Научная статья на тему 'Больничные храмы в православной культуре современной России (семиотико-художественные смыслы)'

Больничные храмы в православной культуре современной России (семиотико-художественные смыслы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
284
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОНА / ХРАМ / МЕДИЦИНА / ЛИЧНОСТЬ / ЦЕЛОСТНОСТЬ / СЕМИОТИКА / ВЕРА / ICON / CHURCH / MEDICINE / PERSONALITY / INTEGRITY / SEMIOTICS / FAITH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кантарюк Екатерина Анатольевна

В статье рассматриваются роль и значение больничных храмов в православной культуре России. Показаны семиотико-художественные смыслы храма, взаимодействие медицины и церкви. Автор акцентирует внимание на многофункциональности больничного храма, а также значении иконы в храмовом интерьере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOSPITAL CHURCHES IN THE ORTHODOX CULTURE OF THE MODERN RUSSIA (SEMIOTIC AND ARTISTIC MEANINGS)

This article deals with the role and value of hospital churches in the Orthodox culture of Russia. The semi-otic and artistic meanings of the temple, interaction of medicine and church are discussed. The author focuses on the multi-functionality of the hospital church, as well as the value of icons in the temple interior.

Текст научной работы на тему «Больничные храмы в православной культуре современной России (семиотико-художественные смыслы)»

УДК 130.2:271.2:726.5(470 + 571)

Кантарюк Екатерина Анатольевна

Kantaryuk Ekaterina Anatolievna

ассистент кафедры дизайна и художественной обработки материалов

Assistant, Design and Materials Processing Art Department, Lipetsk State Technical University

Липецкого государственного технического университета

БОЛЬНИЧНЫЕ ХРАМЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (СЕМИОТИКО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СМЫСЛЫ)

HOSPITAL CHURCHES IN THE ORTHODOX CULTURE OF THE MODERN RUSSIA (SEMIOTIC AND ARTISTIC MEANINGS)

Аннотация:

Summary:

В статье рассматриваются роль и значение больничных храмов в православной культуре России. Показаны семиотико-художественные смыслы храма, взаимодействие медицины и церкви. Автор акцентирует внимание на многофункциональности больничного храма, а также значении иконы в храмовом интерьере.

This article deals with the role and value of hospital churches in the Orthodox culture of Russia. The semi-otic and artistic meanings of the temple, interaction of medicine and church are discussed. The author focuses on the multi-functionality of the hospital church, as well as the value of icons in the temple interior.

Ключевые слова:

икона, храм, медицина, личность, целостность, семиотика, вера.

Keywords:

icon, church, medicine, personality, integrity, semiotics, faith.

В составе современной больницы храм выступает как сложный комплексный объект, реализующийся в широком спектре социально-культурных коммуникаций [1]. Но в то же время семиотика храма как феномен культуры стремится сохранить свой исконный смысл, отражающий космическую целостность Вселенной, основывающуюся на триединстве «Творец - Дух Святый - Творение». В этом выражается порыв человека подняться над собой, выйти за пределы своей органической природы и приблизиться к Богу как высшей изначальной сущности своего бытия [2].

Проблема заключается прежде всего в том, что весь комплекс интерьерного наполнения не может быть перенесен в неприспособленное для храма помещение современной больницы -этого не допускает планировка здания. Восприятие пространственно-предметной ситуации как устойчивого системного целого может быть обеспечено только за счет отбора ключевых носителей знаково-символической информации и их композиционного размещения таким образом, что некоторые недостающие части интерьера воспринимаются как присутствующие, хотя не могут быть наблюдаемы непосредственно. В этом случае целостность выступает как изначальное свойство храмового пространства, определяемое и удерживаемое законами сознания.

Будучи включенным в комплексный оздоровительный процесс человека и социума в целом, больничный храм не может рассматриваться обособленно от культуры своего времени, задающей особенности понимания реальности и личностной свободы, науки и религии, искусства и особенностей его истолкования, а также их роли в целостном познании мира. Воспринимая через явления окружающего мира импульсы познания Бога, человек, созданный по Его подобию, стремится с помощью достижений культуры адекватно выразить представления о себе. В этом реально проявляется один из аспектов герменевтики храма [3]. С помощью семиотического анализа дизайнер должен найти ответы на вопросы, что такое знак в пространстве больничного храма и чем отличается его роль по сравнению с другими типами храмов; каковы его репрезентация и интерпретация с эстетической и семантической точек зрения; каким образом возможна внутренняя коммуникация Бога и человека посредством сакрального знака в условиях больницы?

Ответы на указанные вопросы имеют принципиальное значение, поскольку в больничном храме символы несут в себе не только смысл определенной духовной истины, но и ее эмоциональный окрас в конкретный, часто трагический момент времени. В этот период храм представляет собой особый «знак» культуры, ее символ.

С точки зрения художественного ремесла может показаться, что образная наполненность больничного храма не создает ничего принципиально нового; она разве что отличается принципиальной лаконичностью, строгостью и минимальной декоративностью. Однако процесс осмысления и истолкования его символики существенно отличается от обычного восприятия и интерпретации духовного наследия в приходском храме, и за счет этого усиливается его воздействие. В больничном храме восприятие символа предельно индивидуализировано и «оживлено», приближено к личности

болеющего человека, или, иначе, - с персонально направленным целительным душевным или духовным воздействием. Это требует как минимум специально организованного средового окружения.

Современный больничный храм, находящийся на пересечении медицины и религии, в основе своей многофункционален. В нем пересекаются коммуникативные процессы в области социально-культурного, научного и религиозного знания, раскрываются возможности их взаимодействия и взаимного обогащения. Этим обеспечивается разносторонний комплексный подход к проблеме оздоровления человека. Для понимания семантики больничного храма онтологическое значение имеет православная медицинская этика. В ней соединяются воедино лечебная, коммуникативная, воспитательная, просветительская, этико-культурная функции. В единстве своем указанные функции выступают как взаимодополняющие и создают «межфункциональное» ощущение внешнего и внутреннего равновесия, концентрации усилий и сосредоточенности на выздоровлении. Основное направление духовной помощи в больничном храме - создание условий для синергетического взаимодействия душевных и физических усилий человека, направленных на исцеление и восстановление его физического и духовного здоровья.

Больничные храмы становятся центрами духовного окормления и социально-лечебной помощи таким группам лиц, как терминальные, соматические, психические, ВИЧ-инфицированные, нарко-, токсико- и алкоголезависимые больные; больные дети, инвалиды, беременные; социально уязвимые дети-сироты, лица преклонного возраста, малоимущие граждане, многодетные семьи, одинокие молодые матери и роженицы. Духовному попечению подлежат также люди, попавшие в трудные жизненные ситуации, - жертвы тоталитарных сект, беженцы, мигранты, лица без определенного места жительства, жертвы стихийных бедствий, военных действий и террористических актов и т. п. Судя по отзывам пациентов больниц, в тех лечебницах, куда регулярно приходит православный пастырь, пребывание пациентов, зачастую долгое и томительное, становится легче в эмоциональном отношении.

Происходит пересмотр поведенческих привычек медицинским персоналом, обновляющим в окоеме больничного храма свои представления о началах медицинской этики. Обсуждение этических вопросов постепенно подводит не только к необходимости уяснения для себя многих элементов взаимоотношений «врач - пациент», «врач - администрация», «врач - медицинское снабжение», «врач - врач», но и к потребности высказывания своей нравственной позиции на этот счет.

Центральным отличием больничного храма от всех других типов культовых помещений является его функциональная специфика - в нем в обостренном виде выступает вопрос об отношении человека к жизни и смерти. Это вопрос мировоззренческого самоопределения, который в известном смысле носит эсхатологический характер. Во внутренней среде храма не знакомому с православной культурой человеку видится только соответствующее искусство оформления интерьера - его среда не затрагивает его глубинных чувств. Но если сущность больничного храма выступает как достоверное с точки зрения православия знание о духовной реальности земного и потустороннего мира, его среда становится вместилищем «идеи» бытия как такового. Больничные храмы - это особая территория в медицинском учреждении, место благодатного воздействия, где потенциал медицинской науки, направленный на исцеление больного, получает духовное подкрепление. При этом в условиях современности многие именно через больничный храм обретают путь к вере в Бога и, как следствие, к исцелению. По словам Святейшего Патриарха Кирилла, «когда больной человек обретает веру, у него многократно возрастает возможность получить исцеление» [4].

Отсюда огромное значение в проектировании обретает возвращение иконы в больничный храмовый интерьер. Она воспринимается не как чувственная наглядность в эстетических формах, а как духоносный лик, способный концентрировать жизненную энергию и вселить надежду на выздоровление или уверенность в том, что с переходом в «горний» мир жизнь обретает бесконечность. Психологическое воздействие иконы представляется особо важным в укреплении отношений человека не только к Богу, но и к культуре в целом, а также к обществу, неотъемлемым членом которого он является. Вхождение в храм и обращение к православию в кризисные моменты личностного бытия служит залогом сохранения и возрождения личности в ее исповедной полноте - храмовом предстоянии Божественной Личности - Его центральному образу, созерцаемой иконе Христа Всеспасителя.

Ссылки и примечания:

1. В качестве примера современных православных больничных храмов России, созидаемых с учетом их общего и специального предназначения, можно привести храм Рождества Христова (г. Фрязино), храм в честь иконы Божьей Матери «Целительница» (г. Тюмень), больничный храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона (г. Саратов), храм во имя святой блаженной Матроны Московской и храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (г. Белгород), а также организованные в зданиях больниц Липецкой и Елецкой епархии храм иконы Божией Матери «Всецарица» (при Липецком областном онкологическом диспансере) и храм Казанской иконы Божией Матери (при Липецкой областной клинической больнице), храм, посвященный Святителю Луке (в Липецкой областной больнице № 2).

2. Лосский В.Н. Боговидение. Минск, 2007. 495 с.

3. Эриксон М. Христианское богословие. СПб., 1999. 1088 с.

4. Щеглов К. Больничный храм // Медицинская газета. 2011. № 1.

References and notes:

1. As an example of the modern Russian Orthodox hospital churches built in accordance with their general and special purpose, one can consider the Church of the Nativity (Fryazino), the Temple in Honor of Our Lady Icon "The Healer" (Tyumen), the Great Martyr and Healer Panteleimon Hospital Church (Saratov), the Holy Blessed Matrona of Moscow Church, and the Temple in Honor of the Our Lady Icon "Vsetsaritsa" (Belgorod), as well as the temples in the hospital buildings of Lipetsk and Yelets diocese: the Temple of Our Lady "Vsetsaritsa" (at Lipetsk regional Cancer Center), the Temple of Our Lady of Kazan (at the Lipetsk regional hospital), the St. Luke Temple (in the Lipetsk regional hospital № 2).

2. Lossky, VN 2007, Bogovidenie, Minsk, 495 p.

3. Erickson, M 1999, Christian theology, St. Petersburg, 1088 p.

4. Shcheglov, K 2011, 'Hospital temple', Medical newspaper, no. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.