Научная статья на тему 'ДИЗАЙН КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ: ПОСТРОЕНИЕ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ'

ДИЗАЙН КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ: ПОСТРОЕНИЕ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
86
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА / ДИЗАЙН / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ / ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / ИНДИВИД / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / PRACTICAL PHILOSOPHY / PHILOSOPHICAL HERMENEUTICS / DESIGN / HERMENEUTIC EVENT / DESIGN CULTURE / COMMUNICATION / INDIVIDUAL / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кантарюк Екатерина Анатольевна, Кукушкина Вера Анатольевна

В статье представлены результаты практико-ориентированного философского исследования дизайна как герменевтического события - коммуникативной репрезентации эстетико-технических смыслов проектной деятельности в активной социокультурной среде. В контексте исследования уточняются познавательные возможности философской герменевтики применительно к вопрошанию о гуманитарных смыслах артефактов эргодизайна (где по мере интеграции дизайна и эргономики становятся возможными объекты, обоснованные эстетически и эргономически). Дизайн как герменевтическое событие проясняется по аналогии с текстом, когда объекты дизайна понимаются как знаково-символическая система, созданная человеком. Обосновывается, что понимающее проектирование - философски осмысленные практики дизайна - может быть представлено в творческом единстве рациональных и интуитивных смысловых аспектов. Ситуативная репрезентация дизайна как герменевтического события в статье выполняется с обращением к авторским результатам дизайн-проектирования (проект Липецкого больничного храма в честь иконы Божией Матери «Казанская»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AS A HERMENEUTIC EVENT: BUILDING COMMUNICATION BETWEEN THE INDIVIDUAL AND THE ENVIRONMENT

The study presents the results of a practice-oriented philosophical research of design as a hermeneutical event - a communicative representation of the aesthetic and technical meanings of project activities in an active sociocultural environment. In the context of the study, the cognitive possibilities of philosophical hermeneutics are clarified in relation to the question about the humanitarian meanings of ergo-design artifacts (where, as integration of design and ergonomics, objects that are justified aesthetically and ergonomically become possible). Design as a hermeneutic event occurs by analogy with the text, when design objects are understood as a symbolic system created by man. It is proved that understanding design (philosophically meaningful design practices) can be represented in the creative unity of rational and intuitive semantic aspects. The situational representation of design as a hermeneutic event in the article is made with reference to the author's results of design projection (the project of the Lipetsk hospital church in honor of the Kazan Icon of the Mother of God)

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ: ПОСТРОЕНИЕ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ»

УДК 130.2:72.012

Кантарюк Екатерина Анатольевна

кандидат философских наук, доцент кафедры дизайна и художественной обработки материалов Липецкого государственного технического университета

Кукушкина Вера Анатольевна

Kantaryuk Yekaterina Anatolyevna

PhD, Аssistant Professor, Design and Artistic Processing of Materials Department, Lipetsk State Technical University

Kukushkina Vera Anatolyevna

доцент кафедры дизайна и художественной обработки материалов Липецкого государственного технического университета

ДИЗАЙН КАК ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ СОБЫТИЕ: ПОСТРОЕНИЕ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ИНДИВИДОМ

И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ

Аssistant Professor, Design and Artistic Processing of Materials Department, Lipetsk State Technical University

DESIGN AS A HERMENEUTIC EVENT: BUILDING COMMUNICATION BETWEEN THE INDIVIDUAL AND THE ENVIRONMENT

Аннотация:

В статье представлены результаты практико-ориентированного философского исследования дизайна как герменевтического события - коммуникативной репрезентации эстетико-техниче-ских смыслов проектной деятельности в активной социокультурной среде. В контексте исследования уточняются познавательные возможности философской герменевтики применительно к вопрошанию о гуманитарных смыслах артефактов эргодизайна (где по мере интеграции дизайна и эргономики становятся возможными объекты, обоснованные эстетически и эргономически). Дизайн как герменевтическое событие проясняется по аналогии с текстом, когда объекты дизайна понимаются как знаково-символическая система, созданная человеком. Обосновывается, что понимающее проектирование - философски осмысленные практики дизайна - может быть представлено в творческом единстве рациональных и интуитивных смысловых аспектов. Ситуативная репрезентация дизайна как герменевтического со-бытия в статье выполняется с обращением к авторским результатам дизайн-проектирования (проект Липецкого больничного храма в честь иконы Божией Матери «Казанская»).

Ключевые слова:

практическая философия, философская герменевтика, дизайн, герменевтическое событие, проектная культура, коммуникация, индивид, окружающая среда.

Summary:

The study presents the results of a practice-oriented philosophical research of design as a hermeneutical event - a communicative representation of the aesthetic and technical meanings of project activities in an active sociocultural environment. In the context of the study, the cognitive possibilities of philosophical her-meneutics are clarified in relation to the question about the humanitarian meanings of ergo-design artifacts (where, as integration of design and ergonomics, objects that are justified aesthetically and ergonomically become possible). Design as a hermeneutic event occurs by analogy with the text, when design objects are understood as a symbolic system created by man. It is proved that understanding design (philosophically meaningful design practices) can be represented in the creative unity of rational and intuitive semantic aspects. The situational representation of design as a her-meneutic event in the article is made with reference to the author's results of design projection (the project of the Lipetsk hospital church in honor of the Kazan Icon of the Mother of God)

Keywords:

practical philosophy, philosophical hermeneutics, design, hermeneutic event, design culture, communication, individual, environment.

Общие характеристики. Осмысление дизайна как некоторой практики переустройства социокультурной среды укоренено в понимании дизайнерской практики как предопределенной этой средой, преимущественно технически отзывающейся на ее запросы. Между тем у такого понимания есть свой радиус действия, предел познавательной эффективности. Указывая на социальную природу дизайна, это понимание мало приспособлено для понимания тех коммуникативных условий возможности дизайна, которые предполагают обращение к диалогическим императивам творческой свободы, обеспечивающей коммуникативно-созидательные начала дизайнерских практик. Ключевым при анализе дизайна как события социокультурной коммуникации является понятие

проектной культуры, которое заключает в себе определенные личностные смыслы [1] и функционально описывается через отношение различных аспектов духовно-нравственной деятельности, среди которых наиболее значимой является гуманистическая, жизнесберегающая.

Дизайн, понимаемый в контекстах социокультурных коммуникаций, предстает прежде всего как некоторое событийное конструирование - непосредственно-художественное или средовое, предполагающее включение различных дизайнерских объектов в актуальные контексты общественной жизни [2]. Понятие герменевтического события в контексте данной статьи указывает на то, что событийная реальность дизайна как исторически определенного явления проектной культуры предполагает встречный, собственно герменевтический (исключающий крайности объективирующего, обезличивающего понимания) характер его смыслообразующих начал. В работах, целиком посвященных проблемам философской герменевтики, как правило, речь идет о событии понимания или просто событийности мышления; в междисциплинарном исследовании целесообразно, как представляется, стилистическое (эмфатическое) усиление понятия события как именно герменевтического [3]. Через включение в пространство дизайнерской, проектной культуры творческой индивидуальности дизайнера материально-средовое окружение дизайнерских объектов оказывается некоторым коммуникативным продолжением этой индивидуальности, которая в ней предметно преобразуется, становится своим средовым, энвайроментальным другим. В этой связи можно говорить о герменевтически ориентированном, «понимающем» начале дизайна как некоторой текстовой реальности - знаково-символической системы в коммуникативной взаимности ее смыслов [4]. Развитие этого начала аксиоматически предполагает прохождение «герменевтического круга» в несколько этапов, первым из которых является уточнение части и целого (текста и контекста) и нахождение единства, с дальнейшим концептуальным закреплением получаемого проектного материала. Следующим этапом является интерпретация полученного, подразумевающая его интегральную репрезентацию - визуализацию или показ в некоторой общей коммуникативной связности в качестве текста. Герменевтическая установка на множественность текстовых смыслов (один и тот же текст может интерпретироваться по-разному) является важной особенностью построения дизайнерского объекта этой методологии, указывая на объективную значимость творческой интуиции дизайнера, ее рационалистичную художественность.

Проектно-герменевтические начала представляются необходимым условием эргодизайна, где в результате интеграции эстетико-технических смыслов дизайна и эргономики создаются объекты, обоснованные с позиции эстетики и эргономики и усовершенствуемые в связи с методологией производства дизайнерского объекта как герменевтического события при целостном понимании текста (объекта дизайна) как открытой развивающейся системы [5]. Герменевтическая модель - это неотъемлемая часть трактовки и проектирования объектов, применяющаяся в культурной сфере. Методология герменевтики обусловливает продуктивную интерпретацию смысла явлений и диалога между дизайнером и проектируемым объектом.

Дизайн-проектирование как исследовательская и практическая деятельность направлена на решение задач, которые связаны непосредственно с человеком. Однако решение этих задач не является линейным; неточность здесь является условием продуктивности дизайнерской деятельности; осознание коммуникативной и - глубинно - герменевтической природы дизайнерского объекта обеспечивает новое качество видения проектируемого объекта, его практическое осознание в едином интерпретативном пространстве решений, приходящих как будто «сами собой», - между полюсами рационального и интуитивного. Осознанно-герменевтическое осуществление дизайнерской деятельности, соблюдение в ней событийной доминанты способствует более эффективному решению поставленных задач, что становится востребованным в проектной деятельности.

Герменевтический метод ориентирован на работу с готовым текстом (объектом дизайна), смысл которого изначально непонятен, поскольку не создан; индивидуальным и социокультурным «молекулам» его событийного смысла еще только предстоит прийти в коммуникативное единство, быть событийно построенными. На любом этапе проектирования можно выделить контекст -среду, в которой существует непонятный «текст» как часть целого. На начальном этапе этот процесс можно представить в виде некой композиции, где целым выступает содержание предпроект-ного анализа или его фрагменты, которые овеществляются в гармоничном единстве. При этом текст и контекст выступают как динамичные системы, находящиеся в «текучем» состоянии, изменяющиеся относительно друг друга и останавливающиеся только в продукте дизайна [6].

Дизайн как герменевтическое событие в своей построенности онтологически имеет сложную смысловую структуру, которая не является сугубо автономной. Здесь смыслы, по афористическому определению М. Бахтина, это «ответы на вопросы». В некоторой общей последовательности построения или коммуникативной объективации смыслополагания, которое осуществляется в дизайнерской деятельности, можно выделить несколько уровней: целей и задач проектирования, их упрочения или диалогического перепроектирования в ответах на ряд вопросов, среди

которых, например, может оказаться значимым вопрос о функциональном смысле дизайнерского объекта как некоторого культурного артефакта (ассоциативном, художественно-образном и других функциональных смыслах) [7].

Решая проектные задачи и работая над формой, дизайнер стремится к содержательному осмыслению и пониманию формы дизайнерского события, постоянно участвуя в нем, структурно переуточняя расположение индивидуальных и средовых энвайроментальных его смыслов, находясь в определенной социокультурной коммуникативной ситуации. Процесс формообразования в дизайне неразрывно связан с созданием оригинального образа вещи или с построением образного ряда форм проектируемой среды. Если дизайнер устанавливает, трактует эстетические границы коммуникативной событийности своего объекта, говорит об эстетике вещи, то он, стало быть, отыскивает в ней такие событийно инвариантные объемы, поверхности и линии, которые свойственны многим «красивым предметам» [8]. Художественная форма как наружное очертание предмета смыкается с понятием художественного языка, ориентированного на конкретно-чувственные средства: фактурность, размерность, пропорциональность и т. д. Любая теория или идея может быть произведена дизайнером в форму, которая рассматривается через герменевтическую модель.

В современном мире культуры, который сложен и многообразен, дизайнеру предоставляется возможность анализировать множество факторов, влияющих на проектируемый объект прямо и косвенно. Этот процесс вполне соотносится с процессом понимания, который «пронизывает все связи человека с миром» (Г.-Г. Гадамер). Герменевтический подход предполагает сочетание логических, рациональных методов исследования с интуицией, где коммуникативно заданное и в меру этого свободное творчество выступает главной спецификой процесса дизайн-проектирования.

Герменевтика эргодизайна. Герменевтической реконструкции можно подвергнуть любой визуальный образ, заключенный в графический символ. Данный метод предусматривает построение коммуникаций между индивидом и окружающей средой, в которой актуальным образом учтены эр-годизайнерские показатели для людей с ограниченными возможностями здоровья [9]. В процессе социокультурного проектирования дизайнерского объекта на первый план выступает процесс герменевтически мотивированного формообразования (в основу которого заложены принципы эргодизайна). Отсюда, можно говорить о герменевтической доминанте гуманитарной событийности эргодизайна. Действие этой доминанты имеет циклический характер и базируется на некотором чело-векоориентированном подходе к социокультурному проектированию [10] - созданию дизайнерских объектов - объективируя, например, безбарьерную среду как событийную форму, которую могут принимать дизайнерские инициативы - ответно потребностям маломобильных людей.

Опытом построения дизайнерского события как коммуникативной реальности эргодизайна в нашем случае явился Липецкий больничный храм в честь иконы Божией Матери «Казанская» [11] как на этапе предпроектного исследования, так и в процессе построения его герменевтической событийности. Чтобы разработать дизайн-проект больничного храма для людей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1, 2): слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, слепоглухих и малоподвижных людей, была реализована пошаговая подготовка технического задания для проектирования и адаптации пространства храма для маломобильных прихожан. Коммуникативными задачами проекта стали следующие:

1) определение количества прихожан в проектируемом событийном контуре безбарьерной среды;

2) гипотезирование состава маломобильных прихожан;

3) разработка регламента коммуникаций с группами маломобильных прихожан;

4) подготовка задания на проектирование адаптационных форм храмовых коммуникаций (физических, богослужебных и т. д.);

5) обеспечение архитектурной доступности храма;

6) обеспечение информационно-коммуникативного пространства инвалидов;

7) обеспечение коммуникативного комфорта [12].

Маломобильные прихожане есть в любом приходе. Для их безопасности важно обозначить направление движения и, что особенно важно, направление эвакуации [13, с. 54].

Для того чтобы люди с ограниченными возможностями могли в полной мере участвовать в Божественной литургии, проводимой в больничном храме, создаются все необходимые условия благоустройства храмовой среды:

- предметная и звуковая маркировка;

- световая и цветовая маркировка;

- иконопись (резная иконопись, наличие текстов святому);

- богослужебные тексты и другое (емкость со святой водой, наличие тепловой изоляции и аптечки) [14].

Таким образом, наглядно представленный проект дает возможность понять основные принципы социокультурного проектирования, которые представляют ценность не только с позиции дизайн-проектирования, но и способствуют адаптации маломобильных людей в обществе. Это важная составляющая, которая необходима в том числе и в образовательном процессе. Развитие герменевтического метода применительно к эргодизайну позволяет расширить как теоретический, так и практический аспекты дизайн-деятельности, повысить эффективность дизайна за счет обращения к глубинным основаниям дизайнерского процесса как событийного творчества.

Рисунок 1 - Проект современного больничного храма для людей с ОВЗ:

1 - центральный вход в больницу; 2 - пандус; 3 - стол; 4 - стулья; 5 - книги, свечи, тактильные иконы; 6 - канун; 7 - жертвенник; 8 - престол; 9 - храмовая икона; 10 - клирос; 11 - аудиодуш; 12 - сурдопереводчик; 13 - инвалид-колясочник; 14 - слабовидящие люди; 15 - слабослышащие люди; 16 - тактильное напольное покрытие; 17 - аналой; 18 - тактильная икона; 19 - молитва (на русском языке); 20 - стенная роспись; 21, 22, 23 - поручни.

о о»

Ик^ностзс

Рисунок 2 - Дизайн-проект современного больничного храма для людей с ОВЗ:

1 - праздничный ряд; 2 - икона свт. Пантелеймона; 3 - канун; 4 - полотенца; 5 - северные врата; 6 - алтарь; 7 - царские врата; 8 - икона «Спас в силах»; 9 - южные врата; 10 - аналой; 11 - храмовая икона Божией Матери «Казанская»; 12 - престол; 13 - образ свт. Тихона Задонского; 14 - образ Христа Вседержителя, Матери Божией и Иоанна Крестителя; 15 - орнамент; 16 - образ сщмч. Уара Липецкого; 17 - полотенца; 18 - сурдопереводчик; 19 - инвалид-колясочник; 20 - слабовидящие люди; 21 - слабослышащие люди; 22 - тактильное напольное покрытие; 23 - аудиодуш.

Ссылки:

1. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: предпосылки, истоки, тенденции становления : монография / М.М. Калини-чева, Е.В. Жердев, А.И. Новиков. М. ; Оренбург, 2009. 368 с.

2. Там же.

3. Ventura J., Bichard J.-A. Design Anthropology or Anthropological Design. Article Towards 'Social Design' // International Journal of Design Creativity and Innovation, 2016. P. 222-234. https://doi.org/10.1080/21650349.2016.1246205.

4. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М., 1991. 192 с.

5. Там же.

6. Симакова Ю.А. Дизайн-проектирование как герменевтическая практика [Электронный ресурс] // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2017. № 4 (35). С. 83-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32682249 (дата обращения: 05.05.2020).

7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с.

8. Научная школа...

9. Эргодизайн: основы социокультурного проектирования : учеб. пособие / В.А. Кукушкина, Е.С. Гамов, Е.А. Кантарюк. Липецк, 2019. 43 с.

10. Там же.

11. Кантарюк Е.А. Глухие и слабослышащие люди в больничном храме // «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» (МФ. 6:33) : материалы XII междунар. форума. ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского. 20-22 октября 2016 г. Липецк ; Задонск, 2017. С. 226-228.

12. Там же.

13. Инвалид в храме: помощь людям с проблемами слуха и зрения / В.З. Денискина, Присада Мелитон (Иеромонах), Т.А. Соловьева [и др.]. М., 2015. 176 с.

14. Кантарюк Е.А. Больничный храм как явление русской православной культуры (герменевтика социальных смыслов) [Электронный ресурс] : дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2018. 183 с. URL: http://dek-anat.bsu.edu.ru/f.php//1/disser/case/filedisser/filedisser/1153_KD_-_Kantaryuk.pdf (дата обращения: 24.03.2020).

Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Кочетова Дарья Андреевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.