Научная статья на тему 'Диверсификация производства предприятий ВПК России и перспективные рынки сбыта их продукции'

Диверсификация производства предприятий ВПК России и перспективные рынки сбыта их продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1277
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВОЕННО ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОИЗВОДСТВО / СТРАТЕГИЯ / РЫНОК СБЫТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белоцерковский В. И., Клочкова А. А.

Рассмотрены вопросы реализации стратегии диверсификации производства предприятий ВПК России с учетом ориентации на потенциальные рынки сбыта их продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белоцерковский В. И., Клочкова А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PRODUCTION DIVERSIFICATION OF RUSSIAN MILITARY ENTERPRISES AND ITS PROSPECTIVE SELLER’S MARKETS

In paper the questions of production diversification of Russian military enterprises with orientation at its potential seller’s markets are considered.

Текст научной работы на тему «Диверсификация производства предприятий ВПК России и перспективные рынки сбыта их продукции»

показатели структуры активов и пассивов и динамики, недостаточно точно характеризующие технопарковые структуры.

Таким образом, в результате проведенной обработки данных получена система показателей, которые могут использоваться в практике реально функционирующих технопарковых структур при оценке их финансового состояния и финансовых результатов, обеспечивающей эффективное финансовое управление.

Библиографический список

1. Исследование и прогнозирование уровня развития сельского хозяйства в Курской области / С.Г. Емельянов, [и др.]. Курск, 2009. 266 с.

2. Мальцева А. А. Анализ конкурентной среды технопарка: методологические основы // Маркетинг в России и за рубежом. Издательство «Фин-пресс», 2012. № 1. С. 56-65.

A.A. Maltseva, V.I. Drozdov

The formation of indicators system for financial analysis of technology parks structures using dialog system of latent variables measuring

The results of comprehensive investigation to determine optimal set of indicators for financial analysis of technology parks structures based Rash model using dialog system of latent variables measuringRUMM2020 are considered.

УДК [338.33:621]:658.8

В.И. Белоцерковский, д-р экон. наук, проф., зав. кафедрой, (4872) 35-34-46, (Россия, Тула, ТулГУ);

А.А. Клочкова, ассистент, (4872) 35-34-46, aak111@mail.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ ВПК РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ РЫНКИ СБЫТА ИХ ПРОДУКЦИИ

Рассмотрены вопросы реализации стратегии диверсификации производства предприятий ВПК России с учетом ориентации на потенциальные рынки сбыта их продукции.

Ключевые слова: диверсификация, военно-промышленный комплекс, производство, стратегия, рынок сбыта.

Либерализация экономики России и включение в систему международных отношений привели к тому, что ее качественные параметры перестали соответствовать изменившимся условиям, в первую очередь преобладающим в мировом хозяйстве технологическим изменениям, связанным

с научно-техническим прогрессом. Это стимулирует возникновение глобальных сдвигов во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего в тех, которые обладают передовой научно-технической базой. Наиболее ярким примером данной трансформации являются реформы, происходящие в военно-промышленном комплексе (ВПК) России.

Сегодня уходит в прошлое скептическое отношение к военно-промышленному комплексу России, существовавшее в начале 90-х годов. Тогда в общественное и научное сознание внедрялась идея, что единственное предназначение ВПК — стать образцом для некой эффективной конверсии, понимаемой как полное перепрофилирование оборонных мощностей на выпуск традиционных промышленных и потребительских товаров. В пример приводились материалы о якобы успешном зарубежном опыте конверсии, хотя на самом деле реформы, которые имеют место в оборонном комплексе западных стран, охарактеризовать в целом термином «конверсия» нельзя. Вместо изменения производственного профиля предприятий там происходит постепенная консолидация компаний-производителей военного вооружения, и только за счет концентрации производственных мощностей и потенциала технических и технологических разработок эти компании могут себе позволить параллельно заниматься выпуском гражданской наукоемкой продукции, т. е. западные компании стараются не уходить в область примитивных гражданских товаров.

Российская же конверсия выразилась в обвальном спаде производства продукции во всем оборонном комплексе. В планы конверсии в России не входило нанесение сокрушительного удара по еще функционирующему военному производству. Но реальность такова: достичь конкретных целей конверсии не удалось.

В чем же причины неудач политики конверсии? Прежде всего, понимание реформ ВПК в странах с развитой экономикой существенно отличается от российского. Вместо термина «конверсия» исследователи предпочитают употреблять термин «адаптация». Она понимается как приспособление оборонной промышленности к новой геополитической ситуации при сохранении высоких гарантий обеспечения национальной безопасности, а также повышение эффективности ее функционирования.

Представляется, что главной причиной сегодняшнего положения в ВПК России является упрощенный подход к реформированию военной экономики. Обеспечивая реализацию конверсионных мероприятий в нынешней обстановке, необходимо признать, что сложившийся в прошлом хозяйственный механизм перевода военного производства на удовлетворение мирных нужд страны полностью себя исчерпал. Основным направлением адаптации военных производств к новой ситуации должна стать диверсификация, под которой понимается процесс проникновения хозяйствующего субъекта в другие отрасли экономики или освоение других видов деятельности и, следовательно, выход на новые рынки сбыта.

Вопросы, связанные с диверсификацией производства, стал особо привлекать к себе внимание и изучаться в период перехода отечественной экономики к рыночным отношениям, интеграци в мировую экономику. Следовать стратегии д версификации производства стали многие российские предприятия ВПК, преследующие с мые разнообразные цели: от простого желания выжить до получ ния дополнитель ой приб ши.

Выбор модели диверсифи :ации оп ределяется страте ической ориен-тацие й диверсифициру мого предприяти I на потенциальный рыно : сбыта своей продукции.

Анализ сложивш ;йся в н ютоящее время ситуации со сбытом продукций предприятий В 1К позволяет выделить четыре группы поте [циаль-ных рынков, на которые эти предприятия могут претендовать (рисунок) [1]:

- оружия и военн )й техни :и — оте [ественн ш и мировой;

- оборудования - внутре ний и мировой;

- субконтрактов - в осно ном мир овой;

- потребительских товаров — в основном внутренний.

Естественно, что перспек ивы удержания [ли укре шения позиций

предприятий российского ВПК на этих р шках весьма разл ганы.

Структура заказа крупных высокотехнологичных предприятий, сформировавшаяся как ответ на рыночный спрос, включает:

- государственны й оборонный зака! (менее 0 % всех расходо з);

- внутренний гра зданский коммер еский заказ (10-15 %);

- военно-техниче ;кое сотрудничество (ВТС) (более 50 %) [2].

Потенциальные рынки с быта пр дукции редприя тий ВП

Почти стопроценгный го сударств нный о оронный заказ (ГОЗ) в 1991-1992 гг. распался к 2000 г. на две основных части, меньшая из которых (32 %) составляет внутренний госза :аз, а большая (5 1 %) — заказ по ВТС 3]. Очевидно, что в условиях острейшего дефицита бюджеа производство военной техники в обозримой перспективе будет по-прежнему остав дъся ограниченн 1м. Это [елает неизбежным изменение сам >й концепции государственного оборонного заказа. Финансирование юсудар-

ственного оборонного заказа, казалось бы, имеет тенденцию к росту. Однако существует один нюанс, связанный со своеобразием политики финансирования. Объектом государственного финансирования являются не сами предприятия, а направления работ, и в каждом направлении — только одно-два предприятия.

Российское оружие является одним из немногих видов конечной продукции отечественного производства, способных конкурировать с товарами ведущих индустриальных стран мира. Предприятиям российского ВПК удалось добиться роста экспорта вооружений, что спасло многие из них от полного краха. Его доля в общем объеме заказа успешных предприятий современного ВПК составляет не менее 50 %.

Однако развитие операций на мировом рынке оружия также сопряжено с немалыми проблемами. «Пятидесятипроцентная» замкнутость всего комплекса высокотехнологичных серийных производств на ВТС означает усиление зависимости отечественной промышленности от конъюнктуры на внешнем рынке вооружений. Последний сегодня не столь емок, чтобы позволить восстановиться всем российским предприятиям бывшего ВПК. Внешний рынок вооружений существенно ограничен в размерах по сравнению с фактически бесконечной емкостью рынка гражданской продукции. Но все-таки ВТС имеет огромное значение, поскольку это основной вид заказа, который позволяет отечественной высокотехнологичной промышленности поддерживать свой уровень.

Стратегия конверсии, исходящая из ориентации на мировой и внутренний рынки оборудования, приводит к ее технологической модели, не требующей, в принципе, существенных изменений производства. Одной из основных задач конверсии изначально было провозглашено содействие переоснащению отечественной промышленности новым оборудованием. Предприятиям ВПК был гарантирован большой рынок сбыта, как только отечественная промышленность начнет осуществлять инвестиции в обновление оборудования. Однако существует ряд причин, тормозящих выход высокотехнологичных российских предприятий на рынок оборудования:

- для реализации проектов увеличения производства оборудования нужны очень крупные первоначальные инвестиции;

- для переключения потребителей с закупок импортного оборудования на приобретение отечественного последнее должно доказать свою конкурентоспособность, в том числе по соотношению «цена/качество».

Возможность же проникновения на мировой рынок оборудования продукции конверсируемых предприятий отечественного ВПК можно расценить как потенциально существующую, но трудно достижимую.

Новый и еще мало освоенный рынок для предприятий российского ВПК — мировой рынок субконтрактов, т. е. производства комплектующих изделий и узлов для зарубежных фирм. По оценкам зарубежных экспертов,

Россия могла бы взять на себя до 80 % от общего объема субконтрактных поставок предприятиям стран ЕС [1].

Конечно, освоение рынка субконтрактов может представляться задачей менее престижной, чем выход на мировые рынки конечной продукции. Однако в условиях кризисного состояния экономики использование возможностей мирового рынка субконтрактов представляется направлением достаточно разумным, так как это дает возможность решить следующие задачи:

- установление стабильных связей с зарубежными фирмами-производителями конечной продукции и тем самым более плавное включение в международную систему кооперационных связей;

- создание условий для переноса в будущем в Россию производства конечной продукции.

Именно это направление деятельности должно стать в ближайшие годы преобладающим и получить основную поддержку со стороны государства.

Выход на рынок гражданской продукции не является простым мероприятием. По данным ряда оборонных предприятий, за последнее десятилетие доля гражданского коммерческого заказа в общей структуре заказа предприятий выросла в 2-3 раза. Но при этом увеличение произошло в основном за счет традиционных для предприятий видов работ, которые по характеру аналогичны оборонному заказу. В чистом виде доля принципиально новых, освоенных высокотехнологичной промышленностью гражданских коммерческих заказов не превышает 2-3 % [2].

Широкие возможности предоставляет кооперация отдельных предприятий военного и гражданского профиля. На сегодняшний день целью диверсификации в сфере ВПК, прежде всего, является создание новых мощностей гражданского назначения, но только в рамках, устанавливаемых возможностью «перелива» технологий. При этом дальнейшее развитие технологической базы ВПК необходимо осуществлять в основном в рамках различных инновационных программ создания технологий двойного назначения.

В данной связи актуальным является углубление военно-гражданской интеграции, под которой понимается организационно-экономическое обеспечение взаимопроникновения военного и гражданского секторов экономики страны. Сегодня концепцию конверсии необходимо заменить концепцией диверсификации предприятий оборонного комплекса. Если конверсия предполагает полную и окончательную переориентацию производства на гражданские цели, то диверсификация представляет собой проникновение оборонного предприятия на рынок гражданской продукции в результате внутреннего (инновационного) развития предприятия без прекращения производства оборонной продукции.

Таким образом, в современных условиях формирования новых экономических отношений большинство предприятий ВПК сталкиваются с проблемой организации своей производственной, экономической, финансовой и

других видов деятельности. Возникает необходимость выполнения теоретических и практических исследований, решения методических вопросов диверсификации промышленного производства и выбора модели ее проведения с целью адаптации российской военной промышленности к функционированию в системе мирового хозяйства.

Библиографический список

1. Технологические аспекты конверсии машиностроительного производства / А.С. Васильев, [и др.]; под ред. А.И. Кондакова. М .-Тула: ТулГУ, 2003. 271 с.

2. Карачаровский В.В. Высокотехнологичное развитие и либеральная парадигма // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. 2003. № 9. С. 44-61.

3. Карачаровский В.В. Российский высокотехнологичный промышленный комплекс: политико-экономические императивы и безопасность развития // Мир России. 2001. № 2.

V.I. Belotserkovsky, A.A. Klochkova

А production diversification of Russian military enterprises and its prospective seller's markets

In paper the questions of production diversification of Russian military enterprises with orientation at its potential seller's markets are considered.

Key words: a diversification, a military-industrial complex, a production, a strategy, a seller's market.

УДК 336.221.4

С.Н. Алехин, доцент, канд. экон. наук, начальник УФНС по Тульской области (Россия, Тула)

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РЕГИОНА В ПОСТКРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрены основные тенденции формирования доходной части бюджета региона (на примере Тульской области), взаимосвязь уровня экономического развития и собираемости налогов, меры по увеличению налоговых поступлений и работе с налогоплательщиками.

Ключевые слова: бюджет, собираемость налогов, налоговый контроль.

В условиях быстро изменяющейся экономической ситуации в стране несомненный интерес для широкого круга специалистов представляет процесс формирования консолидированного бюджета региона в динамике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.