Научная статья на тему 'Дизайн как средство сенсорной интеграции детей младшего школьного возраста с аутизмом и рас'

Дизайн как средство сенсорной интеграции детей младшего школьного возраста с аутизмом и рас Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
702
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / ЦВЕТОВОЕ КОДИРОВАНИЕ / СЕНСОРНАЯ ТЕОРИЯ ДИЗАЙНА / ДЕТИ С АУТИЗМОМ И РАС / ЦВЕТ И ЛЮДИ С РАС / DESIGN / GRAPHIC DESIGN / CHILDREN WITH ASD / COLOR CODING / SENSORY DESIGN THEORY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мирохина Елена Игоревна,

Гиперчувствительность людей с аутизмом к окружающей среде затрудняет проектирование дизайн-объектов. Графическому дизайнеру при работе с людьми с аутизмом и расстройством аутистического спектра (РАС) приходится быть осторожным с сенсорными сигналами, визуальным сопровождением текста, и цветовой гаммой. В большинстве случаев у людей, страдающих данным заболеванием, наблюдаются особая способность к сенсорному восприятию. Ранее, повышению уровня жизни людей с аутизмом и РАС способствовало комбинированное использование психиатрии и терапии, а дизайн, ориентированный на человека с аутизмом, до недавнего времени, не являлся явной частью этого процесса. При этом, положительное влияние средств выразительности дизайна на людей с аутизмом и РАС уже доказано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мирохина Елена Игоревна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Design as a means of sensory integration of primary school children with autism and ASD

Hypersensitivity of people with autism to the environment makes it difficult to create design objects. When working with people with autism and autism spectrum disorder (ASD), graphic designer has to be careful with sensory cues, text visuals, and colors. In most cases, people suffering from this disease, there is a special ability to sensory perception. Previously, the combined use of psychiatry and therapy helped to improve the standard of living of people with autism and ASD, and the design focused on the person with autism, until recently, was not an explicit part of this process. At the same time, the positive impact of expressive design on people with autism and ASD has already been proven.

Текст научной работы на тему «Дизайн как средство сенсорной интеграции детей младшего школьного возраста с аутизмом и рас»

Е.И. Мирохина, магистр

Научный руководитель — Л.К. Козырева, доцент Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина

E. Mirokhina, Master of Arts

Scientific advisor L. Kozyreva, Associate Professor

Kosygin State University of Russia

Дизаин как средство сенсорной интеграции детей младшего школьного возраста с аутизмом и РАС

Design as a means of sensory integration of primary school children

with autism and ASD

Гиперчувствительность людей с аутизмом к окружающей среде затрудняет проектирование дизайн-объектов. Графическому дизайнеру при работе с людьми с аутизмом и расстройством аутистического спектра (РАС) приходится быть осторожным с сенсорными сигналами, визуальным сопровождением текста, и цветовой гаммой. В большинстве случаев у людей, страдающих данным заболеванием, наблюдаются особая способность к сенсорному восприятию. Ранее, повышению уровня жизни людей с аутизмом и РАС способствовало комбинированное использование психиатрии и терапии, а дизайн, ориентированный на человека с аутизмом, до недавнего времени, не являлся явной частью этого процесса. При этом, положительное влияние средств выразительности дизайна на людей с аутизмом и РАС уже доказано.

Ключевые слова: дизайн, графический дизайн, цветовое кодирование, сенсорная теория дизайна, дети с аутизмом и РАС, цвет и люди с РАС

Hypersensitivity of people with autism to the environment makes it difficult to create design objects. When working with people with autism and autism spectrum disorder (ASD), graphic designer has to be careful with sensory cues, text visuals, and colors. In most cases, people suffering from this disease, there is a special ability to sensory perception. Previously, the combined use of psychiatry and therapy helped to improve the standard of living of people with autism and ASD, and the design focused on the person with autism, until recently, was not an explicit part of this process. At the same time, the positive impact of expressive design on people with autism and ASD has already been proven.

Keywords: design, graphic design, children with ASD, color coding, sensory design theory

Введение

Люди с аутизмом и расстройством аутистического спектра склонны к различным нарушениям сенсорной обработки информации. Проявляется это следующим образом: одно или несколько чувств либо чрезмерно, либо недостаточно реагируют на стимуляцию. Подобного рода сенсорные пробле-

мы могут быть основной причиной «особого» поведения, свойственного людям с аутизмом и РАС — раскачивание, вращение, хаотичное махание руками и др. Темпл Грандин в своей описательной книге «Эмерджентность: маркированный аутист» рассказывает о страданиях и облегчении её сенсорных переживаний [15].

Материалы и методы исследования. В работе проведены теоретический анализ литературных источников и их структуризация, социологическое исследование — устный опрос психологов-реабилитологов детского центра «Чудеса бывают».

Сенсорная интеграция является врождённым нейробиологическим процессом и относится к интеграции и интерпретации сенсорной стимуляции из окружающей среды мозгом [2]. Напротив, сенсорная интегративная дисфункция — это расстройство, при котором сенсорный ввод не интегрирован или не организован надлежащим образом в мозге и может вызывать различные степени проблем в развитии, обработке информации и поведении. Общая теория сенсорной интеграции и лечения была разработана доктором Энн Джин Айрес из исследований в области неврологии и тех, которые касаются физического развития и нервно-мышечной функции [16]. В настоящий момент ведётся поиск методов лечения и поддержки людей, испытывающих проблемы с сенсорной интеграцией, которые могут повысить комфорт и улучшить качество жизни людей с аутизмом и РАС. Соответственно, основная задача исследования — подтверждение эффективности грамотно проработанного дизайна и поиск графических способов стимуляции сенсорной интеграции для преодоления социального барьера, возникающего при аутизме.

При разработке дизайн-продуктов необходимо учитывать особые предпочтения детей с аутизмом и РАС к определённой группе цветов, наличие физического взаимодействия с проектируемым объектом с целью улучшения мелкой моторики, а также общее понимание о том, на развитие каких навыков и чувств направлена арт-терапия.

Уровень психоэмоционального развития ребёнка младшего школьного возраста (7-11 лет) с аутизмом и РАС значительно отличается от уровня развития здорового ребёнка. Но в то же время уровень психоэмоционального развития ребёнка с аутизмом и РАС в 7 и в 11 лет может быть одинаковым [10]. В этом случае, как правило, работа с такими детьми проходит по общей программе, где требования стандартизированы в соответствии с навыками ребёнка, а не его возрастом.

Сенсорная интеграция фокусируется главным образом на трёх основных чувствах: тактильном, вестибулярном и проприоцептивном (проприоцепция, или мышечное чувство — ощущение положения отдельных частей собственного тела относительно друг друга в покое или в движении у животных и человека). Здоровый человек, не имеющий отклонений в работе мышечной системы, в сознательном состоянии может ощущать положение отдельных частей тела [5]. Их взаимосвязи начинают формироваться ещё до рождения

и продолжают развиваться по мере того, как человек взрослеет и взаимодействует со своим окружением. Эти три чувства не только взаимосвязаны, но и связаны с другими системами мозга. Хотя эти три сенсорные системы менее знакомы, чем зрение и слух, они имеют решающее значение для нашего основного выживания. Взаимосвязь между этими тремя чувствами сложна. В основном, они позволяют нам испытывать, интерпретировать и реагировать на различные стимулы в нашей среде [8].

Дисфункция внутри этих трёх систем проявляется в следующих поведенческих особенностях:

1) ребёнок может быть чрезмерно или недостаточно восприимчив к сенсорному воздействию;

2) уровень активности может быть либо слишком высоким, либо слишком низким;

3) ребёнок может быть в постоянном движении или легко утомляться.

Кроме того, некоторые дети могут колебаться между этими крайностями.

Проблемы с мелкой моторикой, а также проблемы с координацией довольно распространены у детей с аутизмом и РАС, и, как правило, приводят к задержке речи и проблемам с обучаемостью [3]. Поведенчески ребёнок может стать импульсивным, легко отвлекаемым, демонстрировать замешательство и общее чувство беспомощности. Некоторые дети также могут испытывать трудности с адаптацией к новым ситуациям и могут реагировать агрессивно или, в попытке избавиться от «раздражителя» вовсе уйти [9].

Дизайн может выступить как средство сенсорной интеграции детей с аутизмом и РАС, и работы, которые необходимо выполнить в этом направлении, должны проводиться дизайнерами под руководством специалистов-психологов.

Общие цели, которых поможет достигнуть грамотно проработанный дизайн:

- обеспечить ребёнка сенсорной информацией, которая поможет избежать нагрузки на центральную нервную систему;

- помочь ребёнку в обработке сенсорных стимулов и контроле реакций, которые они могут вызвать;

- обозначить оптимальную цветовую гамму в дизайн-проектировании для детей с аутизмом и РАС.

Для людей с аутизмом и РАС цвет является мощным и мотивирующим инструментом-помощником в обучении [14].

Благодаря проведённым исследованиям Higashida, 2013; Silberman, 2015; Masataka, стало возможным рассмотрение практического значения цвета в дизайне и психоэмоциональных реакций, которые он способен вызывать у людей с аутизмом.

Инновационная методика организации пространства для аутистов «The Autism ASPECTSS™Index». В Каире (Египет) будет построено архитектурное сооружение, концепция которого основана на «сенсорной теории дизайна», впервые опубликованной Магдой Мустафой (Magda Mostafa). [11]

Это здание, как считает его архитектор Ашраф Тауфик (Ashraf Tawfik), — первый опыт человечества по соединению знаний архитекторов и специалистов по аутизму. За счёт создания стимуляционно-пространственной среды, в которой акустика, текстура, цвет и освещение подобраны опредёленным образом. С помощью этого учёные надеются обеспечить наиболее благоприятные условия для развития творческих способностей детей с аутизмом.

Психологи, посредством цветового кодирования, помогают людям с аутизмом обобщать полученные знания. Например, присвоение «водяного» цвета для обозначения всех видов личной гигиены устанавливает чёткие визуальные категории. Это позволяет детям использовать накопленный опыт, который даёт ощущение стабильности и организует порядок, уменьшает беспокойство и может помочь в установлении контакта и понимания эмоций [4].

Приглушённые цвета оказывают успокаивающее действие на детей с аутизмом. Тесты, проведённые зарубежными учёными, показали, что бледно-розовый (рис. 1) — один из самых любимых цветов детей-аутистов, но первое место, в списке опрошенных, всё же занимают прохладные цвета, такие как синий (рис. 2) и зелёный (рис. 3), которые также успокаивают. Предпочтительна монохроматическая цветовая схема.

Рис. 1. Бледно-розовый цвет

Рис. 2. Зелёный цвет

Рис. 3. Синий цвет

Цветовое кодирование для людей с аутизмом с использованием особых иллюстраций и ресурсов — эффективный, обязательный инструмент обучения для всех, кто участвует в лечении, обучении и социализации людей с аутизмом. Автором подобного пособия о цветовом кодировании является Adele Devine [1].

Люди с аутизмом склонны воспринимать всё буквально, в основном опираясь на визуальные подсказки. Поэтому следует максимально абстрагироваться от фантазийных приёмов и отказаться от лишних декоративных элементов [5]. Исходя из вышесказанного, рекомендуется:

- предоставлять визуальные альтернативы текстовому материалу;

- избегать использования метафор, преувеличений или речевых оборотов, которые могут иметь более одного значения.

При проектировании дизайн-объектов для детей с аутизмом определяющими факторами должны являться критерии привлекательности оформления, соответствие особенным требованиям восприятия детей с аутизмом и РАС, сохранение баланса между специфическим стремлением детей к ярким и контрастным сочетаниям и разбелённой, успокаивающей гаммой [6].

В случае создания безопасного дизайна для реабилитационных целей, необходимо отойти от усложнённых форм и методов психического воздействия — броских приёмов, вызывающих неоднозначные чувства и имеющих какой-либо подтекст. Дизайн должен быть чистым, ясным, отражающим суть текстовых блоков.

Предмет исследования: дизайн как средство реабилитации детей с аутизмом и РАС.

Результаты и обсуждение

Дети с аутизмом и РАС могут находить некоторые цвета довольно сложными для восприятия, и это может заставлять их отвлекаться, с трудом сохранять терпение и концентрацию [7]. Имея эти особенности в виду, дизайнеры под руководством психологов могут сделать жизнь для людей с сенсорными проблемами гораздо проще.

«Безопасная цветовая гамма, грамотно используемая в дизайне, это уже 50% вероятности успешно проведённых для детей с аутизмом и РАС реабилитационных упражнений», — утверждает специалист реабилитационного центра «Чудеса бывают» Невижина Татьяна Алексеевна. Автором и специалистами детского центра «Чудеса бывают» была разработана и предложена следующая цветовая гамма, состоящая из трёх цветов: розового, зелёного, синего и их оттенков (рис. 4, 5, 6).

Рис. 4. Авторская схема «безопасная розовая гамма»

Рис. 5. Авторская схема «безопасная зелёная гамма»

Рис. 6. Авторская схема «безопасная синяя гамма»

Выводы

По мере того, как вопрос лечения аутичных людей ставится острее, введение таких людей в общество становится всё более реальным. Механизм, лежащий в основе классификации цветов, не будет отличаться между людьми с аутизмом и без, а повышенная чувствительность к сенсорной стимуляции, характерная для детей с аутизмом и РАС зависит от многих факторов, в том числе от восприятия цвета, приводящего к отторжению определённых цветов, которые обычно предпочитают здоровые люди [13]. Иными словами, независимо от предпочтения, на людей с аутизмом и РАС определённые цвета будут оказывать либо успокаивающее, либо раздражающее воздействие.

Так как дети, а в частности, дети с аутизмом и РАС имеют неустойчивую психику и повышенную чувствительность к большинству раздражителей, путём совместно проведённого исследования автора статьи и психологов детского реабилитационного центра «Чудеса бывают» была выявлена «Безопасная гамма» (рис. 4, 5, 6), сокращающая количество нежелательных реакций в несколько раз.

Результаты проведённого исследования показали, что среди цветов следует отдавать предпочтение синей, зелёной и розовой гамме.

Оттенки синего (рис. 4) — наиболее успокивающие цвета. Они расслабляют нервную систему, подавляя возбудимость детей с аутизмом и РАС. Также, синий успокаивает дыхание и способствует понижению кровяного давления.

Оттенки зелёного (рис. 5) — самые комфортные и физиологически оптимальные цвета. Зелёный цвет воздействует как болеутоляющее и используется для лечения психических болезней и нервного переутомления.

Оттенки розового (рис. 6) — отмечено, что в цветотерапии розовый цвет используется для снятия перенапряжения и переутомления, возможно именно по этой причине, бессознательно, дети с аутизмом и РАС предпочитают расслабляющие цвета.

Апробация была проведена автором в реальных условиях на практике и «Безопасная гамма» легла в основу дизайн-проектирования многостраничного издания «Развивающие дизайн-технологии для детей с аутизмом», авторами которого являются Мирохина Е.И., Козырева Л.К. и Невижина Т.А.

Избегая токсичной среды, аутист получает возможность попытаться наладить контакт и манипуляции с окружением, что облегчает процесс его обучения. Как только эти два понятия воплощаются в жизнь, речи уже не может быть о процессе ассимиляции, но о процессе интеграции.

Исходя из вышеизложенного, планируется продолжить исследование в изучении психотерапевтических возможностей дизайна.

Список литературы

1. Девайн А., Кингсли Д. Цветовое кодирование для учащихся с аутизмом: ресурсная книга для придания смысла через цвет дома и в школе. — 1 изд. — М.: Теревинф, 2014. — 208 с.

2. Акименко А.К. Бурмистрова Е.Д., Шипова Л.В. Основы специальной психологии. — Саратов: ИЦ «Наука», 2013. — 335 с.

3. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием. Младший дошкольный возраст. — М.: Альманах ИКП, 2001. — 108 с.

4. Белопольская, Н.А. Исключение предметов (Четвёртый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика: Руководство по использованию. — 3 изд. — М.: Стереотип, 2009. — 300 с.

5. Бертынь Г.П., Мареева Р.А., Певзнер М.С. Комплексное изучение детей со сложными сенсорными дефектами. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — М.: Альманах ИКП, 2013. — 213 с.

6. Битова А.Л., Борисовская О.Б. Педагогика, которая лечит. — М.: Теревинф, 2013. — 203 с.

7. Блюмина М.Г. Распространённость, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989. — №3. — С. 3-10.

8. Большакова Г.Е. Коррекция сенсорного развития учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития. — Новополоцк: Учреждение образования «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, 2010. — 320 с.

9. Варенова Т.В. Теория и практика коррекционной педагогики. — Минск: Асар, 2003. — 320 с.

10. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. — М.: Издательство Московского университета, 1973. — 412 с.

11. Воплощение сенсорной теории дизайна [Электронный ресурс]. URL: http://ais.by/news/5708 (дата обращения: 15.10.2018).

12. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. — М.: Юрайт, 1936. — 78 с.

13. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма. — М.: Центр лечебной педагогики, 1999. — 228 с.

14. Гайдукевич С.Е., Гайслер В., Готан Ф., Миненкова И.Н., Крамер Э. Обучение и воспитание детей в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. — 2 изд. — Минск: УО «БГПУ им. М. Танка», 2007. — 143 с.

15. Грандин Т. Эмерджентность: Маркированный аутист. — Нью-Йорк: Уорнер букс; переиздание издание, 1996. — 200 с.

16. Энн Айрес. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития. — М.: Теревинф, 2017. — 260 с.

References

1. Devayn A., Kingsli D. Tsvetovoye kodirovaniye dlya uchashchikhsya s autiz-mom: resursnaya kniga dlya pridaniya smysla cherez tsvet doma i v shkole [Color coding for students with autism: A resource book to make sense through color at home and at school]. Moscow, 2014, 208 p.

2. Akimenko, A.K. Burmistrova, Ye.D., Shipova, L.V. Osnovy spetsial'noy psikhologii [Fundamentals of Special Psychology]. Saratov:, 2013, 335 p.

3. Bayenskaya, Ye.R. Pomoshch' v vospitanii detey s osobym emotsional'nym razvitiyem. Mladshiy doshkol'nyy vozrast [Help in raising children with special emotional being. Younger preschool age]. — Moscow, 2001, 108 p.

4. Belopol'skaya, N.A. Isklyucheniye predmetov (Chetvortyy lishniy): Mo-difitsirovannaya psikhodiagnosticheskaya metodika: Rukovodstvo po ispol'zo-vaniyu [Exclusion of objects (Fourth superfluous): Modified psychodiagnostic technique: Guidelines for use]. Moscow, 2009, 300 p.

5. Bertyn' G.P., Mareyeva R.A., Pevzner M.S. Kompleksnoye izucheniye detey so slozhnymi sensornymi defektami. Vospitaniye i obucheniye detey s narusheni-yami razvitiya [Comprehensive study of children with complex sensory defects. Education and training for children with developmental disabilities]. Moscow, 2013, 213 p.

6. Bitova, A.L., Borisovskaya, O.B. Pedagogika, kotoraya lechit [Pedagogy that heals]. Moscow, 2013, 203 p.

7. Blyumina, M.G. Rasprostranonnost', etiologiya i nekotoryye osobenno-sti klinicheskikh proyavleniy slozhnykh defektov [The prevalence, etiology and some features of the clinical manifestations of complex defects]. Moscow, 1989, pp. 3-10.

8. Bol'shakova, G.Ye. Korrektsiya sensornogo razvitiya uchashchikhsya s tya-zholy-mi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya [Correction of the sensory development of students with severe multiple developmental disorders]. Novopolotsk, 2010, 320 p.

9. Varenova T.V. Teoriya i praktika korrektsionnoy pedagogiki [Theory and practice of correctional pedagogy]. Minsk, 2003, 320 p.

10. Velichkovskiy, B.M., Zinchenko, V.P., Luriya, A.R. Psikhologiya vospriyatiya [Psychology of perception] Moscow, 1973, 412 p.

11. Voploshcheniye sensornoy teorii dizayna [The embodiment of sensory design theory]. URL: http://ais.by/news/5708.

12. Vygotskiy, L.S. Diagnostika razvitiya i pedologicheskaya klinika trudnogo detstva [Diagnostics of development and pedological clinic of difficult childhood]. Moscow, 1936, 78 p.

13. Grendin T., Skariano M.M. Otvoryaya dveri nadezhdy. Moy opyt pre-odoleniya autizma [Opening the doors of hope. My experience in overcoming autism]. Moscow, 1999, 228 p.

14. Gaydukevich S.Ye., Gaysler V., Gotan F., Minenkova I.N., Kramer E. Obucheniye i vospitaniye detey v usloviyakh tsentra korrektsionno-razvivayushchego

obucheniya i reabilitatsii [Education and upbringing of children in the conditions of the center for correctional developmental education and rehabilitation]. Minsk, 2007, 143 p.

15. Grandin T. Emerdzhentnost': Markirovannyy Autist [Emergence: Marked Autistic]. New York, 1996, 200 p.

16. Enn Ayres. Rebyonok i sensornaya integratsiya. Ponimaniye skrytykh problem razvitiya [Baby and sensory integration. Understanding the hidden development challenges]. Moscow, 2017, 260 p.

Мирохина Елена Игоревна, магистр. E-mail: hesoyan_@mail.ru

Козырева Любовь Константиновна, канд. искусствоведения, член Союза дизайнеров России, доцент кафедры графического дизайна и визуальных коммуникаций РГУ им. А.Н. Косыгина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лицензия CC BY-NC 4.0 Материал поступил в редакцию 29.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.