Научная статья на тему 'Смешанное обучение в преподавании МХК в старшей школе'

Смешанное обучение в преподавании МХК в старшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТЬЮТОР / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / BLENDED LEARNING / TUTOR / TEACHING METHODS / WORLD ART CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морсковатых Марина Юрьевна

Рассматривается новая технология образования смешанное обучение, которое постепенно внедрятся в российские школы. Представлены аргументы для ведения предмета МХК в технологии «смешанного обучения». Проанализированы образовательные платформы с целью отобрать одну самую эффективную платформу для предмета помещения в нее дистанционного курса по дисциплине МХК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морсковатых Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED LEARNING IN THE TEACHING OF THE MHKINSENIORSCHOOL

The article considers a new technology of education mixed education, which will gradually be introduced into Russian schools. The arguments for conducting the MHK subject matter in the "mixed learning" technology are presented. Educational platforms have been analyzed, in order to select one of the most effective platform for the subject of a room in it of a distance course on the MHC subject.

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение в преподавании МХК в старшей школе»

проектов мы можем сказать, что образовательная среда грамотно и профессионально сформирована, она позитивно влияет на личность ученика. Музей как учреждение культуры в силу своей специфики обладает значительными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития и воспитания особенно для подрастающего поколения.

Список литературы

1. Галактионова Т.Г. Об отражении понятия «открытое образование» в педагогической теории и практике // Письма в Эмиссия. Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. 2012. № 3. С. 1752.

2. К вопросу о знаниевой парадигме в образовании [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека. URL: cyberleninka.ru (дата обращения: 14.04.2018).

3. Костецкая Г.А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы // Молодой ученый. 2014. № 18 (1). С. 49-51. URL: https://moluch.ru/archive/77/13245/ (дата обращения: 05.05.2018).

4. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью». М.: ВЛАДОС, 2008. 264 с.

5. ЧистяковаС.Н., Дмитриева Л.А. Проект «Город как школа» в практике общего и профессионального обучения школьников. М., 1997. 107 с.

6. Системная психолого-педагогическая экспертиза школы: методическое пособие / В. А. Ясвин, И. В. Соснова, Е. В. Черкалина, С. Н. Рыбинская. М, 2004. 104 с.

УДК 347.92

Морсковатых Марина Юрьевна

студентка IV курса отделения культурологии исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: marinamorskovatyh@mail.ru

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРЕПОДАВАНИИ МХК В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Marina Y. Morskovatykh

Student 4 year of the Department of Culturologyof Historical Faculty

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: marinamorskovatyh@mail.ru

BLENDED LEARNING IN THE TEACHING OF THE MHK

IN SENIOR SCHOOL

Аннотация. Рассматривается новая технология образования — смешанное обучение, которое постепенно внедрятся в российские школы. Представлены аргументы для ведения

© Морсковатых М.Ю., 2018

предмета МХК в технологии «смешанного обучения». Проанализированы образовательные платформы с целью отобрать одну самую эффективную платформу для предмета помещения в нее дистанционного курса по дисциплине МХК.

Ключевые слова: смешанное обучение, тьютор, методика преподавания, мировая художественная культура.

Abstract. The article considers a new technology of education — mixed education, which will gradually be introduced into Russian schools. The arguments for conducting the MHK subject matter in the "mixed learning" technology are presented. Educational platforms have been analyzed, in order to select one of the most effective platform for the subject of a room in it of a distance course on the MHC subject.

Key words: blended learning, tutor, teaching methods, world art culture.

В последние годы в России активно развивается новая технология образования — смешанное обучение. Оно представляет из себя «микс» дистанционного обучения с очным. Имеет разные модели обучения в зависимости от того, какой из двух компонентов обучения будет являться базовым. Внедрение такой технологии образования в российские школы требует особого подхода, большого количества времени и подготовки. В России такая технология скорее исключение, чем правило, в отличие от зарубежного образования. По результатам исследования 2007 г. в США около 55 % вузов использовали смешанное обучение, в 2017 г. осуществлялось такое обучение в 75 % старших школ США, а по прогнозам на 2019 г. уже половина школьников перейдет на онлайн-курсы [2, с. 48]. А в России таких школ единицы, но все же есть учителя, которые работают в технологии смешанного обучения. Например, М.М. Лазуткина работает в «Гимназии №1576» г. Москвы учителем математики и координатором внедрения смешанного обучения. Она использует на уроках математики в 5-х классах модель обучения «Ротация станций». Учитель обществознания М.Н. Сонина реализует на своих уроках формат групповых проектов с использованием технологии смешанного обучения. М.А. Коломейцев, учитель географии в Ростове-на-Дону, осуществляет модель «Перевернутый класс». Как видим, учителя работают в разных моделях смешанного обучения, что позволяет им индивидуально поработать с каждым учеником, подобрать для класса определенную модель

обучения в соответствии с их уровнем подготовки [1, с. 282].

270

Смешанное обучение позволяет учитывать темп работы, время, затраченное на выполнение задания, свободно выбирать место работы с выходом в Интернет. Все это направлено на повышение эффективности работы учеников, так как исходит из индивидуальных характеристик каждого. Также способствует личному развитию ученика, его навыков и устранению пробелов в знаниях. Возможна корректировка курса под уровень и результаты учеников в процессе обучения. Смешанное обучение поможет ученикам освоить программу легче и интереснее. Дистанционный курс составляется преподавателем в готовых образовательных платформах, которых сейчас большое количество.

Для предмета мировая художественная культура (МХК) целесообразно также работать в технологии смешанного обучения с активным привлечением дистанционного уровня. Смешанное обучение хорошо вливается в предмет МХК и позволяет активизировать работу по предмету, обхватить материал шире, чем это возможно в классно-урочной системе. Мы выяснили, что не все существующие модели смешанного обучения подойдут для предмета МХК. Для нас наиболее интересны следующие модели: «Перевернутый класс», «Смена классов», «Ротация станций», «Гибкий план», «Индивидуальный план» и «Межшкольная группа» [1, с. 26]. Мы поняли, что именно в этих моделях можно эффективно работать на предмете МХК. Вышеперечисленные модели направлены на выработку навыков и компетенций, которые нужны при самостоятельной работе, разработке проектов и коллективной работе, что часто встречается в предмете МХК, поскольку предмет подразумевает практическую деятельность учеников.

Чем интересно смешанное обучение для предмета МХК? Во-первых, такое обучение облегчит ведение уроков для учителя, поможет ученикам систематизировать знания, индивидуальный подход поможет учесть все пробелы ученика и устранить их в дальнейшем. Во-вторых, технология смешанного обучения позволяет индивидуально выбирать маршрут, если ученик уже освоил общую программу и готов двигаться вперед, то есть

возможность поработать с более высоким уровнем знаний. В-третьих, в предмете МХК много визуального материала, с которым непосредственно и нужно работать: анализировать картины, соотносить их, слушать аудио, смотреть видеосюжеты. Смешанное обучение хорошо встраивается в предмет МХК, поскольку история искусства обширна — все невозможно изучить на уроках, но эта информация обходима при дальнейшем изучении и понимании материала. В этом случае дистанционное обучение приходит на помощь, часть материала по МХК можно изучать дома, самостоятельно в онлайн-режиме, где к заданиям будут прикреплены видеолекции, вебинары, творческие задания. В конце блока можно провести онлайн-тестирование, которое поможет выявить слабые и сильные стороны ученика и учесть их при дальнейшем обучении. Технология смешанного обучения работает на ученика, развивает УУД (универсальные учебные действия): работа с информацией и ее структурирование, способность к самоорганизации, анализ своей деятельности, установление причинно-следственных связей, целеполагание, планирование и другие полезные навыки.

Смешанное обучение позволяет выбирать и отслеживать темп работы над определенным заданием, время, место его выполнения. Ученик сам решает, когда ему сесть и сделать задание к определенному времени — равномерно распределить его и делать каждый день понемногу или отвести заданию больше времени, но в один день. Такую технологию можно реализовать онлайн в специальных образовательных платформах. Возникает новая проблема, а именно: какую образовательную платформу использовать? Ведь, как сказано выше, их сейчас большое количество, а тратить время на изучение каждой платформы отдельно у учителя не хватит времени. Большое количество образовательных платформ может ввести учителя в ступор, что заставит его отказаться от идеи внедрения смешанного обучения в предмет МХК. Для того чтобы избежать этого и освободить учителей МХК от такой работы, мы проанализировали двенадцать самых популярных образовательных программ, рассмотрели их характеристики и функционал и пришли к выводу, что более

подходящей образовательной платформой для предмета МХК будет «Ё-стади».

272

Обучаться дистанционно в последние годы уже стало нормой: экономит много времени как обучающимся, так и обучающим, имеет индивидуальный подход. Поскольку в школах тоже есть проблема непрерывного обучения: во время карантинов, каникул, удаленных от школ местностях, для детей с ограниченной возможностью передвижения и т.д., то в школах дистанционное обучение приведет к непрерывному процессу обучения.

Электронная образовательная среда «Ё-стади» имеет простой и удобный интерфейс, в нем разберется как учитель, так и ученик. Программа поделена на разделы, в ней можно найти «Рабочую зону», где размещается учебный материал, комментируются, выкладываются задания в виде файлов, презентаций, есть поддержка мультимедиа, то есть разрешен просмотр видео/аудио. Также есть раздел «Журнал», где ведется оценочная система и ее всегда можно увидеть. «Форум», где можно общаться между собой участникам, задавать вопросы и т.д. «Лента событий» отражает все новости и изменения в дистанционном курсе. Отличие данной программы в том, что она ориентирована на проектную работу, и это является большим плюсом для предмета МХК, ведь в нем часто разрабатываются творческие, креативные проекты. Предмет МХК направлен на выработку практических действий через проекты. «Ё-стади» имеет систему оценивания, статистики, блокировки переключения окон браузера во время тестирования, что позволяет предотвратить списывание. Образовательная среда «Ё-стади» является полностью бесплатной, легкой в управлении, контроле и эксплуатации. Мы считаем, что именно такая образовательная платформа отлично вписывается в смешанное обучение в предмете МХК, работать в ней легко и приятно (все понятно, удобный и красивый интерфейс). А главное — функционал позволяет выкладывать видео-, аудиоизображения, презентации, которых большое количество именно в уроках МХК, и эффективно развивать УУД у школьников.

Изучив смешанное обучение, мы выделили более эффективные модели

для предмета МХК, которые можно использовать при создании

дистанционного курса. Выбрали одну наиболее подходящую по функционалу и

273

характеристикам образовательную платформу — «Ё-стади», у которой есть все нужные элементы для предмета МХК. Пришли к выводу, что осваивать материал по мировой художественной культуре будет проще и интереснее, через смешенное обучение с образовательной платформой «Ё-стади», поскольку она имеет все необходимые функции для работы на предмете МХК.

Список литературы

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М., 2016. 325 с.

2. Будущее онлайн-обучения и обучения в высшем образовании [Электронный ресурс] // Десять главных изменений в образовании будущего. URL: https://vesti-ukr.com/poleznoe/obrazovanie/27387-desj at-glavnyh-izmenenij -v-obrazovanii-buduwego (дата обращения: 10.04.2018).

УДК 316

Карлагина Юлия Владимировна

студентка IV курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: mydurling96@gmail.com

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ НАБЛЮДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ШКОЛ Г. ПЕРМЬ)

Yulia V. Karlagina

A four-year Student of the Faculty of History

Perm State Humanitarian-Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: mydurling96@gmail.com

DISCIPLINARY PEDAGOGICAL PRACTICE IN MODERN SCHOOL BASED ON OBSERVATION RESULTS (ON EXAMPLES OF PERM'S

SCHOOLS)

Аннотация. Отражена проблема функционирования образовательного процесса в стенах такого дисциплинарного института, как школа. Основываясь на результатах наблюдения, мы выяснили, каким образом выстраивается образовательный процесс в современной школе, а самое главное, какие дисциплинарные практики применяют учителя для организации урока, взаимодействия с учениками и достижения образовательных целей.

Ключевые слова: школа, дисциплина, практика, дисциплинарные практики.

Abstract. The article reflects the problem of functioning of the educational process at such disciplinary institute as school. Based on observation results, we found out how the educational

© Карлагина Ю.В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.