Научная статья на тему 'Современная технология росписи жостовских подносов'

Современная технология росписи жостовских подносов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6422
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖОСТОВО / НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / РОСПИСЬ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сапрыкина Анастасия Владимировна

Многим известна традиционная жостовская роспись с присущей ей пышностью и торжественностью. Благодаря таланту и выдающимся успехам художников, народный промысел популярен и по сей день. В данной статье описаны основные этапы создания традицонного жостовского подноса в наше время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная технология росписи жостовских подносов»

СОВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РОСПИСИ ЖОСТОВСКИХ

ПОДНОСОВ Сапрыкина А.В.

Сапрыкина Анастасия Владимировна — магистрант, кафедра народных художественных ремесел, Московский государственный областной университет, г. Москва

Аннотация: многим известна традиционная жостовская роспись с присущей ей пышностью и торжественностью. Благодаря таланту и выдающимся успехам художников, народный промысел популярен и по сей день. В данной статье описаны основные этапы создания традицонного жостовского подноса в наше время. Ключевые слова: Жостово, народный промысел, декоративно-прикладное искусство, роспись, традиции.

Искусство жостовской росписи принадлежит к «семье» русских лаков и имеет глубокие корни. Принято считать, что производство подносов в Жостове началось в 1825 году в связи с открытием мастерской Осипа Филипповича Вишнякова. Однако, это лишь свидетельствует об определенном уровне развития промысла: продукция Вишняковых пользовалась огромной популярностью и отвечала вкусам и зажиточного крестьянства, и городского купечества, и мещанства [1, с. 15].

Со временем промысел разрастался. Поначалу в мастерской работал только хозяин мастерской и члены его семьи, но по мере расширения производства в работу вовлекалось все больше и больше жителей деревни Жостово и близлежащих поселений.

В настоящее время на Жостовской фабрике декоративной росписи около трехсот работающих, из них более сотни живописцев, которые, несмотря на современные технологии, сохраняют драгоценное качество промысла - рукотворность. Мастера пишут масляными красками, которые разбавляют на первом этапе скипидаром, а во время прописи - льняным маслом. Краску кладут беличьими кистями определенной формы: обычные живописные кисти с заостренным концом не подойдут, для правильного «жостовского» мазка необходима круглая кисть, которая ложится «лопаточкой».

Роспись производится в четыре основных этапа: «замалевок», «тенежка» и «прокладка», «бликовка» и «чертежка» с «привязкой». Завершающим этапом является орнамент. Но прежде чем начать роспись, необходимо выбрать форму подноса и подготовить ее.

Стандартные формы подноса уже много лет штампуют на специальных прессах: листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе при помощи комбинированного штампа и пресс форм, затем происходит бортовка подноса [4]. Однако если художнику для выполнения своего замысла требуется поднос отличной формы от заводских, он обращается к ковалю, чтобы тот выбил форму вручную.

Заготовку подноса отжигают, обезжиривают и наносят грунт, чтобы впоследствии окрасить в несколько слоев черной эмалью. Данные процессы также механизированы и требуют участия человека лишь на этапе «зачистки» - шлифовки подноса после промежуточной сушки каждого слоя эмали. На данном этапе процесс изготовления подноса подходит к концу. Если того требует задумка автора, поднос могут окрасить в необходимый цвет, после чего приходит время первого этапа росписи - замалевка.

Широкой кистью в неполную силу краски, очень обобщенно - пятном - художник рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение [2, с. 23]. Поднос мастер держит на колене и все время вращает, чтобы оценить композицию со всех сторон. Длинная деревянная

дощечка - «линейка», служит для того, чтобы рука комфортно лежала и вела мазок, не повреждая написанный слой свежей краски.

После того, как замалевок высохнет в сушильном шкафу, поднос шкурят лезвием и выполняется подмалевок. Далее выполняется тенежка - с помощью полупрозрачных красок букет «погружается» в глубину фона и начинает обретать объем. Расставляются блики, которые придают законченный вид композиции.

Завершающие этапы росписи - «чертежка» и «привязка». Художник легко очерчивает лепестки и листья, прожилки, тычинки и пестики, крошечные семена в чашечках цветов [3, с. 135]. На свободных местах внутри и вокруг букета мастер выпускает завитки и усики тонкой «привязочной» кистью. Этот прием позволяет связать композицию с фоном.

Финальная часть росписи перед тем, как поднос отправится в лакировочный цех -золотой орнамент. Для этого необходимо золотой порошок перетереть с лаком или же воспользоваться специальной золотой пастой. Как и привязку, орнамент выводят тонкой кистью с длинным ворсом. Массовочные сувенирные подносы, как правило, имеют схожий и несложный узор, которой художник по орнаменту с легкостью выполняет в считанные минуты. На уникальных авторских изделиях орнаменты более сложные и причудливые, инкрустированные перламутром или поталью.

В заключении на изделие с живописью наносятся два или три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака [4].

Создание произведения искусства требует от автора мастерства, фантазии, знаний, вкуса и, конечно же, определенных навыков. На сегодня роль декоративного букета изменилась и переросла рамки оформления бытовой вещи. Современная жостовская роспись актуальна и используется сейчас как в декоре украшений, так и заканчивая росписью элементов мебели, интерьера. Указом президента России жостовский промысел включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Основной ее задачей является сохранение и развитие художественных традиций жостовского промысла [3, с. 127]. Поднос из бытового, утилитарного предмета превратился в произведение искусства и вот уже почти два века радует нас своей красотой [1, с. 116].

Список литературы

1. Каталог выставки Царский букет. Искусство Жостова / Н.Д. Морозова, Н.П. Зимарина и др. / МГОМЗ / М., 2015. 199 с.

2. Бедник Н.И. Цветы на подносе / Н.И. Бедник, Е.А. Васильева, Н.Г. Моисеева и др. Ленинград, «Художник РСФСР», 1986. 35 с.

3. Уралова ^./".Национальное достояние. Промыслы земли Мытищинской / А.Г. Уралова, В.М. Нестеров и др. Мытищи, 2016. 200 с.

4. Официальный сайт Жостовской фабрики декоративной росписи / Технология. [Электронный ресурс], 2017. Режим доступа: http://www.zhostovo.ru/rus/technology/ (дата обращения: 03.04.2017).

5. Творческая мастерская Леонтьевых / История промысла. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://leontievi.ru/istoriya_razvitiya_zhostovskogo_promycla/ (дата обращения: 06.04.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.