Таким образом, изменение организационной структуры вуза является необходимым условием обеспечения качества образовательных услуг в условиях действия новых образовательных стандартов. Принципиальным моментом перехода на стандарты ВПО нового поколения является отказ от стандарта содержания образования в пользу стандарта результатов. В этих условиях требуется выстраивание и постоянная корректировка основной образовательной программы (ООП) в аспекте поэтапного формирования в различных дисциплинах, модулях, практиках и т.д. общекультурных и профессиональных компетенций.
Это не может быть осуществлено в рамках привычной организационной структуры, при которой содержательные аспекты подготовки обеспечиваются деятельностью различных кафедр. Требуется переход на матричную структуру управления процессом подготовки, при которой меняются функции кафедр и деканатов. В рамках последних должны создаваться «дирекции программ», которые и будут обеспечивать
указанное выстраивание и корректировку ООПов и которым в рамках реализации данной программы будут подчиняться преподаватели различных кафедр.
Литература
1. Голуб Г.Б., Фишман И.С., Фишман Л.И. Стандарты третьего поколения: чему учить и что проверять на выходе // Вопросы образования (ВШЭ). - 2010. - №3. - С.102-114.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. Электронный документ. Загл. с экрана / М1р://минобрнауки.рф/%Б0%В4% D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD% D1%82%D1%8B/924.
3. Фишман Л.И. Методология и механизмы повышения качества образовательных услуг на основе делегирования обратных связей: монография. - Самара: Самар. науч. центр РАН, 2009. - 180 с.
4. Фишман Л.И. Специфика образовательных услуг и ее учет при проектировании механизмов повышения их качества // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. - 2009. - N° 5 (55). -С. 120-125.
Fishman L.I.
ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF A UNIVERSITY AND QUALITY OF EDUCATION SERVICES IN CONTEXTS OF NEW EDUCATION STANDARDS
The necessity of changing of organizational structure of a university as condition of quality of education services providing is depicted; the essence of new activities in educational process management is determined; the essential designs of organizational structures in new conditions are suggested.
Key terms: quality of education services, quality of education services production, university organizational structure, federal state education standard.
УДК 338.46
Тучков А. И.
ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ» КАК «МЁРТВАЯ ЗОНА» В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
В статье содержится критический взгляд на место дисциплины «Экономика образования» в учебных планах вузов. Ключевые слова: экономика образования, подготовка специалистов вузов, учебные планы вузов.
На первый взгляд, заголовок данной работы устарел на полтора десятка лет. Бурное развитие социально-культурной сферы, появление большого числа новых образовательных учреждений, активная исследовательская деятельность в данной области - всё это, несомненно, стало предпосылкой усиления образовательной направленности всей системы подготовки специалистов социально-экономического профиля. Тем не менее, обращает внимание отсутствие адекватной эпохе экономики знаний теоретической
основы образования. Создаётся впечатление, что самые разнообразные аспекты образовательной деятельности рассматриваются в любых, но только не специальных социально-экономических курсах. Типичным примером здесь является рассмотрение философии, социологии, психологии образования. Между тем, именно те курсы, которые делают из студента специалиста, чаще всего содержат образовательную проблематику как второстепенную, дополнительную и даже факультативную. Укажем сразу, что факт су-
54
© Тучков А. И., 2Q13
ществования дисциплины «Экономика образования» как экономики отдельной отрасли непроизводственной сферы не является решением проблемы. Сущность экономики знаний требует изучения влияния образования на всю социально-экономическую деятельность, а данный подход превращает эту дисциплину в такую же отраслевую «веточку» как «экономика туризма», «экономика рекреационной сферы», «экономика здравоохранения» и т. п. В конечном счёте, данная дисциплина оказывается ничем иным, как частью курса «Экономика непроизводственной сферы», нацеленного прежде всего на интересы соответствующих организаций, а не экономики в целом. Это тем более недопустимо при подготовке востребованных в самых различных отраслях специалистов по труду в условиях всё более тесного переплетения трудового и образовательного процесса.
Такое положение является в высшей степени парадоксальным по целому ряду причин:
- возрастание роли образования обуславливает необходимость формирования соответствующего курса;
- разработка этого курса в учебных заведениях обеспечивает возможность его быстрой реализации.
- близость «производителя» и «потребителей» данной дисциплины предопределяет мотивированность участников образовательного процесса.
Тем не менее, соответствующий курс представляет собой скорее дополнительную, не имеющую должной степени «укорененности» дисциплину. По мнению автора, причиной подобного положения является совокупность объективных и субъективных причин. Первые обусловлены, прежде всего, сложностью описания образовательного процесса в рамках господствующей социально-экономической парадигмы.
Можно утверждать, что именно рыночная направленность подавляющего большинства новых курсов не позволила реализовать возможность отражения в них социально-экономических основ образования. Следует признать, что сущность самого термина «образование» на основе рыночных категорий раскрыть невозможно (он может быть лишь уточнен и дополнен). С этой точки зрения, данная проблематика существенно отличается от той. которая составляет основу дисциплины «управление персоналом». Последняя скрупулезно описывает такие легко интерпретируемые в терминах спроса и предложения темы как отбор работников, выбор претендентов на занятие вакантных рабочих мест, дифференциация вознаграждения и т.п.
Наиболее ярким исключением, несомненно, является теория человеческого капитала. Именно она часто рассматривается как «рыночная» и «экономическая» основа сферы образования, позволяющая, с одной стороны, рационализировать и объективизировать ее, а с другой - установить необходимые связи со сферой производства. Между тем. при непредвзятом рассмотрении становится очевидным,
что теория человеческого капитала не раскрывает сущности образовательного процесса как такового. Всё отличия между различными образовательными технологиями сводятся прежде всего к различиям затрат, их разделению между семейными хозяйствами, предприятиями и государством, а также механизмам финансирования этих затрат. Сущностная сторона образовательной деятельности либо игнорируется, либо рассматривается в качестве независимых от субъектов образовательной деятельности и лишь косвенно связанных с образовательным процессом экстерналий (примером последних является снижение преступности у образованных людей). Более перспективным является, по мнению автора, использование категорий «социальный капитал» и «организационный капитал», однако они. во-первых, требуют специального рассмотрения, а. во-вторых пока не инкорпорированы в должной степени в понятийный аппарат науки об образовании.
Заметим, что в данном случае мы затрагиваем весьма широко распространённый упрёк в адрес представителей неоклассической экономической школы, который сводится к слабому отражению в соответствующих моделях технологической основы хозяйственной деятельности. Ее анализ чаще всего ограничивается выделением трудо - и капиталоинтенсивных технологий, а все другие отличия сводятся в конечном счёте к различиям в уровне производительности труда.
Разумеется, всё вышесказанное не означает полного отсутствия соответствующей проблематики в материалах других курсов. Проблемы образования рассматриваются в таких темах как содержание труда и классификация работников, курсах нормирования и организации труда. Тем не менее, рыночная направленность теории приводит к тому, что основы образовательного процесса рассматриваются либо чрезмерно обобщённо, либо в основном описательно.
Субъективные причины слабого отражения образовательной тематики соотносятся с традиционным представлением о том, что она рассматривается в курсе педагогики, который (даже вследствие этимологии данного слова) связывают с общим, а не с высшим профессиональным образованием. Не следует забывать и то обстоятельство, что изучение курса «Экономика образования» в той или иной степени затрагивает административный персонал высших учебных заведений, которому не может быть безразлична, например, оценка качества образования обучающимися (которая, вне всякого сомнения, подвергнется корректировке после изучения курса). Ещё более противоречивыми могут быть проблемы, связанные с выбором образовательных технологий, систем оценки знаний, определением нормативов обеспеченности учебного процесса и т.п.
Возникает вопрос, а возможно ли вообще создание единой теории образовательного процесса как теоретической основы экономики образования.
Экономика образования ♦ № 1, 2013
55
Основными признаками, свидетельствующими в пользу положительного решения данного вопроса, являются следующие:
1. Образовательный процесс является целостным и объективным социально-экономическим явлением, описывающим целым рядом всесторонне охватывающих его параметров. Он может быть рассмотрен в рамках системного подхода.
2. Как отдельно взятый образовательный процесс, так и их взаимоувязанная совокупность имеет определённую и достаточно устойчивую логику развития. Это позволяет рассматривать его на основе эволюционного подхода
3. Образовательный процесс органически связан с другими процессами (прежде всего технологическими и трудовым), что даёт возможность использовать междисциплинарный подход.
4. Образовательные процессы обладают разнообразием и. что еще более важно, альтернативностью. Это позволяет использовать сравнительный подход.
Последнее обстоятельство, по-видимому, имеет принципиальное значение хотя бы потому, что оно оказывает влияние на реализацию всех остальных подходов. Все они могут быть интегрированы в рамках новой институциональной теории, отличительной особенностью которой является отказ от единого критерия рациональности действий экономических субъектов. Всё то позволяет широко использовать процессные и институциональные оценки деятельности различных экономических субъектов, что в полной мере соответствует сущности системы образования.
Tuchkov A.I.
DISCIPLINE «EDUCATION ECONOMY» AS «A DEAD ZONE» IN TRAINING OF SPECIALISTS OF A SOCIAL AND ECONOMIC PROFILE
Article contains a critical view of a discipline place «Education economy» in curricula of higher education institutions. Keywords: education economy, training of specialists of higher education institutions, curricula of higher education institutions.
УДК 330.31
Бабаев Б. Д., Андрекус Е. А., Сабурова А. А. СОБСТВЕННОСТЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И КАК ИНСТИТУТ
В статье структурировано понятие собственности с учетом политико-экономического и институционального подходов. Ключевые слова: собственность, экономическая категория, институт, собственность на средства производства, эволюция объектов собственности, институционализация отношений собственности, формы собственности.
В теме собственности в смысле экономико-теоретических трактовок можно выделить отдельные исследовательские блоки. Приведем один из возможных вариантов. Отношения собственности (экономическая категория) и права собственности с обременениями (институт) - аспекты исторический и теоретический во взаимосвязи. Собственность как связь «человек - природа» и как отношение «человек - человек» (исследование во взаимосвязи экономической и правовой сторон). В порядке развития политико-экономической темы представление о собственности как двустороннего процесса - «присвоение - отчуждение», при этом делается акцент на процессы обособления хозяйствующих субъектов. Формы собственности на ресурсы в хозяйственной жизни (исторический и теоретический аспекты во взаимодействии). Институционализация отношений собственности как развитие темы взаимосвязи экономического и правового аспектов, т. е. определение
условий, при которых реализуется тот или иной тип отношений собственности. Комбинации отношений и прав (с обременениями) собственности на ресурсы, производные формы собственности. Эволюция объектов и субъектов отношений и прав собственности на ресурсы. «Собственность - управление - контроль». Собственность и неосязаемые активы. Собственность и виртуализация отношений. Современное многообразие форм собственности, замещение одних форм другими. Отношения собственности и процессы обобществления с учетом глобализационной составляющей. «Подрыв» товарно-денежных отношений и трансформация отношений собственности. Отношения собственности в глобальном аспекте.
Некоторые из обозначенных блоков рассматриваются в данной статье.
Тема собственности, прежде всего собственности на средства производства, и ее форм была неизменно популярной в политической экономии. Она трак-
56
© Бабаев Б. Д., Андрекус Е. А., Сабурова А. А., 2013