Научная статья на тему 'ДИЗАЙН КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ'

ДИЗАЙН КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
548
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / КУЛЬТУРА / ЭСТЕТИКА / ДИЗАЙН / ИСКУССТВО / ВЗАИМОСВЯЗЬ ИСКУССТВА / ДИЗАЙНА И ЭСТЕТИКИ / SOCIETY / CULTURE / AESTHETICS / DESIGN / ART / THE RELATIONSHIP OF ART / DESIGN AND AESTHETICS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдуллаева Шахла Фарамаз Кызы

Изучение истории дизайна, которая отражает основные моменты творчества, пути развития и распространения дизайна, играющего определенное место и роль в современном обществе, очень важно с точки зрения интеграции его позитивных тенденций и идей в современную культуру. Важно знать прошлое этой области, исследовать возможности художественного творчества, определить его достижения и перенести их в будущее. Современная эпоха - это период бурного развития культуры, и в этот период для сохранения национальных духовных ценностей, через синтез традиционных и нетрадиционных видов деятельности. Необходимо тщательно изучить эту деятельность и составить четкое представление об их истории. В статье говорится, что дизайн играет важную роль в жизни, развитии и появлении определенных областей общества. Поэтому изучение истории, которая отражает основные моменты дизайна, пути его развития и его распространения, является актуальным. Исследование позитивных тенденций и идей дизайна является неотъемлемой частью современной культуры. Знание прошлого этой области, изучение возможностей художественного творчества, определение его достижений и воплощение его в будущее - одна из проблем, освещаемых в статье. Отмечается, что формирование национально-духовных ценностей Азербайджана прошло большой исторический путь, на который повлияло множество факторов, как внутренних, так и внешних. Это влияние проявилось как в моде и дизайне, так и в формировании духовных ценностей. Имея истоки в древнетюркской культуре, азербайджанская мода и дизайн образуют эстетическо-философскую структуру нравственных ценностей и норм различных современных социальных институтов. Одним из главных вопросов в истории культуры каждой нации является учет меры в традиционном моделировании и дизайне. Учет размерности играет важную роль в формировании концептов национально-нравственных ценностей, в генезисе традиционной этики т эстетики. Характер учета меры дает нам представление о национальных корнях и источниках дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AS AESTHETIC PHENOMENON OF MODERN CULTURE

Studying the history of design, which reflects the main points of creativity, the development and dissemination of design that plays a specific place and role in modern society, is very important from the point of view of integrating its positive trends and ideas into modern culture. It is important to know the past of this field, to explore the possibilities of artistic creation, to determine its achievements and transfer them to the future. The modern era is a period of rapid development of culture, and during this period, to preserve national moral values, through a synthesis of traditional and non-traditional types of activity, it is necessary to carefully study these activities and make a clear idea of their history. The article says that design plays an important role in the life, development and emergence of certain areas of society. Therefore, the study of history, which reflects the main points of design, the path of its development and its distribution, is relevant. The study of positive trends and design ideas is an integral part of modern culture. Knowing the past of this field, exploring the possibilities of artistic creation, determining its achievements and translating it into the future is one of the problems highlighted in the article. It is noted that the formation of the national and spiritual values of Azerbaijan has come a long historical and cultural path, and it was influenced by many factors, both internal and external. This influence was manifested both in fashion and design, and in the formation of moral values. Having origins in ancient Turkic culture, Azerbaijani fashion and design form the aesthetic and philosophical structure of moral values and norms of various social institutions. One of the main issues in the history of culture of each nation is the consideration of measures in traditional modeling and design. Consideration of dimensionality plays an important role in the formation of concepts of national moral values, in the genesis of traditional ethics. Accounting measures give us an idea of the national roots and sources of design.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

философски науки

Абдуллаева Шахла Фарамаз кызы ДИЗАЙН КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ...

UDC 17:37.036:71.012:008

DOI: 10.34671/SCH.HBR.2020.0401.0003

ДИЗАЙН КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

© 2020

ORCID: 0000-0001-5122-6331

Абдуллаева Шахла Фарамаз кызы, диссертант отдела этики Института философии НАНА (1001, Баку, Азербайджан, Истиглалият, 30, e-mail: shaxlaabdullayeva1964@gmail.com) Аннотация. Изучение истории дизайна, которая отражает основные моменты творчества, пути развития и распространения дизайна, играющего определенное место и роль в современном обществе, очень важно с точки зрения интеграции его позитивных тенденций и идей в современную культуру. Важно знать прошлое этой области, исследовать возможности художественного творчества, определить его достижения и перенести их в будущее. Современная эпоха - это период бурного развития культуры, и в этот период для сохранения национальных духовных ценностей, через синтез традиционных и нетрадиционных видов деятельности. Необходимо тщательно изучить эту деятельность и составить четкое представление об их истории. В статье говорится, что дизайн играет важную роль в жизни, развитии и появлении определенных областей общества. Поэтому изучение истории, которая отражает основные моменты дизайна, пути его развития и его распространения, является актуальным. Исследование позитивных тенденций и идей дизайна является неотъемлемой частью современной культуры. Знание прошлого этой области, изучение возможностей художественного творчества, определение его достижений и воплощение его в будущее - одна из проблем, освещаемых в статье. Отмечается, что формирование национально-духовных ценностей Азербайджана прошло большой исторический путь, на который повлияло множество факторов, как внутренних, так и внешних. Это влияние проявилось как в моде и дизайне, так и в формировании духовных ценностей. Имея истоки в древнетюркской культуре, азербайджанская мода и дизайн образуют эстетическо-философскую структуру нравственных ценностей и норм различных современных социальных институтов. Одним из главных вопросов в истории культуры каждой нации является учет меры в традиционном моделировании и дизайне. Учет размерности играет важную роль в формировании концептов национально-нравственных ценностей, в генезисе традиционной этики т эстетики. Характер учета меры дает нам представление о национальных корнях и источниках дизайна. Ключевые слова: общество, культура, эстетика, дизайн, искусство, взаимосвязь искусства, дизайна и эстетики.

DESIGN AS AESTHETIC PHENOMENON OF MODERN CULTURE

© 2020

Abdullaeva Shakhla Faramaz, PhD student, Ethics Department Institute of Philosophy of ANAS (1001, Baku, Azerbaijan, Istiglaliyat, 30, e-mail: shaxlaabdullayeva1964@gmail.com) Abstract. Studying the history of design, which reflects the main points of creativity, the development and dissemination of design that plays a specific place and role in modern society, is very important from the point of view of integrating its positive trends and ideas into modern culture. It is important to know the past of this field, to explore the possibilities of artistic creation, to determine its achievements and transfer them to the future. The modern era is a period of rapid development of culture, and during this period, to preserve national moral values, through a synthesis of traditional and non-traditional types of activity, it is necessary to carefully study these activities and make a clear idea of their history. The article says that design plays an important role in the life, development and emergence of certain areas of society. Therefore, the study of history, which reflects the main points of design, the path of its development and its distribution, is relevant. The study of positive trends and design ideas is an integral part of modern culture. Knowing the past of this field, exploring the possibilities of artistic creation, determining its achievements and translating it into the future is one of the problems highlighted in the article. It is noted that the formation of the national and spiritual values of Azerbaijan has come a long historical and cultural path, and it was influenced by many factors, both internal and external. This influence was manifested both in fashion and design, and in the formation of moral values. Having origins in ancient Turkic culture, Azerbaijani fashion and design form the aesthetic and philosophical structure of moral values and norms of various social institutions. One of the main issues in the history of culture of each nation is the consideration of measures in traditional modeling and design. Consideration of dimensionality plays an important role in the formation of concepts of national moral values, in the genesis of traditional ethics. Accounting measures give us an idea of the national roots and sources of design.

Keywords: society, culture, aesthetics, design, art, the relationship of art, design and aesthetics.

Введение. Процесс формирования духовных ценностей человечества представляет собой большой исторический и культурный путь. Он подвергся многим влияниям, как внутренним, так и внешним, и это воздействовало как на моду и дизайн, так и на концепции духовных ценностей. Так, азербайджанская культура расположена в таких исторических и культурных границах, как Мидия, Кавказская Албания и Арабский Халифат, и опирается на материальное и духовное наследие этих регионов. Вместе с тем общественная мысль Азербайджана развивалась, прежде всего, на своих истоках. Несмотря на это, основное содержание общественных дисциплин было сформировано духовными ценностями, которые пришли из тюркской традиционной культуры. В основе развития моды и дизайна в Азербайджане лежат нормы и ценности древнетюркской культуры, что помогло сформулировать эстетико-философскую мировоззренческую модель и активно участвовать в формировании духовных ценностей.

В истории культуры каждого народа имеется определенный опыт традиционного моделирования и дизайна.

В традиционной истории культуры азербайджанского народа отношение к дизайну заключено в формуле «сто раз отмерь, один раз отрежь». Повсеместное соблюдение меры во всем сыграло важную роль в становлении категорий национально-нравственных ценностей и в генезисе этнических духовных ценностей. Такое внимание к мере связано с представлениями об этнических корнях и истоках современного дизайна. То, что каждое явление и вещь имеет свое измерение, означает, что она выполняется в соответствии с традиционными правилами дизайна, или проектирования. И в дизайне в целом основным содержанием является измерение. В этом смысле нет границы между представлениями о мере у какого-либо народа и в целом в мире.

В традиционной культуре азербайджанского народа эстетическая модель выражена в поговорке «красота -десять», «их них одежда - девять». Это означает, что мы придавали и придаем большое значение красоте, и это отражается в нашей модели мира, в представлении о нем. Говоря об одежде, имеется в виду в целом внешность, внешняя красота. Помимо важности выражения

Abdullaeva Shakhla Faramaz philosophical

DESIGN AS AESTHETIC PHENOMENON ... sciences

внешней, создаваемой красоты, здесь также имеется в виду вообще создание красоты, ее формирование.

В Европе название процесса создания произведений искусства происходит от латинского слова «designare», что означает «определять». В переводе с итальянского эпохи Возрождения «disgno» означает проект, живопись и основные идеи. В Англии понятие «дизайн» существует с XVI века. Оксфордский словарь 1588 года описывает это слово как «продуманный план или схема, разработанная человеком» [1, с. 217].

Международным советом по дизайну (ICSID) в сентябре 1969 года этот термин был определен следующим образом: «под дизайном понимается творческая деятельность, целью которой является определение формального качества промышленной продукции. Эта форма не только определяет внешний вид, но и превращает структурными и функциональными отношениями с точки зрения, как разработчика, так и пользователя, в целостную систему» [2, с.57].

В середине ХХ века по отношению к промышленному производству начало использоваться выражение «промышленный дизайн». К концу ХХ века это понятие стало стабилизироваться, и вскоре стало произноситься как просто «дизайн» [2; 3].

В настоящее время термин «дизайн» используется для выражения характера художественного процесса или художественно-технического замысла [3, с.163]. В качестве конечного продукта здесь можно назвать визуальные материалы в виде проектов, эскизов, макетов, различной продукции, уже реализованные проекты, полиграфическая продукция и т.д. Исследователи, особенно философы ХХ века, по-разному смотрят на это культурное событие с точки зрения его цели, миссии и перспектив.

В науке существуют разные взгляды на происхождение дизайна [4, с.249]. В обобщенном виде можно выделить следующие моменты:

1. Дизайн, как сфера проектно-художественной деятельности стал развиваться с середины XIX века, а развитие промышленного производства способствовало появлению новой профессии в этой области [4, с.327].

2. Дизайн считается связующим звеном между искусством и профессией. Этот подход использует «движение искусства и профессии», возглавляемое Уильямом Моррисом в конце XIX века в Англии в качестве ключевого момента в истории дизайна. Именно в этот период определяются основные теоретические принципы дизайна, оказавшие влияние на последующие школы и направления в этой сфере.

3. Дизайн выступает и как художественно-промышленная деятельность. В начале ХХ века художники заняли особое место в современной индустрии. Они создают корпоративные стили для предприятий и разрабатывают проекты для электротехнических изделий.

4. Дизайн как официальная сфера деятельности специалистов. В этот период, начавшийся с начала ХХ века, были созданы первые школы дизайна, в которых начали обучать этой специальности.

5. Формирование дизайна как профессии. Это начинается с 1930-х годов, когда в Соединенных Штатах был разгар крупного экономического кризиса.

6. Дизайн начинается с первобытной культуры, когда стали создаваться первые орудия труда [6, с. 275].

Художественный стиль играют главную роль в истории искусства дизайна. Здесь, наряду с техническими и художественными идеями создателей дизайна, воплощены эстетические идеалы большого исторического периода в целом. В. Власов пишет в своем знаменитом словаре «Стили в искусстве», что все мировое искусство можно рассматривать как историю художественных стилей. Конечно, это интересный подход и содержит в себе здравый смысл. Этот подход к проблеме носит исторический характер. В. Власов делит стиль по внутренним структурным элементам и определяет здесь три стиля: 64

исторический художественный стиль, исторический региональный стиль, индивидуальный стиль художника [6, с. 195].

В контексте этой классификации мы также можем рассмотреть историю дизайна. С развитием промышленных технологий стили трансформируются в своих формах, что отражается в форме предметов, отражающих характер массовой формы, в рамках своего стилевого направления.

В отличие от истории архитектуры, история дизайна основана на шедеврах дизайнерской деятельности. Первые теории о соотношении красоты и полезности были выдвинуты древнегреческими философами Сократом, Протагором, Платоном и Аристотелем.

Еще с тех пор еще продолжалась работа, как проявление единства людских и технических ресурсов. Примером этого является Театр автоматов Герона Александрийского. Аналогичная работа продолжалась в эпоху Ренессанса.

С точки зрения взаимосвязи эстетики и дизайна развитие здесь шло по мере становления промышленности и капитала. Развитие промышленности, конкуренция также подняли проблему дизайна промышленных товаров, что, в частности, оказало серьезное влияние на теоретические представления о дизайне. Начиная с «Практической эстетики» Готфрида Земпера, критическое мышление продолжается исследованиями Джона Рескина, Уильяма Морриса и Уолтера Крейна [1, с.164]. Главная проблема здесь - это взаимосвязь ремесла в смысле искусства и искусства в смысле самого искусства.

В дополнение к фундаментальным и практическим работам, которые сыграли значительную роль в истории дизайна, в развитии этой области значительной также является роль прессы и современных СМИ. Периодическая печать внесла большой вклад в освещение истории дизайна и стала лидером в его продвижении и распространении. В истории дизайна еще одним аспектом является как раз проблема «печати и дизайна» [1, с.245]. В Советском Союзе данное направление исследований шло под названием «техническая эстетика».

Появились многие дизайнерские объединения и отдельные художники, которые внесли свой вклад в историю дизайна [6, с.57].

В истории дизайна «государственный дизайн» занимает особое место. Дело в том, что «государственный дизайн» способствовал комплексному подходу к изучению промышленного дизайна и способствовал его дальнейшему развитию [12]. Конечно, появление такой научной организации стало важным событием в истории дизайна. С момента основания подобных учреждений в изучении истории дизайна стали собираться материалы и формироваться теоретическая база [7, с.115].

Производители много работают над тем, чтобы сделать продукт привлекательным. Данное направление работы в Англии стал называться термином «промышленный дизайн» (industrial desigin), и это название распространилось в других странах.

Таким образом, дизайн - это не простая сфера деятельности. Напротив, дизайн сложен с точки зрения структуры. Сюда входит взаимосвязи общественной и хозяйственной жизни, культурной и художественной деятельности, изготовление продукции и формирование необходимой среды [8, с.67].

На первом этапе формирования дизайна, то есть, начиная с 1930-х годов, он был коммерческим. Но со временем дизайн развивался и приобретал новые качества.

Начиная с эпохи научно-технического прогресса, которая длилась более столетия, роль машин в промышленном производстве непрерывно возрастала. Стремительно развиваются наука и техника. Известно, что в отрасли машиностроения есть как негативные, так и позитивные аспекты. Этот период в культурной жизни характеризуется доминированием романтизма. Все Humanitarian Balkan Research. 2020. Т. 4. № 1(7)

философски науки

Абдуллаева Шахла Фарамаз кызы

ДИЗАЙН КАК ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ ...

эстетические ценности представляются вне повседневных вещей. Считалось, что машины также являются в эстетическом отношении безобразными. По меркам того времени они не могли быть красивыми.

В отношении социально-философских аспектов дизайна были определены его основные категории и области.

В формировании нравственных ценностей в наше время дизайн также играет определяющую роль. Дизайн встроен в современную терминологию и является общепринятым понятием. В настоящее время дизайн является широко распространенной творческой сферой, используемой для определения формального качества промышленных товаров. Дизайн включает в себя больше внешних элементов продуктов, которые объединяют подходы, как производителя, так и потребителя. В этом смысле дизайном охвачены все аспекты человеческой среды, связанные с промышленным производством [8, с. 173].

Понятие дизайна имеет очень широкий спектр, который включает в себя следующее:

1) это творческий метод выполнения художественного и технического дизайна для удовлетворения утилитарных и эстетических потребностей людей.

2) дизайн в искусстве, стиле и отделке [4, с.53].

Современные идеи дизайна широко рассматриваются в промышленном дизайне [5, с.96]. Известный американский дизайнер в области рекламы Максим Винелли (Massimo Vignelli) назвал дизайн широким и всеобъемлющим понятием [3, с.158].

Объектом дизайна может стать любой новый технический промышленный товар (набор, ансамбль, комплекс, система) это может быть в любой сфере деятельности, которая является социально и культурно способствующей человеческому общению.

К основным категориям дизайна относятся представления дизайнера об идеальном объекте, образ, художественно-образная модель. Основными функциями дизайна являются обеспечение правильного функционирования продукта, а также роль, знаковость, самоценность предмета [11].

Выводы. История дизайна - довольно обширная область соединения искусства и промышленного труда, которая прошла большой путь развития. Практические и художественные аспекты дизайна взаимосвязаны и развиваются параллельно. В традиционной культуре дизайн существует давно. Новая эра дизайна, как искусства и сферы деятельности, насчитывает около 150 лет. За это время дизайн стал эстетическим феноменом современной культуры, формируя критерии для определения высоких вкусов и продвинутой моды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Норман Д. А. Дизайн привычных вещей. М.: «Вильямс», 2006.

— 384 с.

2. РозенсонИ. Основы теории дизайна. СПб.:Питер, 2017. — 219с.

3. Лакшми Бхаскаран. Дизайн и время. СПб.: Арт-родник, 2009.

— 256 с.

4. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1-2. Учеб. для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2004

5. Михайлов С.М, Михайлова А. С. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. -289 с.

6. Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. Изд.Омега-л, группа компаний, 2008. — 224 с.

7. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. М.: Архитектура, 2006. — 368 с.

8. Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. — 303 с.

9. Велиев Ф. Материальная культура Азербайджана начала XIX -XX вв. (одежда и украшения). Баку, Элм, 2006. — 172 с.

10. Эфендиев Р., Дунямалиева С. Азербайджанская одежда. Баку: изд-во «Азербайджан», 1997. — 498 с.

11. Дунямалиева С. Художественно-декоративные особенности азербайджанской одежды. Баку: Эльм, 2006. — 172 с.

12. Эфендиев Т. Декоративно-прикладное искусство Азербайджана XIX — началаXXвека. Баку: Чашыоглу, 2003. — 135 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.