Научная статья на тему 'Дизайн: индивидуальное в аспекте концепции А. Менегетти «Онтоискусство»'

Дизайн: индивидуальное в аспекте концепции А. Менегетти «Онтоискусство» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
130
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА / ОНТОИСКУССТВО / АУТЕНТИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМАЛИЗАЦИЯ / АКСИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / INDIVIDUALIZATION OF DESIGN CREATIVITY / ONTOART / AUTHENTICATION OF TECHNICAL SKILL AND ARTISTIC FORMALIZATION / AXIOLOGY PERSONALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Еловикова Ю.В., Степанов А.В.

В статье рассматривается направленность деятельности дизайнера на личностном уровне как самоидентификация с художественными практиками. Данный процесс соотносится с теорией Онтоискусства А. Менегетти, в рамках которой выявляется функциональное схождение художника и проектировщика как проводников эстетики в её гармонизирующем высшем смысле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN: INDIVIDUALITY IN THE ASPECTS OF THE CONCEPT A. MENEGHETTI «ONTOАRT»

The paper orientation is configured design (design) activities on a personal level to self-identification with artistic practice. This process corresponds to the theory Ontoart A. Meneghetti, under which reveals functional convergence of the artist and designer aesthetics as conductors in harmonizing its highest sense.

Текст научной работы на тему «Дизайн: индивидуальное в аспекте концепции А. Менегетти «Онтоискусство»»



ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 738(477)

Ю.В. Еловикова

магистрант, кафедра теории изобразительного искусства и дизайна, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально педагогический университет»,

г. Екатеринбург А.В. Степанов

канд. пед. наук, доцент, кафедра дизайна интерьера, член Союза художников России, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально педагогический университет»,

г. Екатеринбург

ДИЗАИН: ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В АСПЕКТЕ КОНЦЕПЦИИ А. МЕНЕГЕТТИ «ОНТОИСКУССТВО»

Аннотация. В статье рассматривается направленность деятельности дизайнера на личностном уровне как самоидентификация с художественными практиками. Данный процесс соотносится с теорией Онтоискусст-ва А. Менегетти, в рамках которой выявляется функциональное схождение художника и проектировщика как проводников эстетики в её гармонизирующем высшем смысле.

Ключевые слова: индивидуализация проектного творчества, Онтоискусство, аутентификация технического мастерства, художественная формализация, аксиология личности.

Yu.V. Elovikova, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg

A.V. Stepanov, Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg

DESIGN: INDIVIDUALITY IN THE ASPECTS OF THE CONCEPT A. MENEGHETTI «ONTOАRT»

Abstract. The paper orientation is configured design (design) activities on a personal level to self-identification with artistic practice. This process corresponds to the theory Ontoart A. Meneghetti, under which reveals functional convergence of the artist and designer aesthetics as conductors in harmonizing its highest sense.

Keywords: individualization of design creativity, Ontoart, authentication of technical skill and artistic formalization, axiology personality.

Выражение целостного отношения к предметному миру в дизайне на первом этапе реализовалось в специфике одного из подходов, основой которого можно считать деиндивидуали-зацию проектного творчества. Дизайнер-автор должен был как бы «раствориться» в своем произведении (изделии), которое, в свою очередь, приобретало образ некой объективной вещи [1]. Намеренный отказ от авторского «я» считался в дизайне одной из нормативных целей, исполнение которой должно было приводить к самодостаточности дизайн-концепции того или иного изделия на базе содержательной самобытности проектируемого объекта.

В процессе проектирования через взаимодействие целей и средств формируется особая система ценностей, которая призвана раскрывать представление человека о своем видении окружающего мира, а также о собственном месте в этом мире.

Определение целей проектирования преимущественно связывается с поиском и реализацией той или иной предметной составляющей, имеющей «функциональный шанс» быть включенной в реальную действительность. Между тем, направленность проектной деятельности на «оформление» предмета, постоянное усложнение потребностных состояний в предмете могут создать предпосылки для закрепления прагматического взгляда на саму систему опредмеченных ценностей. Поэтому важно, чтобы систематизированное представление проектировщика, основанное на доминанте перспективных предметных потребностей, не замыкалось в рамках лишь прагматики,

а несло в себе мотивацию приближения и приобщения к гармонии и красоте.

Данная проблема находит определенное разрешение в семиотическом подходе к формированию предметного мира. Поиск предметной формы, связанной со знаково-выраженным эстетическим потенциалом, становится в последнее время основным и самым заметным вектором проектирования. Интенция к гармонии и красоте предстает в проектной деятельности как стремление и движение к истинному значению предметного мира, в котором интегрально «воссоединяются» опыт познания человеком объективной и субъективной действительности с опытом их эмоционального проживания. Уместно в связи с изложенным материалом привести такой пример, как открытие семантического поля - универсального базового языка бессознательного (А. Менегетти) [3].

Эстетико-семиотическая составляющая в проектной деятельности приобретает всё большее значение еще и потому, что не только выполняет знаково-художественную функциональную роль в оформлении проекта, но и предстает таким средством реализации проекта в конечном продукте, которое ощутимо влияет и на технологический процесс. Таким образом, проектирование в значительной степени «самоидентифицируется» как процесс эстетико-семиотического оформления предмета, в котором характер субъект-объектного взаимодействия приобретает не только прямую, направленную от субъекта (проектировщика) значимость, но отличается также эстетико-семиотической составляющей. В данном случае мы наблюдаем переход потребности, связанной с функционально-прагматическим компонентом проектирования, в мотив, который обусловлен выделением и дальнейшей активной актуализацией эстетического фактора.

Первоначальная установка на потребностный уровень уже не является проектной доминантой, а соотносится с установкой на эстетический уровень, который в определенных ситуациях и на определенных стадиях сам становится доминирующим компонентом проектной деятельности. В процессе осмысления мотивов, ценностей (аксиологии) проектной деятельности и её эволюции приобретает все более отчетливые формы особый образ проектируемого «желаемого будущего», в котором смыслы и цели направляются и замыкаются не на предмете, а на самом человеке. Человеческий фактор центрирует проектную деятельность, способствует созданию новых условий её функционирования, а также стремится к формированию новых продуктов проектной культуры, все больше связанных с инициацией духовного образа жизни, а также самоактуализацией. А. Маслоу отмечал, что «креативность самоактуализации» распространена широко и имеет более тесную связь с личностью, проявляясь в повседневной жизни не только в очевидных продуктах творчества, но также другими многочисленными способами: своеобразном чувстве юмора, склонности что-либо делать творчески, например, преподавать и т.д.» [2].

Проектирование как форма мыслительной деятельности во многом родственна искусству, которое является безоговорочным феноменом (т.е. обнаруживающимся с очевидностью) высшего эстетического смысла и порядка. В этом аспекте целесообразно рассматривать искусство и проектирование как некую параллель, включающую в себя определенные и специфические уровни эстетического содержания [1].

Формализация (как процесс создания формы), присущая искусству и проектированию, зачастую несет очень похожие черты и строится на многих идентичных принципах, законах, закономерностях, средствах и др. Сравнивая продукты искусства и проектирования с природными объектами, можно обнаружить разнообразные аналогии, раскрывающиеся в создании и упорядочении структур, несущих явление формы. В этом аспекте целесообразно расширенно процитировать А. Менегетти: «Если мы обратимся к миру растений, то увидим, что там нет ничего непродуманного. Здесь творит разум, космический порядок, лишь он - художник, нашедший способ сделать перманентным свой жест (знак), возрождая его вновь и вновь. Мы должны уметь сохранять сделанную нами картину, выбирать нужный тип холста, лака... Непреходящей

её сделает разум художника, выявляющий и координирующий все структуры экзистенциальных индивидуализаций.

Чтобы подтвердить почти инстинктивную потребность человека в искусстве, возьмем для примера человека примитивного. Он, несмотря на низкий уровень развития, тем не менее, придает определенное значение своей личности. Если такой человек окажется в дорогом магазине, то при выборе того ил иного товара он будет руководствоваться не только природной потребностью, но и художественным чувством, соответствующим эволюции его эстетического кода.

Каждый из нас для удовлетворения потребности прикрыть свое тело создает свой личный театр, свой спектакль, свою постоянно действующую выставку. Одежда указывает не только на тип культуры, экономики или идеологии, но и на психологические особенности субъекта, его бессознательные процессы: как психологические, так и подтверждающие движение субъекта от простого к бесконечно сложному» [3, с. 17].

Существенно то, что Менегетти не разрывает такие понятия, как космос, природа искусства и потребление товара (одежды) при выявлении имманентной эстетической составляющей человеческого сознания (мышления), подчеркивая именно её всеобщность, неразделенность. Синкретизация эстетического в целостной человеческой деятельности - важное звено в понимании как природы искусства, так и природы проектирования.

Концепция связи природы и искусства, их целостности и синергизма отражена в известной теоретической модели Онтоискусства Менегетти: «Онтоискусство - это искусство бытия. Это течение не отождествляет себя ни с каким-либо особым стилем, экспрессивными и техническими способами выражения. Его экспрессивное поле деятельности - обучение внутренней технике, благодаря которой можно аутентифицировать и возвеличить любой стиль или художественное выражение, утверждающее то, что, являясь здоровым и истинным, соответствует порядку природы» [3, с. 81].

Согласно теории Менегетти, художник выступает «проводником психического порядка, эволюционного здоровья», «природным проводником бытия». «Онтоискусство - это «самояв-ленность», «форма», рождающая высший импульс», явление «неотложного призыва бытия».

Функциональность искусства специфична. На вопрос: какова специфическая функция Онтоискуссва? - Менегетти отвечает так: «Почти все современное искусство является выражением некой идеологии, специфического психологического состояния главных действующих лиц в этом мире (в политике, торговле, искусствоведении). В этом смысле искусство ныне представляет определенную ментально-экзистенциональную позицию, являющуюся в большей или меньшей степени функциональной для человека, но не объективную и потому не имеющую права быть определяющей.

Тем не менее, в данном социальном контексте критики, художники и деньги определяют то, что должно считаться искусством. Но не только они ответственны за это. Есть масса людей, проводников насильственного внедрения ценностей ранее установленных другими в качестве лидирующей позиции во мнениях и на рынке.

Сегодня существует информационная система, позволяющая определить, сколько человек в данный момент может слушать данную программу, и, исходя из рейтинга, нужная информация адресуется туда, где наибольшее число слушателей: самый высокий рейтинг задает ценностную ориентацию тем, кто создает и транслирует образы.

Истинная революция - это всегда факт внутренней жизни человека. Корень заключен не в том, кто создает, потому что он лишь выполняет определенный социальный заказ - достаточно было бы закрыть телевидение, не покупать те или иные произведения искусства. Если какое-то произведение выставляется на аукционе или в музее, ответственность за это лежит не на операторах рынка, они всего лишь торговцы этой капиллярной семантикой, проникающей затем в широкие массы людей.

Функция современного искусства - свидетельствовать о психологическом, экосистем-ном образе жизни, избираемых и утверждаемых господствующими группами людей» [3, с. 83].

Определяя специфику функциональности Онтоискусства, Менегетти формулирует её как «осуществление контакта с неким присутствием (действием, образом, феноменологией), аутентифицирующим и усиливающим мою идентичность ценностей, мою значимость».

Существенной характеристикой Онтоискусства Менегетти считает реализацию «идеала самих себя», полагая, что не достаточно только учиться, чтобы понять этот идеал: сначала нужно достичь соответствия своей экзистенциональной специфичности, реализовать самих себя как некий проект в творческом развитии. Для этого, по его мнению, необходимы два момента:

• понимание внутренней ценности предмета искусства или художественного действия;

• способность войти в диалог с бытием и стать посредником в нем со стороны человека.

Функциональность Онтоискуства Менегетти завершает Онтосемантикой как функцией,

дарующей прекрасное, создающей человека (художника) прекрасным, раскрывающей его в еще более прекрасном.

Функциональность Онтоикусства, по Менегетти, может быть реализована только в процессе художественной практики, которая является способностью и силой являть «откровение Бытия»: искусство получает эту силу, когда превосходит этический момент. Художественной практики не может быть, если этический момент не реализован в соответствии с априорным «Я» человека. Смысл этой практики - быть там, где Бытие хочет радоваться, обнаружить себя, явить «откровение» для того, чтобы им восхищались, восторгались и его любили.

Менегетти последовательно возводит эстетику в ранг высшей этики человека в социальной жизни. Художественная формализация становится активной силой выражения и видения Онтоискусства, что подводит к пониманию значимости в художественном процессе технической подготовки. Без технологического посредничества не может реализоваться «онтопос-редничество», и любое творчество становится невозможным без овладения высотами технического мастерства.

Таким образом, мы получаем основания для конфигурирования следующих выводов, касающихся индивидуализации проектного творчества:

• проектная деятельность (дизайн) является не только «предметно-оформляющей», служащей синтезу прагматики и гармонизируещей эстетики предмета, но и по существу заключает в себе высший эстетический код, что позволяет субъекту, включенному в её поле, аутен-тифицировать себя в функциональной роли художника;

• художественная формализация как составляющая творческой деятельности человека носит активно-трудовой характер, её реализация возможна лишь при актуализации технической подготовки, придании техническому мастерству не только положительной значимости, но и возведение его в некую основу внутренней жизни человека;

• проектировщик, как и художник, служит «природным проводником бытия», занимает определенную «ментально-экзистенциальную позицию» в социальном контексте, характеризующуюся индивидуализацией творческого процесса и аксиологией субъектно-личностного плана.

Список литературы:

1. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / под общ. ред. Г.Б. Минервина. -М.: Архитектура-С, 2004.

2. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб: Питер, 2006.

3. Менегетти А. Ин-се искусства и творчество / Антонио Менегетти. - Екатеринбург: Славянская ассоциация Онтопсихологии, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.