся провели свой собственный опрос среди учителей и учащихся из других параллелей, чтобы углубить понимание своей проблемы. Каждая группа начала свой проект с вопроса: «Каким образом мы могли бы...», так как каждая группа выбрала свою проблему,

196

продолжение вопроса было разнообразным. Роль учителя заключалась в том, чтобы отследить, насколько грамматически понятны были составленные учащимися вопросы.

После того, как опрос был проведен, учащиеся обработали и обсудили полученные данные у себя в группе и перешли ко второму шагу. Чтобы помочь учащимся сузить свой вопрос и сделать его более специфичным была предложено составить утверждение:

__needs_because_.

Adjective User Action/Verb Special Insight

Для учащихся 7 классов этот шаг доставляет затруднения, поэтому может понадобиться помощь учителя.

Третий шаг «Мозговой штурм» в достаточной степени был знаком учащимся, поэтому данный этап не вызвал затруднений у учащихся. Каждая группа получила стикеры, на которых прописывались идеи решения проблем, после был образован «Замок идей». Учащиеся не только учились анализировать и мыслить критически, а также совершенствовали навыки письма и чтения. Следует отметить, что дети были очень вдохновлены, так как могли делиться всеми своими идеями, включая самые экстраординарные, все идеи были услышаны и приняты во внимание.

На этапе «Прототипирование» ученикам был предложен разнообразный материал: ватман, пластилин, цветная бумага/картон, клей, стикеры и т.д. Учащиеся были вовлечены в процесс воплощения решения своей проблемы, использовали разнообразные креативные идеи, ни один проект не был похож друг на друга.

Пятый шаг «Рефлексия» заключался в оценке готовых проектов другими группами и получение рекомендаций. Учащиеся дали очень высокую оценку работам, что не дало возможности улучшить проекты. Данный этап показал, что ученики могут пользоваться критериями успеха, которые они разработали еще в самом начале, но еще не могут быть критическими друзьями.

Учитель при выполнении такой работы является фасилитатором, который дает ясные, понятные и продуманные инструкции, обеспечивает обратную связь, чтобы понять, насколько учащиеся поняли задание, переходит от группы к группе, слушает, о чем говорят учащиеся, наблюдает за тем, как идет обсуждение и участием каждого в работе, однако, при этом вмешивается только в крайнем случае, дает детальную рефлексию всем работам в конце урока после саморефлексии учащихся.

Таким образом, положительными сторонами дизайн - мышления на уроках является то, что учащиеся не только развивают навыки исследования, анализа, синтеза, но и учатся общаться, правильно проводить интервью. Такая работа дает учащимся позитивные эмоции, позволяет продемонстрировать свою индивидуальность и креативность, а также делает коллектив более сплоченным.

Литература

1. Том Келли, Дэвид Келли. Креативная уверенность. Как высвободить и реализовать свои творческие силы / пер. с англ. Т. Землянской / - М.: Азбука Бизнес, Азбука -Аттикус, 2015. - 288с.

2. Кен Робинсон. Школа будущего. Как вырастить талантливого ребенка / пер.с англ. О. Медведь / - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.