Научная статья на тему 'Дисциплинарный статус социально-гуманитарного знания в медицинском вузе'

Дисциплинарный статус социально-гуманитарного знания в медицинском вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / HUMANITARIAN KNOWLEDGE / SOCIOLOGICAL STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Л. И., Ситкевич С. А.

В статье рассматриваются основные факторы усиления потенциала социально-гуманитарного знания в вузе. Приведены аргументы сторонников узкой специализации высшего образования, с одной стороны. С другой – установки гуманитариев на сохранение фундаментальных функций высшего образования. Данная антитеза аргументирована результатами социологического исследования студентов Гродненского медуниверситета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATUS OF HUMANITARIAN KNOWLEDGE IN INSTITUTION OF HIGHER MEDICAL EDUCATION

This article is devoted to prime factors of strengthening humanitarian knowledge potential in institution of higher education. The article considers, on the one hand, arguments of the proponents of specialism in higher education and, on the other hand, value system of scholars towards fundamental functions of higher education system. This enantiosis is reasoned by the results of sociological studies of the Grodno Medical University students.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарный статус социально-гуманитарного знания в медицинском вузе»

УДК 378:31

ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТАТУС СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

Л.И. Лукьянова, к.и.н, профессор;

С.А. Ситкевич, к.и.н, доцент

УО «Гродненский государственный медицинский университет»

В статье рассматриваются основные факторы усиления потенциала социально-гуманитарного знания в вузе. Приведены аргументы сторонников узкой специализации высшего образования, с одной стороны. С другой - установки гуманитариев на сохранение фундаментальных функций высшего образования. Данная антитеза аргументирована результатами социологического исследования студентов Гродненского медуниверситета.

Ключевые слова: высшее образование, гуманитарное знание, социологическое исследование.

This article is devoted to prime factors of strengthening humanitarian knowledge potential in institution of higher education. The article considers, on the one hand, arguments of the proponents ofspecialism in higher education and, on the other hand, value system of scholars towards fundamental functions of higher education system. This enantiosis is reasoned by the results ofsociological studies of the Grodno Medical University students.

Key words: higher education, humanitarian knowledge, sociological study.

Социально-экономические и политические преобразования во всех сферах жизни современного общества, в том числе и в образовании, ставят новые задачи перед обществом и всеми его организационно-управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения молодежи в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.

Это актуализирует проблему усиления потенциала социогуманитарного знания в вузе и объективно предполагает реализацию важнейших стратегических подходов к образованию: гуманистического, компетентностного, культурологического, аксиологического. Как говорил Д.С.Лихачев, «не должно быть глухих к Слову, черствых к Добру, беспамятных к Прошлому и слепых к Красоте, а для этого нужны Знания, дающиеся Образованием» [1].

Что касается социально-гуманитарного образования в медицинском вузе, да и во всех вузах негуманитарного профиля нашей Республики, то объем его за последние 15 лет отнюдь не сократился. Более того, в постперестроечное время в вузах было введено преподавание цикла социогуманитарных дисциплин в значительно более расширенном объеме, чем это было в советское время. Возникли новые центры гуманитарного образования, появились новые специализированные журналы исторического, философского и культурологического профиля. Внешне еще более убедительную картину прогрес-

са в гуманитарном знании являют книжные полки магазинов, переполненные обилием учебных пособий и переводных изданий произведений мировой философии и культуры (кстати, которые в советское время при отсутствии переводов можно было прочитать только зная иностранные языки).

Между тем, проблема кризиса социогуманитар-ного образования постоянно витает над сферой гуманитаристики, не сходит со страниц научных журналов, обсуждается в печати, в, целом, в средствах массовой информации, а постоянные попытки работников Министерства образования решить все проблемы образования за счет сокращения со-циогуманитарных дисциплин, держат в напряжении профессорско-преподавательский состав кафедр социогуманитарного профиля.

В последние годы вновь оживились суждения о том, что гуманитарные дисциплины не нужны специалисту по медицинским, естественным и техническим наукам и, следовательно, их нужно сократить, а лучше всего и вообще исключить из учебных планов соответствующих вузов. Отторжение гуманитарного дискурса порождено, прежде всего, тем, что современное общество все в большей степени фокусируется на бизнес-ценностях, коммерции, «полезном знании» (useful knowledge), что почти автоматически ведет к снижению значимости гуманитарного образования. Главное предназначение любого вуза, как гласит главная максимума сторонников подобного подхода, подготовка квалифицированных специалистов в определенной сфере деятельности - врачей, инженеров, строите-

Журнал ГрГМУ 2008 № 4

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

лей, юристов, химиков, физиков, математиков, программистов и т.п. Поэтому, если главная цель вуза - подготовка специалистов в конкретной области деятельности, то и учебный план должен быть подчинен достижению именно этой цели. В этом смысле гуманитарные знания выглядят во многом излишними, бесполезными и неоправданно затратными (по принципу: «польза от них сомнительна, а вред громаден»).

Справедливости ради следует отметить, что неприятие представителями точных наук гуманитарного знания имеет давнюю историю. Начиная с древности, когда философия была «наукой наук» и олицетворяла все гуманитарные знания, мыслители характеризовали положение философа как «трагическое», имея в виду непонимание окружающих, неприятие ее идей, обреченность на одиночество.

В наше время положение гуманитария не менее трагично, хотя ему приходится иметь дело не столько с непониманием, сколько с игнорированием философских идей. Философию опустили на обыденный уровень, ее часть употребляют в рекламных целях. Например, «философия ароматов» или «философия дизайна сантехники» и т.п. Смысл понятия философии здесь предельно упрощен и из него выхолощено его истинное значение.

Можно вспомнить также дискуссию между «физиками» и «лириками» в начале 60-х годов XX века. Помнится вердикт физиков в отношении к лирикам, звучал примерно так: «Надо изучать точные науки, а в Третьяковку можно сходить и на пенсии». Правда, в конечном счете, «физики» и «лирики» пришли все-таки к согласию.

Попытаемся проанализировать аргументы защитников узкой специализации. Тезис «удешевления» образования за счет сокращения социогума-нитарных наук, кажется достаточно здравым, но только в том случае, если не принимать во внимание того, что государству нужны не только и не просто специалисты, но также и граждане, которым не безразлична судьба своей Родины, которые способны осознать, что иногда личный интерес должен быть подчинен интересам государства и общества. Отметим, что овладение специальностью не делает человека гражданином. Для воспитания гражданственности нужны как раз те области гуманитарной культуры, которые направлены на решение данной задачи. Так, История Беларуси позволяет человеку осознать принадлежность к определенной национальной общности, место своего поколения в череде исторических событий, понять специфику и своеобразие своей эпохи. Философия дает человеку представление о социальных связях, о природе и функциях государства

и права, о смысле человеческого существования, о добре и зле, о взаимоотношениях личности и общества, о свободе и ответственности.

Невзирая на то, что сегодня выше ценится профессионализм, свести образование только к профессиональной подготовке - значит уничтожить одну из его фундаментальных функций - воспитание гражданственности. В.А.Никифоров, д.ф.н., ведущий научный сотрудник института РАН, в недавно опубликованной в «Вопросах философии» очень острой статье охарактеризовал ситуацию в гуманитарном образовании следующим образом: «Нужны ли обществу... - врачи и юристы, не имеющие представления об элементарных нормах нравственности? Нужны ли нам биологи, для которых безразлично, над кем ставить эксперимент - над крысой или человеком? Нужны ли нам ученые и инженеры, которые с одинаковой готовностью берутся сооружать атомную электростанцию, атомную бомбу или портативное взрывное устройство для террористов? Будут ли такие профессионалы достойными и ответственными гражданами своей страны... В конце концов, и киллер - тоже «профессия» [2].

Наконец, когда мы говорим о гуманитарном образовании, в частности, будущего врача, то наиболее важным индикатором его реформирования или сохранения является сам студент, его установки на высшее образование.

Нас периодически убеждают в том, что подавляющее большинство студентов выступают за сокращение дисциплин социально-гуманитарного цикла. Действительно ли так обстоит дело или реформаторы умело манипулируют мнением студентов по этому вопросу? В 2006-2007 гг. в ГрГМУ было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие 350 студентов всех факультетов университета, разделенных на две референтные группы: студенты II курса (250 человек), студенты V курса (100 человек - опрос пилотный). Обратимся к некоторым фрагментам нашего исследования, так как рамки статьи не позволяют рассмотреть все его многоплановые аспекты.

Прежде всего, мы попытались выявить отношение студентов к существующей модели социогу-манитарного образования в медвузе. Подавляющее большинство от 71,7% на 2 курсе лечебного факультета - до 71,4% на V курсе выразили одобрение существующей модели гуманитарного образования. Значительно более низкий процент одобривших такую модель был на медико-психологическом факультете (48,9%). Можно предположить, что это определяется спецификой специальности студентов-психологов, так как в структуре ряда кур-

сов имеются тесные междисциплинарные связи с рядом социогуманитарных наук. В других вариантах ответов студенты отметили (названы по степени убывания важности) - добавить в изучение дисциплин больше творческих моментов; философию изучать на IV курсе, а возможно на У-У1 курсах; изучать все дисциплины на Ш-У курсах; изучать в качестве спецкурсов по выбору. По мнению респондентов, гуманитарные науки, прежде всего, формируют необходимые знания об обществе (от 27,5% на лечебном факультете - до 24,4% на медико-психологическом факультете); способствуют формированию личности (от 38,1% на V курсе -до 22,2% на 2 курсе медико-психологического факультета); развивают логическое мышление (от 25,2% на лечебном факультете - до 11,1% на медико-психологическом факультете); способствуют дискуссионной постановке проблем (от 28,9% на 2 курсе медико-психологического факультета - до 19% на V курсе). Отметим также, что гуманитарные науки ничего не дают 6,4% студентам лечебного факультета, 1,3% - педиатрического факультета, 11,1% - медико-психологического факультета, 4,8 % - V курса. Как видим, это не составляет того абсолютного большинства, опираясь на которое, можно делать выводы о неприятии студентами социогуманитарных знаний.

Выделим еще один аспект нашего исследования, позволяющий говорить о прагматическом значении социогуманитарного знания для жизни человека. Судя по опросам, полученные гуманитарные знания всегда помогают респондентам функционировать в социальной среде: от 35,9% на педиатрическом факультете - до 31,5% на лечебном факультете; иногда помогают: от 66,7% на V курсе - до 48,9 - на 2 курсе медико-психологического факультета; редко помогают: 3,4% на лечебном факультете. Не помогают: от 15,6% на медико-пси-

хологическом факультете - до 3,8% на педиатрическом факультете. При характеристике других ответов на данный вопрос выделим наиболее популярный: изучая социально-гуманитарные науки, понимаешь, насколько низок уровень культуры в обществе.

Таким образом, результаты нашего опроса весьма обнадеживают, так как большинство студентов-медиков понимают, что высшее учебное заведение всегда давало и дает образование в широком смысле этого слова, оно готовило и готовит просвещенных людей. Стать просвещенным, широко образованным человеком - вот цель, быть может, более важная по сравнению с обретением какой-либо специальности. Конечно, встречаются молодые люди, пылко увлеченные определенной профессиональной сферой деятельности и не желающие тратить свои силы и время учебы на что-либо другое. Желание стать первоклассным хирургом, педиатром, психиатром и т.п. профессионалом в студенческой среде - известное явление. Однако эти молодые люди со временем прозревают и начинают понимать, что жизнь человеческая не сводится к выполнению только профессиональных функций. Стремление к узкой профессионализации высшего образования в западной Европе и США давно подвергнуто уничтожающей критике в работе Г.Маркузе «Одномерный человек», произведениях испанского философа Х.Ортеги-и-Гассета, выявившего тенденцию превращения большей части населения в «людей толпы, в человека-массы».

Литература

1. Состояние, тенденции и перспективы отечественного образования. Круглый стол // Философские науки. - 2007. - №5. - С. 17.

2. Никифоров, А.Л. Философия в системе высшего образования / А.Л. Никифоров // Вопросы философии. - 2007. - №6. - С. 21.

Поступила 19.11.08

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.