Научная статья на тему 'Диверсификация инвестиционно-строительного комплекса в рамках стратегического развития системы коммунальной инфраструктуры и энергетики региона'

Диверсификация инвестиционно-строительного комплекса в рамках стратегического развития системы коммунальной инфраструктуры и энергетики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова М.Ю., Разумей В.Ю., Салов А.А.

Для решения проблемы снижения высокого уровня степени износа объектов инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга в статье предложена методика определения и планирования нужного в стратегической перспективе количества производящих производственных мощностей и передающих инженерных коммуникаций, воспроизводственных затрат ресурсов и норм воспроизводства, позволяющая определить необходимый объем капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру и энергетику Санкт-Петербурга на горизонтах значений индикаторов, конкретизирующих цели и направления социально-экономической политики Санкт-Петербурга к 2020, 2025, 2030 и до 2035 года для выполнения проекта стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, которая должна быть модернизирована в части задач индикаторов трансформации инвестиционно-строительного комплекса, его диверсификации. Кроме того, в «Стратегии» должна быть заложена методика определения воспроизводственных затрат ресурсов и норм воспроизводства в натуральных и стоимостных показателях. Достижение этой цели возможно при условии своевременно запланированной и вовремя ритмично осуществленной стратегии диверсификации инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Диверсификация инвестиционно-строительного комплекса в рамках стратегического развития системы коммунальной инфраструктуры и энергетики региона»

Диверсификация инвестиционно-строительного комплекса в рамках стратегического развития системы коммунальной инфраструктуры и энергетики региона

00

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 о

Ермакова Мария Юрьевна

аспирант, кафедра государственного и территориального управления, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», ermashulik@mail.ru

Разумей Валентина Юрьевна

аспирант, кафедра государственного и территориального управления, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», razumey68@mail.ru

Салов Александр Александрович

аспирант, кафедра государственного и территориального управления, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», a-salov@yandex.ru

Для решения проблемы снижения высокого уровня степени износа объектов инженерно-энергетического комплекса Санкт-Петербурга в статье предложена методика определения и планирования нужного в стратегической перспективе количества производящих производственных мощностей и передающих инженерных коммуникаций, воспроизводственных затрат ресурсов и норм воспроизводства, позволяющая определить необходимый объем капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру и энергетику Санкт-Петербурга на горизонтах значений индикаторов, конкретизирующих цели и направления социально-экономической политики Санкт-Петербурга к 2020, 2025, 2030 и до 2035 года для выполнения проекта стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, которая должна быть модернизирована в части задач индикаторов трансформации инвестиционно-строительного комплекса, его диверсификации. Кроме того, в «Стратегии» должна быть заложена методика определения воспроизводственных затрат ресурсов и норм воспроизводства в натуральных и стоимостных показателях. Достижение этой цели возможно при условии своевременно запланированной и вовремя ритмично осуществленной стратегии диверсификации инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: коммунальная инфраструктура; энергетический комплекс; стратегия развития; диверсификация инвестиционно-строительного комплекса

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Совершенствование системы государственного управления пространственным развитием Санкт-Петербурга в рамках перехода к комплексному развитию территорий города с учетом межотраслевого баланса ресурсов систем коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербур-

Постановка проблемы. Повышение уровня жизни населения, всестороннее удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей является приоритетным направлением стратегического развития Российской Федерации. Для решения этой проблемы необходимо создавать и поддерживать на надлежащем уровне материально-техническую основу для производства продукции, работ и оказания услуг, в том числе своевременное и качественное предоставление коммунальных услуг, которое в значительной мере зависит от наличия соответствующей инфраструктуры. Поэтому вопросы стратегического развития коммунальной инфраструктуры и энергетики являются весьма актуальными, отвечая насущным потребностям современного развития как отдельных предприятий, крупных отраслевых и межотраслевых комплексов регионов, так и экономики страны в целом. Стратегическое развитие коммунальной инфраструктуры и энергетики объективно является неотъемлемой частью рыночной экономики, но в рамках стратегического планирования этим базисным элементам уделяется недостаточное внимание. На данный момент проблема состоит в существенном снижении темпов ввода объектов коммунальной инфраструктуры и энергетики, что не отвечает темпам роста жилищного строительства и развития производства в регионе. [1] Помимо нового строительства необходима модернизация значительной части действующих объектов коммунального хозяйства и энергетического комплекса, что делает необходимым существенное увеличение инвестиций в модернизацию действующих и строительство новых объектов коммунальной инфраструктуры и энергетики.

Методы исследования. Для достижения поставленной цели в статье используются методы научного наблюдения, описания, идеализации и формализации, расчетно-аналитический метод и метод мысленного эксперимента в рамках системного подхода.

В проекте стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года [8] (в дальнейшем - «Стратегия») ставится задача значительной трансформации системы коммунальной инфраструктуры и энергетики региона. Обе эти сферы экономической деятельности материалоемки, обладают значительным объемом специфических как в эксплуатации, так и в создании основных фондов. В то же время сфера деятельности «строительство» в Санкт-Петербурге в большей степени ориентирована на жилищное строительство. По данным Петростата [9] только 47 % объемов работ в общем объеме работ не относятся к строительству жилых и нежилых зданий. Поэтому «Стратегия» должна быть модернизирована в части задач индикаторов трансформации инвестиционно-строительного комплекса (в дальнейшем - ИСК), его диверсификации. Кроме того, в «Стратегии» должна быть заложена методика определения воспроизводственных затрат ресурсов и норм воспроизводства в натуральных и стоимостных показателях.

В современных условиях увеличения дефицита ресурсов и постоянных изменений в бизнес - среде предприятие представляется как часть экономической структуры с новыми экономическими вызовами, которая имеет способность адаптации к постоянно изменяющимся экономическим условиям.

Адаптация предприятия к изменениям внешней среды заключается в его способности наиболее эффективно распоряжаться имеющимся капиталом и ресурсами, что требует установления организационных приоритетов. В данном случае речь идет о преобразовании позиций потенциалов предприятия, а также о перераспределении ресурсов, которые должны быть освобождены от их предыдущего использования.

Все большую актуальность в современных условиях экономической нестабильности приобретает стратегия диверсификации, которая становится одним из условий и

га»

Таблица 1

SWOT-анализ конкурентных позиций энергетического комплекса г. Санкт-Петербурга

Устойчивый высокий спрос на услуги, обусловленный их принадлежностью к товарам первой необходимости; Большой объем технических и технологических инноваций, научных ра зработок в сфере коммунальной инфраструктуры и энергетики

8 |Сш1ьные стороны

УУ [Слабые стороны

О Возможности

Совершенствование финансирования и ценообразования; Совершенствование системы управления;

Проведение мероприятий по энерго- и ресурсосбережению:

Высокий уровень износа основных производственных фондов; Высокие потери Энерт ресурсов вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования; Недофинансирование по существующим тарифам; Наличие нерационально функционирующих затратных технологий;

Снижение уровня обеспеченности обьекгами социальной, инженерной и Гранспортаой инфраструктур ввиду ускоренных темпов роста объемов жилищнот строительства;_

Т | Угрозы

Увеличение количества аварий на объектах коммунальной инфраструктуры и энергетики, обусловленных высоким износом основных фондов; Нарастание задолженности перед рссурсоснабжающими организациями вследствие роста тарифов и уровня инфляции:

Медленный рост или падение реальных доходов населения_

одной из наиболее очевидных возможностей успешного развития строительных организаций в настоящее время. Диверсификация раскрывает для дальнейшего развития строительных предприятий широкий диапазон возможностей, которые характеризуются оптимизацией процессов, минимизацией затрат и рисков, а также повышением уровня конкурентоспособности.

В связи с изменением макроэкономической ситуации экономическая нестабильность создает экономические и социальные угрозы для безопасности строительных организаций и оказывает на процессы диверсификации значительное влияние, существенно трансформируя в условиях нестабильной внешней среды требования к выживанию.

Большинство авторов [2] [3] в качестве основных групп значимых показателей для строительных предприятий называют: эффективность производственной деятельности, финансовое положение предприятия, эффективность вспомогательной деятельности, а также показатели конкурентоспособности продукции.

Одним из основных конкурентных преимуществ в условиях падения платежеспособного спроса для строительных предприятий является мобильное перераспределение капитала предприятия

между его различными сферами деятельности в зависимости от соотношения спроса и предложения, которое способствует равновесию между производственными потенциалами каждой бизнес-единицы и потребностью в ее продукции. Синергетический эффект, вызванный высокой мобильностью капитала, предоставляет возможность дифференцированному предприятию для перемещения ресурсов с минимальными потерями и приводит к повышению эффективности деятельности строительного предприятия в целом.

Таким образом, стратегия диверсификации в условиях экономической нестабильности предоставляет строительному предприятию совокупность различных стратегических областей, каждая из которых обладает собственными возможностями для будущего развития, а их сбалансированная комбинация даст возможность предприятию для его успешного развития.

В условиях экономической нестабильности внешней среды стратегия диверсификации может служить эффективным инструментом для адаптации строительного предприятия, который позволит своевременно и оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры в целях повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости, а также

снижения предпринимательских рисков в следствии сокращения объема инвестиций и дефицита финансовых ресурсов.

Система коммунальной инфраструктуры и энергетики является важным элементом жизнеобеспечения городского хозяйства г. Санкт-Петербурга. Под такой системой понимается комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления производства и передачи коммунальных ресурсов в сферах тепло-, электро-, газо, водоснабжения, водоотведения, а также объектов наружного освещения и художественной подсветки [7].

В настоящее время система коммунальной инфраструктуры и энергетики Санкт-Петербурга обладает следующими характеристиками:

- производство тепловой энергии осуществляется на 15 ТЭЦ и 1077 котельных;

- объем предоставления тепловой энергии конечным потребителям составляет 38,1 млн. Гкал/год;

- 50% тепловой энергии производится в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии;

- передача тепловой энергии осуществляется 9344 км тепловых сетей;

- в систему водоснабжения входят 7178,8 км водопроводных сетей;

- в систему водоотведения входят 14 очистных канализационных сооружений, 182 канализационных насосных станции, 6334,4 км канализационных сетей, 3 очистных сооружения поверхностного стока; 9 канализационных насосных станций;

- объем реализации услуг водоснабжения и водоотведения составляет 1116 млн. куб. м/год;

- протяженность электрических сетей всех классов напряжения составляет 33141 км; функционирует 10390 трансформаторных подстанций;

- эксплуатируется 7,8 тыс. км газопроводов и 601 газорегуляторный пункт; объем поставок природного газа варьируется в диапазоне от 10,5 до 12,4 млрд. куб. м;

- в системе наружного (уличного) освещения функционируют 314303 светильника; 221 объект художественной и декоративной подсветки, а также 6447 км воздушных и кабельных сетей.

В таблице 1 представлены результаты SWOT-анализа современного энергетического комплекса г. Санкт-Петербурга.

Из представленного анализа ясно,

О £

ю

5

V

а

2 а

8

00

о

см

о

£

Б

а

2 е

что одной из основных проблем всех систем коммунальной инфраструктуры является сохранение высокого уровня степени износа объектов инженерно-энергетического комплекса, который составил 47,2 % (по состоянию на 2017 г.). Для решения этой проблемы необходимо определить и запланировать нужное в стратегической перспективе количество производящих производственных мощностей и передающих инженерных коммуникаций. Формула (1), разработанная в рамках методики научно-исследовательской работы, позволяет определить необходимый объем капитальных вложений в коммунальную инфраструктуру и энергетику Санкт-Петербурга на горизонтах значений индикаторов, конкретизирующих цели и направления социально-экономической политики Санкт-Петербурга к 2020, 2025, 2030 и до 2035 года для выполнения проекта стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года [8].

КВОб = КВКИ + КВЭ, (1)

Общ КИ Э' * '

где КВОбщ - Общие капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру и энергетику Санкт-Петербурга на горизонтах до 2035 года (млрд. руб.);

КВКИ - капитальные вложения в коммунальную инфраструктуру Санкт-Петербурга до 2035 года, рассчитываемые по формуле (2) (млрд. руб.);

КВЭ - капитальные вложения в энергетику Санкт-Петербурга на горизонтах до 2035 года, рассчитываемые по формуле (3) (млрд. руб.).

Таблица 2

Повышение образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения

>Ткв

■ , (2)

квки квшки,

где КВПМКИ - потребность в капитальных вложениях в производственные мощности коммунальной инфраструктуры по иму виду коммунального ресурса, определяемая как разница между существующей на текущей момент производственной мощностью коммунальной инфраструктуры по 1-му виду коммунального ресурса и потребностью в ней на горизонтах до 2035 года (млрд. руб.);

КВИИКИ - потребность в капитальных вложениях в инженерную инфраструктуру коммунальной инфраструктуры по j-му виду коммунального ресурса, определяемая как разница между существующей на текущей момент инженерной инфраструктурой коммунальной инфраструктуры по j-му виду коммунального ресурса и потребностью в ней на горизонтах до 2035 года (млрд. руб.);

п, т - количество видов коммунальных ресурсов, обеспечиваемых производственной мощностью и инженерной ин-

Направлсния и цели социально-экономической политики Санкт-Петер бурга

I

Отношение обеспеченности населения местами в дошкольных образовательных организациях к потребности,

Цель 1.2. Повышение образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения

Наименование показателя (индикатора)

Отношение обеспеченности населения местами н общеобразовательных организациях к потребности,

Удельный нес численности эыпускникон профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение пернога года после окончания обучения, в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, %

Значение показателя (индикатора)

2020 год

100

100

64

2025 год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100

100

66

2030 год

100

100

68

2035 год

100

100

70

фраструктурой, соответственно.

t„ ПМЭк ■%KBI1M3¡

, (3)

где КВПМЭк - потребность в капитальных вложениях в энергетические производственные мощности по к-му способу выработки электроэнергии, определяемая как разница между существующей на текущей момент энергетической производственной мощностью по к-му способу выработки электроэнергии и потребностью в ней на горизонтах до 2035 года (млрд. руб.);

где КВИИа| - потребность в капитальных вложениях в энергетическую инженерную инфраструктуру по 1-му способу выработки электроэнергии, определяемая как разница между существующей на текущей момент энергетической инженерной инфраструктурой по |-му способу выработки электроэнергии и потребностью в ней на горизонтах до 2035 года (млрд. руб.);

о, р - количество способов выработки электроэнергии, обеспечиваемых производственной мощностью и инженерной инфраструктурой, соответственно.

Нормативной базой определения потребности в производственных мощностях коммунальной инфраструктуры и энергетики, а также инженерной инфраструктуры коммунальной инфраструкту-

ры и энергетики на горизонтах до дш года является проект Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. [8] Данный проект предусматривает четыре группы целей и направлений социально-экономической политики Санкт-Петербурга:

■ Развитие человеческого капитала;

■ Повышение качества городской среды;

■ Обеспечение устойчивого экономического роста;

■ Обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества.

Каждая группа содержит от трех до пяти целей с наименованиями показателей (индикаторов) достижения этих целей и значениями таких показателей (индикаторов) по горизонтам проекта 2020, 2025, 2030 и до 2035 года. Для решения поставленной задачи исследуем определение потребности на примере показателей (индикаторов) цели 2.1 группы 1 «Развитие человеческого капитала», которые представлены в таблице 2 «Повышение образованности, качества и доступности образования для всех слоев населения». Для достижения запланированных показателей (индикаторов) необходимым условием является функционирование соответствующих учреждений. По показателю «Отношение обеспечен-

ности населения местами в дошкольных образовательных организациях к потребности» такими учреждениями являются детские дошкольные учреждения, логопедические центры, центры коррекцион-но-развивающей помощи и центры дошкольной помощи; по показателю «Отношение обеспеченности населения местами в общеобразовательных организациях к потребности» - это школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования, негосударственные и частные образовательные учреждения для лиц с ограниченными возможностями»; по показателю «Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение первого года после окончания обучения, в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения» - это техникумы, колледжи, иные учреждения среднего профессионального образования.

Основываясь на отчетных статистических данных комитета Статистики Санкт-Петербурга (Петростата) [9] и его прогнозах на горизонтах до 2035 года по количеству населения г. Санкт-Петербурга, возрастному и гендерному составу [10] по формуле (4) можно произвести расчет изменения количества учреждений, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) проекта стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года, с учетом текущего количества таких учреждений (в единицах измерения мест на 1000 жителей), их изношенности на текущий момент и будущего износа по горизонтам до 2035 года, потребности в учреждения для 100%-ой обеспеченности населения в них в соответствии с изменением количества населения по горизонтам до 2035 года. ДК = К 2035 - К х УИ + К х ДУИ2035,

^^д д2035 дтек тек дтек 2035'

где ДКд - изменение количества учреждений д-го вида, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) проекта стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года (мест/1 тыс. жителей);

Кд2035 - количество учреждений д-го вида, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) (мест/1 тыс. жителей);

Кдтек - текущее количество учреждений д-го вида, необходимых для достижения запланированных показателей

(индикаторов) (мест/1 тыс. жителей);

УИтек - уровень износа текущий (%), приравненный коэффициенту годности объекта, рассчитываемого как соотношение остаточной и балансовой стоимости объекта в процентах;

ДУИ2035 - изменение уровень износа объекта с настоящего времени до 2035 года (%).

После определения изменения количества учреждений, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) проекта Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года по формулам (5) и (6) можно рассчитать изменение количества производственных мощностей коммунальной инфраструктуры и энергетики по 1-му виду коммунального ресурса, требуемого для обеспечения деятельности таких учреждений и к-му способу выработки электроэнергии соответственно:

V/',/ V V . ■ им , (5)

£.1 « 'А'

где ДПМКИ - изменение количества производственных мощностей коммунальной инфраструктуры по 1-му виду коммунального ресурса (в ед. изм. 1-го вида коммунального ресурса);

Мойд - норма расхода 1-го вида коммунального ресурса на обеспечения деятельности д-го вида учреждений, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) (в ед. изм. 1-го вида коммунального ресурса на 1место/1 тыс. жителей);

г - количество учреждений д-го вида.

ПМ1КИ - количество производственных мощностей коммунальной инфраструктуры по 1-му виду коммунального ресурса, необходимое для выработки одной единицы такого ресурса (в ед. изм. 1-го вида коммунального ресурса).

дям, =УдК *.М -

' и ё о6к

Ч7М,

, (6)

где ДПМЭк - изменение количества энергетических производственных мощностей по к-му способу выработки электроэнергии (в мВт);

Мо6кд - норма расхода электроэнергии на обеспечения деятельности д-го вида учреждений, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) (в мВт на 1место/1 тыс. жителей);

ПМ1Эк - количество энергетических производственных мощностей по к-му способу выработки электроэнергии, необходимое для выработки одной едини-

цы такого ресурса. (мВт)

По формулам (7) и (8) можно рассчитать изменение количества инженерной инфраструктуры коммунальной инфраструктуры и энергетики по j-му виду коммунального ресурса, требуемого для обеспечения деятельности таких учреждений и 1-му способу выработки электроэнергии соответственно:

ДН»„(-£дйг *ко ¿=1 ®

'ИИ„

, (7)

где ДИИЩ - изменение количества инженерной инфраструктуры коммунальной инфраструктуры по j-му виду коммунального ресурса (в ед. изм. инженерной инфраструктуры);

Ко6й - количество инженерной инфраструктуры, требуемой для подачи (отведения) j-го вида коммунального ресурса на обеспечения деятельности одного места д-го вида учреждений, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) (в ед. изм. инженерной инфраструктуры на 1место/ 1 тыс. жителей);

ИИ1КИ - количество инженерной инфраструктуры коммунальной инфраструктуры по j-му виду коммунального ресурса, необходимое для подачи (отведения) одной единицы такого ресурса (в ед. изм. инженерной инфраструктуры).

, (8)

**

где ДИИЭ| - изменение количества инженерной инфраструктуры энергетики по 1-му способу выработки электроэнергии (в ед. изм. инженерной инфраструктуры);

Коб|д - количество инженерной инфраструктуры, требуемой для передачи электроэнергии по 1-му способу выработки электроэнергии на обеспечения деятельности одного места д-го вида учреждений, необходимых для достижения запланированных показателей (индикаторов) (в ед. изм. инженерной инфраструктуры на 1место/1 тыс. жителей);

ИИ1Э| - количество инженерной инфраструктуры энергетики по 1-му способу выработки электроэнергии, необходимое для передачи одной единицы электроэнергии (в ед. изм. инженерной инфраструктуры).

Воспользовавшись формулами (5,6,7,8), и найдя значения изменения количества производственных мощностей инженерной инфраструктуры коммунальной инфраструктуры и энергетики, можно использовать полученные значения для расчета потребности в капиталь-

© £

Ю

5

V

а

2 а

8

00

сэ

см

сэ £

Б

а

ных вложениях в производственные мощности и инженерную инфраструктуру коммунальной инфраструктуры и энергетики для расчета формул (2) и (3) и решения поставленной задачи - определения и планирования нужного в стратегической перспективе количества производящих производственных мощностей и передающих инженерных коммуникаций - формула (1).

Решая поставленную в начале статьи задачу, нами получены данные, которые могут быть использованы для корректировки значений межотраслевого баланса ресурсов на горизонтах реализации проекта Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года - 2020, 2025, 2030 и до 2035 года.

Литература

1. Андреев П.А. Обоснование выбора приоритетных направлений развития коммунальной инфраструктуры// Основы экономики, управления и права. № 5(5). 2012. С.47-52.

2. Асаул А.Н. Экономика строительства: учебник для вузов/ А.Н. Асаул, А. И. Барановская, Ю. Н. Казанский и др.; под ред. Ю. Н. Казанского и Ю. П. Панибра-това. - СПб.: СПб ГАСУ, 2004

3. Бузырев В.В., Гусев Е.В., Савельева И.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебник. -М.: «КноРус», 2009

4. Ермолаев Е.Е. Система управления проектами в сфере коммунального хозяйства: монография. Самара: СГАСУ, 2011.

5. Оголева Л. Инновационный менеджмент. М.: Инфра-М, 2004.

6. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика: учебное пособие. 2-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2008. 392 с.

7. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 17 июня 2014 года N 486 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры, энергетики и энергосбережения в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы» Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]

Режим доступа: https://Www.gov.spb.ru/ , свободный. - Загл. с экрана.

8. Проект стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://economy.gov.ru/ minec/activity/sections/StrategTerPlanning/ komplstplanning/stsubject/projects/ 201715124 , свободный. - Загл. с экрана.

9. Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/ , свободный. - Загл. с экрана.

10. Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2035 года, / Статистический бюллетень, // Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_ts/petrostat/resources/ be81bb004609a9fd866deeedfce35b80/ %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0 %BD%D0%BE%D0%B7_2018_%D0%A1%D0 %9F%D0%B1_%D0%9B%D0%9E.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

Diversification of an investment and

construction complex within strategic development of the system of municipal infrastructure and power of the region Ermakova M.Yu., Razumey V.Yu., Salov A.A.

Saint Petersburg State University of Economics To solve the problem of reducing the high level of wear and tear of the engineering and energy complex of St. Petersburg, the article proposes a method of determining and planning the necessary strategic perspective of the number of producing capacities and transmitting utilities, reproduction costs of resources and norms of reproduction, which allows to determine the required amount of capital investments in the municipal infrastructure and energy of St. Petersburg on the horizons of the values of indicators that specify the goals and directions of socio-economic policy of St. Petersburg by 2020. 2025, 2030 and up to 2035 for the implementation of the draft strategy of socio-economic development of St. Petersburg for the period up to 2035, which should be modernized in terms of the tasks of indicators of transformation of the investment and construction complex, its

diversification. Besides, in» Strategy « the technique of determination of reproduction expenses of resources and norms of reproduction in natural and cost indicators has to be put. The achievement of this goal is possible under the condition of timely planned and timely rhythmically implemented strategy of diversification of the investment and construction complex of St. Petersburg. Keywords: municipal infrastructure; energy complex; development strategy; diversification of investment and construction complex References

1. Andreyev P.A. Justification of the choice of the

priority directions of development of municipal infrastructure//Basis of the economy, management and right. No. 5(5). 2012. Page 47-52.

2. Asaul A.N. Construction economy: the textbook

for higher education institutions / A.N. Asaul, A.I. Baranovskaya, Yu.N. Kazansky, etc.; under the editorship of Yu.N. Kazansky and Yu.P. Panibratov. - SPb.: SPb GASU, 2004

3. Buzyrev V.V., Gusev E.V., Savelyeva I. P.,

Fedoseyev I.V. Planning at the construction enterprise: Textbook. - M.: Knorus, 2009

4. Yermolaev E.E. A control system of projects in

the sphere of municipal services: monograph. Samara: SGASU, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ogoleva L. Innovative management. M.: Infra-

M, 2004.

6. Chernyak V.Z. Housing and communal services:

development, management, economy: manual. 2nd prod., reslave. M.: KNORUS, 2008. 392 pages.

7. The resolution of the government of St.

Petersburg of June 17, 2014 N 486 «About the state program of St. Petersburg «Complex development of systems of municipal infrastructure, power and energy saving in St. Petersburg» for 2015-2020" the Official site of the Administration of Saint Petersburg. [Electronic resource] access Mode: https:// www.gov.spb.ru/, free. - Zagl. from the screen.

8. Project of strategy of social and economic

development of St. Petersburg until 2035. Website of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation. [Electronic resource] access Mode: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/ StrategTerPlanning/komplstplanning/stsubject/ projects/201715124, free. - Zagl. from the screen.

9. Website of Management of Federal State Statistics

Service in St. Petersburg and Leningrad Region [An electronic resource] access Mode: http:/ /petrostat.gks.ru/, free. - Zagl. from the screen.

10. Presumable population of St. Petersburg and the Leningrad Region till 2035, / the Statistical bulletin,//the Website of Management of Federal State Statistics Service in St. Petersburg and the Leningrad Region [An electronic resource] the access Mode: http:// petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ petrostat/resources/be81bb00 4609a9fd866deeedfce35b80/ %D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0 %BD%D0%BE%D0%B7_2018_%D0%A 1%D0%9F%D0%B1_%D0%9B%D0%9E.pdf, free. - Zagl. from the screen.

2 о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.