Научная статья на тему 'Дисциплинарная ответственность судей: из опыта прошлого'

Дисциплинарная ответственность судей: из опыта прошлого Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
300
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУДЕБНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинкин Ю. А.

Статья привлекает внимание к дореволюционному опыту законодательной регламентации и практики привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Его изучение и по необходимости использование весьма востребованы в русле нынешних преобразований судебной системы, в частности для повышения качества судебного корпуса. Описывая дисциплинарное производство по судебным уставам 1864 г., автор сравнивает его с ныне действующим в контексте развернувшейся в настоящее время дискуссии по вопросам дисциплинарной ответственности судей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DISCIPLINARY RESPONSIBILITY OF THE JUDGES: FROM THE EXPERIENCE OF THE PAST

In the article The disciplined responsibility of judges: the experience of the Past the author writes about pre-revolutionary experience of the legislative of the disciplined responsibility fixation and the practice of the prosecution of judges. The study and using of this experience is actual nowadays because of transformations in the judge's system. It is necessary for qualitative improvement of the judge personnel. The author compares the disciplined responsibility of judges fixed in judge's statutes of 1864 with the modern one and takes part in the discussion about problems of the disciplined responsibility of judges.

Текст научной работы на тему «Дисциплинарная ответственность судей: из опыта прошлого»

Пробелы в российском законодательстве

1'2009

9.4. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУДЕЙ: ИЗ ОПЫТА ПРОШЛОГО

Калинкин Ю.А., к.ю.н., доцент, ректор Мордовского гуманитарного института

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. Статья привлекает внимание к дореволюционному опыту законодательной регламентации и практики привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Его изучение и по необходимости использование весьма востребованы в русле нынешних преобразований судебной системы, в частности для повышения качества судебного корпуса. Описывая дисциплинарное производство по судебным уставам 1864 г., автор сравнивает его с ныне действующим в контексте развернувшейся в настоящее время дискуссии по вопросам дисциплинарной ответственности судей.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность,

судебная система.

Судебная реформа, проводимая ныне в нашей стране, вызывает живейший интерес к истории становления и развития российского правосудия, опыту его предыдущих преобразований.

Самого пристального внимания в этом плане заслуживает российская судебная реформа 1864 года. Многое из того, что возрождается, создается в рамках нынешней реформы, впервые учреждалось в Судебных уставах 20 ноября 1864 года.

Следует отметить прежде всего объективную обусловленность и принципиальную схожесть исторической и социально-экономической обстановки тех и теперешних радикальных перемен в судоустройстве и судопроизводстве.

Отцы той и другой судебных реформ были озабочены становлением сильной и независимой судебной власти, отделением ее от законодательной и исполнительной.

В Указе Правительствующему Сенату, предварявшем принятие Судебных Уставов, император Александр II известил, что «они вполне соответствуют желанию нашему водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность». Этими же идеями проникнута принятая 24 октября 1991 года Концепция судебной реформы в России. Ее разработчики, как и авторы Судебных Уставов, исходили из необходимости создания в России доступного, бессословного, осуществляемого только судом, основанного на равенстве перед ним, правосудия.

Сегодняшний ход судебной реформы вполне тради-ционен для России - поэтапность введения суда присяжных и других новых элементов организации правосудия.

Вполне привычна проблема становления новых форм судоустройства и судопроизводства: растущие нагрузки на общие и мировые суды, отсутствие достаточных финансовых средств, прежде всего для мировой юстиции, преодоление зависимости судебной власти от исполнительной, чиновников всех уровней, судебной волокиты и т. п .

Но проблемы современной судебной реформы во многом созвучны проблемам прошлой. И опыт их решения, достижения и просчеты должны быть, безусловно, учтены.

В частности, перед судейским сообществом, законодателем на передний план вновь выходят проблемы качества судебного корпуса, о чем откровенно заявил Президент России Д.Медведев, выступая на открытии седьмого Всероссийского съезда судей. Нет, президент не сомневался в качестве их образования, профессионализма и беспристрастной репутации. Наоборот, перечислив эти критерии идеального судьи, он заверил: «Большинство наших судей этим качествам соответст-вуют»1. Однако в России слишком часто прекращают полномочия судей досрочно (до 100 судей ежегодно). И Д.Медведев предложил создать единый дисциплинарный орган, который мог бы рассматривать меры дисциплинарного воздействия.

Эта идея, озвученная главой российского государства и давно вынашиваемая нынешним судейским сообществом, может быть практически реализована исходя из законодательного и фактического опыта дисциплинарного производства в отношении должностных лиц судебного ведомства по «Учреждению судебных установлений» 20 ноября 1864 года.

По мнению составителей судебных уставов, целью возбуждения дисциплинарного производства о должностном лице судебного ведомства являлось «поддержание в судебных установлениях по возможности самой строгой внутренней дисциплины, следящей за всякою, даже самой малозначительной виною каждого члена установления, но собственно не для того, чтобы преследовать его и наказывать, а единственно для того, чтобы благовременным взысканием за малую вину не дать развиваться наклонности к пренебрежению обязанностями и через то предупредить более важное упущение и сами преступления»2.

Учреждение судебных установлений, определяя основание и виды взысканий в порядке дисциплинарного производства в отношении должностных лиц судебного ведомства, выделяло среди последних лиц, непосредственно отправлявших правосудие, т.е. судей. К ним в порядке дисциплинарной ответственности, без предания уголовному суду могло быть применено только самое мягкое взыскание - предостережение, причем, «не иначе как по рассмотрении дела надлежащим, судом в особом дисциплинарном производстве» (ст. 264 УСУ). К слову сказать, предостережение или замечание могло быть сделано не только отдельному судье, но судебному месту в целом его составе или в составе присутствия. Такое право принадлежало высшей судебной инстанции - кассационным департаментам Правительствующего Сената. Предостережения и замечания могли быть сделаны или на словах или письменно.

В законе детально регламентировалось дисциплинарное производство в отношении судей. Дела, подлежащие дисциплинарному производству в отношении них, рассматривались вышестоящим судами - судебными палатами (в отношении председателей, товарищей председателей и членов окружных судов, мировых судей), кассационными департаментами Правительствующего Сената (в отношении председателей и членов судебных палат).

Дисциплинарное производство относительно судей возбуждалось или определениями самих судов и съездов мировых судей по принадлежности, или же предложениями министра юстиции. Закон устанавливал для начала дисциплинарного производства давностный

1 Суд идет. К реформе // Российская газета. - 2008. - 3 декабря.

2 Судебные Уставы 20 ноября 1864 года с изложением рассуж-

дений, на коих они основаны. - Спб., 1867. - С.261.

Калинкин Ю.А.

Ответственность судей: из опыта прошлого

срок - 1 год со времени учинения действия или упущения, подлежащего дисциплинарному взысканию.

Материалы по возбужденному дисциплинарному производству передавались в соответствующую судебную инстанцию, председатель которой предлагал их на предварительное обсуждение в распорядительное заседание суда. При предварительном обсуждении дисциплинарного дела суд собирал необходимые по делу справки и заслушивал устные или письменные объяснения обвиняемого судьи.

В последующем дело вносилось на рассмотрение и решение общего собрания департаментов или отделений суда, которое также проходило с участием обвиняемого.

По общему правилу дисциплинарные дела слушались при закрытых дверях. В открытом по просьбе обвиняемого заседании он мог иметь защитника из числа присяжных поверенных.

Следует отметить, что рассмотрение дисциплинарных дел носило упрощенный характер. Суд, говорилось в законе, не подчинялся никаким особенным формам, и порядок объяснения дела зависел исключительно от усмотрения суда. В. Случевский отмечал, что производство носило характер упрощенный, лишенный формальностей, а дисциплинарный суд имел вид и значение «домашнего суда», несложного и освобожденного от всяких формальностей3.

Перед постановлением решения суд заслушивал заключение прокурора, а затем окончательные объяснения подсудимого или его защитника.

Решения дисциплинарного суда можно было обжаловать в течение недели в вышестоящий суд, решение которого было окончательным.

Судебная контрреформа значительно расширила сферу дисциплинарной ответственности судей. Закон 20 мая 1885 года, ликвидировавший несменяемость судей и создавший высшее дисциплинарное присутствие Сената, предоставил министру юстиции право передавать на рассмотрение этого присутствия все проступки судей, которые, по его мнению, дают основание сомневаться в целесообразности дальнейшего пребывания судьи на своем месте. Высшее дисциплинарное присутствие ничего похожего на тот «домашний суд», о котором говорил В. Случевский, не имело. Даже весьма далекие от либералов авторы не могли не заметить, что путь, по которому пошло законодательство, издав акт 20 мая 1885 года, находился в полном противоречии с судебными уставами 1864 года4.

Сравнение законодательного и фактического опыта дисциплинарного производства в отношении судей по Уставам 1864 года с ныне действующим его порядком убеждает нас в необходимости совершенствования последнего. Так, в настоящее время идут острые дискуссии по процедурам прекращения судейских полномочий.

В частности, выдвинуто предложение, чтобы жалобы на такое решение квалификационной коллегии рассматривал Верховный суд России. Но есть и другие варианты. Например, предлагают устроить некое дисциплинарное присутствие из действующих судей, освобожденных от своих обязанностей на время работы в этом органе. И на его рассмотрение выносить жалобы судей, чьи полномочия прекращены или кто наказан в дисциплинарном порядке, а также и жалобы на самих судей, в

3 Случевский В. Учебник русского уголовного процесса. - Спб., 1913. - С.164.

4 Фельдштейн Г.С. Лекции по уголовному судопроизводству. -М., 1915. - С.128.

случае если квалификационная коллегия отказалась принять их к рассмотрению5.

Заслуживает внимания в этой связи предложение о создании специального дисциплинарного суда. Он смог бы разбирать факты явного нарушения процессуального законодательства, равно как и случаи объективного или необъективного прекращения судейских полномо-чий6.

На наш взгляд, проблема обновления организации правосудия в России должна приближать её к цивилизованной демократической модели, основанной как на международных стандартах в этой области, так и российском опыте реформ прошлого.

Рецензия.

Проблема, затронутая в настоящей статье, является весьма актуальной. В настоящее время существующая процедура привлечения судей к дисциплинарной ответственности критикуется как со стороны правоохранительных органов, так и со стороны судей, которые указывают на то, что данный порядок недостаточно урегулирован в законах и актах органов судейского сообщества. Наличие пробелов создает сложности в работе органов контроля за качеством правосудия и условия для произвола, необоснованного ущемления прав судей. Рассмотренная в статье тема является злободневной, по ней неоднократно высказывались руководители высших судебных органов. Недавно о необходимости создания единого органа по вопросам дисциплинарной ответственности судей заявил Президент РФ Д.А. Медведев. В связи с этим необходимым является разработка предложений по совершенствованию механизма привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Ю.А. Ка-линкин предлагает обратиться к незаслуженно забытому опыту решения проблемы дисциплинарной ответственности судей в дореволюционной России. В статье дается характеристика дисциплинарного производства в отношении судей по Уставам судебной реформы 1864 г., последовательно рассматриваются цели, субъекты, этапы, акты дисциплинарного производства, меры дисциплинарного воздействия того времени. Рекомендации автора статьи и анализ процедуры дисциплинарного производства заслуживают подробной правовой оценки и учета при урегулировании данной проблемы в современной России. Несомненно, статья Калинкина Ю.А. содержит новизну в решении назревшей проблемы и будет полезна как для научных, так и практических работников.

А.В. Шигуров, к.ю.н., доцент кафедры уголовного права, криминалистики и криминологии ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева»

5 Особый суд для чиновников // Российская газета. - 2008. - 18 ноября.

6 Судите и судимы будете // Российская газета. - 2006. - 10 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.