Научная статья на тему 'Дисциплина "Декоративная живопись" как основа для творческого проектирования'

Дисциплина "Декоративная живопись" как основа для творческого проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНАЯ ЖИВОПИСЬ / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванеев А.В.

В статье раскрывается значение предмета «Декоративная живопись» в образовательном процессе по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» для профиля 3. «Художественный металл (ювелирное искусство)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисциплина "Декоративная живопись" как основа для творческого проектирования»

А.В. Ванеев,

Московский филиал Высшей школы народных искусств (институт)

Дисциплина "Декоративная живопись" как основа для творческого проектирования

В Московском филиале "Высшей школы народных искусств (института)" с 2011 года ведется подготовка по направлению "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" по четырем профилям: "Художественная вышивка", "Художественная роспись ткани", "Декоративная роспись", "Ювелирное искусство". На протяжении всего обучения студентов ориентация идет на гуманитарную, творческую и художественную деятельность. Главной задачей профессии обучения студентов является формирование проектной культуры в процессе художественно-профессиональной деятельности, на основании которой студенты могут самостоятельно находить и использовать методы и способы решения творческих задач, что особо актуально в современных условиях.

Известно, что в учебном процессе механизмы творческой и профессиональной деятельности формируются уже на начальном этапе обучения посредством ряда общехудожественных и специальных дисциплин, особое место среди которых занимает "Декоративная живопись". В процессе педагогической работы, а именно преподавания предмета "Декоративная живопись" студентам ювелирам, сформировались определенные подходы к обучению декоративной живописи, которые отразились на процессе профессионального обучения.

Для того, чтобы улучшить качество обучения студентов ювелирного искусства, необходимо рассмотреть и проанализировать процесс подготовки студентов по данной дисциплине «Декоративная живопись».

Ювелирное искусство является одним из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, традиционные формы ювелирных изделий и технологий их изготовления передавались из поколения в поколение. В некоторые эпохи ювелирное искусство было не просто частью культуры, но и активно участвовало

в ее формировании (например, первобытное искусство, эпоха барокко и др.) Отсчет этапов развития ювелирного дела на территории России следует начинать с зарождения Киевской Руси (IX - XII вв.) и Владимиро-Суздальского княжества (X - XII вв.). Центрами русского ювелирного творчества в разное время были старинные русские города: Великий Устюг, Вологда, Кострома, Новгород, Нижний Новгород, Псков, Ярославль,

Санкт-Петербург, Москва и многие другие.

Современный курс «Декоративная живопись» унаследовал свои главные черты от заданий декоративных переработок, проходивших по курсу «Живопись» в Московской школе художественных ремесел. Кафедра живописи Московского филиала ВШНИ является прямым наследником традиций: студенты и преподаватели могут широко использовать работы методического фонда кафедры, библиотекой института. Творческая среда на кафедре живописи во многом способствует становлению художественных традиций национальной культуры России.

Курс «Декоративная живопись» для студентов - ювелиров построен на выполнении практических заданий, изучении элементов изображения в декоративной живописи, цветовых и колористических отношений, системы пространственных построений, способов и приемов в декоративной живописи. Практическим занятиям соответствует изучение творческого наследия мастеров живописи в Государственном музее Изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Все это позволяет студентам ювелирного искусства овладеть декоративно-живописным мастерством и использовать эти полученные знания и умения в изучении таких дисциплин, как: «Основы композиции», «Проектирование». Программа дисциплины «Декоративная живопись» для студентов - ювелиров создана на основе систематизации и обобщения сформировавшегося методического фонда декоративных переработок в московском филиале.

На первом этапе изучения декоративной живописи студенты знакомятся с

элементами изображения в декоративной живописи. Основными изобразительно-

выразительными средствами являются: линия, штрих, точка, пятно, фактура и их

4

производные. Эти же средства, но выраженные цветом, применяются в декоративной живописи и наиболее часто в виде их сочетаний. Изучая элементы изображения декоративной живописи, студенты - ювелиры выполняют ряд заданий изображениями, которых служат: фрукты, овощи, предметы быта. На занятиях по декоративной живописи студенты получают основные понятия о тональных и цветовых соотношениях, контрасте, нюансе, интенсивности освещения. Кроме живописно-декоративных навыков студенты воспринимают гармонию формы. В процессе работы студенты учатся декоративными средствами передавать цветовую и тональную пластику предметов быта, характер фактуры поверхности. Во время занятий формируются такие качества, как умение моделировать форму, пользоваться специфическими техниками и приемами декоративной живописи, такими как: лессировка, ретуширование поверхности и т.д. На протяжении выполнения заданий студенты стремятся к художественному обобщению работы, ее эмоциональной выразительности.

На втором этапе студенты - ювелиры в процессе освоения декоративной живописи выполняют ряд копий с образцов или фотографий из библиотеки института. Задание имеет давние традиции. С начала освоения ювелирных школ в России ученики начинали знакомство с лучших образцов отечественных и зарубежных художественных школ, копируя подлинники чертежей и гравюр. Для этого приобретались гравировальные альбомы ювелирных украшений за рубежом. Копируя, ученики приобщались к высокому вкусу, умению владеть живописными материалами, работе с цветом, композицией листа, работе в масштабе, т.е. всем тем качествам, которые необходимы и в наше время. Основная цель копирования, как и прежде - подготовить профессионально студентов к их будущей самостоятельной работе над композицией, приобщить учащихся к общехудожественной культуре.

Третьей этап обучения студентов заключается в изучении композиционных

особенностях декоративной живописи: симметрия, асимметрия, ритм, выявление

орнаментально-ритмической основы натурной постановки. На третьем этапе

происходит перестройка мышления студентов, связанная с переходом от

академической живописи с объемно-пространственной трактовкой формы

5

предметов на плоскости изображения к более условной, плоскостной трактовке форм. Студенты знакомятся с целями и задачами курса "Декоративная живопись", с понятиями "декоративность" как совокупности особых качеств произведений искусства и как приема художественно-образного мышления в пространственно-временных искусствах, с примерами проявления декоративности в различных произведениях станкового и декоративного искусства, с возможностями различных декоративных решений в ювелирном искусстве.

Таким образом, по нашему мнению в процессе изучения дисциплины «Декоративная живопись» у студентов формируется культура, которая представляет собой « проектную культуру студентов в высшем профессиональном образовании в области декоративной живописи, как степени овладения проектно-творческой системой ведущих деятельностей (художественной, конструктивной, проектной) на основе интеграции знаний специальных дисциплин (основ композиции, технического рисунка, моделирования и конструирования) и последнего постижения проектирования ювелирных украшений, выражающихся в реализации творческого замысла методом выбора оптимального алгоритма решения учебной и художественно-творческой проблемы, а также сформировать собственно мотивационно-ценностного отношения к ювелирному искусству».

Список литературы:

1. Дунаева Н.Ю. Специфика обучения рисунку художников традиционно-прикладного искусства. Санкт-Петербург. 2013 .

2. Камнева С.Ю. Формирование проектной культуры студентов высшей профессиональной школы в области художественной вышивки. Санкт-Петербург. 2013 .

3. Серов П.Е. Педагогическое руководство обучением живописи в среднем профессиональном учебном заведении традиционного прикладного искусства. Санкт-Петербург. 2012 .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.