А.В. Ванеев,
Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)
Дисциплина "Декоративная живопись" как основа для творческого проектирования
В Московском филиале "Высшей школы народных искусств (института)" с 2011 года ведется подготовка по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" по четырем профилям: "Художественная вышивка", "Художественная роспись ткани", "Декоративная роспись", "Ювелирное искусство". На протяжении всего обучения студентов ориентация идет на гуманитарную, творческую и художественную деятельность. Главной задачей профессии обучения студентов является формирование проектной культуры в процессе художественно-профессиональной деятельности, на основании которой студенты могут самостоятельно находить и использовать методы и способы решения творческих задач, что особо актуально в современных условиях.
Известно, что в учебном процессе механизмы творческой и профессиональной деятельности формируются уже на начальном этапе обучения посредством ряда общехудожественных и специальных дисциплин, особое место среди которых занимает "Декоративная живопись". В процессе педагогической работы, а именно преподавания предмета "Декоративная живопись" студентам ювелирам, сформировались определенные подходы к обучению декоративной живописи, которые отразились на процессе профессионального обучения.
Для того, чтобы улучшить качество обучения студентов ювелирного искусства, необходимо рассмотреть и проанализировать процесс подготовки студентов по данной дисциплине «Декоративная живопись».
Ювелирное искусство является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, традиционные формы ювелирных изделий и технологий их изготовления передавались из поколения в поколение. В некоторые эпохи ювелирное искусство было не просто частью культуры, но и активно участвовало
в ее формировании (например, первобытное искусство, эпоха барокко и др.) Отсчет этапов развития ювелирного дела на территории России следует начинать с зарождения Киевской Руси (IX - XII вв.) и Владимиро-Суздальского княжества (X - XII вв.). Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города: Великий Устюг, Вологда, Кострома, Новгород, Нижний Новгород, Псков, Ярославль,
Санкт-Петербург, Москва и многие другие.
Современный курс «Декоративная живопись» унаследовал свои главные черты от заданий декоративных переработок, проходивших по курсу «Живопись» в Московской школе художественных ремесел. Кафедра живописи Московского филиала ВШНИ является прямым наследником традиций: студенты и преподаватели могут широко использовать работы методического фонда кафедры, библиотекой института. Творческая среда на кафедре живописи во многом способствует становлению художественных традиций национальной культуры России.
Курс «Декоративная живопись» для студентов - ювелиров построен на выполнении практических заданий, изучении элементов изображения в декоративной живописи, цветовых и колористических отношений, системы пространственных построений, способов и приемов в декоративной живописи. Практическим занятиям соответствует изучение творческого наследия мастеров живописи в Государственном музее Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Все это позволяет студентам ювелирного искусства овладеть декоративно-живописным мастерством и использовать эти полученные знания и умения в изучении таких дисциплин, как: «Основы композиции», «Проектирование». Программа дисциплины «Декоративная живопись» для студентов - ювелиров создана на основе систематизации и обобщения сформировавшегося методического фонда декоративных переработок в московском филиале.
На первом этапе изучения декоративной живописи студенты знакомятся с
элементами изображения в декоративной живописи. Основными изобразительно-
выразительными средствами являются: линия, штрих, точка, пятно, фактура и их
4
производные. Эти же средства, но выраженные цветом, применяются в декоративной живописи и наиболее часто в виде их сочетаний. Изучая элементы изображения декоративной живописи, студенты - ювелиры выполняют ряд заданий изображениями, которых служат: фрукты, овощи, предметы быта. На занятиях по декоративной живописи студенты получают основные понятия о тональных и цветовых соотношениях, контрасте, нюансе, интенсивности освещения. Кроме живописно-декоративных навыков студенты воспринимают гармонию формы. В процессе работы студенты учатся декоративными средствами передавать цветовую и тональную пластику предметов быта, характер фактуры поверхности. Во время занятий формируются такие качества, как умение моделировать форму, пользоваться специфическими техниками и приемами декоративной живописи, такими как: лессировка, ретуширование поверхности и т.д. На протяжении выполнения заданий студенты стремятся к художественному обобщению работы, ее эмоциональной выразительности.
На втором этапе студенты - ювелиры в процессе освоения декоративной живописи выполняют ряд копий с образцов или фотографий из библиотеки института. Задание имеет давние традиции. С начала освоения ювелирных школ в России ученики начинали знакомство с лучших образцов отечественных и зарубежных художественных школ, копируя подлинники чертежей и гравюр. Для этого приобретались гравировальные альбомы ювелирных украшений за рубежом. Копируя, ученики приобщались к высокому вкусу, умению владеть живописными материалами, работе с цветом, композицией листа, работе в масштабе, т.е. всем тем качествам, которые необходимы и в наше время. Основная цель копирования, как и прежде - подготовить профессионально студентов к их будущей самостоятельной работе над композицией, приобщить учащихся к общехудожественной культуре.
Третьей этап обучения студентов заключается в изучении композиционных
особенностях декоративной живописи: симметрия, асимметрия, ритм, выявление
орнаментально-ритмической основы натурной постановки. На третьем этапе
происходит перестройка мышления студентов, связанная с переходом от
академической живописи с объемно-пространственной трактовкой формы
5
предметов на плоскости изображения к более условной, плоскостной трактовке форм. Студенты знакомятся с целями и задачами курса "Декоративная живопись", с понятиями "декоративность" как совокупности особых качеств произведений искусства и как приема художественно-образного мышления в пространственно-временных искусствах, с примерами проявления декоративности в различных произведениях станкового и декоративного искусства, с возможностями различных декоративных решений в ювелирном искусстве.
Таким образом, по нашему мнению в процессе изучения дисциплины «Декоративная живопись» у студентов формируется культура, которая представляет собой « проектную культуру студентов в высшем профессиональном образовании в области декоративной живописи, как степени овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования) и последнего постижения проектирования ювелирных украшений, выражающихся в реализации творческого замысла методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформировать собственно мотивационно-ценностного отношения к ювелирному искусству».
Список литературы:
1. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку художников традиционно-прикладного искусства. Санкт-Петербург. 2013 .
2. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки. Санкт-Петербург. 2013 .
3. Серов П.Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства. Санкт-Петербург. 2012 .