Дивное цветение
Головина Е.А.
К 185-летию Жостовского промысла в Государственном музее-заповеднике «Царицыно», выступившем организатором совместно с «Жостовской фабрикой декоративной росписи», проходит выставка «Цветущее Жостово» (время проведения 14 апреля 2011 по 17 июля 2011 г.). Она отражает истоки, зарождение и развитие знаменитого промысла живописных лаковых подносов в контексте целого ряда перекликающихся с ним художественных явлений.
Лаковый поднос — непременный атрибут традиционного русского чайного стола. Особенный вид подносов с изображением цветочных букетов и гирлянд со временем стал называться жостовским. В нем переплелись реалистические принципы изображения цветов с декоративными приемами народного письма, что являлось отражением народного представления о рае.
Филиппова Т. Голубой поднос [2]
Экспозиция знакомит зрителя с многообразием тем и сюжетов, к которым художники обращаются с конца XIX столетия до нашего времени. Традиционные букеты и гирлянды соседствуют с портретными изображениями, сюжетами и пейзажами. В качестве сюжетов используются историческая картина, натюрморт, сказка, охотничьи сцены. Экспозиция насчитывает около 400 работ из собрания «Жостово», фондов ГМЗ «Царицыно», частных коллекций, многие из которых выставляются впервые.
Открывают экспозицию произведения жостовских мастеров второй половины XIX века и работы, созданные в 1920-30-е годы. Здесь же размещены старинные китайские подносы и живописные произведения голландских живописцев того времени, что дает возможность проследить схожесть их изобразительных мотивов и живописных приемов с жостовской живописью.
В начале 1810-х годов предприимчивые крестьяне — семья Вишняковых — организовали производство лаковых табакерок, коробочек, чайниц и т. д. В 1825 г. Осип Филиппович Вишняков открыл лаковое производство на папье-маше, а позже на металле. Именно с этой датой и связывают рождение Жостовского промысла. В это время формируется неповторимый жостовский стиль — знаменитые жостовские букеты.
Как правило, это были розаны или георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Искусство мастеров и художников придавало изображению объем, воздушность, гармонию красок, бликов и особого мерцания. Секрет успеха заключался в том, что металл по-
Российский сувенир
77
РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР
Соколова И. Цветы влюбленного летчика [2]
крывали грунтом и многократно лакировали с обеих сторон. В росписи художники использовали те же приемы, что и в миниатюрной живописи. Цветы писали масляной краской, применяя технику лессированного письма.
В начале XX века искусство лаковых живописных подносов переживает кризис. Разоряются многочисленные мелкие мастерские, распадаются артели художников, снижается художественный уровень промысла. Но уже в 1929 г. был создан промкомбинат, позднее получивший название «Жостовская фабрика декоративной росписи».
Так она называет-
ся и сегодня. В те годы для Жостова работали такие великие художники, как А.В. Суворов, А.Е. Куликов, Е.Г. Теляковский, Н. Г. Тихонов, Б. Н. Ланге и др. Их работы тоже можно увидеть в экспозиции выставки. Особый интерес представляют впервые представленные произведения — букеты кисти В.Е. Татлина — отца русского конструктивизма (из частных коллекций).
Послевоенное искусство Жостово, повествующее о памятных датах и советской эпохе, выделено в отдельный зал, где можно увидеть поэтизированные изображения помещений
Бычков М. Тройка [2]
78
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма
Дивное цветение
Жостовские подносы на выставке Ладья—2010.
Московского Кремля в обрамлении гирлянд роз, написанных к восьмисотлетию со дня основания Москвы, изображения рабочего и колхозницы и т. д.
В 1970-е годы появляются работы с нарочито лубочными композициями (птицы среди цветов Н. Н. Гончаровой,
«тройки», «чаепития» у Н.Н. Можаева).
В 1980-х -
1990-х годах, как свидетельствуют экспонаты выставки, традиционный жостовский букет претерпевает изменения: композиция усложняется, сами буке-
ты и гирлянды становятся пышными, многоцветными.
Борисова О. Белый поднос
Российский сувенир
79
РОССИЙСКИЙ СУВЕНИР
Последние залы выставки отданы работам современных мастеров. В наши дни художники пытаются привнести инновации — преобладают цветочно-орнаментальные изображения, максимально заполняющие поля и борта подносов. Появляются новые изобразительные мотивы — традиционные розы, пионы, маки соседствуют с клевером и цветком граната.
Творения жостовских мастеров часто получают высокие награды на престижных зарубежных и отечественных выставках. Именно Жостовской фабрике декоративной росписи была доверена честь проведения выставки во время саммита «Восьмерки» в Стрельне в 2006 году (на выставке представлен поднос, расписанный женой 43-го президента США Л. Буш во время мастер-класса).
Литература:
1. Пресс-релиз музея-заповедника «Царицыно».
2. www.zhostovo.ru (дата обращения: 20.04.2011).
3. Бакушинский А.В. Федоскино и Жостово // Народное искусство СССР в художественных промыслах. — М., 1940.
Наряду с подносами в экспозицию вошли создающие атмосферу жилого интерьера предметы мебели в «русском» стиле, вышитые полотенца, самовары, павловопосадские платки, сервизы Дулевского завода. В день открытия выставки состоялась презентация каталога «Цветущее Жостово» и мастер-класс с демонстрацией росписи. Подобные мастер-классы будут проводиться в течение всего периода работы выставки, которая продлится в Хлебном доме в «Царицыно» до 17 июля.
Жостовские подносы сохранили свое истинное предназначение в отличие от ряда других промыслов. Выставка дает возможность увидеть, почувствовать и проанализировать состояние одного из красивейших народных художественных промыслов России.
4. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы
1920-х гг. — Л., 1985.
5. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор.
Очерки теории. — Л., 1986.
80
№ 2/2011
Современные проблемы сервиса и туризма