Научная статья на тему 'Диверсификация определений понятия «Технология»'

Диверсификация определений понятия «Технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ / TECHNOLOGY / EDUCATION TECHNOLOGY / ADULT EDUCATION TECHNOLOGY / STRUCTURE / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Низкодубов Г. А.

Статья является результатом теоретического изучения технологии обучения взрослых, анализа понятий «технология», «технология обучения», а также «технология обучения взрослых» как ключевых понятий в сфере непрерывного образования, посвящена описанию структуры технологии обучения взрослых, а также исследованию операций как связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи в обучении взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Низкодубов Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIVERSIFICATION OF THE CONCEPT TECHNOLOGY

The paper deals with a theoretical research of adult education technology, which is considered as a vital point in the work of adult educators. The author studies the following concepts: technology, education technology and adult education technology that are the key elements in subject-to-subject (adult to adult) relationship, opposite to subjecttoobject (adult to child), specifies structural characteristics of adult education technology which are of paramount importance for a successful educational process.

Текст научной работы на тему «Диверсификация определений понятия «Технология»»

УДК 374.73

Г. А. Низкодубов ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Статья является результатом теоретического изучения технологии обучения взрослых, анализа понятий «технология», «технология обучения», а также «технология обучения взрослых» как ключевых понятий в сфере непрерывного образования, посвящена описанию структуры технологии обучения взрослых, а также исследованию операций как связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи в обучении взрослых.

Ключевые слова: технология, технология обучения, технология обучения взрослых, структура, функции технологии обучения взрослых.

Образовательные технологии переживают в последние десять лет взлет признания и актуальности. Все предыдущие годы термин «технология» в образовании не признавался, в большей степени использовался применимо к технократическому языку. Необходимо отметить, что ни среди ученых, ни среди практиков образования до сих пор не существует общепринятой трактовки этого понятия. С одной стороны, приходится сталкиваться с полным неприятием понятия «технология обучения». Его противники считают, что это всего лишь новомодный термин, за которым не стоит ничего, кроме старой доброй методики обучения, или, как определяет Российская педагогическая энциклопедия, методики учебного предмета. С другой стороны, в литературе по образованию встречаются многочисленные термины с использованием слова «технология», такие как «информационные технологии», «педагогические технологии», «аудиовизуальные технологии», «инновационные технологии» и т. д. В этих случаях технологию обучения сводят либо к набору технических приемов преподавания, либо чаще всего к использованию в обучении технических средств. Зачастую отдельные изменения в формах или методах проведения занятий, введение некоторых новых технических или наглядных средств обучения представляются как введение новой технологии обучения.

По мнению М. Т. Громковой, семантический подход к понятию «технология обучения» позволяет определить ее как учение («логос») об искусственном, искусном («техно»). В технократическом языке она определяется как последовательность процедур, приемов, шагов. В первой интерпретации технология - более общее понятие, чем методика, так как учение задает наиболее общие подходы к реализации процесса образования, разрабатывает основы. В этом смысле связь между технологией, методикой и опытом соответствует связям категорий общего, особенного, единичного. Разнообразие методик тем и объясняется, что в каждой заложена та или иная особенность. В другой интерпретации от технологии ждут описания последовательности процедур (как у токаря, пекаря и

т. п.), выполнение которых обеспечит эффективность процесса и качество результата [1].

В. П. Беспалько полагает, что термин «технология обучения» стал востребован вследствие неудовлетворительных результатов обучения в традиционной системе, пригодной лишь «для создания начальной ориентировки в предмете и не способной формировать высокие уровни усвоения знаний» [2, с. 157]. С. И. Змеёв считает что, исследователи проблем организации процесса обучения, обратившись к более глубокому изучению роли и функций обучающегося, а также его взаимодействия с остальными элементами процесса обучения, прибегли к использованию технического термина «технология», что стало не попыткой ввести новомодный термин для обозначения старого содержания, а скорее стремление по-новому определить суть иного подхода к организации процесса обучения и его исследованию [3].

Английские авторы Ф. Персивал и Г. Эллингтон определяют технологию обучения как «более тщательное представление всех аспектов построения ситуаций обучения (teaching-leaming situations)», предусматривающее применение любых методов и техник обучения, расцененных наиболее адекватными для достижения поставленных перед обучающимся целей. Ее роль они видят в оказании помощи во всемерном повышении эффективности процесса обучения [3].

В отечественных науках об образовании первопроходцем на пути нового осмысления организации процесса обучения и введения в научный и практический обиход понятия «технология обучения» («педагогическая технология») стал В. П. Беспалько. Еще в 1989 г. он сформировал представление о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса и определил педагогическую технологию как проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике.

По мнению ученого, характерными чертами педагогической технологии являются:

Г. А. Низкодубов. Диверсификация определений понятия «технология»

1) предварительное проектирование учебновоспитательного процесса;

2) определение структуры и содержания не только деятельности учителя, но и учебно-познавательной деятельности самого учащегося;

3) определение целей обучения (процесс целе-образования), чтобы осуществлять объективный контроль за качеством усвоения учащимися учебного материала и развития личности учащихся;

4) целостное представление учебно-воспитательного процесса;

5) гармоничное взаимодействие всех элементов педагогической системы;

6) обеспечение высокой стабильности успехов в обучении практически любого числа учащихся.

Таким образом, В. П. Беспалько определил три параметра технологии обучения: целостность представления процесса обучения (включая деятельность обучающегося), целеположенность и обеспечение достижения поставленных целей обучения.

Исследователи организации процесса обучения в высшей школе Д. В. Чернилевский и О. Н. Филатов предложили свое определение технологии обучения: «Системный комплекс психолого-педа-гогических процедур, включающих специальный подбор и компоновку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения» [4]. По их мнению, технология обучения предполагает управление процессом обучения, что включает в себя два взаимосвязанных процесса - организацию деятельности обучаемого и контроль за этой деятельностью.

Технологию обучения определяют и как законосообразную педагогическую деятельность, реализующую научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающую более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результатов, чем это имеет место при традиционных методиках обучения. В случае когда делается упор на технологичность смены действий и операций, под образовательной технологией следует понимать набор последовательно сменяющих друг друга действий и операций обучающего (учителя, преподавателя), осуществляемых с применением специально подготовленного учебного оборудования в группе учащихся и рассчитанных на получение ценного с точки зрения образования результата. Существенным признаком технологичности в этом определении называется применение специально подготовленного учебного оборудования, хотя для гуманитарной сферы это не всегда верно, поскольку позволяет отнести к технологии обучения применение даже некоторых простейших средств обучения [5].

Рассмотрим официальное определение «педагогической технологии», которую представила Ассоциация по педагогическим коммуникациям и техно-

логии США (1979): «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний» [6]. Приведенное определение дает слишком обобщенные признаки, чтобы можно было однозначно установить, какой учебно-познавательный процесс является технологичным, а какой нет.

По определению ЮНЕСКО, технология обучения в общем смысле - системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технологических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Американские теоретики данный термин определяют как область знания, связанную с закономерностями построения, реализации и оценки всего учебного процесса с учетом целей обучения. Здесь внимание акцентируется на закономерностях и целях обучения.

Таким образом, ученые стремятся к системному представлению процесса обучения. Однако все они рассматривают организацию процесса обучения прежде всего как деятельность преподавателя, учителя. В их схемах обучающийся по-прежнему занимает подчиненное положение. И представленная в таком виде технология обучения («педагогическая технология») оказывается довольно уязвимой. Так, известный отечественный исследователь М. В. Кларин отмечает, что понимаемая вышеописанная технология обучения ориентируется на обучение репродуктивного типа, обусловленное общим тяготением к воспроизводимости учебного процесса, а также неразработанность мотивации учебной деятельности, связанную «с более общим и, вероятно, самым крупным недостатком педагогической технологии - игнорированием личности» [7], что предопределяет выбор технологии обучения и исключает использование любых рутинных технологий, ставящих взрослых обучающихся в зависимое положение либо отрывающих их от среды жизнедеятельности.

Из всех представленных выше точек зрения можно сделать вывод, что технология обучения взрослых, по сути, обозначает организацию процесса обучения, предусматривающую определенную систему действий и взаимодействий всех, но прежде всего активных элементов учебного процесса. При этом важно подчеркнуть два момента. Во-первых, технология обучения детально рассматривает систему действий не только обучающего, но и обучающегося. Во-вторых, она обеспечивает при корректном исполнении достижение определенного результата. Мы, вслед за С. И. Змеёвым, определяем

технологию обучения взрослых как систему научно обоснованных действий всех, но прежде всего активных элементов (участников) процесса обучения, осуществление которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.

При организации процесса обучения с точки зрения его технологии активные участники (обучающийся и обучающий) осуществляют определенные операции. Операция представляет собой ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Цель операции -выполнение участниками процесса обучения определенных действий, в результате которых будет решена та или иная задача обучения на данном этапе. Операция, как правило, выполняется обоими активными участниками процесса обучения и представляет собой сумму их действий.

Из вышесказанного следует, что операции осуществляются путем выполнения активными участниками процесса обучения определенных технических действий. В данном случае действия есть первичная единица деятельности обучающегося или обучающего. Они выполняются каждым активным участником процесса обучения самостоятельно и поэтому разнонаправлены. При выполнении технических действий в процессе осуществления той

или иной операции обучающиеся и обучающие выполняют определенные функции, которые характеризуют основные цели и особенности действий активных участников процесса обучения.

Таким образом, структура технологии обучения взрослых, или технологическая структура процесса обучения, представляет собой систему определенных операций, технических действий и функций обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения.

Подводя итог, отметим, что по своей сути тех-нологизация процесса обучения взрослых инновационна, так как опирается на учет реальных перемен в характере общественного запроса к личности, ее роли в общественном процессе. Возникновение технологии обучения было вызвано необходимостью повысить эффективность процесса обучения, активизировать роль обучающегося в его организации и стало логическим итогом развития представлений о процессе обучения как о деятельности, взаимодействии всех основных элементов обучения, а не только обучающего, поскольку весь ход развития педагогической и андрагогиче-ской науки показал необходимость ориентации на личность. Именно личность (обучающийся) должна стать исходной посылкой организации технологии обучения взрослых.

Список литературы

1. Громкова М. Т. Андрагогика. Теория и практика образования взрослых. М.: Изд-во: «Юнити-Дана», 2005. 496 с.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с.

3. Змеёв С. И. Технология обучения взрослых. М.: Издат. центр «Академия», 2002. 127 с.

4. Чернилевский Д. В., Филатов О. Н. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.

5. Веснина Л. В. Тенденции изменений в современном образовании // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. Вып. 2 (92). 2010. С. 17-24.

6. Василькова Т. В. Основы андрагогики: учеб. пос. М.: Кнорус, 2011. 256 с.

7. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с.

Низкодубов Г. А., кандидат педагогических наук, доцент.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: mnusa@sibmail.com

Материал поступил в редакцию 15.03.2011.

G. A. Nizkodubov DIVERSIFICATION OF THE CONCEPT “TECHNOLOGY”

The paper deals with a theoretical research of adult education technology, which is considered as a vital point in the work of adult educators. The author studies the following concepts: technology, education technology and adult education technology that are the key elements in subject-to-subject (adult to adult) relationship, opposite to subject-to-object (adult to child), specifies structural characteristics of adult education technology which are of paramount importance for a successful educational process.

Key words: technology, education technology, adult education technology, structure, functions.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050. E-mail: mnusa@sibmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.