Научная статья на тему 'Дисциплинарные педагогические практики в современной школе по результатам наблюдения (на примере школ г. Пермь)'

Дисциплинарные педагогические практики в современной школе по результатам наблюдения (на примере школ г. Пермь) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ДИСЦИПЛИНА / ПРАКТИКА / ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРАКТИКИ / SCHOOL / DISCIPLINE / PRACTICE / DISCIPLINARY PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карлагина Юлия Владимировна

Отражена проблема функционирования образовательного процесса в стенах такого дисциплинарного института, как школа. Основываясь на результатах наблюдения, мы выяснили, каким образом выстраивается образовательный процесс в современной школе, а самое главное, какие дисциплинарные практики применяют учителя для организации урока, взаимодействия с учениками и достижения образовательных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINARY PEDAGOGICAL PRACTICE IN MODERN SCHOOL BASED ON OBSERVATION RESULTS (ON EXAMPLES OF PERM’S SCHOOLS)

The article reflects the problem of functioning of the educational process at such disciplinary institute as school. Based on observation results, we found out how the educational process is being built in a modern school, but most importantly which disciplinary practice teachers use to organize the lesson, interact with student and achieve educational goals.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарные педагогические практики в современной школе по результатам наблюдения (на примере школ г. Пермь)»

характеристикам образовательную платформу — «Ё-стади», у которой есть все нужные элементы для предмета МХК. Пришли к выводу, что осваивать материал по мировой художественной культуре будет проще и интереснее, через смешенное обучение с образовательной платформой «Ё-стади», поскольку она имеет все необходимые функции для работы на предмете МХК.

Список литературы

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М., 2016. 325 с.

2. Будущее онлайн-обучения и обучения в высшем образовании [Электронный ресурс] // Десять главных изменений в образовании будущего. URL: https://vesti-ukr.com/poleznoe/obrazovanie/27387-desj at-glavnyh-izmenenij -v-obrazovanii-buduwego (дата обращения: 10.04.2018).

УДК 316

Карлагина Юлия Владимировна

студентка IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: mydurling96@gmail.com

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАБЛЮДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ Г. ПЕРМЬ)

Yulia V. Karlagina

A four-year Student of the Faculty of History

Perm State Humanitarian-Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: mydurling96@gmail.com

DISCIPLINARY PEDAGOGICAL PRACTICE IN MODERN SCHOOL BASED ON OBSERVATION RESULTS (ON EXAMPLES OF PERM'S

SCHOOLS)

Аннотация. Отражена проблема функционирования образовательного процесса в стенах такого дисциплинарного института, как школа. Основываясь на результатах наблюдения, мы выяснили, каким образом выстраивается образовательный процесс в современной школе, а самое главное, какие дисциплинарные практики применяют учителя для организации урока, взаимодействия с учениками и достижения образовательных целей.

Ключевые слова: школа, дисциплина, практика, дисциплинарные практики.

Abstract. The article reflects the problem of functioning of the educational process at such disciplinary institute as school. Based on observation results, we found out how the educational

© Карлагина Ю.В., 2018

process is being built in a modern school, but most importantly which disciplinary practice teachers use to organize the lesson, interact with student and achieve educational goals.

Key words: school, discipline, practice, disciplinary practice.

М. Фуко в работе «Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы» [2] был одним из первых, кто рассмотрел образовательное учреждение в качестве дисциплинарного института и дал определение такой форме социального контроля, как «дисциплина». Он говорил о том, что власть дисциплины производит контроль над деятельностью тела индивида, и распределением этого тела в пространстве и времени, занимается осуществлением телесных и дискурсивных практик.

Нежелание или невозможность индивида следовать дисциплинарным нормам учебного заведения порождает некоторое отклонение или аномию в его поведении, которую дисциплинарное учреждение стремится исправить. То есть деиндивидуализировать его, сделать после выхода из учебного заведения общественно полезным элементом, легко подчиняемым всем нормам и правилам, установленным в обществе. Важный принцип функционирования дисциплины — автономность. Данный принцип демонстрируется в школьной организации. Пространство учебного учреждения организовано таким образом, чтобы каждый участник образовательного процесса знал свои функции и соблюдал предписанные нормы и правила поведения. Иными словами, дисциплинарное пространство конструирует не какой-то отдельный индивид или группа таковых, а само пространство задает дисциплинарные практики. В связи с этим можно заметить, что сначала мы конструируем пространство, а затем пространство конструирует нас.

В понимании П. Бурдье «практика» есть совокупность всех культурных актов, всякое проявление культурной активности, а также совокупность ментальных и телесных операций агентов по преобразованию социального мира [1]. Он установил, что академическая среда является полем реализации символической власти или, в нашем случае, полем применения телесных и дискурсивных дисциплинарных практик. В данном поле каждая функция участника образовательного процесса регламентируется согласно с его символическим капиталом, а дисциплинарная власть разделяет

подконтрольных индивидов на группы. В рамках школьного пространства деятельность групп контролируется наличием у участников определенных документов (например, наличие диплома об образовании, которое говорит о том, что учителя обладают необходимыми компетенциями). Подобным образом власть стремится четко разграничить сферы их возможностей, дисциплинировать практики.

Для того чтобы выяснить, какого рода дисциплинарные практики используют учителя во время учебного процесса, мы провели наблюдение в пяти разных по статусу и расположению школах: обычная школа, престижная и специальная (для детей с ОВЗ).

В процессе сбора и анализа результатов наблюдения мы пришли к выводу, что в современной школе сосуществуют шаблонные и индивидуальные дисциплинарные практики.

Шаблонные телесные и дискурсивные дисциплинарные практики проявляются в следующих ситуациях: ученики со звонком приветствуют учителя, сидят за партами, сохраняя осанку, отвечают только после поднятой руки. Присутствует письменная кодификация поведения: дневники, журнал оценивания, личные дела, журналы техники безопасности, конспектирование учебного материала. Дисциплинарные наказания исключают физическое воздействие и бывают в форме замечания, выговора и т.д.

Индивидуальные дисциплинарные практики исходят из конкретных целей урока. Дискурсивные практики находят отражение:

— в активном привлечении цифровых технологий (демонстрация изображений и текста в презентации, просмотр документальных фрагментов), разбор материала может происходить как с конкретным учеником, поднявшим руку, так и со всем классом. Если это ученики младшего звена, то использование цифровых технологий очень помогает в демонстрации материала, превращая процесс в увлекательное событие; повторение новых слов (если это урок иностранного языка) и новых правил (если это какой-либо другой урок) за учителем и вместе с учителем для лучшего запоминания;

— учитель во время изложения материала может, вместо того чтобы делать замечание отвлекающемуся ученику, внезапно спросить его по теме.

Другие приемы концентрации и привлечения внимания также были рассмотрены (дыхательные упражнения в начале урока, чтобы настроится на рабочий лад или игровые приемы в привлечении внимания младших школьников);

— возможность проводить обсуждение темы всем классом. Например, как показало наблюдение, это может происходить во время групповой работы над какой-либо проблемой урока, будь то необходимость овладеть каким-либо новым навыком, разобрать материал или проверить правильность выполненного теста. Не исключается и помощь класса своему однокласснику, когда тот работает у доски;

— продумывание учителем собственного регламента урока. Например, во время организации исторических дебатов учитель может создать свой регламент, содержащий перечень правил.

Телесные практики в основном проявлялись в следующем:

— разделение класса на группы, например, для проведения практической работы или организации исторических дебатов, когда ученики объединялись в пары, чтобы подготовить тему;

— изменение во время урока пространства класса (перестановка парт в зависимости от целей урока) или принципиально иное расположение парт в кабинете (в школе для детей с ОВЗ, глухих и слабослышащих, чтобы ученики и учителявидели и друг друга);

— иные примеры нам показали, что учитель может либо не обращать внимания на то, как сидят ученики за партами, либо уделять этому всякую свободную минуту, чтобы напомнить, что нужно сохранять осанку и не расслабляться.

Список литературы

1. Бурдье П. Лекция в университете Сан-Диего, март 1986 г. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2006/883 (дата обращения: 27.04.2018).

2. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы

[Электронный ресурс]. URL: http://modernlib.ru/books/fuko_mishel/nadzirat_i_nakazivat_rozhde nie_tyurmi/read (дата обращения: 26.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.