Научная статья на тему 'Дисциплина по выбору: проведение уроков здоровья студентами СГМУ в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями "Вишенки" г. Смоленск'

Дисциплина по выбору: проведение уроков здоровья студентами СГМУ в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями "Вишенки" г. Смоленск Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ / ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ И УМСТВЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / УРОК ЗДОРОВЬЯ / DISCIPLINE OF CHOICE / CHILDREN'S DISABILITY / DENTAL CARE FOR CHILDREN WITH DISABILITIES / HEALTH LESSON

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова Т. С., Василевский С. А., Доценко А. В.

В статье рассматриваются возможности улучшения процесса подготовки студентов на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии по дисциплине «Стоматологическая помощь детям с ограниченными физическими и умственными возможностями»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Степанова Т. С., Василевский С. А., Доценко А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTIVE DISCIPLINE: SSMU STUDENT´S HEALTH LESSONS FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN REHABILITATION CENTER "VISHENKI" IN SMOLENSK

The article is discussed the possibilities of improving of student´s preparing process at the Department of Pediatric Dentistry with a course of orthodontics in the discipline "Dental care for children with disabilities".

Текст научной работы на тему «Дисциплина по выбору: проведение уроков здоровья студентами СГМУ в реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями "Вишенки" г. Смоленск»

УДК. 616.31-053.2:378.180.6

i ДИСЦИПЛИНА ПО ВЫБОРУ: ПРОВЕДЕНИЕ УРОКОВ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТАМИ СГМУ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ «ВИШЕНКИ» Г. СМОЛЕНСК

Степанова Т.С., Василевский С.А., Доценко А.В.

Смоленский государственный медицинский университет

214019, Россия, г. Смоленск, ул. Крупской, д. 28

Резюме.

В статье рассматриваются возможности улучшения процесса подготовки студентов на кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии по дисциплине «Стоматологическая помощь детям с ограниченными физическими и умственными возможностями»

Ключевые слова: дисциплина по выбору, детская инвалидность, стоматологическая помощь детям с ограниченными физическими и умственными возможностями, урок здоровья.

i ELECTIVE DISCIPLINE: SSMU STUDENT'S HEALTH LESSONS FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN REHABILITATION CENTER "VISHENKI" IN SMOLENSK

Stepanova T.S., Vasilevskiy S.A., Dotcenko A. V.

Smolensk State Medical University

Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary.

The article is discussed the possibilities of improving of student's preparing process at the Department of Pediatric Dentistry with a course of orthodontics in the discipline "Dental care for children with disabilities".

Keywords: discipline of choice, children's disability, dental care for children with disabilities, a health lesson.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования ориентирован на результаты образования и формирование компетентностной модели выпускника. Увеличена самостоятельная работа студентов относительно аудиторной. Внедряются интерактивные формы и активные методы обучения [1].

В стандарте третьего поколения повышены требования к кадровому обеспечению. Расчет трудоемкости дисциплин и циклов определяется в зачетных единицах по европейской системе. Появилось деление циклов на базовую и вариативную части. Для базовой части определен перечень обязательных дисциплин и сформулированы требуемые результаты обучения [1]. Современный специалист должен быть не только высококлассным диагностом и лечебником, но он должен знать, уметь и применять в своей деятельности профилактические, реабилитационные мероприятия, психолого-педагогические приемы, быть организатором, управленцем, исследователем, постоянно и мотивированно совершенствоваться, быть коммуникабельным и позитивно настроенным человеком, уметь работать в команде, быть способным впитывать в себя инновации и использовать их в своей повседневной практике [9]. Основной целью вариативной части является расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых дисциплин для успешной профессиональной деятельности и продолжения профессионального обучения [12].

Вариативная часть делится на две составляющие: обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Отличием дисциплин по выбору от обязательных дисциплин является более углубленное и расширенное изучение учебного материала, подробное, обстоятельное,

максимально обоснованное изложение того или иного вопроса. Выделяют курсы информационно-обзорного характера и углубленные курсы по выбору. Курсы информационно-обзорного характера направлены на расширение базы для самообразования, введение студентов в суть определенных теорий, специфики задач и используемых методов, которые могут иметь применение для соответствующих специалистов [1].

По данным Родиошкиной Ю.Г. (2010), наиболее полным является определение дисциплин по выбору, как совокупность организационных структур обучения в вузе, основанных на привлечении студентов к активному участию в науке, направленных на дальнейшее совершенствование и развитие профессиональных зияний, умений и навыков, являющихся базой формирования профессионального мастерства [11].

На кафедре детской стоматологии с курсом ортодонтии ФГБОУ ВПО СГМУ согласно ФГОС с 2016 г. на 5 курсе введена дисциплина по выбору «Стоматологическая помощь детям с ограниченными физическими и умственными возможностями». По данной программе работа проводится по нескольким направлениям: профилактика и лечение основных стоматологических заболеваний.

Детская инвалидность - наиболее актуальная медико-социальная проблема современного общества, так как является одной из главных характеристик общественного здоровья и социального благополучия страны и качества оказываемой медицинской помощи [3]. В связи с неуклонным ростом детской инвалидности встает вопрос об организации качественного лечения детей с ограниченными возможностями, профилактикой осложнений и медицинской реабилитацией.

Среди причин инвалидности с детства одно из первых мест принадлежит болезням нервной системы (38,3%), при этом ведущее место занимает детский церебральный паралич (56%) [4; 7].

Стоматологическое лечение детей с ограниченными возможностями требует особого подхода, оно - комплексное мультидисциплинарное. Задача врача-стоматолога, входящего в многопрофильную команду врачей, заключается в оценке состояния челюстно-лицевой области пациента.

Платонова Н.В. и соавт. (2011), исследуя стоматологический статус детей с ограниченными возможностями, указывают, что гигиеническое состояние рта данной категории пациентов зависит от ограничения двигательной функции верхних конечностей, снижения скоростных возможностей, связанных с особенностями мелкой моторики кистей рук, быстрой утратой приобретенных мануальных навыков по уходу за полостью рта, углеводистой направленностью рациона питания и отсутствием контроля и помощи со стороны родителей [10].

Е.А. Залазаева (2018) у детей с диагнозом - церебральный паралич выявила высокую распространенность кариеса (80%) и интенсивность (2,10 ± 0,48) и отметила что у них часто поражены кариесом зубы фронтальной группы, зубо-челюстные аномалии были выявлены в 76% случаев [5].

На основании того, что у пациентов с ограниченными умственными и физическими возможностями плохая гигиена рта и высокая распространенность кариеса, они нуждаются в обучении уходу за полостью рта.

Практическая работа врача-стоматолога с детьми-инвалидами связана с выраженными сложностями проведения у них лечебно-профилактических процедур. Именно поэтому актуально создание специальных программ по санитарно-гигиеническому просвещению и обучению [8].

При проведении уроков здоровья и обучающих программ по гигиеническому уходу за зубами, врачи сталкиваются со значимой проблемой, обусловленной тяжестью клинических проявлений основного заболевания [2]. Такие ребята, как правило, отзывчивы, впечатлительны, эмоциональны. Сложность же заключается в том, что у каждого ребенка свой уровень развития, знания по учебному предмету, тяжелый диагноз.

Целью нашей работы была разработка и внедрение студентами урока стоматологического здоровья для детей с ограниченными умственными и физическими возможностями в разновозрастных коллективах.

Уроки здоровья студенты 5 курса стоматологического факультета ФГБОУ ВО СГМУ проводят для детей, находящихся в «Реабилитационном центре для детей и подростков с

ограниченными возможностями «Вишенки» г. Смоленска», так как такие дети на массовом стоматологическом приеме встречаются не часто. Для доступности восприятия полученной информации такими «особенными» детьми и их разного возраста, студенты разработали программу проведения занятий с учетом основных принципов подхода к проведению урока здоровья. За основу построения урока взята оригинальная методика, которая разработана и изложена сотрудниками кафедры в учебно-методическом пособии [6]. Согласно этой методике «Урок здоровья» делится на 4 части: мотивация, демонстрация методики чистки зубов на моделях, индивидуальное обучение, подведение итогов.

Так как группа (28 человек) была сформирована из детей разного возраста, ведущий, адаптировано к ним рассказал сказку, а студенты ее сыграли на сцене. Главной идеей было наглядно объяснить, для чего необходимо чистить зубы и сколько раз в день.

Затем студенты разобрали с детьми понятия вредные и полезные продукты. Дети внимательно слушали и активно участвовали - отвечали на поставленные вопросы.

Во второй части занятия студент показал методику чистки зубов на модели зубных рядов. После этого с каждым ребенком отработали полученные мануальные навыки. Если что-то не получалось у детей, студенты помогали им.

В четвертой части - по окончании проведения урока студенты подвели итоги и поблагодарили всех присутствующих за внимание, вручили детям подарки.

Такие уроки проводят студенты уже четвертый год подряд. Многие дети, которые были на первом занятии попали и на последующие. Мануальные навыки у них были значительно выше, чем у детей первый раз находившихся на занятии.

На основании полученного опыта проведения уроков здоровья, нами сделаны следующие выводы:

для улучшения гигиенического состояния полости рта детей с ограниченными возможностями необходимо проводить уроки здоровья, так как это влияет на позитивную коммуникацию с пациентом;

при работе с таким контингентом детей следует разрабатывать более доступные средства донесения информации (сказки, игры);

для лучшего усвоения полученных навыков в такой группе необходимо проводить занятия многократно - один раз в месяц, каждый раз отрабатывать движения на моделях, так как детям сложно выработать умение держать зубную щетку и совершать вертикальные и горизонтальные движения.

Оценка результатов опроса студентов после проведения таких уроков здоровья свидетельствует об улучшении усвоения учебного материала и положительном отношении их к описанной форме проведения занятий.

Литература (references)

1. Артюхин О.И. Система дисциплин курсов по выбору при подготовке бакалавров направления «педагогическое образование» // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-4. - С. 842-846.

2. Бобров Д.В. Распространенность, диагностика и лечение укорочения зубных рядов у детей Тверского региона // Технологии XXI века в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: материалы научно-практической конференции стоматологов и челюстно-лицевых хирургов ЦФО РФ с международным участием. Тверь, 2008. - С. 174-176.

3. Голубева Т.Ю. Анализ статистической медицинской документации по детской инвалидности // Молодой ученый. - 2016. - № 19. - С. 141-143.

4. Определение риска развития кариеса у детей с синдромом Дауна. / Е.Г. Денисова, Е.А. Олейник // Научные ведомости БелГУ «Серия» Медицина. Фармация». - 2011. - № 16 (111). - Вып. 15/1. - С. 69-77.

5. Залазаева Е.А. Формирование позитивного отношения к стоматологическому лечению путем коррекции психоэмоционального состояния у детей с церебральным параличом // Стоматология детского возраста и профилактика. - 2018. - № 3. - С. 41-44.

6. Кузьминская О.Ю., Гинали Н.В., Тюрина Т.В. Опыт проведения «Уроков здоровья в организованных детских коллективах» как интерактивной формы обучения на кафедре детской стоматологии // Смоленский медицинский альманах. - 2016. - № 2. - С. 94-96.

7. Лильин Е.Т. Особый ребенок. Знайте и умейте. В помощь специалистам и родителям детей, страдающих ДЦП // Детская и подростковая реабилитация. - 2006. - № 1. - С. 3-49.

8. Максимовская Л.Н., Алимова М.Я. Совершенствование организации стоматологической помощи детям в Российской Федерации // Стоматология детского возраста и профилактика. -2013. - № 1. - С. 3-5.

9. Нефедов П.В., Нефедова Л.В. Наш взгляд на ФГОС -3 ВПО // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 4-2. - С. 173-175.

10.Платонова Н.В., Горбатова Л.Н. Стоматологический статус и особенности гигиенического воспитания детей с ограниченными возможностями в организованных коллективах // Мультидисциплинарные аспекты здоровья детей в условиях образовательной среды. -Архангельск, 2011. - С. 168-188.

11.Родиошкина Ю.Г. Фундаментальная и профессионально направленная подготовка по физике студентов технических вузов в рамках вариативного компонента учебного плана: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 205 с.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 31.05.03 Стоматология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.